Контрольная работа по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 18:01, контрольная работа

Краткое описание

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтверждает и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.

Содержание

1. Международная правосубъектность народов (наций), борющихся за независимость……………………………………………………………………..3
2. Принцип уважения прав человека и основных свобод……………………..5
3. Основные институты дипломатического права…………………………….
4. Международные трибуналы для бывшей Югославии и Руанды………..
Список используемой литературы……………………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

кр по мп.docx

— 58.17 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Международная правосубъектность народов (наций), борющихся за независимость……………………………………………………………………..3

2. Принцип уважения прав человека и основных свобод……………………..5

3. Основные институты дипломатического права…………………………….

4. Международные  трибуналы для бывшей Югославии  и Руанды………..

Список используемой литературы……………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтверждает и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.

Принцип самоопределения народов является одним из основных принципов международного права, его становление приходится на конец XIX — начало XX вв. Особенно динамичное развитие он приобрел после Октябрьской революции 1917 г. в России.

С принятием  Устава ООН право нации на самоопределение  окон­чательно завершило свое юридическое оформление в качестве основ­ного принципа международного права. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. конкретизировала и развила содержание этого принципа. Наиболее полно его содержание было сформулировано в Декларации о принципах международного права 1970 г., где говорится: «Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН».

В современном  международном праве имеются нормы, подтверждающие правосубъектность борющихся наций. Нации, борющиеся за создание независимого государства, находятся под защитой международного права; они объективно могут применять меры при­нуждения в отношении тех сил, которые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Но применение принуждения — не единственное и, в принципе, не главное проявление международной правосубъектнос­ти наций. Субъектом международного права может быть признана только та нация, которая имеет свою политическую организацию, самостоятельно осуществляющую квазигосударственные функции.

Иначе говоря, нация должна иметь догосударственную форму организации: народный фронт, зачатки органов власти и управления, население на контролируемой территории и т.д.

Необходимо  учитывать, что международной правосубъектностью в собственном значении этого слова могут обладать (и обладают) не все, а лишь ограниченное число наций — нации, не оформленные в государства, но стремящиеся к их созданию в соответствии с международным правом.

Таким образом, практически любая нация потенциально может стать субъектом правоотношений самоопределения. Однако право народов  на самоопределение фиксировалось в целях борьбы с колониализмом и его последствиями, и как норма антиколониальной направленности она свою задачу выполнила.

В настоящее  время особое значение приобретает  другой аспект права наций на самоопределение. Сегодня речь идет о развитии нации, уже свободно определившей свой политический статус. В нынешних условиях принцип права наций на самоопределение должен гармонизироваться, согласовываться с другими принципами между­народного права и, в частности, с принципом уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств. Иными словами, нужно говорить уже не о праве всехнаций на международную правосубъектность, а о праве нации, получившей свою государственность, развиваться без вмешательства извне.

Борющаяся нация вступает в правоотношения с государством, контролирующем эту территорию, другими государствами и нациями, международными организациями. Участвуя в конкретных между­народных правоотношениях, она приобретает дополнительные права и защиту.

Различают права, которыми уже обладает нация (они вытекают из национального суверенитета), и права, за обладание которыми она  борется (вытекают из государственного суверенитета).

Правосубъектность борющейся нации включает в себя комплекс следующих основных прав: право на самостоятельное волеизъявление; право на международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов международного права; право на участие в между­народных организациях и конференциях; право участвовать в создании норм международного права и самостоятельно выполнять принятые на себя международные обязательства.

Таким образом, суверенитет борющейся нации  характеризуется тем, что он не зависит  от признания ее субъектом международного права со стороны других государств; права борющейся нации охраняются международным правом; нация от своего имени вправе применять принудительные меры против нарушителей ее суверенитета1.

В настоящее  время политическая ситуация в мире существенно отличается от периода  распада колониальной системы. Серьезную  угрозу миру представляет сепаратизм и связанный с ним международный  терроризм. Недопонимание этой угрозы со стороны властных структур привели к возникновению на постсоветском пространстве межнациональных конфликтов в Нагорном Карабахе, Абхазии и Чечне.  

  1. Принцип уважения прав человека и основных свобод.

Принципы  международного права – это общепризнанные нормы международного права наиболее общего характера. В основном они носят императивный характер и содержат обязательства erga omnes, т.е. обязательства в отношении всех и каждого из членов межгосударственного сообщества. Они объединяют нормы международного права различного уровня, распространяющие свое действие на тех или иных участников межгосударственных отношений, в единую правовую систему.

Во второй половине XX в., с принятием Устава ООН 1945 г., принципы международного права  были в большей своей части  кодифицированы, т. е. закреплены в писаной форме. В соответствии с указанными источниками наиболее важными, сущностными признаками этого вида норм являются следующие:

– обязательность для всех субъектов международного права;

– примат в отношении всех остальных норм международного права, которые обретают качество недействительности в случае несоответствия положениям принципа (ст. 3 Устава ООН, ст. 53 Венской конвенции 1969 г.);

– наличие  обратной силы относительно не соответствующих  ему норм, хотя бы и возникших ранее нового основного принципа (ст. 64 Венской конвенции 1969 г.).

