Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 13:37, курсовая работа
Актуальность курсовой работы заключается в том, что за прошедшее после окончания Второй мировой войны время мир до неузнаваемости преобразился. Во всех сферах государственной и общественной жизни, в промышленности, науке и технике произошли огромные перемены, гигантский рывок вперед всего международного сообщества, состоящего из более, чем 200 государств. Большую трансформацию претерпело и международное право. Теперь оно содержит общепризнанные и отраслевые принципы и нормы, самостоятельные отрасли и институты.
Введение 3
Глава 1. Идея «культуры мира» в истории человеческой мысли 5
Глава 2. «Культура мира» в современном понимании 12
2.1. Международно-правовое регулирование международных вооруженных конфликтов 12
2.2. Международно-правовое регулирование конфликтов немеждународного характера 15
2.3. Дальнейшая перспектива развития идеи «культуры мира» 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет инновационных технологий обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
КУЛЬТУРА МИРА
Выполнил студент группы Ю-Т-12-3 |
___________________ Молев Николай подпись Геннадьевич
|
Иркутск
2013
Содержание
Актуальность курсовой работы заключается в том, что за прошедшее после окончания Второй мировой войны время мир до неузнаваемости преобразился. Во всех сферах государственной и общественной жизни, в промышленности, науке и технике произошли огромные перемены, гигантский рывок вперед всего международного сообщества, состоящего из более, чем 200 государств. Большую трансформацию претерпело и международное право. Теперь оно содержит общепризнанные и отраслевые принципы и нормы, самостоятельные отрасли и институты. Многие международные договоры принимаются на основе консенсуса. Впечатляют успехи в развитии многостороннего сотрудничества в области прав человека, исследования и использования космического пространства, Мирового океана, охраны окружающей среды, получения энергии на основе новых физических принципов.
В то же время многие государства так и не смогли распрощаться со страданиями и бедами, приносимыми многочисленными вооруженными конфликтами. Их опасность и тяжелые последствия для людей вызвали необходимость дальнейшего развития самостоятельной отрасли международного публичного права – международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, направленного на оказание помощи жертвам войны (раненым, больным, лицам, потерпевшим кораблекрушение, военнопленным, гражданскому населению), на ограничение воюющих в выборе методов и средств ее ведения.
Становление и развитие международного гуманитарного права неразрывно связано с именами отечественных и зарубежных ученых: юриста-международника и дипломата Ф.Ф. Мартенса, хирурга Н.И. Пирогова, руководившего во время Крымской войны (1853-1856 гг.) Крестовоздвиженской общиной сестер милосердия, швейцарца А. Дюнана основателя МККК (1863 г.), организовавшего помощь раненым и больным под Сольферино во время австро-итало-французской войны (1859 г.), а также американца Ф. Либера, разработавшего во время гражданской войны в Америке (1861-1865 гг.) «Инструкцию полевым войскам США», явившуюся первой попыткой кодификации законов и обычаев войны.
За истекшие с того времени 150 лет научно-технические достижения человечества привели к созданию новых видов оружия, включая оружие массового уничтожения, кардинально изменилось военное искусство. Эти изменения оказали непосредственное влияние и на формирование международного гуманитарного права. Сейчас оно кодифицировано и насчитывает многие сотни правовых норм. Не изменилось, к сожалению, в международной жизни только одно – как и тысячи лет назад ее постоянными спутниками являются войны и вооруженные конфликты.
В связи с этим всегда актуальным является международное гуманитарное право, которое призвано выполнить поставленную перед ним мировым сообществом цель – достичь гуманизации, «очеловечивания» отношений между государствами в процессе ведения боевых действий.
Международное право, – справедливо отмечал Монтескье, – естественно основывается на принципе, заключающемся в том, что в периоды мира государства должны творить как можно больше добра, а в периоды войны – как можно меньше зла. Именно это стало движущей силой развития международного гуманитарного права с момента его зарождения.
Цель данной работы – рассмотреть культуру мира.
Еще в древности идея установления всеобщего мира высказывалась лучшими умами человечества. Уже античные авторы немало рассуждали о пользе всеобщего мира и обосновывали идею такого мира, но, правда, только между эллинскими государствами, выводя за скобки «варварскую» периферию.
