Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 09:43, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие и предмет международного частного права
2. Система международного частного права. Методы регулирования в международном частном праве.
№4 Понятие, особенности и виды источников международного частного права

Прикрепленные файлы: 1 файл

OTVETY_MChP.docx

— 181.19 Кб (Скачать документ)

18. Понятие иммунитета  государства и его виды

 

1. С участием государства  в гражданско-правовых отношениях  связан вопрос о его иммунитете. Термин «иммунитет» происходит  от латинского слова immunitas, что означает освобождение от чего-либо. Слово имеет несколько значений, применительно к юрисдикции иностранного государства. Различают дипломатические, консульские иммунитеты и иммунитет самого государства. Возникновение иммунитета государства связано с принципами государственного суверенитета и суверенного равенства государств, которые устанавливают неподчиненность, независимость одного государства от другого, что выражается в юридической максиме: par in paren non habet imperium (равный над равным власти не имеет).

В процессуальном праве иммунитет  государства утверждает неподсудность  государства и его органов  судебной власти иностранного государства (par in paren non habet jurisdictionen – равный над равными юрисдикции не имеет). Изначально иммунитет государства возник в форме обычая, затем утвердился в судебной практике и национальном законодательстве государств, а также в международном праве.

Иммунитет государства –  это широкое понятие, которое  включает как юрисдикционные иммунитеты, так и иммунитеты собственности, принадлежащей государству в зарубежных странах, а также иммунитет морских и воздушных судов.

2. Для международного  частного права первостепенное  значение имеют юрисдикционные иммунитеты, поскольку они ограждают государство от предъявления к нему исков гражданско-правового характера. В теории и практике международного частного права различают три вида юрисдикционных иммунитетов: иммунитет от юрисдикции иностранного суда, иммунитет от предварительного обеспечения иска и иммунитет от исполнения решения иностранного суда в отношении государства.

Судебный иммунитет означает неподсудность государства иностранным  судам вне зависимости от того, что является причиной возбуждения  судебного производства. Однако этот иммунитет не имеет абсолютного  характера, поскольку государство  может от него добровольно отказаться, дав согласие на юрисдикцию иностранного суда.

Иммунитет от предварительного обеспечения иска устанавливает  невозможность проведения иностранным  судом в отношении государственной  собственности обеспечительных  действий принудительного характера.

Иммунитет от исполнения решений  иностранного суда не позволяет исполнять  в принудительном порядке решения  иностранного суда, вынесенные в отношении  государства.

Наличие юрисдикционного иммунитета государства не означает, что иностранное государство и его представители могут игнорировать право того государства, где они осуществляют свою деятельность. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. указывает, что все лица, пользующиеся иммунитетами и привилегиями, «обязаны уважать законы и постановления государства пребывания. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела этого государства» (п. 1 ст. 41).

Иммунитет государства –  это не одностороннее волепроявление государства. В любом случае иммунитет государства содержит в себе категорию взаимности, поскольку он возможен только в результате действия двух субъектов права: одно государство ограничивает свою юрисдикцию по отношению к действиям и имуществу другого государства, второе государство получает право на освобождение от юрисдикции первого государства. Из этого следует, что иммунитетом государство может пользоваться только в случае гражданско-правовых отношений и связанной с ними юрисдикцией на территории другого государства. Это значит, что в пределах собственной территории в гражданско-правовых отношениях с иностранными юридическими и физическими лицами государство не вправе обращаться к иммунитету. Как уже отмечалось, это положение закреплено в ст. 1114 ГК Республики Беларусь.

На практике это значит, что иностранные юридические  и физические лица могут обращаться в суды и иные органы государства  с предъявлением исковых требований к самому государству, которое в  такой ситуации не может ссылаться  на юрисдикционный иммунитет, поскольку он действует только в отношении юрисдикции иностранного суда.