Значение  принципов Устава выходит за рамки  ООН. Однако не существует абсолютно  точного перечня основных принципов  международного права. В одних случаях  он может быть более детальным, в  других – более коротким. Иногда какие-либо принципы объединяют в один, иногда, наоборот, тот или иной принцип  разделяют на два или даже три. Вместе с тем в целом можно дать достаточно четкий и полный перечень2 Становление принципа всеобщего уважения прав человека и основных свобод для всех в качестве одного из основных международно-правовых принципов относится к послевоенному времени и связано непосредственно с принятием Устава ООН, хотя само понятие прав человека появилось в политико-правовой терминологии с конца XVIII в. и связано с эпохой буржуазных революций.

В преамбуле  Устава члены ООН подтвердили  «веру в основные права человека... в равноправие мужчин и женщин». В ст. 1 Устава в качестве цели членов Организации предусматривается  сотрудничество между государствами  «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой «Организация Объединенных Наций содействует:

- повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

- всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех».

В ст. 6 предусматривается, что «все Члены Организации обязуются  предпринимать совместные и самостоятельные  действия в сотрудничестве с Организацией для достижения уставных целей».

С наибольшей полнотой и универсальностью конкретизация  нормативного содержания принципа всеобщего  уважения прав человека отражена во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и двух пактах, принятых в 1966 г.: Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Анализ  многочисленных международных документов по правам человека показывает, что  в современном международном  праве имеется универсальная  норма, в соответствии с которой  государства обязаны уважать  и соблюдать права человека и  основные свободы для всех, без  различия расы, пола, языка и религии.

Отмеченная  обязанность носит всеобщий характер, т. е. права и свободы человека подлежат соблюдению во всех государствах и действуют в отношении всех лиц без какой-либо дискриминации. При этом целью международного сотрудничества в этой области является не унификация национальных законодательств, а разработка стандартов (моделей), которые служат для государств отправной точкой для выработки собственного национального законодательства.

Непосредственная  регламентация и защита прав и  свобод человека остаются внутренним делом каждого государства. Международные  нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно  на территории государства и требуют  от него определенных шагов по своей имплементации. Международные документы не определяют, каким образом государство будет выполнять принятые на себя обязательства. Стандарты поведения, содержащиеся в международных документах, в определенной мере связывают свободу поведения государства в сфере национального законодательства. Анализ развития нормативного содержания принципа всеобщего уважения прав человека показывает, что индивид постепенно становится непосредственным субъектом международного права.

Становление обязательства государств уважать  права человека и основные свободы в качестве одного из принципов международного права связано с более длительным процессом нормативной регламентации, чем у тех принципов, которые непосредственно были провозглашены в ст. 2 Устава ООН и конкретизированы в Декларации 1970 г.

В самом  Уставе при определении целей  ООН говорится об осуществлении  международного сотрудничества "в  поощрении и развитии уважения к  правам человека и основным свободам для всех..." (п. 3 ст. 1). Согласно ст. 55, ООН содействует "всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех...". И если прибегнуть к комплексной оценке, то можно заключить, что Устав ООН возлагает на государства обязательство не просто уважения, а именно всеобщего уважения прав и основных свобод, и не только их уважения, но и соблюдения3.

Нормативное содержание принципа вырабатывалось в  рамках ООН постепенно, через провозглашение Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и принятие двух международных пактов — об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах (1966 г.), а также других деклараций и конвенций.

Параллельно осуществлялась правовая регламентация  обязательств государств в сфере прав и свобод человека на региональном уровне (американская, европейская, позднее африканская конвенции, а в настоящее время и в рамках Содружества Независимых Государств).

В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. нормативные предписания об уважении прав человека и основных свобод впервые были сформулированы как компоненты самостоятельного международного принципа, которым государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях.

В соответствии с текстом акта государства-участники "будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития". В развитие этой формулы государства в Итоговом документе Венской встречи СБСЕ (1989 г.) признали, что все права и свободы имеют первостепенное значение и должны полностью осуществляться всеми надлежащими способами. Констатация равной ценности всех прав и свобод обусловливает содержание соответствующих положений национального законодательства. Отметим в этой связи формулировку п. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации: "В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией".

В Заключительном акте СБСЕ уважение прав и свобод характеризуется как существенный фактор мира, справедливости и благополучия в межгосударственных дружественных отношениях. Следует иметь в виду, что в обоих международных пактах права и свободы человека регламентируются с учетом права народов на самоопределение. А в Заключительном акте СБСЕ выделено положение об уважении прав и защите законных интересов лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.

Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"