Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 14:41, курсовая работа
Цель моей дипломной работы – выявить проблемы международно-правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений и предложить пути их решения.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
1. Теоретический анализ литературных источников.
2. Исследовать влияние международных норм на внутригосударственные правовые системы Республики Беларусь и Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА КАК СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
1.1 Понятие международно-правового регулирования труда и имплементация его норм в законодательство Республики Беларусь и Российской Федерации
1.2 История создания и развития МОТ, ее цели и задачи
1.3 Структура МОТ
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ЕЕ РОЛЬ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Общая характеристика деятельности МОТ
2.2 Международно-правовое регулирование занятости
2.3 Международно-правовое регулирование условий труда
2.4 Международно-правовое регулирование охраны труда
2.5 Социальное партнерство в сфере труда
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА С РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ
3.1 Сотрудничество МОТ с Республикой Беларусь
3.2 Сотрудничество МОТ с Российской Федерацией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конвенции МОТ, касающиеся проблем коллективно-договорного регулирования, предусматривают:
1) право трудящихся требовать
от государств и нанимателей
признания своих коллективно-
2) право свободно определять
профсоюзы в качестве стороны
в коллективно-договорном
3) право свободно вступать
в коллективные переговоры и
определять содержание
С этой точки зрения нормы современного российского и белорусского законодательства по вопросам проведения коллективных переговоров, заключения и исполнения коллективных договоров, соглашений, реализации права на забастовку в целом соответствуют международным стандартам, букве и духу основополагающих конвенций МОТ.
Устав МОТ предусматривает возможность пересмотра устаревших международных актов о труде, а также закрепляет положение о контроле за соблюдением (применением) конвенций и рекомендаций. Предусмотрен и механизм рассмотрения жалоб на нарушения государствами обязательств по соблюдению международных трудовых норм.
Отношение у государств — членов МОТ к конвенциям разное. Показательны следующие данные: к середине 90-х годов минувшего века Испания ратифицировала 124 конвенции МОТ (наивысший показатель такого рода), Франция — 115, Италия — 102, Великобритания — 80, ФРГ — 75, Греция — 66, Израиль — 44, Япония — 41, а США, громогласно декларирующие уважение прав человека, только 11.
Беларусью ратифицировано 48 конвенций МОТ (6 конвенций по разным причинам были денонсированы), РФ ратифицировано 50 конвенций, из них действует 43.
Сам факт ратификации влечет для государства ряд правовых последствий. Во-первых, оно обязано разработать и принять законодательные или иные акты, гарантирующие проведение Конвенции в жизнь, во-вторых, — регулярно (раз в 2-4 года) представлять в Административный совет МОТ доклады о мерах, направленных на эффективное применение на практике ратифицированной Конвенции. Что же касается нератифицированных конвенций, то государство все же обязано по запросам Административного совета МОТ предоставлять информацию о состоянии национального законодательства по вопросам, предусмотренным в Конвенции, и о мерах, какие предполагается принять, чтобы придать ей юридическую силу в рамках внутренней правовой системы.
Однако проблемы реализации конвенций МОТ были и остаются. Устав МОТ по существу не содержит необходимой правовой базы для привлечения к ответственности государств, не выполняющих своих обязательств по ратифицированным конвенциям. В таких случаях ответственность носит, скорее, моральный характер. Но это не исключает наступление тех или иных неблагоприятных последствий, с какими может столкнуться страна, не соблюдающая общепризнанные международные нормы. В современных условиях соблюдение законности в сфере трудовых и связанных с ними отношений — одна из важнейших задач в деятельности соответствующих государственных органов, объединений работодателей и профессиональных союзов.
