Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:50, контрольная работа
Международное право появилось вместе с возникновением государства и внутригосударственного права и прошло сложный и противоречивый путь развития. Его история воплощает те же закономерности и проблемы, которые присущи истории государства и права, и сохраняет специфические черты, свойственные именно межгосударственному правовому регулированию.
Введение 3
1. Понятие международного публичного права, его сущность и роль в международных отношениях 5
2. Международно-правовое сотрудничество по правам человека. 9
Заключение 18
Список литературы 19
Международное право
появилось вместе с возникновением
государства и
Существенным фактором совершенствования
международного права явились прогрессивные
перемены, произошедшие в гражданском
обществе, в межгосударственных взаимосвязях.
Те коренные сдвиги в сфере внешней политики,
которые породили Французская буржуазная
революция в конце XVIII в. и Октябрьская
социалистическая революция в первой
половине XX в., повлекли становление новых
принципов и норм международного права,
прежде всего таких начал, как уважение
суверенитета государств и признание
их равноправия, невмешательство в их
внутренние дела, а позднее — отказ от
войны как орудия национальной политики,
неприменение силы или угрозы силой, самоопределение
народов и наций, уважение прав и свобод
человека и др.
Современное международное
право функционирует в сложной
среде, так как формирующие и
реализующие это право
Международное право постепенно преодолело былой дискриминационный характер, рассталось с концепцией «международного права цивилизованных народов», исключавшей из равноправного общения так называемые слаборазвитые страны. Сегодня можно констатировать достижение универсальности международно-правового регулирования в том смысле, что в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства.
1. Понятие международного публичного права, его сущность и роль в международных отношениях.
Международное публичное право является совокупностью юридических принципов и норм, обязательных для его субъектов и областей сходной структуры, и использует практически те же, что национальное право, юридические конструкции и определения. Однако, международное публичное право, как особая система юридических норм, обладает качественными отличиями от внутреннего права.
Если предметом регулирования внутреннего право является отношения между субъектами в пределах государственной территории и в рамках внутренней компетенции государства, то международное публичное право регулирует отношения, между различными государствами. Отсюда следует, что международное публичное право - это совокупность норм, регулирующих взаимоотношения государств и их объединений (международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.
Так же международное публичное право представляет собой самостоятельную систему права, включающую совокупность институтов и отраслей международного права. Комплекс норм одинаковой целевой направленности, касающихся конкретного объекта правового регулирования, образуют институт международного права. Примером здесь может служить - институт признания, институт правопреемства, институт международно-правовой ответственности государств.
Отрасль международного публичного права - это совокупность международно-правовых норм, объединенных единым предметом регулирования и регламентирующих отношения субъектов международного публичного права в широкой сфере сотрудничества. В систему отраслей международного права входят право международных договоров, право международных организаций, право внешних сношений, международное морское право, международное воздушное право, международное космическое право, международное экологическое право, международное уголовное право, право прав человека, международное гуманитарное право.
Функции международного публичного права - это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением.
Главной социальной функцией международного публичного права является упрочение существующей системы международных отношений. Главная юридическая функция международного права состоит в правовом регулировании межгосударственных отношений. Обе функции носят характер стабилизирующих, охранительных, поскольку нацелены на поддержание определенного порядка в системе. Международное публичное право выполняет также функцию противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам.
Существенна функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении взаимосвязи между государствами.
Информационно-воспитательная функция состоит в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и охраняемым им интересам и ценностям.
Современное международное публичное право существенно отличается от классического по субъектам, содержанию и территориальной сфере действия. Субъектом классического международного права признавались только цивилизованные европейские народы и государства. Весь афро-азиатский регион находился вне сферы регулирования международного права. Колонии и протектораты рассматривались как легальные формы эксплуатации слаборазвитых народов, а война считалась правомерным средством разрешения международных споров.
Сущность современного международного публичного права выражается в его общедемократичности, универсальности, антидискриминационности.
К функциям современного международного публичного права относятся:
В настоящее время роль международного публичного права значительно усиливается. В современном взаимозависимом мире, где интеграционные процессы стали объективной необходимостью, односторонние действия государства, не учитывающие интересы других стран, способны поставить под угрозу существование человечества в целом. Под влиянием научно-технического прогресса непрерывно расширяются и углубляются международные отношения, усиливаются процессы интернационализации мирового хозяйства, растет взаимозависимость государств. Возникли качественно новые международные проблемы: проблемы охраны окружающей среды, энергетическая, сырьевая, продовольственная, борьба с организованной преступностью и международным терроризмом. Все эти проблемы требую согласованных усилий всех государств.
Все это повышает роль международных
отношений в жизни
Как свидетельствует опыт современных международных отношений, проблема международного сотрудничества в области поощрения и защиты прав и свобод человека (и в равной степени сопряженный с ней вопрос о международном контроле в правозащитной сфере) является наиболее сложной и противоречивой. Пожалуй, ни одна другая дискуссия в рамках ООН не характеризуется таким накалом страстей, такой степенью политизации, как полемика по правозащитным вопросам. Для того чтобы убедиться в справедливости данного тезиса, достаточно взглянуть на деятельность Комиссии ООН по правам человека, а также так называемых "договорных органов по правам человека" - специальных контрольных механизмов, созданных в целях проведения мониторинга соблюдения государствами своих обязательств по основным универсальным международным правозащитным договорам.
