Особенности федеративного отношения США и Канады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 12:42, контрольная работа

Краткое описание

США — федеративная республика, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Население страны — свыше 250 млн. человек. Штаты делятся на графства. Территория США состоит из трех несмежных частей, различных по размерам, этнической структуре и численности населения, природным условиям и уровню экономического развития: Основная собственно территория США), Аляска, Гавайские острова.

Содержание

1. Теоретическая часть……………………………………………………………....3
1.1 Политико-административное устройство и экономические системы США и Канады………………………………………………………………………………..3
1.2 Особенности федеративного отношения США и Канады ……………………5
2. Тестовые задания………………………………………………………………...12
Библиографический список……………………………………………………….13

Прикрепленные файлы: 1 файл

1.docx

— 23.14 Кб (Скачать документ)

1. Теоретическая часть……………………………………………………………....3

1.1 Политико-административное устройство  и экономические системы США  и Канады………………………………………………………………………………..3

1.2 Особенности федеративного отношения  США и Канады ……………………5

2. Тестовые задания………………………………………………………………...12

Библиографический список……………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

 

1 Политико-административное  устройство и экономические системы  США и Канады

 

США — федеративная республика, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Население страны — свыше 250 млн. человек. Штаты делятся на графства. Территория США состоит из трех несмежных частей, различных по размерам, этнической структуре и численности населения, природным условиям и уровню экономического развития: Основная собственно территория США), Аляска, Гавайские острова.

В соответствии с действующей конституцией компетенция федеральных органов власти и управления (президента, конгресса и федеральных учреждений) ограничивается областями законодательства и управления, требующими по своему значению единого регулирования для всей страны. К ним, в частности, относят внешнюю политику, оборону, валютно- денежную систему, налогообложение и таможенные пошлины. Каждый штат имеет свою конституцию и систему высших и местных органов власти и управления. В компетенцию штатов входят, например, такие функции, как руководство правоохранительными органами, судопроизводство, местное налогообложение, организация здравоохранения и просвещения.

Федеральные органы власти и управления следят за тем, чтобы федеральные законы соблюдались на всей территории страны. В случае противоречия федеральных законов или законодательства отдельных штатов конституции США эти вопросы рассматриваются Верховным судом США.

Экономическая система США основывается на свободном рыночном хозяйстве с правовым и политическим регулированием экономических процессов на макроуровне. При этом государство не вмешивается непосредственно в вопросы объема и структуры производства, ценообразования, организации труда и заработной платы. Законодательство гарантирует свободное развитие личности и предпринимательства, создает условия для частной инициативы и равенства различных форм собственности. Основой развития экономики является соревнование производителей, конкурирующих между собой на рынке. А их движущей силой, мотивацией производства товаров и услуг является стремление к получению прибыли.

 Особенности федеративного  отношения США и Канады

 

Общеизвестно, что политико-государственная система США в своем наиболее обобщенном виде базируется на разделении властей (исполнительной, законодательной, судебной) и федеративной форме устройства страны [2, с. 87]. Тем самым принцип горизонтального, «видового» разделения власти поддерживается и окончательно закрепляется федеративным характером государственного устройства, а именно вертикальным подразделением полномочий на центральный, штатный и местный уровни власти. К тому же федеративное устройство страны в значительной мере дополняет и гарантирует от возможных сбоев эффективность действия исторически сложившейся и существующей системы «сдержек и противовесов» во властном механизме американского государства. Тем самым следует особо отметить, что современный федерализм, и в первую очередь его американская модель, по своей значимости и совокупности воздействия на происходящие общественные процессы представляет собой самостоятельное и вполне самодостаточное явление, что еще не всегда и не в достаточной мере осознается в отечественных научных и политических кругах [3, с.12].

Но главное, что присуще федерализму в его американском измерении и что имеет кардинальное значение для осмысления стратегических параметров его развития, связано с фактом превращения федерализма в США из чисто правового феномена (формы государственного устройства) в эффективное средство решения многочисленных проблем, в неотъемлемый образ жизни и систему ценностей всего американского общества. Один из наиболее авторитетных специалистов в области американского федеративного государственного устройства профессор В.Острем особо акцентирует внимание на том, что федерализм в США - «это не просто форма правления; это метод решения проблем, образ жизни» [2, с. 89].