Социальное партнерство как особый правовой институт состоит из совокупности норм, регулирующих коллективные трудовые отношения на разных уровнях: общенациональном, отраслевом, региональном (местном) и, наконец, на уровне организации. Складывающаяся на их основе система социального партнерства в России и Беларуси находится в процессе развития, приспособления к новым рыночным реалиям. Ее типология в главном одна и та же, ибо опирается на фундамент ключевых правовых установлений конвенций и рекомендаций Международной организации труда. Но арсенал организационно-правовых средств, позволяющих субъектам и участникам социального партнерства влиять на регулирование различных аспектов социально-трудовых отношений, не во всем одинаков. По каким-то правовым моментам различий между подходами белорусского и российского законодателей больше, по другим — они невелики. Но выявление их помогает лучше разобраться в особенностях той или иной правовой системы.
Социально-экономический, правовой, этический потенциал системы социального партнерства во многом предопределяется тем, насколько соответствует законодательно закрепленным принципам практика социально-партнерских отношений сверху донизу. Эти принципы, фиксирующие линию возможного и должного поведения сторон, обозначены в Трудовых кодексах Республики Беларусь и Российской Федерации. Статья 353 ТК РБ к числу основных принципов социального партнерства относит:
• равноправие сторон;
• соблюдение норм законодательства;
• полномочность принятия обязательств;
• добровольность принятия обязательств;
• учет реальных возможностей принятия реальных обязательств;
• обязательность исполнения договоренностей и ответственности за принятые обязательства;
• отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности;
• взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации. Аналогичные по сути принципы содержатся и в ст. 24 ТК РФ. Но в ней
есть новеллы, не представленные в ТК РБ. А именно, — к числу основных принципов российским законодателем отнесены свобода выбора сторонами при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений.
Значимость данных принципов очевидна. Особенно в условиях нынешнего переходного периода и отсутствия глубоких демократических традиций, определяющих жизнедеятельность общества и характер взаимоотношений сторон коллективных трудовых отношений.
Примечательно, что в перечне принципов социального партнерства, закрепленных в ТК РФ и ТК Республики Беларусь, на первом месте значится принцип равноправия сторон. Лишь при условии, когда социальные партнеры, если не де-факто, то хотя бы де-юре обладают равными правами, они могут договариваться и принимать взаимоприемлемые решения. Это не просто. Хотя бы потому, что среди работодателей (нанимателей) еще немало людей, весьма своеобразно понимающих суть социального партнерства. Для иных оно видится чем-то вроде — «союза всадника с лошадью», что, конечно же, с законодательно закрепленными принципами партнерства ничего общего не имеет. Только при равноправном, подлинном сотрудничестве открывается возможность договариваться и действовать сообща в любых ситуациях, достигать компромисса при решении самых сложных социально-экономических, социально-трудовых вопросов.
Не менее важен и принцип содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе. Генеральный директор МОТ в докладе, посвященном 75-ой годовщине этой международной организации, особо отметил, что «...выступая то инициатором, то регулятором, то арбитром, то посредником, ...государство часто играет решающую роль в процессе успешного проведения социального диалога и коллективных переговоров» [2.5.2, с. 26-27].
Если это верно в общемировом масштабе, то трижды верно применительно к России, Беларуси, в которых в силу давних традиций роль государства в социально-трудовой сфере, а, значит, и в складывающейся ныне системе социального партнерства, является доминирующей. Исключительно значима роль государства в разработке и принятии соответствующего социально-трудового законодательства, в том числе и законодательства, регулирующего коллективные трудовые отношения.
Если же говорить о формах социального партнерства, то в ст. 27 ТК РФ к ним отнесены:
— коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
— взаимные консультации (переговоры), проводимые полномочными представителями сторон по вопросам регулирования трудовых и связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
— участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
К тому же в ТК РФ обозначены и основные формы участия работников, их представителей в управлении организацией. В Беларуси это право закреплено в ст. 13 Конституции. В Трудовом кодексе оно называется, но не получило развернутой конкретизации.
