Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:59, доклад
Международное банковское право (МБП) регулирует отношения, объектом которых является международная банковская деятельность. Термин "международная", употребляемый в данном контексте, означает, что банковская деятельность включает "иностранный элемент", т.е. выходит за рамки одного государства, либо осуществляется на территории двух и более государств в той или иной форме (например, оказание трансграничных, банковских услуг, открытие филиала иностранного банка), либо выступает как результат взаимодействия субъектов международно-правового характера (например, создание международной валютной системы, формирование международной валютно-финансовой организации - МБРР, ЕБРР и т.д.).
Центральным банкам государств и национальным органам банковского надзора предложено уточнить определения "капитала", "видов банковских сделок", "иностранной кредитной организации", "управления рисками" и обеспечить своевременное внедрение требований Базеля-II относительно расчетов уровня достаточности капитала, обновления параметров и обеспечения адекватности оценки риска, а также учета риска концентрации и колебаний экономического цикла.
Одним из важнейших аспектов совершенствования управления капиталом, ликвидностью и рисками является усиление пруденциального надзора за "внебалансовой" деятельностью банков, их сделками в сфере инвестиционной и посреднической деятельности с ценными бумагами. Необходима и разработка надежной операционной инфраструктуры для внебиржевых деривативов, которая должна предусматривать надлежащее качество правового механизма, обновление документации, расчетов и автоматизацию сделок и операций с финансовыми инновациями.
Форум
финансовой стабильности относительно
совершенствования
МВФ или Всемирный банк проводят оценку работы национального финансового сектора, полагаясь на основные принципы договорно-правового обеспечения банковской деятельности на международном уровне, разработанные для целей не только банковского надзора, но и надзора за кредитными договорами, договорами о залоге, договорами страхования финансовых рисков, рисков на рынке ценных бумаг и др.
Базельский комитет ведет свою деятельность по обсуждению: 1) сходства и различий методов надзора за сделками банков с иностранными участниками, применяющихся в разных странах; 2) способов устранения различий в сфере государственного регулирования иностранной банковской деятельности на территориях национальных государств; 3) путей улучшения международного сотрудничества в обмене информацией об особенностях договорно-правового регулирования иностранной банковской деятельности, эффективности методик наблюдения за международной банковской сферой; 4) возможности унификации на международном уровне минимальных стандартов адекватности капитала.
Комитет стремится выработать общие нормативно-правовые принципы, которым могли бы следовать при осуществлении сделок, операций и других видов деятельности крупные национальные и транснациональные банки. Результатом его деятельности стал выпуск в 1988 г. так называемого Базельского соглашения (Basel Accord), в котором устанавливалась "система правил" или "свод обычаев", отработанных международной банковской деятельностью для использования банками при взаимодействии друг с другом на практическом уровне. Комитет не имеет и не стремится иметь никаких наднациональных надзорных юридических прав или обязанностей. Он формулирует широкие надзорные стандарты и направляющие рекомендации на основе передового опыта с надеждой, что национальные органы надзора будут предпринимать шаги к их статутному и иному внедрению и детализации в соответствии с национальной спецификой и потребностями.
С
середины 1970-х годов, по мере того как
международная финансовая система
становилась все более
1)
банковское законодательство
2) объемы заключаемых банковских сделок не адекватны международным требованиям, предъявляемым к капиталам банков, а некоторые страны позволяли своим банкам работать с высоким "финансовым рычагом", что создавало, с одной стороны, конкурентные преимущества для банков этой страны, а с другой - повышало общий уровень рискованности банковских операций отдельных банков и банковской системы каждой такой страны в целом;
3)
возникла необходимость "
4)
международно-правовое
------------------------------
<4>
В мае 1983 г. Базельский комитет
завершил работу над
Международное банковское право рассматривается как симбиоз национальных и международно-правовых норм, обычаев и принципов. Базельский комитет включает руководителей банковского надзора и центральных банков Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Швейцарии, Швеции. Он разработал правовые основы (принципы) стандартов в вопросах банковского кредитования и контроля за коммерческими банками со стороны центральных банков государств.
