Единый европейский акт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 12:06, реферат

Краткое описание

После войны Панъевропейское движение, управляемое американским истеблишментом, сохранившим многое из нацистского наследия, развернуло активную деятельность по закреплению у власти в европейских государствах проатлантистских элит, мыслящих не национальными, а общеевропейскими категориями. Нейтрализовав военно-политический потенциал Германии, но сохранив её финансово-экономическую мощь, американцы в условиях полной дискредитации немецкой национальной идеи осуществили такую перестройку сознания германского правящего класса, которая обеспечила мобилизацию его энергии в интересах мировой финансовой элиты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………...4
1.СТАНОВЛЕНИЕ ПАНЪЕВРОПЕЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ………………….............................................................5
2. ПАНЪЕВРОПЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ДИСКУРСЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: ПОПЫТКА ИСТОРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИДЕИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЕВРОПЫ……………………….................11
ЕДИНАЯ ЕВРОПА………………………………………………………………19
4.ВЫВОДЫ………………………………….....................................25
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................26

Прикрепленные файлы: 1 файл

Тема Единый европейский акт.docx

— 1.94 Мб (Скачать документ)

В конце 1920-х гг. инициатива в развитии панъевропейского движения окончательно перешла к французской дипломатии. В сентябре 1929 г. А. Бриан обратился к X сессии Ассамблеи Лиги наций с «Меморандумом об основных принципах панъевропейского процесса». В этом документе создание панъевропейской системы рассматривалось в качестве важнейшего условия для «ликвидации того анархического состояния межгосударственных связей в Европе, при которых сохраняется возможность возникновения конфликтов». При этом особое значение придавалось не только политике разоружения, но и преодолению экономического соперничества европейских стран. Бриан заявлял о необходимости создания «общего рынка» - системы тесного таможенного, финансового и производственного сотрудничества в пределах Европы. В развитие этих идей был разработан проект «пакта об экономическом ненападении».

В 1930 г. французское правительство опубликовало «Меморандум об организации Федерального европейского союза». Этот документ был разослан на рассмотрение всем европейским правительствам и послужил основой для разработки программы Второго панъевропейского конгресса, состоявшегося в 1932 г. в Базеле. По итогам работы конгресса было заявлено о создании Европейской партии и сформулированы основные направления панъевропейского процесса. Отказавшись от слишком обязывающего понятия «федерализация», делегаты конгресса призвали к созданию Союза стран Европы, призванного гарантировать суверенитет европейских стран и, на этой основе, способствовать их всестороннему сотрудничеству. С учетом сложной международной обстановки особое значение придавалось формированию военного союза европейских государств с единым генеральным штабом и военно-воздушными силами. Кроме того, первоочередным шагом на пути создания Союза считалось образование Таможенной унии Европы и в рамках ее - постепенное устранение т аможенных барьеров между государствами Европы, таможенная защита европейской промышленности и сельского хозяйства от внешней конкуренции, «рациональная организация европейского рынка», ввод единообразного управления колониями европейских стран, переход к единой денежной системе.

Помимо военного и экономического сотрудничества перспективными задачами Союза стран Европы на конгрессе были провозглашены четыре комплекса мер: «европейская мирная политика» (единая политика в отношении неевропейских стран, «интерконтинентальное» сотрудничество в рамках Лиги наций, тесное сотрудничество с Британской империей, погашение всех военных долгов, нейтралитет в отношении всех возникающих вне Европы конфликтов), «европейская социальная политика» (обеспечение прожиточного минимума всем безработным, ликвидация безработицы «путем созидательного строительства экономической солидарности», сокращение рабочего времени «по мере технического прогресса», развитие социального законодательства и попечительства над материнством и детством, престарелыми и инвалидами), «европейская политика свободы» (обеспечение демократических прав и свобод, стабильности политической власти, «продвижение одаренных людей»), «европейская национальная политика» (охрана национальных культур и местных традиций, защита всех национальных меньшинств Европы, признание вредности национальной, социальной и религиозной розни, «возрождение европейского идеализма»). Однако претенциозный панъевропейский проект остался на бумаге. Континент все более отчетливо раскалывался на противоборствующие группировки.

 

2.ПАНЪЕВРОПЕЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ АНЪЕВРОПЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ДИСКУРСЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: ПОПЫТКА ИСТОРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИДЕИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЕВРОПЫ

Международные отношения в 20-30-х гг. достаточно сложными и противоречивыми. В предвоенные годы так называемая «политика умиротворения» не приносила особо позитивных результатов. В этой связи возникала необходимость в создании некой идеи, объединяющей нации и государства в рамках «единой цивилизационной системы». Идеалистические или прагматические чаяния мыслителей и политиков, развивающих идею единой Европы, будь-то мирное или насильственное объединение, существовали и ранее. Корни европеизма восходят к периоду домонополистического капитализма.