В средние века многие
философы также мечтали о мире
как способе преодоления
Однако первым философом, кто безусловно осудил кровопролитие между народами, стал Эразм Роттердамский: в 1517 г. он выпустил трактат под названием «Жалоба мира». Перечисляя бедствия, которые влечет за собой война, перечисляя все преимущества мира, он воздавал хвалу миролюбивым властителям. Однако этот труд не содержал никакой практической программы достижения мира между народами.1
Через 22 года появилась «Боевая книжка мира» Себастьяна Франка. Ссылаясь на авторитет Священного писания, Франк обосновывал мысль о том, что раз война – дело рук человеческих, то и дело мира также надлежит обеспечивать самим людям. Хотя для осознания столь простой мысли философа человечеству и потребовалось более трех с половиной столетий, многие годы и десятилетия которых были заполнены кровавыми битвами.
В конце своей работы Франк ставил вопрос, во многом не утративший своего значения и сегодня. Речь идет о личной ответственности за выполнение преступного приказа. Всегда ли долг и присяга оправдывают все действия солдата на войне?
Франк решительно выступал против однозначно утвердительного ответа на этот вопрос. Послушание тирану, по его мнению, богопротивно и повиноваться ему нельзя.
Почти через столетие, в 1623 г. в Париже появляется книга Эмерика Крюсе «Новый Киней». Согласно утверждению Плутарха, Киней был мудрым советником античного царя Пирра, советовавшим последнему избегать войн.
«Новый Киней», по мысли его автора, должен был наставлять властителей современного ему мира. Крюсе даже набросал проект союза народов, призванного хранить и защищать всеобщий мир.
Напомним, что почти через 300 лет после столь смелого проекта и недавней кровопролитнейшей войны, вошедшей в историю под именем Первой мировой войны, мысли философа оказались весьма созвучны велению нового времени и воплотились в создании Лиги Наций, роль которой хотя и весьма противоречива в истории уходящего века, тем не менее внесла немалый позитивный вклад в укрепление сотрудничества между народами различных государств.
Прямым откликом на «Новый Киней» стал так называемый «Великий план», изложенный в мемуарах герцога Сюлли (1638 г.).
Сюлли наполнил утопические идеи Крюсе реальным содержанием – новыми политическими идеями своей эпохи. В целях установления всеобщего мира он полагал необходимым разделить Европу на 15 государств, приблизительно равных по силе. Споры между государствами должен был решать Союзный совет из 60 членов (по 4 от каждого государства).
Как видим, этот автор предвосхитил появление не только Организации Объединенных Наций, но и создание Совета Европы, ставшего 50 лет назад первым международным объединением, призванным работать в сфере достижения европейской безопасности.
Вильям Пенн, управлявший колонией в Северной Америке, названной впоследствии в его честь Пенсильванией, в 1693 г. опубликовал свой «Опыт о настоящем и будущем мире в Европе». Его основная идея состояла в обосновании необходимости создания всеобщего союза государств.
И хотя «Опыт...» не оказал влияния на политические судьбы континента того времени, он оставил заметный след в истории мировой мысли, предвосхитив появление ООН, также обязанной своим появлением Второй мировой войне, еще раз наглядно продемонстрировавшей всему человечеству кровавый кошмар взаимного самоуничтожения.
Стремились избавить человечество от ужасов войны и иные мыслители прошлого. Представитель раннего Просвещения, дипломат и философ аббат Шарль Ирине де Сен-Пьер (1658-1743 гг.) считал войну наиболее пагубным препятствием для развития общества и культуры. В 1712 г. он издал «Записку о сохранении вечного мира», а в 1713-1717 гг. создает трехтомный «Проект вечного мира в Европе», сокращенный вариант которого был впервые опубликован в 1729 г. и выдержал ряд переизданий.
Сен-Пьер развивал идею Пенна об образовании европейского союза государств, члены которого должны отказаться от применения насилия при разрешении возникающих между ними конфликтов.
Идеи Сен-Пьера получили известное распространение среди его просвещенных современников, особенно когда в их пропаганду включился Жан-Жак Руссо, и приветствовались многими мыслителями как во Франции, так и за ее пределами.
Следующим страстным в прямом смысле этого слова борцом за мир стал выдающийся немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804 гг.).2
Прогресс человечества, по Канту, – стихийный процесс, но целенаправленная воля человека может задержать или ускорить его. Вот почему людям необходимо иметь перед глазами ясную цель. Для Канта вечный мир – идеал, но одновременно и идея, имеющая не только теоретическое, но и практическое значение как руководство к действию.