Примечательно, что еще лишь каких-нибудь четверть века назад в таком признанном федеративном образовании как США нередко можно было столкнуться с тем, что вопросы федеративного развития рассматривались чисто поверхностно. В журналистике был в ходу термин МЕГО-проблема (аббревиатура из начальных букв английских слов «my eyes glaze over», т.е. чисто рядовой вопрос, который на газетной или журнальной полосе не привлекает внимания и сообщение о нем «пробегают» глазами). Но как уже отмечалось, приблизительно с конца 60-х гг. прошлого века обозначился явственный перелом в противоположном направлении. Достаточно упомянуть о возрождении политического курса Вашингтона в виде инициатив и практических мер в рамках широкомасштабных программ «нового федерализма» Р.Никсона, Р.Рейгана, Б.Клинтона.

В этой связи крайне характерны два полярных высказывания мэтров американской политологии в отношении роли и значения федеративных отношений в стране. Крайне пессимистически настроенный американский политолог Д.Локард замечает: «Сколь ни странно это звучит, но, по всей вероятности, отцы-основатели не хотели федерализма в том смысле, в каком этот термин понимается в XX в.». Полным дисонансом ему звучат слова его соотечественника профессора Д.Элазара, который более чем симптоматично отмечает: «Если действительно в американской политической системе и существуют некие специфические элементы, то они относятся прежде всего к особенностям американского федерализма. Именно создание устойчивой и прочной федеративной системы правления по всей вероятности и составляет наиболее уникальный вклад США в сокровищницу мирового политического искусства» [1, с. 37].

На первый взгляд приведенные высказывания крайне парадоксальны и никак не стыкуются одно с другим. Но в этом кажущемся неразрешимым противоречии заложен глубочайший смысл и главное достижение американской федеративной системы. Будучи, на первый взгляд, исключительно централизованной, она остается достаточно гибкой и «эластичной», чтобы штаты и местные органы власти при всей своей соподчиненности Вашингтону не только не потеряли своей самостоятельности, но при определенных обстоятельствах могли бы и значительно расширить сферу своей компетенции и масштабы полномочий. Такая «приспосабливаемость» или способность адаптироваться к вновь складывающимся внешним условиям стала своего рода «фирменным знаком» американского федерализма последней трети XX столетия.

Важнейшей особенностью при рассмотрении федерализма США на рубеже веков остается тот факт, что в настоящее время американский федерализм развивается под воздействием и в условиях взаимообогащения трех основных научных школ или направлений научной мысли. Все они представлены авторитетными в науке и влиятельными в политических кругах фигурами.

Первое научное направление возглавляет профессор Дж. Кинкейд, с 1988 по 1994 гг. исполнительный директор влиятельного постоянного Консультативного Комитета конгресса США по межправительственным отношениям, с 1994 г. директор Центра по изучению управления штатов и местного управления имени Р.Б. и Х.С. Майнеров факультета управления и права университета Лафайет в г. Истон (штат Пенсильвания), со-редактор научного журнала «Публиус» по проблемам современного федерализма, с 1999 г. президент Международной Ассоциации Центров изучения федерализма, автор многих законодательных инициатив и участник многочисленных парламентских слушаний по вопросам развития и усовершенствования американской федеративной системы. Сторонники данного научного направления придерживаются мнения, что в основе американского федерализма должны превалировать начала активного соперничества, соревновательности, здоровой конкурентной борьбы. Представители данного направления во главу угла ставят активность и предприимчивость представителей субъекта федеративных отношений.

Вторая школа научной мысли в области американского федерализма сформировалась в рамках и вокруг Центра по изучению федерализма Темплского университета в г.Филадельфия (штат Пенсильвания). Организационно Центр оформился в 1967 г. Во главе него вплоть до своей безвременной кончины в декабре 1999 года стояла такая колоритная и авторитетная личность как первый президент и один из основателей Международной Ассоциации Центров изучения федерализма, плодовитый автор, заслуженный профессор Д.Элазар. В своих работах сотрудники данного Центра в качестве приоритетного постулата выдвигают идею всесторонней социальной поддержки населения, партнерства и сотрудничества.

И наконец, третье направление научного поиска в области американского федерализма представлено работами Д.Б.Уокера. Профессор университета Коннектикута, автор фундаментального труда «Возрождение федерализма: расшаркиваясь перед Вашингтоном» подчеркивает, что в развитии американского федерализма наступил качественно иной этап развития. Если на предыдущем этапе так называемого «кооперативного федерализма» требовалось в основном слаженное взаимодействие и воля к сотрудничеству между представителями различных уровней власти, то в условиях распространения федеративных отношений практически на все сферы общественной жизни изменения будут необходимы во всей политической философии управления и принятия решений.

