Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:49, реферат
Врачебная тайна, в силу особенностей самой врачебной деятельности - важнейшее понятие деонтологии (от греч. deon - должное и logos - учение) как учения о принципах поведения медицинского персонала в общении с больным и его родственниками. Однако специфика врачебной тайны состоит в том, что её сохранность гарантируется законодательно, так же, как и законодательно обеспечивается путём установления определённых запретов и юридической ответственности за её разглашение.
Врачебная тайна….………………………….…...…………………….3
Врачебная ошибка …………………………...………………………..9
Краткая история эвтаназии ……………………………….…...…….12
Ятрогения…………………………………………...…………..…….16
Список литературы…………………………………………………...20
Врачебная тайна. Врачебная ошибка. Эвтаназия. Ятрогения.
Содержание:
Врачебная тайна….………………………….…...……………………
Врачебная ошибка …………………………...………………………..9
Краткая история эвтаназии ……………………………….…...…….12
Ятрогения…………………………………………...……
Список литературы…………………………………
Врачебная тайна.
Врачебная тайна, в силу особенностей самой врачебной деятельности - важнейшее понятие деонтологии (от греч. deon - должное и logos - учение) как учения о принципах поведения медицинского персонала в общении с больным и его родственниками. Однако специфика врачебной тайны состоит в том, что её сохранность гарантируется законодательно, так же, как и законодательно обеспечивается путём установления определённых запретов и юридической ответственности за её разглашение.
Часть 1 статьи 23 Конституции РФ устанавливает право каждого гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Врачебная тайна, являясь личной тайной, доверенной врачу, относится к так называемым профессиональным тайнам. Право на неразглашение врачебной тайны принадлежит к числу основных конституционных прав человека и гражданина.
Это право гарантируется также пунктом 6 статьи 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (далее - Основы), который относит сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, к числу основных прав пациента.
Главная правовая норма в отечественном законодательстве, регулирующая врачебную тайну - статья 61 Основ.
В соответствии с ней, врачебную тайну составляют:
Закон запрещает разглашение
С согласия гражданина или его законного
представителя законом
Закон устанавливает перечень случаев,
когда допускается
Так, предоставление сведений, являющихся
врачебной тайной, без согласия гражданина
допускается:
1) в целях обследования и лечения гражданина,
не способного из-за своего состояния
выразить свою волю;
2) при угрозе распространения инфекционных
заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3) по запросу органов дознания и следствия,
прокурора и суда в связи с проведением
расследования или судебным разбирательством;
4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему
в возрасте до 15 лет для информирования
его родителей или законных представителей;
5) при наличии оснований, позволяющих
полагать, что вред здоровью гражданина
причинен в результате противоправных
действий.
6) в целях проведения военно-врачебной
экспертизы в порядке, установленном положением
о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым
Правительством Российской Федерации.
Практика показывает, что разглашение
врачебной тайны является довольно распространённым
явлением среди медицинского персонала.
Так, анонимный опрос, проведённый среди
сотрудников крупной многопрофильной
больницы Санкт-Петербурга в 2002 году, показал,
что до 55% врачей и свыше 70% среднего медицинского
персонала обсуждают в кругу семьи, с коллегами
и друзьями особенности течения заболевания
конкретных больных, не задумываясь при
этом о нарушении требований законодательства
и принципов деонтологии. Кроме того, более
трёх четвертей опрошенного врачебного
персонала указали, что, при общении с
родственниками больных они никогда не
интересуются документами, подтверждающими
родство, и охотно беседуют о диагнозе
и прогнозе заболевания с лицами, просто
представившимися родственниками больного.
Между тем, отечественное законодательство предусматривает несколько видов юридической ответственности и выплат компенсаций за нарушение врачебной тайны:
Помимо гражданско-правовой, законодательство
устанавливает и уголовную
Здесь следует отметить, что причинение вреда здоровью вследствие разглашения врачебной тайны может повлечь одновременно и уголовную, и гражданско-правовую ответственность.
Кроме того, ответственность вследствие
разглашения врачебной тайны
может наступить и в
Особо следует отметить, что вменено совершение деяния, предусмотренного ст. 286 УК РФ, может быть только должностному лицу государственного или муниципального медицинского учреждения, несанкционированно разгласившему сведения, составляющие врачебную тайну, так как здесь речь идёт о незаконном нарушении неприкосновенности должностной (служебной) тайны. В отношении врачебного и иного персонала государственных или муниципальных медицинских учреждений, не являющихся должностными лицами, а также в отношении должностных лиц и иных сотрудников частных или ведомственных медицинских предприятий (учреждений) уголовное преследование по данному составу преступления исключено.
В последние годы существенно увеличилась правовая грамотность пациентов. Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что не менее двух третей исковых требований, предъявляемых по так называемым "медицинским" делам, основываются, в том числе, и на разглашении врачебным персоналом сведений, относящихся к врачебной тайне. Более того, в подавляющем большинстве эти факты находят подтверждение.