В обозримом нами научном пространстве, мы не встретили комплексного исследования истории и идеологии Панъевропейского движения. В украинской историографии проблема объединения Европы в контексте панъевропейского движения вообще не рассматривается. В советской историографии особое внимание уделялось только движению Сопротивления, которое рассматривалось и изучалось с позиций вклада в антифашистскую борьбу компартий и рабочего класса. Подтверждением вышесказанному служат работы советских историков «Антифашистское движение Сопротивления в странах Европы в годы второй мировой войны» , Смирнов В.П. Движение Сопротивления во Франции в годы второй мировой войны , Комолова Н.П. Движение Сопротивления и политическая борьба в Италии.  Эти работы не предлагают целостного анализа истории движения Сопротивления, Сегодня же возникла необходимость в комплексном понимании данного движения как взаимодействии различных политических партий для борьбы за национальные интересы того, или иного государства.

В зарубежной историографии нам также не удалось встретить комплексное концептуальное исследование Панъевропейского движения в дискурсе Второй мировой войны. Многие исследователи анализируют идеи Р. Коуденхове-Калерги и Панъевропеского движения в 20-30-е годы. Этой теме посвящены работы Дагмара Моравкова (Dagmar Moravcov) , Петра Лоссовского (Piotr Łossowski) , Однако, особого внимания заслуживает работа М. Кехлера (М. Cehler) , в которой автор делает попытку исторического анализа влияния деятельности Р. Коуденхове-Калерги на идею объединения Европы. Кроме этого, М. Кехлер исследует проблему развития движения в военный период и анализирует деятельность некоторых членов Панъевропейского движение вне пределов Европы.

В работе «Мыслитель Европы. Исторические размышления в пятидесятую годовщину смерти Ортеги-и-Гассета» испанские историк и философ Гуардия де ла Р. М. и Перес Санчес А.Г. анализируют историю развития идеи мыслителя ХХ века Х. Ортега-и-Гассет, где доказывают, что он был приверженцев и активным деятелем Панъевропейского движения, движения Сопротивления, а в послевоенный период одним из идеологов создания ЕС.

Таким образом, в современной украинской истории не существует работы, которая бы комплексно освещала проблему Панъевропейского движения в контексте Второй мировой войны. Этим и обусловлена актуальность данной статьи.

Цель работы – проанализировать Панъевропейское движение за объединение Европы, которое было действенным в годы Второй мировой войны, активно сотрудничало с движением Сопротивления фашистам, а после войны трансформировалось в Европейское движение, и, идеи которого легли в основу создания ООН (1945), Совета Европы (1949), различных интеграционных объединений, и, в конечном итоге, стали идеологической основой создания наднационального объединения – Европейского Союза (1992).

Источниками данного исследования служат воспоминания и речи У.Черччиля , книга «Война и дипломатия: Документы, комментарии (1941 -1942)». Также источником нашего исследования является работа современного историка и журналиста Т.Мейсана «Тайная история Европейского Союза».

В 1923 году на полках книжных магазинов Европы появилась работа аристократа австро-венгерского происхождения, гражданина Чехословакии Рихарда Николаса графа

фон Коуденхове-Калерги (Coudenhove-Calergi) «Пан-Европа».

Р. Коуденхове-Калерги предлагает проект мирного сотрудничества суверенных государств, выступая против фашистского видения насильственно объединенной Европы, в которой национальные государства были бы уничтожены. Он завоевывает поддержку множества интеллектуалов, среди которых Гийом Аполлинер, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Томас Манн, Хосе Ортега-и-Гассет, Пабло Пикассо, Райнер Мария Рильке, Сен-Жон Перс и др.  Р. Коуденхове-Калерги считал, что лишь объединенная Европа имела бы возможность сохранить в перспективе свою независимость, не только в политическом, экономическом и геополитическом аспектах, но и в отношении культуры. В том же самом году был основан Панъевропейский союз, первым председателем которого стал сам Р. фон Коуденхове –Каллерги.

Необходимо отметить, что Панъевропейское движение все же не было столь популярным, пока к нему не присоединился Аристид Бриан – французский видный политический деятель, который сыграл немалую роль в развитии идеи европеизма в дискурсе Второй мировой войны. Как пишет журналист и писатель Тьерри Мейсан в работе «Тайная история Европейского Союза», именно деятельность Аристида Бриана и Эдуарда Хэрритона, актуализировавших проблему объединения Европы, активизировала политическую и научную мысль касаемо Европейского Федеративного союза, вступить в который предлагалось двадцати шести государствам. «Кроме того, предприниматель Жан Моне(Jean Monnet), бывший первым заместителем генерального секретаря Лиги наций, констатирует, что этот союз де-факто становится европейской межправительственной организацией, и предлагает превратить его в Европейский союз. К несчастью, эти меры принимаются слишком поздно и не могут воспрепятствовать … опасности».

С началом боевых действий идеи всеевропейского единения были подавлены грохотом войны. Но ошибкой было бы полагать, что в связи с приостановкой панъевропейского движения с началом Второй мировой войны, идея объединения Европы была заморожена. Политические деятели и ученые активно разрабатывали планы и идеи относительно единства Западной и Центральной части Европейского континента.

