Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:19, доклад
Задачи борьбы за окончательную ликвидацию колониализма на африканском континенте настоятельно требуют разрешения проблемы Западной Сахары, к которой с самого начала привлечено внимание ООН. На протяжении почти целого столетия эта страна являлась колонией Испании, соседствуя с колониальными владениями Франции в регионе: Марокко, Мавританией и Алжиром.
В 1981 году в ходе Конференции глав государств и правительств ОАЕ в Найроби король Марокко Хасан II впервые объявил о готовности Рабата заключить соглашение о прекращении огня и проведении референдума под международным контролем. Вместе с тем король наотрез отказался от прямых переговоров с Фронтом ПОЛИСАРИО, что обесценивало его, казалось бы, позитивные встречные шаги по главным вопросам урегулирования.
В дальнейшем отношение Марокко к Фронту ПОЛИСАРИО еще более ужесточилось. В Рабате никак не могли смириться с тем, что в 1982 году САДР была принята в Совет Министров ОАЕ, хотя к этому времени САДР признали уже 26 государств-членов ОАЕ. А после того, как в 1984 году Фронт ПОЛИСАРИО принял участие во встрече глав государств и правительств ОАЕ, возмущенный Рабат заявил о выходе Марокко из этой организации.
Упорное нежелание Марокко внять голосу разума во многом питалось Соединенными Штатами и другими западными державами. После победы в 1979 году Исламской революции в Иране в Вашингтоне взяли курс на сколачивание блока «умеренных» арабских государств, которые противостояли бы развитию антиимпериалистических тенденций в регионе и в этом контексте, наряду с садатовским Египтом, делали ставку и на Марокко. К тому же, как утверждает видный историк П. Кальвокоресси, «американцы считали короля Хасана оплотом борьбы с коммунизмом в Северо-Западной Африке».578 С приходом к власти в США администрации Рейгана американцы стали осуществлять массированную поставку оружия в Марокко, а в мае 1982 г. во время визита Хасана II в. США было подписано мароккано- американское соглашение о военном сотрудничестве. 579
И все же позитивные подходы к решению вопроса о Западной Сахаре, стимулируемые ОАЕ и ООН, продолжали утверждаться. Так, в 1983 и 1984 гг. Генеральная Ассамблея ООН вновь подтвердила, что проблема Западной Сахары представляет собой вопрос о деколонизации и что народу этой территории еще не была предоставлена возможность воспользоваться своим правом на самоопределение и независимость. Генеральная Ассамблея ООН обратилась к обеим сторонам (т. е. к Марокко и Фронту ПОЛИСА- РИО) с настоятельным призывом приступить к переговорам о прекращении огня и создании условий для проведения референдума.
В 1985 г. Генеральный секретарь ООН и председатель ОАЕ приступили к проведению совместной миссии «добрых услуг». В 1988 г. они предложили вариант урегулирования, предусматривавший прекращение огня и проведение референдума по вопросу о выборе между предоставлением Западной Сахаре независимости и ее присоединением к Марокко. 30 августа 1988 г. «предложения по урегулированию» были приняты как Фронтом ПОЛИСАРИО, так и Марокко.
Совет Безопасности ООН резолюцией 658 от 27 июня 1990 г. одобрил эти предложения («План урегулирования»), а также план Генерального секретаря ООН по их реализации («План достижения мира»). Последний предусматривал установление переходного периода, в течение которого ответственность за осуществление всех мероприятий по подготовке к референдуму была возложена на Специального представителя Генерального секретаря ООН при содействии создававшейся миссии ООН по проведению референдума. Переходный период должен был начаться с вступлением в силу прекращения огня, а закончиться после объявления результатов референдума.
«План достижения мира» исходил из того, что все жители Западной Сахары, достигшие возраста 18 лет и зарегистрированные в ходе проведенной испанцами переписи населения в 1974 году, будут обладать правом голоса, независимо от того, находятся они на территории Западной Сахары или за ее пределами на положении беженцев или по иным причинам. Комиссия по идентификации должна была осуществить корректировку данных переписи 1974 года для подготовки списков избирателей, а переписью беженцев, находящихся за пределами Западной Сахары, должно было заняться Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
На основе «Плана
урегулирования» Совет
В состав МООНРЗС помимо аппарата Специального представителя вошли военнослужащие, военные наблюдателя и полицейские, всего 225 человек. 580 Их деятельность направлена на то, чтобы обеспечить выполнение соглашения о перемирии между войсками Марокко и Фронта ПОЛИСАРИО, вступившего в силу 6 сентября 1991 г. Несмотря на продолжающиеся спорадические вооруженные стычки, перемирие с тех пор соблюдается и «серьезных нарушений отмечено не было».581 Это заключение, сделанное Секретариатом ООН в 2004 году, вполне адекватно отражает и положение дел на сегодня.
Вместе с тем между сторонами остаются острые разногласия по некоторым ключевым элементам «Плана урегулирования», в особенности по вопросу о критериях определения права на участие в голосовании. Фронт ПОЛИСАРИО исходит из того, что единственной базой для формирования электората, как это было оговорено с самого начала, должны быть данные переписи 1974 года и что новые критерии, расширяющие электорат за пределы первоначального списка, могут лишь привести к включению в него лиц, вовсе не являющихся западносахарцами. Марокко же намеревается представить для идентификации около 100 тыс. человек, проживающих за пределами Западной Сахары, в том числе тех, кто был на территории во время переписи, но не был учтен, кто бежал в Марокко в предыдущие годы, а также жителей районов, которые входили в состав данной территории, но впоследствии, в 1950-х и 1960-х гг., были переданы Испанией Марокко. 582
Из-за всех этих препятствий референдум о самоопределении Западной Сахары, впервые назначенный на 1992 г., пришлось отложить, и он так и не состоялся до сих пор.