Этой идее посвящен знаменитый трактат философа «К вечному миру», появившийся в 1795 г.
По Канту у человечества есть лишь две альтернативы – либо покончить с войной, либо обрести «вечный мир» на всемирном кладбище человечества после истребительной войны. Примечательно, что эта историческая альтернатива мыслителя была понята современными политиками после появления ядерного оружия, и глубокое осознание ее лицами, принимающими решения и на которых возложена ответственность за судьбы и безопасность своих народов, привело к началу всеобщих переговоров об ограничении и сокращении всех видов вооружений.
«Гражданское устройство каждого государства
должно быть республиканским». И далее
он поясняет, что это «устройство, основанное,
во-первых, на принципах свободы членов
общества (как людей), во-вторых, на основоположениях зависимости
Вторая «окончательная» статья договора, во многом предугадавшая магистральное направление развития этой отрасли права в XX в., устанавливала, что «международное право должно быть основано на федерализме свободных государств».
Поясняя свою мысль и,
по сути дела, предвосхищая идеи, положенные
в основу Устава Организации Объединенных
Наций в октябре 1945 г., Кант писал, что каждый
народ «в целях своей личной безопасности
может и должен требовать от другого совместного
вступления в устройство, подобное гражданскому,
где каждому может быть обеспечено его
право. Это был бы союз народов, который,
однако, не должен быть государством народов.
Последнее означало бы противоречие, ибо
всякое государство содержит в себе отношение высшего (
Доказывая осуществимость, то есть возможность реализации этой идеи в исторической перспективе, автор Договора о вечном мире также предвидел, что стало особо очевидным на пятьдесят шестом году существования ООН, что лишь такой союз народов, постоянный и непрерывно расширяющийся, «может сдержать поток антиправовых враждебных намерений, сохраняя, однако, постоянную опасность их проявления».
Однако Кант ошибался относительно того, что он называл «всемирно-гражданским правом», воплощенным ныне сначала во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем и в Международном пакте о гражданских и политических правах, которое, по его мнению, «должно быть ограничено условиями всеобщего гостеприимства» (ст. 3).
Трактат «К вечному миру» был хорошо известен современникам, принеся его автору заслуженную славу творца первой в мире, причем отнюдь не утопической, системы поддержания коллективной безопасности.
И естественно, что идеи Канта получали дальнейшее развитие и распространение среди его современников и последующих поколений.
Своеобразным откликом на эти идеи стала работа известного русского просветителя и публициста В.Ф. Малиновского «Рассуждения о мире и войне», появившаяся в 1803 г.
Известно, что В.Ф. Малиновский был первым директором Царскосельского лицея, который позднее окончил выдающийся российский дипломат Ф.Ф. Мартенс (1845-1909 гг.), и чье имя вписано на скрижали всемирной истории благодаря его участию в подготовке первого международного Конгресса мира (май-июль 1899 г.). Столетний юбилей этого конгресса не привлек внимания широкой общественности, хотя его значение для современности весьма существенно.
Сегодня, после недавнего полувекового юбилея НАТО, после недавней его агрессии против Югославии, вспомнить о гаагских конгрессах мира представляется необходимым, особенно учитывая тот факт, что именно Россия была инициатором проведения этих поистине эпохальных форумов.
В циркулярной ноте российского МИД от 12 августа 1898 г., одобренной императором, до сведения европейских правительств и глав государств доводился общий замысел конференции – путем международного обсуждения изыскать действенные средства обеспечения мира и положить конец развитию вооружений.
Полученные благожелательные отзывы от зарубежных партнеров позволили российскому МИД в канун нового 1899 г. предложить программу работы Конгресса, включавшую обсуждение вопросов ограничения вооружений, смягчения способов ведения войны и усовершенствования мирных способов разрешения споров между государствами.
В работе Первого Гаагского Конгресса приняли участие 110 делегатов от 26 государств мира, включая Китай, Сербию, США, Черногорию, Японию. Россию представляли 3 сотрудника МИД, в том числе и будущий министр иностранных дел Ф.Ф.Мартенс, немало сделавший как для развития идеи мира, так и становления современной системы международного права.