Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 01:26, курсовая работа
В связи с этим теоретическую важность и практическую значимость приобретает проблема определения причин превращения Латвии в лидера мирового кризисного соревнования. Для того чтобы разобраться в этой проблеме, надо ответить на несколько простых вопросов. Развился ли столь глубокий экономический кризис в Латвии на собственной основе или, главным образом, был связан с действием неблагоприятных внешних факторов? Порождена острота кризисных явлений ошибками руководства страны или она заложена в сложившейся институциональной системе? Как повлияет кризис на финансовое положение страны? Каковы социальные причины и последствия экономического кризиса?
Введение. 2
Глава 1. Влияние экономического кризиса на экономику стран Балтики 3
Глава 2. Влияние экономического кризиса на экономику Латвии. 15
2.1 Основное положение 15
2.2 Правительственный кризис…………….. 16
2.3 Кризисный национализм…….. 17
2.4 Угроза дефолта и девальвации…………….. 18
2.5 Налоговая политика…………….. 19
2.6 Угрожающий рост безработицы…………….. 20
2.7 Система социальной защиты населения………….. 20
2.8 Серьёзные проблемы в здравоохранении………….. 21
2.9 Крах системы образования………….. 23
2.10 Кризисные проекты…………….. 23
2.11 2010 год…………….. 24
Глава 3. Пути выхода Латвии из кризиса. 25
Заключение. 25
Список использованной литературы. 27
Основные надежды связываются в случае введения евро с ростом доверия, а значит, и инвестиционной привлекательности экономик. По мнению премьер-министра Эстонии Андруса Ансипа, «введении евро подтолкнёт иностранных инвесторов, и это улучшит внешнюю торговлю, которая, в конечном счёте, и будет способствовать новому экономическому росту». Показательно, впрочем, что согласно социологическому опросу, проведённому в январе 2010 года, именно в Эстонии, планирующей первой ввести евро, это начинание впервые поддерживает менее половины населения (47%).
Скептически оценивают перспективы присоединения к зоне евро и некоторые латвийские экономисты. Так, президент объединения экономистов "Латвия - 2010" Ояр Кехрис полагает, что, если до сих пор не удалось ввести евро, то сейчас есть «более важные задачи — благосостояние жителей, сбалансированное и долгосрочное развитие государства, что в макроэкономических показателях измеряется приростом ВВП в размере 4%-6% в год». Критический подход, связанный в первую очередь со стремлением поддерживать макроэкономическую стабильность за счёт сокращения бюджетных расходов, демонстрирует глава оппозиционной Социал-демократической партии Литвы Альгирдас Буткявичус: «Мы понимаем, что правительство всеми силами пытается избежать дефицита бюджета в 2012 году, потому что хотят ввести евро. Но во имя евро жертвовать теми, кого больнее всего затронул кризис, просто цинично».
Западные экономисты в целом едины в оценке последствий кризиса для прибалтийских экономик. Эксперты международных финансовых институтов видят переспективу их развития в неолиберальном регулировании, основанном на приоритете финансовой и макроэкономического стабильности вместо смягчения последствий кризиса для населения. А факт введения евро хотя и не должен рассматриваться как панацея, однако стремление к вступлению в зону евро должно стать хорошим стимулом для внутренних структурных экономических реформ. Поэтому, по мнению Кристофа Розенберга, в 2008-2009гг. старшего регионального уполномоченного МВФ по Центральной Европе и Балтийскому региону, прибалтийским странам не следует отказываться от режима валютного управления: «Отказ от привязки к евро, даже перед лицом растущего внешнего давления, скорее всего, создаст больше проблем, чем разрешит, учитывая, что многие домашние хозяйства и предприятия брали кредиты в евро. Наоборот, отказ от существующей денежно-кредитной политики и политики в области регулирования обменных курсов создаст большую дополнительную нагрузку на существующие политические рычаги».
Ведущее британское издание «The Financial Times» рассматривает финансовую ситуацию в прибалтийских государствах в общеевропейском контексте. Режим фиксированного обменного курса является, по мнению обозревателя, их «защитой от повторных претензий со стороны России на влияние в регионе». В то же время отказ от привязки национальных валют к евро мог бы, с одной стороны, послужить фактором экономического оживления в этих государствах, но, с другой стороны, девальвация может вызвать рост экономической нестабильности в Европе и, в первую очередь, в Швеции, чьи финансовые интересы наиболее заметно представлены в странах Балтии.