Так, Комиссия ООН по правам человека (далее - Комиссия) является главным межправительственным органом системы Организации Объединенных Наций, призванным содействовать развитию международного сотрудничества в сфере поощрения и защиты прав и свобод человека. Более того, Комиссия является единственной из числа так называемых "функциональных комиссий" Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС), создание которой было предусмотрено уже в самом Уставе Организации.
Ежегодно в Женеве в марте - апреле проводятся очередные сессии Комиссии продолжительностью 6 недель. В ходе указанных сессий принимаются более ста резолюций и решений по широчайшему кругу проблем, который за последние несколько лет неуклонно увеличивается. Причем многие из таких проблем с большой натяжкой можно отнести к строго правозащитным. Например, перевозка токсичных отходов, разоружение, доступ к легкому и стрелковому оружию, международная торговля и т.д. Подобное стремление со стороны отдельных государств "объять необъятное" и заставить Комиссию, по сути, выйти за пределы своей компетенции, тем самым нарушить собственный мандат, далеко не всегда способствует повышению авторитета этого органа, а также эффективности его деятельности.
Кроме того, внесение на рассмотрение
Комиссии заведомо конфронтационных проектов
резолюций и решений неизбежно
приводит к политизации дискуссии,
усилению взаимного недоверия
Анализ деятельности так называемых "договорных органов по правам человека" - контрольных институтов, созданных для осуществления мониторинга выполнения государствами своих обязательств по основным международным договорам в сфере прав человека, - рисует следующую картину. По сути, ни один из названных договоров не является подлинно универсальным по количеству участвующих в нем государств. Следовательно, не являются универсальными и созданные в соответствии с такими договорами контрольные механизмы. Более того, согласно большинству указанных договоров отдельные контрольные функции соответствующих механизмов являются факультативными. В частности, согласно Международному пакту о гражданских и политических правах полномочия Комитета по правам человека получать и рассматривать индивидуальные петиции регулируются положениями Факультативного протокола к данному Пакту. Согласно Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания такой же факультативной является функция Комитета против пыток проводить расследование на территории государства - участника Конвенции.
Таким образом, международная система в области поощрения и защиты прав человека носит во многом "мягкий" характер. Многие наблюдатели, в частности представители неправительственных правозащитных организаций (НПО), аналогичную мягкость ассоциируют с неэффективностью этой системы. Даже, скорее, говорят о "мягкости" в качестве синонима неэффективности. Но такая характеристика, с точки зрения автора данной публикации, является преувеличенной и в значительной степени эмоциональной. Ведь в условиях, когда тема прав и свобод человека активно используется в политических целях, в том числе в качестве рычага давления в международных отношениях, иная ситуация просто невозможна.
Вместе с тем изложенное отнюдь не умаляет того, чего удалось добиться международному сообществу в сфере поощрения и защиты прав и свобод человека в мировом масштабе. Действительно, еще в 50-х гг. XX века вряд ли кто-нибудь мог предположить, что государства смогут не только согласовать тексты важных международных договоров в правозащитной области, но и создать независимые международные контрольные механизмы, в функции которых входило бы осуществление мониторинга деятельности государств, в той или иной степени затрагивающей права человека. Тогда это казалось чем-то из области фантастики. Но жизнь доказала, что консенсус возможен и в данной сфере.
Ранее уже говорилось о том, что к настоящему моменту международное сообщество выработало значительный массив нормативных документов в области поощрения и защиты прав человека. В контексте ограниченного объема данной статьи не представляется оптимальным подробное описание содержания всех базовых международных правозащитных договоров, а также раскрытие сущности закрепленных в них стандартов. Это уже в достаточной степени комплексно и всесторонне отражено в трудах отечественных и зарубежных ученых и практиков. Думается, что более интересной (и куда менее изученной) является проблема международного контроля в сфере прав человека, на которой автор настоящей публикации хотел бы остановиться более подробно.
Необходимо подчеркнуть, что проблема международного контроля в целом и тема контроля в области поощрения и защиты прав и свобод человека в частности являются одними из наиболее актуальных в международном праве. Известно, что одним из общепризнанных принципов международного права является принцип добросовестного выполнения международных договоров. В этой связи международный контроль следует рассматривать в качестве одного из основных способов применения, реализации данного принципа на практике.
Любой международный договор, в том числе касающийся проблематики прав и свобод человека, останется не более чем декларацией о намерениях, если не будет предусмотрен механизм мониторинга выполнения положений первого участвующими в таком договоре государствами. О возрастающем значении института контроля для достижения эффективности международно-правовых норм свидетельствует тот факт, что практика заключения международных договоров, в особенности многосторонних, стала в последние десятилетия всецело развиваться путем закрепления в них норм соответствующих положений о контроле за их соблюдением. Это же отмечает, в частности, известный юрист-международник Р.М. Валеев в своем всеобъемлющем исследовании, посвященном теме осуществления и создания действенных механизмов контроля в современном международном праве.