Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:19, доклад
Задачи борьбы за окончательную ликвидацию колониализма на африканском континенте настоятельно требуют разрешения проблемы Западной Сахары, к которой с самого начала привлечено внимание ООН. На протяжении почти целого столетия эта страна являлась колонией Испании, соседствуя с колониальными владениями Франции в регионе: Марокко, Мавританией и Алжиром.
ЗАПАДНАЯ САХАРА
Задачи борьбы за окончательную ликвидацию колониализма на африканском континенте настоятельно требуют разрешения проблемы Западной Сахары, к которой с самого начала привлечено внимание ООН. На протяжении почти целого столетия эта страна являлась колонией Испании, соседствуя с колониальными владениями Франции в регионе: Марокко, Мавританией и Алжиром.
Испанское колониальное господство вначале (в 1881—1887 гг.) было установлено на побережье Западной Сахары, прилегающем к Атлантическому океану (территория Рио-де-Оро, или Испанская Сахара). Позднее, на основе соглашений с Францией 1900, 1904 и 1912 гг., определивших границы испанских владений, Мадрид присоединил к Рио-де-Оро и северную часть Западной Сахары — территорию Сегиет-эль-Хамра.
Национально-освободительная
борьба берберо-арабского населения
Западной Сахары, в большинстве своем
мусульман-суннитов, никогда не прекращалась,
временами приобретая весьма острый
характер. В 1957 г. под влиянием успехов
национально-освободительного движения
в Марокко и провозглашения в
1956 году независимости этой страны,
а также подъема
После завоевания независимости Мавританией (1960 г.) и в особенности — Алжиром (1962 г.) освободительная борьба сахарцев вновь значительно активизировалась. Но на этот раз дело осложнилось тем, что в 1963 г. на Западную Сахару предъявили свои притязания Марокко и Мавритания. Вопрос был передан на рассмотрение ООН, и с тех пор эта международная организация занимается непрекращающимся спором по поводу Западной Сахары.
В принципиальном плане, как это отмечается в многочисленных резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, вопрос о Западной Сахаре является вопросом осуществления Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, который должен быть окончательно решен народом Западной Сахары. Заметим в этой связи, что 15 декабря 1965 г. XX сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла специальную резолюцию, которая предлагала Испании, как управляющей власти, немедленно принять меры для деколонизации этой территории, вступив с этой целью в переговоры относительно ее суверенитета. Подразумевалось, что такие переговоры Испания должна была вести с Марокко и Мавританией, хотя в резолюции они и не назывались.
20 ноября 1966 г. XXI сессия Генеральной Ассамблеи ООН признала неотъемлемое право западносахарского народа на самоопределение. Резолюция призывала Испанию создать благоприятную обстановку для проведения референдума под эгидой ООН, определив порядок его проведения «в соответствии с устремлениями коренного населения территории» и «в консультации с правительствами Марокко, Мавритании и с любой другой заинтересованной стороной» (под которой подразумевался Алжир, впервые заявивший на той сессии о своей заинтересованности в судьбе Западной Сахары). 567 Все последующие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН вплоть до 1974 года подтверждали право западносахарского народа на самоопределение и поддерживали необходимость проведения референдума для определения будущего Западной Сахары. 568
На конференциях государств сахарского региона в Нуадибу (сентябрь 1970 г.) и в Агадире (июль 1973 г.) за проведение в Западной Сахаре референдума высказались Марокко, Мавритания и Алжир. В поддержку самоопределения Западной Сахары и за проведение референдума о ее будущем под контролем ООН выступила ОАЕ.
Между тем испанские колониальные власти установили в Западной Сахаре военно-полицейский режим и разместили на ее территории 12 тыс. испанских солдат. В июне 1970 г. в Сегиет-эль-Хамра и в расположенном там административном центре Западной Сахары Эль-Аюне были учинены кровавые расправы над демонстрантами, выступившими против испанского колониального господства. В 1971 году испанские войска вновь применили оружие против демонстрантов в Сегиет-эль-Хамра.
Важным этапом в борьбе западносахарского народа против испанского колониального господства явилось создание в мае 1973 г. Народного фронта за освобождение Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро (фронт ПОЛИСАРИО), выступившего за самоопределение и полную независимость Западной Сахары. Фронт с самого начала получил всестороннюю поддержку Алжира.
В 1974 г. под нараставшим
давлением национально-
В ответ на маневры
испанской дипломатии и в стремлении
обосновать свои притязания на Западную
Сахару общностью культурно-
16 октября 1975 г.
Международный Суд вынес
Упомянутые события происходили на фоне важных изменений в Западной Европе. Апрельская (1974 г.) революция в Португалии свергла фашистский режим Салазара-Каэтану и привела к подъему национального освободительного движения, положившему конец португальской колониальной империи в Африке. После смерти в ноябре 1975 г. диктатора Франко рухнул фашистский режим и в Испании, и стало ясно, что дни испанского колониального господства в Западной Сахаре сочтены.