Надлежит особо отметить, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 1997 г. № 639 «О мерах по совершенствованию взаимодействия органов государственного управления и профессиональных союзов» профсоюзам республики предоставлено право участвовать через полномочных представителей в работе коллегиальных органов государственного управления, выполняющих важные социальные функции, а также органов управления предприятий, учреждений и организаций. Это очень значимое для профсоюзов полномочие, помогающее им, что называется, держать руку на пульсе жизни структур, причастных к разработке и осуществлению социальной политики государства, включая прежде всего сферу труда.
В законодательстве, к сожалению, не всегда четко прописаны организационно-процедурные моменты, обеспечивающие надлежащую реализацию принципов и форм социального партнерства. Эти пробелы в какой-то мере восполняются практикой коллективно-договорного регулирования. Словом, действует система правил, в которых на законодательном и локальном уровнях обозначается линия возможного и должного поведения партнеров в их взаимных отношениях в социально-трудовой сфере.
Органом трехстороннего представительства, обеспечивающим осуществление социального партнерства на общенациональном уровне в Республике Беларусь является Национальный совет по трудовым и социальным вопросам, действующее Положение о котором утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 1999 года № 252 «О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам».
В Положении определены задачи Совета. К ним, в частности, отнесены: участие в разработке и проведении согласованной социально-экономической политики, направленной на защиту трудовых прав, экономических и социальных интересов работников, повышение уровня жизни населения, обеспечение конструктивного сотрудничества сторон на основе взаимного учета их позиций, прав и интересов; координация деятельности советов по трудовым и социальным вопросам на отраслевом и местном уровнях.
А основными функциями Национального совета являются:
• рассмотрение проектов нормативных правовых актов по трудовым и социально-экономическим вопросам, внесение предложений по их совершенствованию;
• разработка проекта генерального соглашения между сторонами и мероприятий по его реализации, а также контроль за ходом их выполнения;
• совершенствование механизма взаимодействия сторон по проблемам экономического и социального развития общества;
• изучение, обобщение и распространение позитивного опыта регулирования социально-трудовых отношений, выработка рекомендаций и предложений по его практическому применению;
• оказание организационно-методической помощи советам по трудовым и социальным вопросам на отраслевом и местном уровнях;
• анализ соблюдения конвенций МОТ, ратифицированных Республикой Беларусь;
• развитие взаимодействия с международными и иностранными организациями в сфере социально-экономической политики и трудовых отношений;
• информирование общественности о работе совета, отечественном и зарубежном опыте регулирования социально-трудовых отношений.
Таким образом, юридические рамки деятельности Национального совета достаточно широки. Они дают возможность сторонам рассматривать практически любые вопросы коллективных трудовых отношений, активно влиять на разработку и решение проблем экономического и социального характера, принятие актов трудового законодательства и тем самым содействовать сохранению и упрочению социальной стабильности в обществе, его поступательному развитию.
На заседании, состоявшемся в конце 2005 года, члены Национального совета по трудовым и социальным вопросам, обсудили и приняли новый регламент работы этого органа социального партнерства. В регламенте, в частности, четко оговорено понятие «представительство в Нацсовете», то есть при каких условиях республиканское объединение нанимателей либо профсоюзов может претендовать на место члена совета. Для профсоюзов, например, определено, что такое объединение должно действовать в большинстве областей и в Минске, а также иметь в своем составе не менее 50 тыс. членов.
Регламент в новой его редакции позволяет привлекать к участию в заседаниях Национального совета представителей заинтересованных сторон, тем самым содействуя широкому общественному обсуждению рассматриваемых на совете вопросов. Любая сторона, представленная в Национальном совете, имеет право пригласить на заседания необходимых специалистов или чиновников — для того, чтобы каждый вопрос решался взвешенно, с учетом мнений самых широких слоев населения, с рассмотрением всех аспектов той или иной проблемы. А если решение Национального совета по трудовым и социальным вопросам требует отработки тех или иных документов или нормативных актов, стороны обязаны в течение семи дней направить поручения об этом своим соответствующим структурам.