В связи с военными событиями не прекратилась деятельность и отца-основателя панъевропейского движения Р. Коуденхове-Калерги. Понимая сложившуюся ситуацию – оккупацию Чехословакии и боевые действия на территории Европы — Р. Коуденхове-Калерги эмигрировал в США, где продолжил разрабатывать идею Европейской Федерации и предпринял активную лоббистскую деятельность с целью убедить Вашингтон навязать Европе федеральную организацию сразу же после установления мира.Его усилиями в 1942 г. в Нью-Йоркском университете прошел семинар по Европейским проблемам.А в 1943 году состоялся пятый конгресс панъевропейского движения, где выступил премьер-министр Великобритании У. Черчилль.

У. Черчилль был единственным из «Большой Тройки», кто недвусмысленно одобрил инициативу европейского объединения. В своем приветственном послании Пятому панъевропейскому конгрессу У. Черчилль отметил, что он надеется, что в структуре всемирного учреждения, олицетворяющего Объединенные Нации, возникнет Совет Европы, в который войдут Высокий суд для разрешения споров, административные власти, военные силы, как национальные, так и международные, находящиеся в постоянной готовности обеспечить исполнение этих решений.

К тому времени Коуденхове-Калерги и У. Черчилль активно сотрудничали. Премьр-министр Великобритании был также апологетом идеи европеизации — он ратовал за создание Соединенных Штатов Европы, где главенствующая роль отводилась бы Британской империи.

Говоря непосредственно об отношении Великобритании к идее пан-Европы, У.Черчилль писал: «Англия относится к пан-Европе благожелательно, но ничем не связывает себя. Англия многообразно связана с Европой: она – значительная европейская держава – ведет колоссальную торговлю с Европой и поэтому чрезвычайно заинтересована в процветании Европы. Но Англия движется и в других плоскостях, которые имеют для нее еще большее фактическое значение. Речь идет о Британской империи».Поскольку Р. Коуденхове-Калерги вел активную деятельность в США, Т.Рузвельт не оставался в стороне от послевоенного европейского переустройства мира. Тем более, переговоры между Британией и США касаемо сфер влияния в Европе после войны длились достаточно долго. В марте — апреле 1943 года состоялся визит английского министра иностранных дел А. Идена в США. Английская сторона всячески стремилась внушить советскому руководству, что Великобритания не собирается договариваться с США за спиной СССР, напротив, «будет разъяснять американцам, как важно активное участие СССР на правах абсолютного равенства в разрешении всех после военных проблем». А. Иден проинформировал, что во время визита был затронут вопрос о «предполагаемом стремлении Америки к созданию в Европе реакционных правительств и о связях США с правыми элементами европейской политической эмиграции». 

Важно отметить, что в то время в Британской империи и США действовали европейские эмигрантские правительства.

Англо-американский проект единой Европы не имеет ничего общего с проектом Р. Коуденхове-Калерги и демократами межвоенного и военного периода. У премьер-министра Великобритании У. Черчилля и президента США Т.Рузвельта были свои определенные цели в создании «Соединенных Штатов Европы». Историк В. Г. Трухановский в книге «Уинстон Черчилль» пишет: «Обдумывая послевоенное устройство мира, Черчилль развивал, во-первых, идею создания ряда федераций в Европе и в мире вообще и, во-вторых, концепцию тесного англо-американского союза, который должен был по его замыслу обеспечить англо-американскую гегемонию в послевоенном мире».

После семинара в Нью-Йоркском университете и пятого конгресса Панъевропейского движения идеи Р. Коуденхове-Калерги стали популярными в США. Американские газеты обговаривали проект Конституции Соединенных Штатов Европы и «Крестовый поход на Европу» против советского режима.

В тоже время многие сторонники Панъевропейского движения либо активизировали свою деятельность или, трансформировав идеи европеизма, делали попытку объединения Европы на других основаниях. Как пишет А.-К. Карлс в работе «The оrigins of the European Community» в это же время был очень активен Ж. Моне, который предложил создать так называемый «нерасторжимый союз» ("indissoluble union") между Великобританией и Францией. Его идея объединения в большей степени имела экономическое обоснование – единый рынок, единая военная сила, единое гражданство. Ж. Моне также поддерживали США.

Федеративные идеи появлялись и в проблемной в дипломатическом отношении Центрально-Восточной Европе. Генерал Сикорский, который в своем первом обращении к польской нации 18 ноября 1939 г. представил проект центральноевропейского объединения, утверждая, кроме прочего, что «…в рамках новой политической организации Центральной и Восточной Европы появится солидарный ансамбль славянских государств».

Одновременно в «Инструкции польского правительства для руководителей заграничных представительств», принятой на том же заседании Совета министров, записано, что в результате победоносной войны союзные государства должны создать такое устройство в Европе, которое привело бы к созданию сильной Польши как главного гаранта долго-временной стабильности. В это же время в документе «Основная директива по вопросу целей и задач правительства», принятом Советом министров 8 ноября 1939 г., одной из целей Польши в войне провозглашалось создание между Черным, Балтийским и Адриатическим морями сплоченного союза, готового к сотрудничеству с целью сдерживания напора Германии на славянские и другие государства, находящиеся на этой территории, и отделяющего ее от России».

Информация о работе Единый европейский акт