3. Несмотря на предметную  взаимосвязь юрисдикционных иммунитетов, каждый из них имеет самостоятельное значение. Это означает, что согласие государства на юрисдикцию иностранного суда не означает его согласия на действия по предварительному обеспечению иска и принудительное исполнение вынесенного против государства решения. Первоначально эта норма появилась в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., где говорилось: «Отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета в отношении исполнения решения, для чего требуется особый отказ»  
(п. 4 ст. 32). Самостоятельность юрисдикционных иммунитетов закреплена и в ст. 23 Европейской конвенции об иммунитете государств от 16 мая  
1972 г., где указано: «На территории Договаривающегося государства не могут быть осуществлены принудительное исполнение судебного решения или охранительная мера в отношении имущества другого Договаривающегося государства, за исключением тех случаев и тогда, когда это государство дало на это свое ясно выраженное согласие в письменной форме».

Иммунитет государства и  его собственности как институт международного публичного и частного права был вызван к жизни необходимостью поддержания официальных отношений  между государствами. Выстраивание равноправных отношений между государствами  было бы невозможно, если бы органы и  представители иностранных государств за рубежом оказывались под полной юрисдикцией этих государств. Сложившийся  в XIX веке иммунитет государств имел абсолютный характер, т.е. никаких оговорок и исключений в отношении иммунитета иностранных государств и его представителей не допускалось.

4. В ХХ столетии государства  активно занялись коммерческой  деятельностью. Для привлечения  финансовых средств они обратились  к практике выпуска облигаций,  которые размещались в зарубежных  странах среди физических лиц.  Началось привлечение иностранных  капиталов из развитых стран  в менее развитые. Однако условия правоотношений государства с физическими и юридическими лицами были неравноправными, поскольку государства были ограждены иммунитетом в случае возникновения споров.

Ситуация с иммунитетом  государства усложнилась с возникновением советского государства, которое ввело  государственную монополию на внешнеэкономическую  деятельность. После Второй мировой войны появилась мировая система социализма, резервом которого были страны, освободившиеся от колониальной зависимости и избравшие путь социалистической ориентации. Для всех социалистических стран, а также ряда развивающихся государств важнейшим принципом в сфере экономики стала монополия государства на внешнеэкономическую деятельность. В результате и без того непростые отношения капиталистических и социалистических стран были осложнены в сфере экономики проблемой иммунитета государств, в котором оказались заинтересованы социалистические и развивающиеся страны. Это вызвало серьезную озабоченность остального мира и подтолкнуло к поиску доктрины, которая могла бы ограничить иммунитет государства в сфере экономических отношений.

  1. Международные организации как субъекты международного частного права.

Международные межправительственные организации, относясь к субъектам  международного публичного права, большей  частью вступают в отношения не гражданско-правового  характера. Их участие в сделках, как и участие государства  в отношениях, регулируемых международным  частным правом, возможно лишь при  условии участия со стороны «контрагента»  физического или юридического лица.

Международные межправительственные организации, как правило, наделяются правами юридического лица. Правоспособность международных межправительственных организаций определяется их уставами, соглашениями о штаб-квартире и другими  международными договорами.

В процессе своей деятельности международные межправительственные организации заключают различные  договоры, опосредующие их существование  и исполнение уставных целей. Так, они  могут заключать договоры об аренде помещений, договоры купли-продажи  товаров, приобретать недвижимое имущество, выступать истцом в суде, выступать  стороной в обязательствах из причинения вреда.

Собственность международных организаций  пользуется иммунитетом, который закрепляется в соответствующих международных  договорах. Так, Конвенция 1980 г. «О правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества», предусматривает, что имущество и активы такой организации пользуются иммунитетом от любой формы административного и судебного вмешательства, за исключением случаев, когда сама организация отказывается от иммунитета.

Гражданско-правовые споры с участием международных организаций неподсудны судам страны пребывания организации, хотя сама она может обращаться в  эти суды за защитой в качестве истца.