Наиболее частым нарушением права граждан на неразглашение врачебной тайны является сообщение сведений о факте обращения за медицинской помощью, а также о диагнозе и прогнозе заболевания врачебным и средним медицинским персоналом в кругу коллег. Чаще всего это происходит в частных беседах, поэтому ответственность не наступает исключительно вследствие отсутствия огласки этого факта и неведения самого больного относительно нарушения его прав. Следует отметить, что здесь речь идёт не о получении лечащим врачом профессионального совета, а именно о частных, дружеских обсуждениях "интересных случаев из практики" с людьми, к лечению данного больного не имеющих никакого отношения.
Кроме того, нередко разглашение врачебной тайны имеет место в переписке с третьими лицами. В подавляющем большинстве такими "третьими лицами" выступают страховые компании. В конструкции взаимоотношений "медицинское учреждение - страховая компания - пациент" имеется определенный правовой нюанс, не нашедший до сих пор законодательного разрешения. Так, в соответствии со ст. 15 Федерального Закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", страховая компания обязана контролировать объём, сроки и качество медицинской помощи, а также защищать интересы застрахованных, в том числе с использованием предоставленного ей права предъявления в судебном порядке исков к медицинским учреждениям и (или) медицинским работникам на материальное возмещение ущерба, причинённого застрахованному по их вине. В такого рода исках страховая компания имеет процессуальный статус представителя и, безусловно, пользуется всеми правами, предоставленными гражданско-процессуальным законодательством представителю истца. Однако, страховая компания - не адвокат. Федеральный Закон не наделил страховую компанию правом направления запросов и получения любых сведений для оказания правовой помощи своему клиенту (в этих отношениях истец-пациент по отношению к страховой компании и именуется по-другому: не "клиент", а "застрахованное лицо"), равно как и не включил страховые компании в число лиц, имеющих право на получение сведений, составляющих врачебную тайну. В сущности, из этого противоречия можно выйти тремя способами: инициировать судебный запрос после принятия искового заявления к производству судом; получить сведения, составляющие врачебную тайну, с согласия самого пациента (действительно, если страховая компания представляет его собственные интересы, пациент не станет отказывать своему представителю); и, наконец, заключить соглашение с лицом, обладающим статусом адвоката.
Практика показывает, что чрезвычайно распространено нарушение врачебной тайны в следующей ситуации: при нахождении пациента в стационаре родственники, друзья и знакомые интересуются состоянием его здоровья и врачи стараются их успокоить. Реже нарушение врачебной тайны проявляется в виде сообщения о факте заболевания гражданина в средствах массовой информации, однако практически всегда такие факты приобретают огласку и общественный резонанс и завершаются, как правило, исковыми заявлениями о защите чести, достоинства и деловой репутации. Так, в 2002 г. в Санкт-Петербурге было удовлетворено несколько подобных исковых заявлений (самой значительной суммой компенсации по делам такого рода следует признать 4 млн. 300 тыс. рублей (2002 г.)), причём для вынесения судом решения достаточно доказательств самого факта разглашения врачебной тайны вне зависимости от причинённого тем самым вреда; размер причинённого вследствие разглашения врачебной тайны вреда (имущественного и морального) влияет на размер компенсации.
Интересный нюанс содержится в правовой норме, регулирующей правовые последствия неблагоприятного прогноза развития заболевания. Так, при неблагоприятном прогнозе развития заболевания информация об этом должна быть сообщена в деликатной форме самому гражданину, а также членам его семьи, если сам пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.
Следует обратить внимание на то, что во всех остальных случаях информация без согласия пациента не может разглашаться вовсе. Здесь же для неразглашения сведений должно быть не просто отсутствие согласия пациента, но и прямо выраженный запрет пациента на предоставление информации о неблагоприятном прогнозе развития заболевания членам его семьи. Следует отметить, что под членами семьи здесь понимаются супруг (супруга), совершеннолетние дети, родители, братья и сёстры пациента.
Неразглашение данных о диагнозе как составляющая врачебной тайны введено в законодательство сравнительно недавно и сразу же получило практическое закрепление в виде запрета на указание диагноза в листах временной нетрудоспособности, справках и иных медицинских документах, выдаваемых третьим лицам или самому пациенту для предъявления третьим лицам.
Интересно с этой точки зрения гражданское дело по иску гражданина, находившегося на лечении в психоневрологическом диспансере. Справка, выданная ему для предъявления по месту работы, содержала угловой штамп и круглую печать с указанием наименование лечебного учреждения - "психоневрологический диспансер". Гражданин обратился в суд с иском к диспансеру, ссылаясь на нарушение врачебной тайны, поскольку сам факт нахождения на лечении в ПНД (без учёта диагноза) является разглашением сведений о факте обращения за медицинской помощью в учреждение, характер деятельности которого не всегда адекватно воспринимается работодателем. Иск был удовлетворён и гражданину была выдана справка без указания специализации лечебного учреждения.