Интересным представляется факт, что лауреат Нобелевской премии в области экономики Пол Кругман ещё в конце 2008г., предсказывая скорый дефолт в Латвии, проводил параллели между развитием её экономики и экономикой Аргентины, где, как известно, это случилось в 2001г.: «Латвия для меня - новая Аргентина, а Украина - новая Индонезия. События там схожи с теми, которые несколько лет назад привели к экономическому коллапсу в тех странах. Латвия и Украина хотя и не являются крупными экономическими государствами, но если к их проблеме добавить сложность на испанском и британском рынках недвижимости, это может стать вторым эпицентром глобального финансового кризиса».
Хотя этого ещё не произошло, надо отметить, что до нынешнего времени развитие прибалтийских экономик (и в первую очередь латвийской) движется именно по аргентинскому сценарию: введение режима фиксированного обменного курса, либерализация экономик и ориентация внутреннего производства на экспорт, возникновение зависимости от иностранных инвестиций, серьёзные финансовые проблемы и спад в реальном секторе с началом кризиса, сокращение бюджетных расходов, рост внешних заимствований. Финальная стадия пока не наступила, однако кто знает: не откажут ли им в кредите в критический момент, как это сделал МВФ в аргентинском случае в декабре 2001г.?
Представители российского экспертного сообщества связывают нынешнее состояние экономик стран Прибалтики с развитием в докризисные годы. Справедливую оценку, как представляется, даёт старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований А.Н.Сытин. По его мнению, кризис больнее ударил по странам Прибалтики, «потому что, во-первых, и темпы роста были выше, и ожидания после периода не очень богатого существования были выше, и, соответственно, запасы меньше, поддержки меньше. Пока спасает включенность в мировую финансовую систему, потому что, допустим, банковская система в значительной степени принадлежит не местному капиталу».
Стабилизацию и, возможно, экономическое
восстановление Латвии, Литвы и Эстонии
российские исследователи связывают с
разворотом в сторону России, учитывая
экспортную ориентированность их экономик
и большой российский рынок. Так, директор
Института Балтийского региона РГУ им.
Канта Ю.М.Зверев полагает, что «одним
из итогов экономического кризиса станут
серьезные институциональные и структурные
изменениям в прибалтийских экономиках.
При возобладании прагматических подходов
это, в свою очередь, может способствовать
развитию нормальных экономических отношений
стран Прибалтики и России». При этом страны
Балтии могут, по его мнению, перейти в
развитии «от модели «пограничных государств»,
рассматриваемых как «последняя граница
западной цивилизации», к модели «государств-ворот»,
связывающих страны Запада и Россию».
2. Влияние экономического кризиса на экономику Латвии
2.1. Основное положение
Латвия является одной из тех стран, что наиболее пострадали от мирового экономического кризиса, взявшего начало в 2007—2008 годах. По итогам 2009 года ВВП Латвии упал на 17,8 %, что являлось самым худшим показателем динамики ВВП в мире.
Специфика проявления мирового кризиса в Латвии
Особенности экономического кризиса в Латвии
2.2. Правительственный кризис
Эксперты утверждают, что существующая ныне кризисная ситуация в Латвии лишь отчасти связана с мировым экономическим кризисом, и своими корнями уходит в неумелое долгосрочное управление страной в течение почти всего срока восстановленной независимости Латвии. И в данный момент вместо эффективного подавления кризиса с применением труда сотен местных и профессиональных заграничных экономистов-экспертов, а также игнорируя советы представителей правительств других стран и организаций, правительство Латвии предпочитает тратить средства государственного бюджета на армейские нужды и реализацию таких спорных проектов, как нашумевший «Замок Света» (библиотека стоимостью ~250 миллионов долларов) и Южный Мост (Dienvidu tilts — мост длиной 803 м и шириной 34 м с развязками по обеим сторонам реки, стоимостью 890 миллионов евро).
Латвийский государственный аппарат — один из самых крупных среди всех стран Европы, доля чиновников составляет здесь целых 7,65 % от всего экономически активного населения страны (для сравнения, в соседней Литве — всего 0,93 %), а расходы на поддержание государственного аппарата составляют целых 20 % всех средств государственного бюджета (в Эстонии — всего 8 %).