Примечательно, что эволюция федерализма в США и его конкретной институциональной формы - федеративного государства, несмотря на наличие различных научных течений и школ, происходит скорее под знаком их взаимовлияния и взаимообогащения, нежели в условиях непримиримого противоборства и соперничества (хотя последнее несомненно присутствует). Представителям противоположных направлений удается на многочисленных форумах и в ходе жарких дебатов, несмотря на свои противоречивые исходные позиции, вырабатывать в целом сбалансированные и обобщающие оценки, подходы и стратегические установки для стимулирования поступательного развития федеративных отношений в рамках американской федерации.

Устойчивое и стабильно поступательное развитие современной экономики, и в первую очередь экономики такого супер гиганта как США, зависит от сложного и во многом противоречивого взаимодействия целой суммы разнообразных факторов. В конкретных американских условиях это в значительной мере определяется и влиянием на хозяйственную жизнь страны всей политико-государственной системы общества, в том числе такого ее краеугольного камня каким является на сегодняшний день американский федерализм. Возможность правящих кругов свободно маневрировать по вертикали от федерального и штатного уровня власти, заканчивая местным самоуправлением, во многом объясняет и обусловливает как экономические успехи, так и неизбежные трудности, которыми живет страна. А вместе с тем предопределяет и наличие значительных неиспользованных резервов и возможностей, еще существующих у властной элиты США для дальнейшего совершенствования механизма экономического развития.

В соответствии с действующей в стране Конституцией 1787 г. (одним из наиболее «старых» писаных основных законов новейшего периода истории) в США установлена дуалистическая федеративная форма государственного устройства, основанная на предельно жестком разграничении предметов ведения между Вашингтоном и штатами. В состав федеративного государства США входит 50 штатов страны и федеральный округ Колумбия с особым статусом, на территории которого находится столица - город Вашингтон].

По численности населения, размерам территории, уровню экономического развития многие штаты США, особенно наиболее крупные из них, без малейшего преувеличения представляют собой полноценные унитарные государства, чьи руководители (т.е. губернаторы) по своим полномочиям и возлагаемой на них ответственности могут быть сопоставимы с главами значительного числа независимых самостоятельных государств современного мира. В начале 90-х гг. бюджет только одного штата Калифорния в четыре раза превосходил бюджет такого государства как Филиппины с населением более 56 млн. человек. Если по такому агрегированному показателю как объем ВНП взять 25 ведущих стран мира, то им не будут уступать 10 штатов США, среди наиболее развитых 50 - уже будут сравнимы показатели 33 штатов, а с 75 ведущими странами окажутся сопоставимы объемы ВВП уже всех 50 штатов Америки [3, с. 54].

Национально-этнические различия среди населения не получили отражения в государственной структуре, хотя их наличие неоспоримо в экономической и социально-политической жизни страны.

Разделение полномочий между центром и штатами составляет важнейшую часть конституции 1787 г. Вся американская федеративная система того времени создавалась с целью перераспределения полномочий в рамках объединения тринадцати штатов с их самобытной политической и конституционной историей развития еще со времен колониального подчинения Великобритании. В связи с этим американский специалист Х.Шейбер отмечает, что «в соответствии с Конституцией 1787 г. новая политическая организация была призвана содействовать как объединению всех составляющих евро-американского населения в граждан одной страны, так и объединению правительств штатов». Это в значительной степени предопределило и главную конституционную особенность и отличие США от других современных развитых федеративных государств. А именно, довольно подробное описание полномочий самого центра и его совместной («конкурирующей») юрисдикции со штатами, в то время как компетенция последних (и довольно обширная) определялась как бы по «умолчанию», т.е. к ней относились все остаточные, конкретно не отнесенные к ведению центральной власти полномочия. Это служило прямым отражением приверженности отцов-основателей к одному из традиционных принципов политической истории и философии США - приоритет гражданских и личностных свобод, а также краеугольному положению американского федерализма «сильная федерация - сильные штаты».

К исключительному ведению союза были отнесены: регулирование междуштатной и внешней торговли, установление налогов и сборов, чеканка монеты и определение ее стоимости, установление мер и весов, учреждение федеральных органов власти, набор и содержание армии и военно-морского флота, ведение внешних сношений, организация почтовых служб, регламентация авторского права и вопросов натурализации, управление территориальными владениями США.

Информация о работе Особенности федеративного отношения США и Канады