Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 21:10, курсовая работа
Каждое явление представляет собой единство прошлого, настоящего и будущего. Ни одно явление не может находиться вне собственной истории, быть изолированным от ее влияния. Попытки игнорировать историю неизбежно ведут к непониманию сущности явления и к ошибкам в его использовании. Неправильное толкование прошлого влечет за собой непонимание настоящего и ошибочную оценку будущего. Один из наиболее авторитетных специалистов в области истории права Ф. Мэйтланд сказал: "Сегодня мы изучаем позавчера, с тем чтобы вчера не могло парализовать сегодня, а сегодня не могло парализовать завтра". Говоря о международном праве, М. Ляхс подчеркивал, что не все вчерашнее в нем устарело.
Вступление.
1.1. Периодизация истории международного права
1.2. Международное право периода Древнего мира
1.3. Международное право Средних веков
2. Классическое международное право
2.1Формирование
2.2.Развитие
3.Переход от классического к современному международному праву.
4. Современное международное право
5. Развитие науки международного права в Украине
Заключение.
Литература.
События 11 сентября 2001 г. способствовали созданию благоприятных условий для формирования широкой коалиции в целях не только борьбы с международным терроризмом, но и реализации принятой на Саммите тысячелетия программы. Однако эти условия были в немалой мере подорваны односторонними действиями США, что, по признанию и американских специалистов, противоречило национальным интересам страны, а также международного сообщества в целом.
Игнорируя общие интересы государств, Стратегия национальной безопасности, естественно, наносит ощутимый удар по международному правопорядку, в основе которого лежит сочетание национальных и общих интересов государств. Основная идея этого документа - Америка обладает беспрецедентным могуществом, не имеющим себе равных, и потому призвана формировать международный порядок и обеспечивать его соблюдение.
Особое значение имеют положения Стратегии об "упреждающих" действиях против враждебных государств. В июне 2002 г. эта идея была озвучена Дж. Бушем. Она предполагает, что если государство представляет потенциальную угрозу Америке или укрывает группу, представляющую такую угрозу, то Соединенные Штаты будут осуществлять превентивное вмешательство в отношении этого государства, с тем чтобы ликвидировать угрозу, вплоть до смены режима.
Проблема применения силы для ликвидации угрозы миру достаточно четко урегулирована Уставом ООН. Устав закрепил неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную оборону, "если произойдет вооруженное нападение" (ст. 51). Определение существования любой угрозы миру отнесено к компетенции Совета Безопасности (ст. 39).
В Консультативном заключении Международного Суда "О правомерности угрозы применения или применения ядерного оружия" 1996 г. содержится следующий вывод: "Таким образом, было бы противоправным для государства угрожать силой в целях захвата территории другого государства или побуждения его следовать или не следовать определенному политическому или экономическому курсу".29
Есть основания полагать, что Стратегия разрабатывалась в значительной мере с прицелом на Ирак. Документ не ограничивает возможность одностороннего применения силы в случае угрозы национальной безопасности. США будут использовать свою военную и экономическую мощь для поощрения "свободных и открытых обществ". Это положение противоречит не только принципу неприменения силы, но и другому основополагающему принципу международного права - принципу невмешательства во внутренние дела.
Стратегия предусматривает, что США примут все необходимые меры, не останавливаясь даже перед нарушением международных обязательств, если их военному превосходству будет брошен вызов.
Военное и экономическое доминирование США может быть оправдано только в случае, если оно будет служить поддержанию правопорядка, установленного международным сообществом в целом. Первая же серьезная попытка применить Стратегию в Ираке окончилась провалом. США вынуждены были обратиться в ООН.
Таким образом, лидирующую роль США способны сохранить, лишь поставив свое могущество на службу международному правопорядку, уважая интересы других государств и обеспечивая интересы международного сообщества в целом. В общем, многое зависит от того, как американская администрация будет принимать во внимание реалии глобального мира.