В 1997 г. при посредничестве Специального представителя Генерального секретаря ООН в Западной Сахаре, бывшего Государственного секретаря США Джеймса Бейкера, был достигнут компромисс, ставший известным как Хьюстонское соглашение. На основе этого соглашения процесс составления списков избирателей был завершен в декабре 1999 г., и комиссия по выверке списков представила предварительные списки, в которые вошло около 86 тыс. человек. Те, кто не вошел в списки, имели право на подачу апелляций. Но уже к концу 2000 г. было подано 131 038 апелляций! 583 И дело с проведением референдума вновь застопорилось.
В конце июля 2002 г. в преддверии очередного заседания Совета Безопасности ООН по вопросу о Западной Сахаре новый марокканский король Мохаммед VI выступил с заявлением, в котором недвусмысленно дал понять, что Рабат намерен распространить свой суверенитет на эту территорию, несмотря на протесты местного населения, а также Испании, Алжира, Мавритании и других стран. Он подчеркнул, что все планы, исключающие признание суверенитета Марокко на Западную Сахару, будут «категорически отвергнуты», высказав при этом мнение, что отказ в удовлетворении притязаний Марокко на эту территорию может вызвать «балканизацию» всего Магриба. 584
Характерно, что в связи с этим заявлением короля Мохаммеда VI в. западных СМИ отмечалось, что оно было явно обусловлено поддержкой Рабата со стороны Вашингтона, который надеется получить при содействии Марокко доступ к месторождениям нефти и газа в Западной Сахаре. Указывалось и на то, что в числе вариантов решения проблемы Западной Сахары, подготовленных к заседанию Совета Безопасности ООН Д. Бейкером в его ипостаси Специального представителя Генерального секретаря ООН, наиболее «пробивным» считался проект признания Западной Сахары «автономией в рамках Марокко».585
Однако ни в 2002 г., ни позже Совет Безопасности ООН не пошел на поводу у США и не отступил от принципиальной позиции, выраженной в его резолюциях по Западной Сахаре, а также в «Плане урегулирования» и «Плане достижения мира», одобренных Советом в 1990 г. Попытки Марокко при поддержке США так или иначе использовать ООН для реализации плана «автономии Западной Сахары в рамках суверенитета Марокко», тем не менее, продолжаются. В апреле 2004 г. Марокко передало соответствующие предложения новому Специальному представителю Генерального секретаря ООН по Западной Сахаре А. де Сото в качестве своего «окончательного ответа» на «План достижения мира». На что Генеральный секретарь ООН в очередном докладе Совету Безопасности ООН отметил: «Вопрос суверенитета, разумеется, основной вопрос, вызывающий разногласия сторон все эти годы. Марокко не признает План урегулирования, с которым соглашалось многие годы. Оно также не принимает некоторые элементы Плана достижения мира».586
В резолюциях 1675 и 1720 и 1783 Совета Безопасности ООН соответственно от 28 апреля 2006 г., 31 октября 2006 г. и 31 октября 2007 г. содержится призыв «к сторонам и государствам региона» продолжать в полной мере сотрудничать с ООН и друг с другом с тем, «чтобы найти выход из существующего тупика и добиться прогресса в достижении политического решения». Совет Безопасности со своей стороны подтвердил свою приверженность «оказанию сторонам содействия в достижении справедливого, долговременного и взаимоприемлемого политического решения, которое будет предусматривать самоопределение народа Западной Сахары в контексте процедур, соответствующих принципам и целям Устава ООН».
Резолюцией 1871 Совета Безопасности ООН от 30 апреля 2009 г. срок действия мандата Миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре продлен до 30 апреля 2010 г. В операциях МООНРЗС принимали или принимают участие военнослужащие из Австралии, Австрии, Аргентины, Бангладеш, Бельгии, Великобритании, Венесуэлы, Ганы, Гвинеи, Гондураса, Греции, Египта, Ирландии, Италии, Канады, Кении, КНР, Малайзии, Нигерии, Пакистана, Польши, России, США, Туниса, Франции, Швейцарии. 587
Западносахарский народ продолжает борьбу за самоопределение и независимость. Несмотря на ряд военных поражений и расколов в своих рядах, Фронту ПОЛИСАРИО удалось удержать контроль над южной частью Западной Сахары, который он продолжает сохранять до сих пор. САДР признали свыше 70 государств мира. Все резолюции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН по Западной Сахаре неизменно поддерживались Советским Союзом, исходя из того, что судьбу Западной Сахары должен решать сам западносахарский народ в условиях свободного волеизъявления. Россия, как прежде и Советский Союз, участвует в МООНРЗС. Но ни Советский Союз, ни Россия не признали САДР.
Жизнь подтверждает, что принципы и методы урегулирования проблемы Западной Сахары, изначально заложенные в резолюциях Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН, отвечают коренным интересам западносахарского народа и делу мира в регионе. Верно и то, что только скорейшее претворение в жизнь основных положений этих резолюций, вытекающих из исторической Декларации ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам, обеспечит справедливое и прочное разрешение этой одной из самых застарелых проблем африканского континента.