Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 02:40, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать динамику развития отношений между США и СССР в 1970-х гг., опираясь на данные относительно осуществляемой ими политики по урегулированию арабо-израильского конфликта 1973 г.
Для выполнения выше указанной цели необходимо решить ряд задач:
охарактеризовать военно-политическую ситуацию на Ближнем Востоке конце 60-х – первой половине 70-х гг. XX века;
описать основные направления и цели ближневосточной политики сверхдержав – СССР и США;
перечислить основные этапы вооруженного конфликта на Ближнем Востоке в октябре 1973 г. и осветить ключевые события, повлиявшие на исход войны;
Введение ………………………….……………………………………...…….С. 3
Глава I. Ситуация на Ближнем Востоке перед «Октябрьской войной» 1973 г. ……..……………………………………………..……………..С. 8
Развитие арабо-израильских отношений в 1967 – 1973 гг. ….….… С. 8
Ближневосточные интересы США и СССР…………..…………...….С.14
Глава II. Военные действия 1973 г. и процесс урегулирование конфликта………………………………………………………...….... С. 21
2.1. «Октябрьская война» 1973 г. и участники конфликта…………….. С. 21
2.2. Политика великих держав в ближневосточном конфликте 1973 г. ………………….……………………………………………….…..…..С. 27
Заключение…………………………………………………………………....С. 33
Список источников и литературы……………………………………...……С. 35
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что ближневосточный регион представлял собой крайне важный стратегический пункт для Советского Союза и Соединенных Штатов по ряду политических, экономических и военных критериев. Результатом глубокой заинтересованности данных государств в разрешении арабо-израильского конфликта и занятии выгодных геополитических позиций по его итогам стала глубокая интегрированность сверхдержав в ближневосточную проблему.
2.1. «Октябрьская война» 1973 г. и участники конфликта.
Днем начала операции против Израиля (согласованным с выразившей готовность присоединиться к египетскому нападению Сирией) было выбрано 6 октября, Йом-Кипур – еврейский Судный день. Максимальная координация военных действий на египетском и сирийском фронтах должна была навязать Израилю войну на два фронта – крайне сложную и изнурительную для небольшого еврейского государства.
Основная цель, поставленная египетскими и сирийскими руководителями перед своими высшими офицерами, состояла в том, чтобы отвоевать территории, потерянные в 1967 г. В случае достижения задуманного египтяне и сирийцы были готовы к прекращению огня. Кроме того, немаловажной задачей войны было изменение международной политической ситуации в пользу арабских стран в связи с ростом их экономической мощи и почти полной зависимости Западной Европы и Японии от арабской нефти33.
Израильское руководство получало информацию о готовящемся нападении, однако доминировавшая в тот период концепция, согласно которой после шока, вызванного разгромом в Шестидневной войне, арабские страны не отважатся атаковать Израиль, привела к тому, что решение о мобилизации резервистов так и не было принято.
Ни Москва, ни Вашингтон не хотели осложнять свои отношения, но также ни одна из сторон не могла допустить поражения своих сателлитов. Казалось, СССР и США готовы были схватиться между собой в битве за Ближний Восток, и тогда это была бы ядерная война34.
В ходе 18-дневного ближневосточного конфликта можно выделить 4 основных этапа:
Советский посол в Египте Виноградов пытался убедить А. Садата в необходимости срочно оказать более весомую военную помощь Сирии, на что тот отвечал, что сирийцы могли бы действовать сугубо оборонительно или же повести против израильтян партизанскую войну36.
Советское правительство ещё к 8 октября вступило в контакт с арабскими руководителями по вопросу о прекращении огня. А.Садат допустил грубейшую политическую и стратегическую ошибку, не согласившись на прекращение огня, ибо это обернулось для него через несколько дней военной катастрофой.
Ещё более осложнили
ситуацию израильские бомбардировки граж
Решающее израильско-сирийское сражение произошло13 октября, когда ЦАХАЛ прорвал линию обороны в 40 километрах от Дамаска. Успешное наступление против сирийской армии было остановлено по приказу израильского руководства, решившего не штурмовать Дамаск. Причиной этого стало как опасение больших потерь при штурме города с миллионным населением, враждебно относящимся к Израилю, так и нежелание до предела обострять и без того конфликтную ситуацию с Советским Союзом и странами арабского блока37.
16—18 октября глава советского
правительства А. Н. Косыгин со
Государственный секретарь США и сопровождавшие его лица прибыли в Москву 20 октября. Во время встреч в Москве Г.Киссинджер согласился с необходимостью срочно добиться прекращения огня в зоне Суэцкого канала, но обусловил это началом мирных переговоров между Египтом и Израилем. 21 октября советский посол в Египте В.М.Виноградов вручил президенту А.Садату согласованное с США послание Советского Союза с требованием немедленного прекращения огня, что отвечало насущным интересам Египта. В послании содержался согласованный проект резолюции № 33839 двух сверхдержав, который планировалось предложить Совету Безопасности ООН. Советские руководители обещали оказать египтянам максимальную политическую и военную помощь в случае нарушения Израилем соглашения о перемирии40.
К вечеру 23 октября Совет Безопасности принял резолюцию № 33941, подтверждавшую решение о прекращении всех военных действий и об отводе войск на те линии, которые они занимали на момент вступления в силу предыдущего решения о прекращении огня. Однако Израиль нарушил и эту резолюцию, стремясь полностью перерезать пути снабжения 3-й египетской армии и тем самым обречь её на гибель в Синайской пустыне.