Базельский комитет разработал план введения единых стандартов для банков стран-участниц, включающих требования к размеру капитала многонациональных банков и соотношению между капиталом и размером выдаваемых кредитов. Был согласован текст соглашения по стандартам банковских активов, получившего название Базельского соглашения о капиталах банков (Basle Capital Accord), которое стало первым многосторонним соглашением, утвердившим взаимно согласованные стандарты по банковскому капиталу. По Соглашению банки, находящиеся под юрисдикцией стран-участниц, должны соблюдать следующие стандарты (правила):
- банки обязывались поддерживать определенную норму отчисления капитала под банковские риски;
- по обычным
кредитным операциям
- были введены
понятия "капитал первого
- доля капитала первого уровня должна была составлять не менее половины от общей суммы капитала.
В рамках Базельского комитета в 1997 г. был подписан документ "Основные принципы эффективного банковского надзора", которые приняты для обеспечения "здорового экономического климата". В качестве рекомендаций они одобрены Группой десяти (ведущих банков мира) и в последующем получили самое широкое признание. Они используются в качестве руководства к действию центральными банками примерно в 150 странах. ЦБ РФ в 1998 г. также заявил о присоединении к ним. Можно сделать вывод, что началась международная унификация требований к государственному надзору за деятельностью банков и правовому режиму действий самих контрольно-надзорных органов в банковской сфере.
Документ содержит 25 принципов, в соответствии с которыми в целях банковского надзора должны быть обеспечены:
- четкое определение целей и ответственности для каждого органа, вовлеченного в надзор за банками;
- операционная
самостоятельность органов
- полноценное законодательство, регулирующее вопросы банковского надзора, включая процедуры допуска на рынок банковских услуг;
- применение
к банкам корректирующих мер
в части соблюдения банками
требований законодательства и
поддержания банков в
- правовая защита органов банковского надзора и их сотрудников от попыток возложить на них ответственность за результаты действий, предпринятых в рамках нормального осуществления надзорных функций;
- наличие установленных процедур обмена информацией с органами надзора внутри страны и за рубежом, а также защита конфиденциальности информации.
В июле 2002 г. в Базельском комитете было достигнуто принципиальное решение о "корректировке" начиная с 2006 по 2009 г. международных стандартов банковского капитала. При этом предусматривалась большая свобода коммерческих банков в оценках рисков своей деятельности. 8-процентная норма вела к тому, что банки выводили за баланс качественные активы, которые не требовали резервирования, и сохраняли на балансе некачественные активы, подводя под них формальные резервы. В результате ухудшалась структура баланса мировой банковской системы.
Транснациональным
банкам предоставляется право
Юридическая техника и схемы секьюритизации могут быть очень сложными. Погашение банковских ценных бумаг происходит за счет средств, поступающих в счет погашения кредитов. Благодаря секьюритизации банки увеличивают свою ликвидность, кредитоспособность, доходность, уменьшают риски, избавляются от рискованных активов и т.п. Можно утверждать, что при секьюритизации риски перекладываются на конечного приобретателя банковских ценных бумаг, что повышает устойчивость банковской системы.
Базельское соглашение "Принципы надзора за зарубежными образованиями банка" (Базель-II) устанавливает, что банки обязаны создавать у себя "системы внутреннего рейтинга предполагаемых кредитных сделок", совершенствовать систему залоговых операций, обеспечить нормативно-правовой режим капитализации банков и стимулирование управления рисками. Базель-II улучшает методики расчета генерального риска кредитных договоров, устанавливая более высокие уровни капитального резервирования для тех заемщиков, степень риска которых оценивается высоко, и наоборот. Банки могут использовать так называемые системы внутреннего рейтинга ("internal ratings-based" - "IRB"), при которых банк полагается на собственную оценку договоров заемщиков, финансовых инструментов и "портфельных инвестиций".
И здесь банки могут выбрать один из трех вариантов подхода к "измерению операционных рисков" с заключаемыми кредитными договорами, которые на основах договоренностей между банком и надзорным органом признаются наиболее соответствующими возможностям и потребностям банка.
