Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:59, доклад
Международное банковское право (МБП) регулирует отношения, объектом которых является международная банковская деятельность. Термин "международная", употребляемый в данном контексте, означает, что банковская деятельность включает "иностранный элемент", т.е. выходит за рамки одного государства, либо осуществляется на территории двух и более государств в той или иной форме (например, оказание трансграничных, банковских услуг, открытие филиала иностранного банка), либо выступает как результат взаимодействия субъектов международно-правового характера (например, создание международной валютной системы, формирование международной валютно-финансовой организации - МБРР, ЕБРР и т.д.).
Исходя из Базельских принципов, выводятся основные направления и базовые правила, в пределах которых должна действовать та или иная британская кредитная или финансовая компания. Для того чтобы надзор был эффективным, режим регулирования должен достичь определенного баланса. Инструкции обязаны помогать компаниям избежать излишних рисков, которые могут негативно повлиять на акционеров, клиентов и других участников рынка. При этом они не должны мешать бизнесу законно расширять свои интересы или вводить инновации на рынке. Соответственно Великобритания разрабатывает законодательные положения, которые будут отражать как директивы о достаточности капитала, так и директивы Базельского соглашения о капитале. Управление финансовых услуг Великобритании, в свою очередь, будет осуществлять контроль над соблюдением этого законодательства в собственной стране.
С одной стороны, Базельский процесс неизбежен, а с другой стороны, Базель-II не дешев, не безобиден, не обязателен для всех - особенно с точки зрения сроков и масштабов внедрения. Что касается перспектив внедрения Базельских документов в России, то следует отметить, что на данный счет не существует единого консолидированного мнения.
По мнению большинства специалистов в сфере банковского права, практически от всех участников банковской сферы потребуются многие соответствующие действия, понятные и с методологической, и с организационной точек зрения. Большинство банков в основном готовы к переменам в этих направлениях. Этого нельзя сказать о части необходимых мер, относящихся к управлению рисками. Дело не только в том, что недостаточен уровень знаний и практических навыков в сфере управления рисками на пересечении интересов, как коммерческих банков, так и их клиентуры даже во многих западных странах, а не только в России, а в том, что для полновесной реализации идей Базельского процесса требуется интегративный риск-менеджмент в масштабах интересов всех участников банковских операций. Речь должна идти о смене парадигмы управления финансовой системой в духе превентивности и проактивности. Внутренние и внешние факторы риска могут и взаимно усиливать друг друга, дестабилизируя финансовую систему, и, наоборот, взаимно компенсировать опасные влияния, стабилизируя обстановку.
Базельский процесс подталкивает мировое финансовое сообщество именно в этом направлении. Акцент на управление рисками явно усиливается в последние два десятилетия в развитии банковского и корпоративного управления в целом и в рамках перехода на формат Базель-II в частности.
В целях выполнения
Россией международных
Решение этой задачи предполагает: продолжение работы, направленной на повышение качественных параметров банковского законодательства, корректировки капиталов, предотвращения заключения сомнительных банковских сделок; завершение работы по созданию системы раннего реагирования, основой которой является разработка модели развития ситуации в банке, внедрение этой системы в практику надзора; совершенствование банковского надзора за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе <5>.
------------------------------
<5> Отметим, что, по мере того как постепенно положения Базельских соглашений являются обязательными для имплементации в США, Великобритании и ЕС, можно констатировать, что под давлением рынка в последующие несколько лет этому примеру последуют ведущие азиатские страны с развивающейся экономикой и большинство стран Латинской Америки. Ожидается, что к 2010 г. основные положения Базель-II будут применяться более чем в 100 странах. Практически все европейские страны (почти 100% банковских активов континента) ориентируются на внедрение Базель-II. По-видимому, в трех-пятилетней перспективе только в странах Карибского бассейна примерно в 90% банковских активов Латинской Америки, Ближнего Востока, Азии и Африки внедрение Базель-II будет идти медленнее. Масштабы и темпы внедрения, как это определено и в самом документе, будут зависеть от решений национальных или региональных регулирующих и надзорных органов.
С конца 80-х годов ООН ведет деятельность по ограничению в мировом обороте "незаконных" сделок банков в целях противодействия коррупции в международной банковской деятельности. В этом направлении в рамках организации подписан целый ряд конвенций, деклараций и резолюций. Базельский комитет по надзору за банковской деятельностью, совещательный орган, объединяющий центральные банки 20 развитых государств, выступает лидером в этой сфере. В 1989 г. на встрече "Большой семерки" в Париже была создана Группа финансового противодействия отмыванию денег (Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF). С тех пор именно эта межправительственная организация играет лидирующую роль во всемирной борьбе с отмыванием капиталов. По ее образцу были созданы несколько подобных региональных групп, объединяющих страны Карибского региона, Азии, Европы, Южной Африки. Ожидается создание таких же групп по Западной Африке и Латинской Америке. Многие другие международные объединения, такие, как ЕС, Совет Европы, Организация американских государств, выработали стандарты противодействия отмыванию капиталов для своих участников.