Оценив складывавшуюся ситуацию как весьма благоприятную для реализации своих захватнических планов в отношении Западной Сахары, марокканский король Хасан II, игнорируя заключение Международного Суда, решил форсировать события. В начале ноября 1975 года король лично возглавил «мирный марш» 350 тыс. марокканцев в Западную Сахару с целью ее «воссоединения» с Марокко. В результате нависла угроза прямого военного конфликта между Марокко и Испанией, и вопрос был передан в Совет Безопасности ООН.
В октябре—ноябре
1975 г. Совет Безопасности принял резолюции
337, 379 и 380, которые содержали
14 ноября 1975 г. в
итоге состоявшихся в Мадриде
переговоров между Марокко,
26 февраля 1976 г.
Испания проинформировала
В апреле 1976 г. в связи с завершением ухода Испании из Западной Сахары Марокко и Мавритания объявили о заключении соглашения, по которому северная часть Западной Сахары, составляющая две трети ее территории, присоединялась к Марокко, а ее южная часть — к Мавритании. Марокко и Мавритания ввели на территорию Западной Сахары свои войска, устанавливая там режим оккупации.
Алжир, заявивший
о своем непризнании
Между тем 28 ноября
1975 г. в Западной Сахаре был создан
Временный сахарский
14 апреля 1976 г. Марокко
и Мавритания подписали
В 1978 г. Фронт ПОЛИСАРИО нанес ряд поражений войскам Мавритании. Война подорвала и без того слабую экономику этой страны. Военные сместили президента Ульд Дадда, и 5 августа 1979 г. новое военное руководство Мавритании и Фронт ПОЛИСАРИО подписали соглашение о мире, в соответствии с которым Мавритания отказывалась от территориальных и каких-либо других претензий в отношении Западной Сахары, а также заявляла о своем нейтралитете в конфликте. После этого Марокко, основываясь на своих «преимущественных правах» на Западную Сахару, ввело свои войска и на освобожденную Мавританией южную часть ее территории.
Односторонние действия Марокко, явно нацеленные на захват Западной Сахары, были так или иначе осуждены большинством африканских и других неприсоединившихся государств. Состоявшаяся в сентябре 1979 г. в Гаване VI Конференция глав государств и правительств стран-участников Движения неприсоединения заявила, что народ Западной Сахары «не осуществил еще своего права на самоопределение и что не было никакой передачи суверенитета в отношении данной территории». Конференция приветствовала соглашение между Мавританией и Фронтом ПОЛИСАРИО и выразила сожаление по поводу «распространения вооруженной оккупации Марокко на ранее управлявшуюся Мавританией часть территории Западной Сахары».575
ООН также не осталась в стороне: в ноябре 1979 г. XXXIV сессия Генеральной Ассамблеи приняла в создавшихся условиях ключевую резолюцию, которая подтверждала «неотъемлемое право народа Западной Сахары на самоопределение и независимость», заявляла о том, что борьба сахарцев за осуществление этого права носит «законный характер» и что представителем народа Западной Сахары является Фронт ПОЛИСАРИО, которому Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала принимать активное участие во всех поисках справедливого, прочного и окончательного политического урегулирования вопроса о Западной Сахаре. Резолюция отмечала важный вклад соглашения между Мавританией и Фронтом ПОЛИСАРИО в дело достижения мира и такого урегулирования. За принятие резолюции голосовало 85 государств, в том числе СССР, Алжир и Мавритания, и лишь шесть государств проголосовали против, в том числе Марокко. 576
Помимо Движения неприсоединения и ООН в поисках путей урегулирования конфликта в Западной Сахаре принимала участие Организация Африканского Единства. В 1979 г. ОАЕ призвала к проведению референдума, на котором народ территории мог бы воспользоваться своим правом на самоопределение. ОАЕ образовала в сотрудничестве с ООН «Комитет мудрецов», которому было поручено разработать модель проведения такого референдума.
В декабре 1979 г. «Комитет мудрецов» на расширенном заседании с участием президента Алжира, министра иностранных дел Мавритании, генерального секретаря Фронта ПОЛИСАРИО и заместителя Генерального секретаря ООН призвал Марокко «вывести все свои войска и свою администрацию из района, эвакуированного Мавританией», а все стороны, участвовавшие в конфликте, — к «немедленному соблюдению прекращения огня на всей территории Западной Сахары с тем, чтобы создать условия для проведения справедливого и свободного референдума». В сентябре 1980 г. Комитет вновь призвал к прекращению огня и к проведению «честного и всеобщего референдума», рекомендовав провести его ОАЕ при содействии ООН. Прекращение огня было рекомендовано осуществить не позднее декабря 1980 г., при том, что контроль за его соблюдением возлагался бы на специально созданные силы ООН. Утвердив эти рекомендации, Комитет объявил о своем самороспуске. 577
Фронт ПОЛИСАРИО
с самого начала выразил согласие
с идеей референдума. Что касается
Марокко, то его первой реакцией было
заявление, отвергающее эту идею
на том основании, что народ Западной
Сахары уже самоопределился, «добровольно
воссоединившись с Марокко». Однако
под воздействием обстоятельств, диктовавшихся
как положением в Западной Сахаре,
где марокканские войска явно не могли
одолеть военные формирования Фронта
ПОЛИСАРИО, так и нараставшей
политико-дипломатической