Концепция национальной безопасности России достаточно обстоятельно изложена в цикле нормативных актов, в законах, а также доктринах и концепциях. К рассматриваемым актам относятся Федеральные законы "Об обороне" 1996 г.30, "О безопасности" 1992 г. 31, а также утвержденные Указами Президента РФ в 2000 г. Военная доктрина Российской Федерации 32, Концепция национальной безопасности Российской Федерации 33, Концепция внешней политики Российской Федерации 34. Сам факт принятия упомянутых актов представляет собой важный шаг на пути формирования демократического правового государства, нормативной основы политик в области безопасности. Правовое государство должно быть и международно-правовым.
Военная доктрина особо подчеркивает значение принципов и норм международного права: "Российская Федерация исходит из непреходящего значения основополагающих принципов и норм международного права...". Принцип законности рассматривается как основной принцип обеспечения безопасности и ведения внешнеполитической деятельности государства.
5. Развитие науки международного права в Украине
Исследование проблем международному права в Украине имеет глубокие теоретические и исторические традиции. Возникновение междуна-родно-правовой мысли в Украине связано с формированием украинского народа и государства. Организован в отдельную сообщество со своим независимым механизмом управления (дер-жавой), каждый народ стремится определиться в своих относи-нах с другими народами, договориться о тех принципах справед-ливости, равенства и независимости, которые господствовать между ними как обязательные для исполнения . Такие стремления каждый на-род выражает соответствии со своим пониманием прав народов - общих, обязательных и необходимых для всех субъектов международных отношений.
Международно-правовые идеи украинского народа мы нахо-димо уже в «Слове о законе и благодати» (митрополита Иллариона), «Повести временных лет» (автором традиционно счи-ют монаха Печерского монастыря Нестора), «Поучении» ( князя Владимира Мономаха), в «Русской Правде» и в особенности в «Слове о полку Игореве». Ценным источником для ро-нимание становления международно-правовых взглядов украин-ского народа является «Моление (« Слово »,« Послание ») Даниила Заточника», «Послание» Климентия Смолятича, «Златоуст» Кирилла Туровского, летописи и другие исторические документы. В них обстоювались основы мирных отношений с другими госу-жавамы («бысть князем Русским между собой мир и любовь братии», «лутчих есть мир взять», «между собой в любви и мире живите»), уважения к чужой территории («постави пределы язы-ком и повеле жить, не переступают в чужую часть »,« на чужие пределы НЕ прескакайте, но Буде своими довольны »), не вмешательство во внутренние дела других государств (« чьюжих НЕ возхищаты, и не в свои пределы НЕ заступиться », «не вступать-ся в чьюжой предел никомуже»), уважения к вероисповеданию других народов («милую не только своей веры, но и чюжия ... аще то будет жидовин, или сарацин, или болгарин, или эре-тик, или латинянин, или вот всех плохих »), соблюдение между-народных соглашений (« аще вы будете крест целовать к братии, или к кому, или управившы сердце, на немже можите устой-пяти, тоже целуйте, а цилувавшы блюдите, и недоступны, по-теряете души своей ») и другие. 35
Первые международно-правовые исследования различных проблем международного права в Украине появляются в XV-XVI вв. Особенно авторитетным среди них был труд Ста-нислава Ореховского (1513-1566) «Dе jure naturae et gentium». Как и большинство исследований того периода, она напи-сана латыни. Работа имела особый успех в Польше, Италии, Швейцарии, Германии и других странах. Автор до-поддерживается естественно-правовых взглядов, но уже вырез-ствует международное право как специфическое правовое явление.
Учитывая, что в Украине на то время практически не было возможности исследовать международное право (через от-сущность научных и учебных заведений, соответствующих архивов и библиотек), большинство украинских выезжали для своих научных исследований за рубеж (Литвы , Польши, России, Италии, Германии, Англии и Франции). Там они работали валы писарями, переводчиками, сопровождали посольства и параллельно вели исследовательскую работу.