Утром 24 октября советское правительство предупредило Израиль «о самых тяжёлых последствиях, которые повлечёт продолжение его агрессивных действий против Египта и Сирии». В тот же день 24 октября в Москве состоялось заседание Политбюро ЦК КПСС. Наиболее решительную позицию занял министр обороны СССР маршал А. А. Гречко, настаивавший на «символической демонстрации присутствия» советских войск в Египте, против чего категорически возразил глава правительства А. Н. Косыгин. Против прямого втягивания СССР в ближневосточный конфликт выступил и Л.И.Брежнев. В итоге Политбюро решило оказать дополнительный нажим на США, а также провести в Закавказье военные манёвры с участием авиации.
25 октября Египет отозвал
из Совета Безопасности ООН
свою просьбу о посылке на
Ближний Восток совместных
28 октября израильские
и египетские военные
В ноябре 1973 г. на Ближний Восток с посреднической миссией прибыл государственный секретарь США Г.Киссинджер. В ходе многократных «челночных визитов» между Израилем и столицами арабских стран он добился согласия правительств воюющих сторон принять меры по ослаблению региональной напряженности44.
Политика Г.Киссинджера была направлена на то, чтобы исключить СССР из дел региона и в то же время поддерживать иллюзию сотрудничества с ним при решении всех проблем в рамках разрядки напряженности. Основным инструментом Г.Киссинджера была Женевская мирная конференция, открывшаяся 21 декабря1973 г., участниками которой были США, СССР, Египет, Израиль и Иордания, а председателем– Генеральный секретарь ООН Курт Вальдхайм45. На конференции удалось добиться принципиальной договоренности о разъединении войск воюющих сторон.
Арабо-израильская война 1973 г. стала формальной причиной первого в мире энергетического кризиса. 17 октября 1973 года арабские страны-экспортёры нефти приняли решение заметно уменьшить её добычу и ввести эмбарго на поставки нефти в США, что оказало громадное влияние на всю мировую экономику. Таким образом, война, которая разразилась на Ближнем Востоке в октябре 1973 г. ознаменовала появление нового мощного оружия – нефть. Нефтяное эмбарго 1973 г. изменило экономику многих стран46. Развитые капиталистические страны ощутили свою уязвимость. Нефтедобывающие государства смогли диктовать свою волю промышленно развитым странам. Но самое опасное в рассматриваемом конфликте явился тот факт, что Октябрьская война 1973 г. могла стать глобальной, привести к обмену ядерными ударами, т.к. в конфликт едва ли не были втянуты СССР и США.
2.2. Политика великих держав в ближневосточном конфликте 1973 г.
Руководство СССР не было заранее осведомлено своими сателлитами о точной дате начала «Октябрьской войны» на Ближнем Востоке. Это можно объяснить тем, что на момент начала боевых действии у СССР сложились достаточно сложные отношения с египетским президентом Египта А.Садатом. Он старался постепенно отходить от «социалистического курса развития», пытаясь тем самым наладить контакты с США. Несмотря на то, что А.Садат обещал советскому послу В.М.Виноградову проконсультироваться по вопросу о начале войны, и известить его о точной дате начала операции, информация об этом пришла за четыре часа до начала боевых действий. Причем, по словам В.М.Виноградова, она была довольно расплывчатой. В ней только говорилось, что израильские провокации усиливаются и "можно ожидать событий"47.
В первые дни войны Советское правительство официально сообщало, что вся вина за развязывание войны ложится на Израиль и "внешние реакционные круги". Согласно сообщениям советской печати израильские части первыми нанесли удары по арабским позициям, после чего египетские и сирийские войска перешли в контрнаступление. В тот момент, в октябре 1973 г., было намного выгоднее представить арабские страны жертвами израильской агрессии.
Для Соединенных Штатов начало новой войны на Ближнем Востоке не стало неожиданностью. Еще за несколько дней до 6 октября 1973 года американская разведка предупреждала израильское руководство о возможном начале военных действий. Однако должной реакции со стороны Израиля не последовало. Следствием этого стал первоначальный успех арабских армий48.
В течение двух дней - с 6 по 8 октября - происходил интенсивный обмен мнениями между Л.И.Брежневым и Р.Никсоном по конфиденциальному каналу. Брежнев, по существу, уходил от созыва Совета Безопасности. В первые дни конфликта Москва находилась под сильным нажимом Каира и Дамаска, выступивших против передачи дела в ООН, ибо они надеялись на успех в военных действиях. Брежнев фактически шел у них на поводу. Соединенные Штаты, в отличии от СССР, были заинтересованы в созыве Совета Безопасности, для урегулирования возникшего кризиса. В Вашингтоне не могли предсказать ход военных действий, поскольку неожиданным явился тот факт, что Египту и Сирии удалось добиться военного успеха49.
Усилия США были вначале направлены на то, чтобы не допустить военного поражения Израиля, а затем, когда ход военных действий повернулся в пользу Израиля, закрепить этот успех и обеспечить себе руководящую роль в ближневосточных делах. США старались при этом также сохранять добрые отношения с Саудовской Аравией, которая была выгодным поставщиком энергоносителей, однако поддерживала действия Египта и Сирии.
Информация о работе Арабо-израильская война 1973 г. в системе советско-американских взаимоотношений