Создание первых общин сестер милосердия в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:09, реферат

Краткое описание

Медицина существует столько же, сколько существует культу¬ра. Последняя представляет собой социальную природу человека, формы воспроизводства культуры есть способы его социализации. Американский социолог Н. Смелзер подчеркивает, что культура, формируя личность человека, тем самым регулирует его поведение в обществе. Через культуру человек осознает свою принадлежность к определенному этносу, определенной социальной группе, осознает свои семейные, профессиональные и другие роли. Социологический анализ культуры позволяет выделить в ней следующие элементы: понятия (смысл вещей и явлений, прежде всего постигаемый че¬рез освоение речи); отношения (например, современный человек связывает заболевание гриппом с поражением организма соответст¬вующим вирусом) и ценности.

Прикрепленные файлы: 1 файл

История медицины.doc

— 55.00 Кб (Скачать документ)

      Министерство  среднеспециального образования

      Республики  Башкортостан 
 
 
 
 
 

      РЕФЕРАТ

      по  истории медицины

      Тема: Создание первых общин сестер милосердия в России. 
 
 

                                        Выполнил:

                                        Проверил:  
 
 
 
 
 
 

      Стерлитамак 2005

 

       Медицина существует столько же, сколько существует культура. Последняя представляет собой социальную природу человека, формы воспроизводства культуры есть способы его социализации. Американский социолог Н. Смелзер подчеркивает, что культура, формируя личность человека, тем самым регулирует его поведение в обществе. Через культуру человек осознает свою принадлежность к определенному этносу, определенной социальной группе, осознает свои семейные, профессиональные и другие роли. Социологический анализ культуры позволяет выделить в ней следующие элементы: понятия (смысл вещей и явлений, прежде всего постигаемый через освоение речи); отношения (например, современный человек связывает заболевание гриппом с поражением организма соответствующим вирусом) и ценности. Последнее понятие для нас особенно важно. "Ценности — это общепринятые убеждения, к которым человек должен стремиться". Они составляют основу нравственных принципов и норм.

      Изучение  отечественных руководств и учебников  по истории медицины обнаруживает, что история сестринского дела здесь или совсем не затрагивается, или освещена крайне скупо. С началом реформы сестринского дела в России в 90-е годы XX века ситуация начала меняться, и "белое пятно", каким была история сестринской профессии в истории медицины, в целом, постепенно становится меньше.

      Очевидно, что наш интерес к истории любой науки, профессии представляет собой нечто большее, чем научное любопытство, Историческая ретроспектива позволяет выявить социокультурные истоки научных идей. Медицина является не только наукой, но и социальным институтом, т.е. исторически обусловленной системой социальных учреждений. О сестринском деле говорят, что это самая юная наука и самое древнее искусство. Здесь и заключена разгадка отмеченного выше странного обстоятельства (история сестринской профессии как бы выпала из общей истории медицины).

      Сестринское дело с самого начала было "женской  профессией". Из всех сестринских  специальностей, несомненно, самой  древней является акушерская. Об истории  акушерства (как повивального искусства и науки родовспоможения) пойдет разговор ниже, здесь же мы остановимся на общекультурных его предпосылках.

      Чисто биологическая функция рождения детей, их вскармливания, заботы о них (выхаживания) по мере формирования вида Homo sapiens становилась опосредованной формирующейся культурой. На протяжении всей эпохи палеолита, т.е. "древнекаменного века" (длившегося сотни тысяч лет, вплоть до эпохи неолита, наступившей около 10 тысяч лет назад), роль мужчины в зачатии вообще была неизвестна. Когда одной женщине из племени австралийских аборигенов (которые в своем развитии еще не прошли через неолитическую революцию, т.е. появление земледелия и скотоводства) объяснили роль отца в зачатии ребенка, она в ответ презрительно заявила: "Он — ничто!". Женщина эпохи палеолита больше занималась собирательством (прежде всего диких съедобных растений). На этом основании некоторые ученые выдвигают предположение, что женщины еще десятки тысяч лет назад использовали какие-то растения как средства контрацепции. Предположение это сугубо умозрительное и основывается на том, что указанная потребность у древних людей была почти постоянной: их преследовала угроза голода, поскольку скотоводство и земледелие еще не были освоены.