Только в XVII-XVIII вв. в Украине появляется воз-можность изучать международное право, но с учетом по-треб государств, под властью которых находилась соответствующая украин-ская территория. В Украине состоят три основных центра, где исследуются международно-правовые проблемы: 1) на западе - под эгидой Львовского университета, 2) в центре - под эгидой Киевской духовной академии, а впоследствии Киево-го университета, 3) на востоке, где очень быстро ведущие по-зиции в этой области отошли в Харьковский университет. В эти центры тяготеют научные центры других городов Ук-раины (Ужгорода, Черновцов, Луцка, Чернигова, Одессы, Каменец-Подольский и др.)., Но о серьезных научных труда по международному праву в них нельзя говорить не к второй половины XVIII-XIX вв. Большинство талантливых ученых выезжает на постоянную работу в Москву, Санкт-Петербурга, Кракова, Варшавы, Вены, Рима, Парижа, Лондона и других городов, где были значительно лучшие условия для исследовательской дея-тельности. Эта тенденция сохраняется и поныне. В XVIII в. выезжают из Украины С.И. Десницкий (около 1740-1789 гг, уроженец Нежина Черниговской губернии), пер-вый профессор права в России и один из первых в науке права, кто обратил внимание на права человека и предложил их клас-фикации, В. Т. Золотницкий (1741 - после 1796, уроженец Киевской губернии), автор первого в России фундаментальные исследования естественного права и международным ного права; Я.П. Козельский (1729 - после 1795 гг уро-дженець Полтавщины, после обучения в Киевской академии уехал в Петербург), один из первых ученых России, кто по-чав переводить труды зарубежных авторов по международному праву (в частности Ф.К. Мозера) 36; М.М, Бантыш-Каменский (1737-1814 гг уроженец Нежина Черниговской губернии, по окончании Киевской академии уехал в Москву), пер-вый русский исследователь истории международного права и истории дипломатических отношений; И.Б. Стршемень-Стройновский (1742-1815 гг, уроженец Волыни, переехал спо-чала в Варшаву, а затем в Вильно), первый ректор Ви-Венском университета, один из первых, кто начал исследовать теорию естественного и международного права и другие научные проблемы.
Такая тенденция сохранилась и в XIX в., когда Украина ос-тавляют талантливый ученый, исследователь природного и международному права во Львовском университете, уроженец При-карпатской Руси П.Д. Лодий (1764-1829 гг переехал в Петербург на заведование кафедрой общего, естественного и народного права Главного педагогического института) рек-тор университета св. Владимира в Киеве, преподаватель енцикл-Педи права и права народов К.А. Неволин (1806-1855 гг перешел для продолжения научно-исследовательской и просмотр-ладацькои работы в Петербургский университет) видать-ный исследователь истории международного права и истории дипломатии, уроженец Черниговской губернии профессор В.М. Лешков (1810-1881 гг, по окончании Черниговского духовного училища учился в Петербурге, Берлине, Лейпциге, Праге, Вене и остался на кафедре международного права Московского университета); уроженец Днепропетровской об-профессором Н.Н. Капустин (1828-1899 гг, по окончании Ка-теринославськои гимназии перебрался в Москву, где стал одним из самых известных исследователей международного права до-революционной России).
Из Украины в Варшаву переехал уроженец Нежина, выдающийся исследователь истории и теории международного права В.М. Александренко (1861-1909); выходец из Прикар-патськои Руси, известный исследователь истории международного пра-ва, труды которого печатались почти на всех языках Европы, академик В. Э. Грабарь уже по окончании Коллегии Галагана в Киеве выезжает сначала в Москву, а затем - до Юрьева (Дерпт), где и снискал лавры всемирно известного ученого, и др..
В первой половине XX в. практически все известные специалисты международного права в Украину эмигрировали, а потому развитие этой науки почти остановился до второй половины века, когда были подготовлены новые кадры.