Помимо участия в качестве субъекта международного частного права, международные межправительственные организации (специализированные учреждения) ООН оказывают активное содействие в развитии международного частного права. Так, в системе ООН функционирует  Комиссия по праву международной  торговли (ЮНСИТРАЛ), в рамках которой  разработан ряд проектов международных  конвенций.

 

  1.  Право собственности в международном частном праве.

Право собственности издавна  является одной из основных правовых категорий вообще, тем более для  отношений, регулируемых международным  частным правом.

Экономические отношения  собственности могут быть и неизбежно  становятся объектом государственно-правового  регулирования. В результате юридического оформления экономических отношений  собственности нормами права  возникает собственность в юридическом  смысле. Совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений  собственности методами и средствами гражданского права, образует гражданско-правовой институт собственности. Главное содержание и особенности данного института  состоят в том, что его нормами  определяется правовое положение имущественных  ценностей  в хозяйственном обороте  путем установления меры дозволенного поведения управомоченного лица по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Институт права собственности  в международных отношениях получил  в последние десятилетия большое  распространение ввиду перехода ряда государств к принципам открытости в организации общества и закономерного вследствие этого расширения географической сферы, в рамках которой осуществляется перемещение лиц, капиталов и услуг.

Таким образом, рассмотрение данного института с точки  зрения международного частного права  предполагает не только коллизионный аспект, но и анализ проблем материально-правового  регулирования отношений собственности  в связи с рядом очень значимых в экономическом, юридическом и политическом плане явлений: таких как иностранные инвестиции, национализация иностранной собственности, международно-правовое регулирование иностранных инвестиций и т. д.

 

21. Коллизионно-правовое регулирование отношений собственности в международном частном праве

В коллизионном праве Республики Беларусь нормы о праве собственности  содержатся в параграфе 4 гл. 75 «Право собственности и иные вещные права» ГК.

Среди коллизионных вопросов, возникающих применительно к  отношениям собственности, можно назвать  следующие:

- установление «способности»  предмета спора быть объектом  права собственности вообще или  одной формы права собственности  (например, государственной);

- дифференциация имущества  на движимое и недвижимое;

- определение объема правомочий  собственника;

- установление содержания  права собственности и других  вещных прав;

- определение оснований  возникновения и прекращения  права собственности.1

Закон места нахождения вещи – основной принцип, используемый при определении применимого права к любым вопросам в праве собственности. Этот принцип получил закрепление в законодательстве многих стран. Например, ст. 1119 ГК Республики Беларусь закрепляет, что «право собственности и другие вещные права на недвижимое и движимое имущество определяются по праву страны, где это имущество находится, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Принадлежность имущества  к недвижимым или движимым вещам, а также иная юридическая квалификация имущества определяются по праву  страны, где это имущество находится».

Для регулирования отношений  собственности в правовых системах закрепляются и другие коллизионные принципы. К ним относятся:

    1. закон места совершения сделки (ст. 1120 ГК Республики Беларусь);
    2. закон государства места назначения движимого имущества;
    3. закон места отправления движимого имущества (ст. 1122 ГК Республики Беларусь);
    4. закон места регистрации имущества (ст. 1121, п. 2 ст. 1123 ГК Республики Беларусь);
    5. личный закон пассажира;
    6. закон суда (п. 1 ст. 1123 ГК Республики Беларусь);
    7. закон «автономии воли» и др.

Существенным препятствием при выборе коллизионного принципа  является проблема квалификации таких  юридических понятий, как «переход права собственности», «риск случайной  гибели вещи». Так, законодательство разных государств неодинаково устанавливает  момент перехода права собственности. Одни правовые системы связывают  этот момент с фактической передачей  вещи, другие определяют момент перехода согласно контракту, независимо от фактической  передачи. Практической рекомендацией  в данном вопросе может служить  совет о включении положения  о применимом материальном праве  в текст контракта, а также  изучение коллизионных норм как отечественного, так и иностранного государства.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"