      Наиболее  интересными предметами материальной культуры эпохи позднего палеолита являются так называемые "статуэтки Венеры" — около 60 женских фигур небольшого размера (10-12 см), найденных в центральной Европе, на Украине и в Сибири. Изготовлены они примерно 20 тысяч лет. Лица на них не изображаются, а внимание привлекают прежде всего пышные формы. Существует множество научных интерпретаций значения этих статуэток, но в большинстве из них подчеркивается выраженный здесь символически смысл плодородия, беременности, вынашивания детей, из чего мы делаем вывод, что истоки акушерства ("повивального искусства") уходят еще в эпоху палеолита.

      Современные палеонтология и этнография представляют убедительные данные, доказывающие, что существовали общества (ирокезы в Северной Америке, некоторые племена в Меланезии и Африке), где господствовало материнское право (матриархат), согласно которому женщина выбирала себе мужа (мужей). Это были общества примитивного земледелия, в которых земля обрабатывалась палкой-копалкой, примитивной мотыгой, а забота об урожае осуществлялась женщиной. Совершенствование производительных сил общества, а именно возникновение скотоводства, с последующим использованием кастрированных быков (волов) как тягловой силы при обработке земли, сделало положение мужчины в обществе доминирующим. Хозяином одомашненных животных и земли, обрабатываемой с их помощью, стал мужчина. Это обстоятельство предопределило различный статус рождающихся в племени, семье мальчиков и девочек. В некоторых скотоводческих племенах в эпоху неолита ценность женщины была не выше ценности домашних животных.

      В основе христианской культуры лежат  ветхозаветные ценности, которые (если трактовать их с позиций исторической науки, а не богословия) отражали мировоззрение древнееврейских кочевых племен. Приведем характерное объяснение причины рождения девочек христианским философом эпохи схоластики (XIII в.) Ф. Аквинскнм: "Благодаря дьявольскому вмешательству мужское семя иногда оказывается порченным, или у женщины больна матка, или из-за влажных южных ветров в зародыше оказывается слишком много воды, тогда рождаются девочки". Разумеется, даже крупнейший философ своего времени не мог знать основ генетики, объяснившей биологические механизмы формирования половых различий в эмбриогенезе. В приведенной цитате для нас важен прежде всего ценностный аспект — отношение к женщине как человеческому существу низшего порядка.

      Таким образом, основы сестринского дела как "самого древнего искусства" сформировались в самые ранние периоды человеческой истории. Конституирование же его как науки следует рассматривать в контексте более широкого социокультурного процесса — возникновения идеологии эмансипации женщин. С нашей точки зрения, совпадение по времени зарождения феминистского (суфражистского) движения и окончательного выделения сестринской профессии как самостоятельной после Крымской войны подтверждает данный тезис.

      История сестринского дела показывает, что  влияние христианства на развитие медицины в целом было в чем-то негативным, но в гораздо большей степени — позитивным. В 1310 г. решением католического Трирского собора врачам-мужчинам было запрещено оказывать гинекологическую помощь женщинам, что стало серьезным препятствием для дальнейшего развития акушерства как раздела научной медицины. В то же время это решение церковной власти в Европе закрепило за повивальным делом статус "женской профессии". Последующее становление женского образования началось именно с открытия акушерских школ (в России — "Школы присяжных повивальных бабок").

      На первоначальном этапе формирования сестринской профессии в нашей стране можно отметить как характерные общие черты (присущие ей и в современных условиях), так и специфические особенности (обусловленные исторической спецификой тогдашней России). Во-первых, с самого начала эта профессия являлась исключительно женской, причем имели значение и возраст, и социальное положение женщины (вдовы). Во-вторых, на данном этапе еще не оформился сам термин "уход", его смысл передавался раз- говорным словосочетанием "хождение за больными". В-третьих, профессиональное обучение сердобольных вдов имело ремесленный характер (на "рабочем месте"). В-четвертых, отдавая должное имеющей историческое значение инициативе императрицы Марии Федоровны, мы обращаем внимание на следующую немаловажную сторону ее "философии сестринского дела": формулируя свою идею, она говорит о том, чтобы вдов "можно было употребить с пользою для присмотра за больными в больнице для бедных". Вряд ли слова императрицы "употребить вдов..." можно считать всего лишь особенностью ее стиля. С нашей точки зрения, в монархической, еще полуфеодальной и одновременно чиновничье-сословной России профессия медсестры могла "вырасти" только из "человеческого материала второго сорта", — обитательницы вдовьих домов в силу своего биологического и социального статуса уже не были способны к исполнению функции деторождения. К тому же, оставшись без мужей, они как бы вообще становились "лишними людьми".