Однако до революции, несмотря на такой массовый отток ученых из Украины, все же оставались чрезвычайно одаренные деятели этой науки, которые были гордостью Украины и школы которых признавались достаточно авторитетными в таких «странах международного права» Европы, как Италия,
Франция, Германия, Испания, Голландия, Англия и др.. В Харьковско-м университете преподавали: профессор Т.Ф. Степанов (1795-1847), автор первого учебника международного права не только в Украине, но и в тогдашней Российской империи про-сор Д.И. Каченовский (1827-1872), первый исследователь международного права Российской империи, стал научно-ным авторитетом для ученых стран Западной Европы, о-профессором А.М. Стоянов (1831-1907), первый ученый среди стран Восточной Европы, кто раскрыл динамику становления и развития позитивистского направления права (и международного права в частности) от глоссаторов к собственно конечного форму-ния позитивизма, профессор В.П. Даневском (1852-898), первый среди ученых Российской империи, кто принимал активное участие в заседаниях общеевропейских междуна-родно-правовых форумов, достаточно положительные рецензии на его исследования по вопросам теории, истории международного права, системы политического равновесия и легитимизма, нейтралитета и кодификации международного права выходили во Франции, Бель-гии и других странах Европы. В этом же университете опре-щее время преподавали и исследовали международное право такие известные ученые, как М.И. Догель, А.А. Евецкий, С.М. Орнатский, М. Пиуновський, М.О. Таубе, В.А. Уляницкий, А. Ястржембский и др..
Достаточно продуктивной в исследовании международно-право-вых проблем была школа ученых Киевского университета, ее основателем по праву можно считать профессора К.А. Неволина, исследования которого свидетельствуют о глубокой проработке научного наследия западноевропейских за-сновникив международного права, в частности Ф. Витториа, Д. Сото, Ф. Суареса, Б. Аялы, А. Джентили, Гуго Гроция и их по-слидовникив С. Пуффендорфа, X . Вольфа, Р. Зьоча, И. Мозера и многих других.
Особенно заговорили о киевскую школу международно-го права благодаря деятельности ученика К.А. Неволина профессором ра В.А. Незабытовского (1824-1883), которого называть конце XIX в. «Наиболее глубоким мыслителем в науке международного права» и «ученым, равных которому по аналитические ним умом и тонким чувством нет в Российской им-перии». Разработанная им концепция государственной территории станет краеугольным в буржуазной науке международного права, а его взгляды на международную правосубъектность государства со разделять и советские ученые.
Авторитет киевской школы международного права укреплению-нювалы доцент Р.И. Базинер (который много сделал для исследованиях вопросам нейтралитета, законов и обычаев войны, Ви-Венском трактата 1815 г., но из-за неблагоприятного отношения к нему руководства университета вынужден был поли-шить преподавательскую и научно-исследовательскую работу и стать частным бизнесменом), профессор П. М. Богаевский (на родине и за рубежом был признан лучшим фа-хивцем по вопросам права и истории деятельности Красного Крест-та), профессор Н. Д. Иванишев (ученик К. Ф. Савиньи, один из самых почитаемых в Российской империи сторонников исторической школы права, преподавал международное право в Киев-ском университете в первые годы его существованию); доцент, а впоследствии директор департамента министерства иностранных дел России М. Р. Кантакузин-Сперанский (вошел в исто-рию науки как глубокий исследователь законов и обычаев войны, вопросам кодификации международного права), профессор М. К. Ренненкампф (ректор Киевского университета, исследователь пра-ва морской войны), профессор Л. В. Романович-Славатинський (преподавал международное и конституционное право, ис-джував историю международно-правовых взглядов), П. Я. Тутковский (исследователь истории международного права), профессор А. А. Федотов-Чеховский (первый штатный преподаватель международного права Киевского университета), профессор А. Ейхельман (немец из Прибалтики, который переехал в Киев и уже с тех пор считал Украину своей родиной; в правительстве УНР был товарищем министра иностранных дел, ав-тор проекта конституции УНР; с 1884 г. возглавлял кафедру международного права Киевского университета, является автором около 20 монографий и более 250 научных статей немец-кой, русском и украинском языках, значительный научно-ный наследство оставил в рукописях, исследовал вопрос то-ории, истории и системы международного права и т.д., эмигрировал после победы советской власти в Украине).