С точки зрения управления рисками проектов внедрение системы "Базель-II" означает постепенное усиление требований к обоснованию рисковых параметров проектов, финансируемых банками. При этом требования эти будут стандартизироваться как самими банками, так и государством. Более того, контроль за развитием рисков проектов будет осуществляться не только на начальном этапе кредитной заявки, а на каждом этапе реализации соответствующих кредитных линий.
Некоторая часть работы может выполняться и частным сектором по инициативе лидирующих банков, брокерских домов и страховых компаний. Эта работа теперь уже почти традиционно ведется и профессиональными ассоциациями участников финансовых рынков, таких, как национальные ассоциации банков, Международный комитет по учетным стандартам (International Accounting Standards Committee - IASC), Международная ассоциация свопов и деривативов (International Swaps and Derivatives Association - ISDA), Международная ассоциация рынка ценных бумаг (International Securities Market Association - ISMA), Ассоциация трейдеров новых рынков (Emerging Market Traders Association - EMTA), Федерация европейских ассоциаций риск-менеджмента (Federation of European Risk Management Associations - FERMA), Общество управления риском и страхованием (Risk and Insurance Management Society - RIMS), Группа тридцати (Group of Thirty), Международная ассоциация страховых супервизоров (International Association of Insurance Supervisors - IAIS), каждая из которых предложила успешно внедряемые стандарты и кодексы в сферах своих интересов и компетенции. Вырабатываемые таким образом международные стандарты обычно считаются минимальными, отдельные же организации имеют право применять в своих странах более строгие правила и нормы.
В ходе подготовительных мероприятий по реализации требований Базеля-II возникли трудности, связанные с адаптацией Соглашения к реалиям национальных банковских систем. Сроки введения в действие новых Базельских нормативов неоднократно переносились и опять-таки были определены ориентировочно на конец 2006 - начало 2007 г. Однако и к обозначенному времени не все субъекты банковского дела были готовы: проблема в том, что внедрение Базельских схем - это не акт, который можно инициировать одномоментно чьим бы то ни было указом, это процесс, который в разных банках может занять разное время, и лишь некоторые его части можно внедрить как требование центрального банка. Многие ведущие банки до сих пор выражают сомнения по поводу целесообразности введения этих нормативов полностью в существующем виде. В США, например, соблюдать данные требования пока будут два десятка банков. Причина - незначительные преимущества Соглашения для малых и средних банков в сопоставлении с расходами на его внедрение. Кроме того, надзорные органы США выражают обеспокоенность возможным снижением объемов резервных отчислений капитала, что повысит риски банковской системы страны в целом. Необходимость изучения возможных проблем отодвинуло реализацию планов США по инкорпорации Базеля-II в законодательство.
В США Базель-II вступил в силу с января 2009 г. В России Базель-II начинает внедряться с 2009 г. с учетом особенностей российской банковской системы. Похожие сомнения оказывают влияние и на ЕС. В Европе Базель-II вступил в силу в декабре 2008 г. в пробном режиме. В некоторых странах работа по внедрению Базеля-II осложняется отсутствием единства в требованиях к управлению рисками по всему спектру финансовых услуг, т.е. недостаточностью интегративности в обсуждаемом формате. В связи с этим в странах, которые относятся к развивающимся и перед которыми ставится еще более глобальная задача реформирования экономико-правовой среды, установление временных ограничений является довольно опасным.
ЕС требует от государств-членов разрабатывать собственное законодательство для реализации положений директив ЕС. В Европе кроме директив ЕС в 2008 г. вступили в силу положения Базеля-II. Как уже говорилось выше, фактические сферы его применения гораздо шире, чем это обозначено в самом документе. С учетом последствий для других банков, для банковской клиентуры и для условий внутринациональной и международной конкуренции это, по существу, широкомасштабное введение новых правил игры на финансовых рынках.
Выполнение его нормативов стало обязательным в ЕС с 2007 - 2009 гг. В ЕС эта система распространится не только на коммерческие, но и на инвестиционные банки, инвестиционные и финансовые фирмы, управляющие различными финансовыми фондами и (или) потоками. Все это привело к тому, что руководство банков вынуждено посвящать все больше часов рабочего времени и тратить средства акционеров на соблюдение регулятивных требований, количество которых постоянно растет.