Система управления Латвии является нестабильной — так, в период с 2004 по 2009 г. по разным причинам уходили в отставку четыре премьера: Эйнар Репше, Индулис Эмсис, Айгар Калвитис и Ивар Годманис (на смену которому в начале 2009 г. пришёл текущий премьер Валдис Домбровскис). Правительство в Латвии — коалиционное, и за последний десяток лет в правительственной коалиции ни разу не была представлена ни одна партия, представляющая интересы русскоязычного населения, даже, несмотря на большое количество голосов на выборах у таких партий. Так, партия ЗаПЧЕЛ (За Права Человека в Единой Латвии) по результатам выборов 2002 года заняла второе место Сейм Латвии, но в итоговое коалиционное правительство не вошла. По результатам выборов 2006 года партия Центр согласия оказалась на четвёртом месте Парламента Латвии, по результатам выборов 2010 года — второе место, но также осталась вне власти и коалиционного правительства. Существует мнение, что принятая коалиционная система управления существует в стране лишь для того, чтобы уменьшать влияние в парламенте оппозиционных партий, и, в особенности, партий, поддерживающих национальные меньшинства.
Очередная
причина правительственного и системного
кризисов кроется в недостатке образования
и опыта у властей предержащих.
Множество лиц, занимающих управляющие
должности в той или иной государственной
сфере, не имеют специальности или образования
для работы в этой сфере. Например, экс-президент
Вайра Вике Фрейберга является лингвист
и психолог по образованию, а действующий
президент Валдис Затлерс — травматолог-ортопед,
работавший до вступления в должность
хирургом, председатель правления Больницы
травматологии и ортопедии. Занимавший
пост министра обороны и министра здравоохранения
Винетс Велдре — ветеринар по образованию.
Занимавший пост министра земледелия
и министра экономики Атис Слактерис (автор
знаменитой фразы «nothing special…», символ
необразованности латвийских политиков) —
инженер-механик, бывшая министр культуры
Хелена Демакова (лоббист проекта «Замок
Света») — бакалавр в области изучения
иностранных языков; бывший мэр Риги —
врач-анестезиолог, а госинспектор труда,
председатель Партии зеленых Арнис Лухсе —
специалист по эксплуатации и ремонту
счетных машин.
На фоне кризиса не чужда латвийским слугам
народа и жажда к наживе. «Хорошим тоном»
для президента страны является улучшение
собственных жилищных условий за счёт
государственных средств, причем речь
идет о суммах, близких к миллиону евро.
Также в этой небольшой стране почему-то
считается необходимым снабжать чиновников
персональными автомобилями за государственный
счёт, причем речь зачастую идет не о малолитражках,
а о таких машинах, как Audi A6 и Volvo XC90. Аренда
таких автомобилей ежегодно обходится
государству в сотни тысяч евро.
2.3. Кризисный национализм
Как и каждый год, и в это сложное для Латвии время часть латвийских политиков призывали ограничить празднование 9 мая. По версии некоторых СМИ политики таким способом решили недостатки своей работы «прикрыть» обострением исторического национального противостояния между латышами и русскоязычными жителями Латвии. В канун празднования Дня Победы (9 мая 2009 года) мэр Риги «тевземец» Янис Биркс призывал ограничить празднование 9 мая. В своем призыве он также обвинил в организации беспорядков 13 января некие, одному ему известные, «левые группировки». В то же время, латышская националистическая партия «Visu Latvijai!» пожелала провести митинги протеста у Памятника Освободителям в Риге, но ей было отказано. В итоге, только торжественные мероприятия и праздничное шествие 9 мая 2009 года у Памятника Освободителям произошли с разрешения Рижской Думы.
16 марта 2009 года, в День памяти Латышского легиона, вопреки запрету Рижской Думы, шествие ветеранов Латышского легиона СС все же состоялось: полиция не помешала привычному ходу шествия с возложением цветов у Памятника Свободы.
2.4. Угроза дефолта и девальвации
С начала кризиса в Латвии, когда ВВП страны стал снижаться, а общая экономическая ситуация — ухудшаться, над страной нависла серьёзная угроза дефолта национальной валюты — лата. По мнению многих экспертов, чтобы избежать дефолта, латвийским властям придется объявить о девальвации лата. Проблема заключается в том, что девальвация обычно подстегивает экономику стран лишь с развитым внутренним производством, в случае же с Латвией (где импорт превышает экспорт), это не только не сулит экономического роста, но и рискует привести к не менее губительным последствиям, чем сам дефолт. Если девальвация лата произойдет, жители страны-импортера в одночасье станут беднее ровно настолько, насколько снизится покупательная способность девальвируемой национальной валюты.
Информация о работе Влияние текущего мирового экономического кризиса на экономику Латвии