      Институт  сестер милосердия складывается в России, начиная с 40-х годов XIX в., тоже как благотворительное движение и тоже под патронатом и на средства членов царской семьи, других аристократических семей, а позднее — и благотворителей из других сословий. Первая община сестер милосердия в нашей стране была основана в марте 1844 г., в 1873 г. она в честь церкви святой Троицы стала называться Свято-Троицкой. Деятельность ее продолжалась до 1917 г. Устав общины был утвержден в 1848 г. В ее состав входили: богадельня для неизлечимых больных (на 6 коек), женская больница, отделение сестер милосердия, исправительная школа, приют для приходящих детей, отделение "кающихся Магдалин". Постепенно деятельность общины сосредоточилась на подготовке сестер милосердия и оказании помощи бедным больным. В общину принимались вдовы и девицы от 20 до 40 лет. После испытательного срока в течение года и торжественного посвящения кандидаты получали звание сестры милосердия. В 70-е годы здесь была создана программа обязательного обучения сестер по уходу за больными. Дежурства были суточными (через 4-5 дней), сестры участвовали в амбулаторном приеме больных, в хирургических операциях, производили перевязки, отвечали за инструментарий, перевязочный материал. В конце XIX в. опекун общин член царской семьи принц А.П. Ольденбургский организовал Пастеровскую прививочную станцию (для лечения больных бешенством), на базе которой в 1890 г. был образован Институт экспериментальной медицины — первое в России медицинское научно-исследовательское учреждение.

      В 1844 г. в Петербурге была основана Община сестер милосердия Литейной части, в 1846 г. — Община Христа Спасителя, а в 1859 г. — Покровская община сестер милосердия. В 1848 г. в Москве организуется Никольская община, в ее основании сыграл важную роль знаменитый московский врач немецкого происхождения Ф.П. Гааз, работавший в России почти 50 лет, из них около 25 лет врачом московских тюрем ("святой доктор Федор Петрович"). Сестры этой общины снискали себе большую известность благодаря самоотверженной помощи холерным больным во время очередной эпидемии в Москве. Из Никольской общины в 1866 г. выделилась община "Утоли моя печали" (в честь иконы Божьей матери), ставшая впоследствии самой крупной в России. В 1850 г. была основана Одесская богадельня сердобольных вдов. В Покровскую общину принимались девушки и вдовы в возрасте от 17 до 40 лет, испытательный срок составлял 3 года, после принесения клятвы сестрам вручался золотой крест на ленте синего цвета с надписью "Любовь и милосердие".

      Особое  место в истории движения сестер милосердия занимает петербургская  Крестовоздвиженская община. Согласно общепринятой точке зрения, во время Крымской войны 1853-1856 гг. члены этой общины первыми в мире начали оказывать сестринскую помощь в действующей русской армии, подвергая свою жизнь и здоровье двойной опасности: во-первых, вместе со всеми другими участниками боевых действий, а во-вторых, будучи незащищенными от внутрибольничных инфекций (еще не были известны методы антисептики и асептики, не открыты сульфаниламиды и антибиотики). В то же время есть некоторые данные, что первыми осенью 1854 г. прибыли в Севастополь сестры милосердия московской Никольской общины с группой "сердобольных вдов".

      Медицинскую подготовку сестры проходили в Медико-хирургической академии. Первый отряд из 28 сестер после молебна в церкви Михайловского дворца, приняв присягу на год службы в госпиталях действующей армии (каждой надели золотые кресты на голубой ленте), отправился в Крым в ноябре 1854 г. Отряд состоял в основном из лиц дворянского звания, почти все они отказались от полагавшегося им жалованья. Всего за годы войны в Севастополь прибыло 7 отрядов сестер милосердия — более 200 человек. Наряду с сестрами милосердия в Крымской войне участвовали и "сердобольные вдовы". Условия работы были тяжелейшие (хотя сами они говорили не "работаем", а "служим") — 17 сестер милосердия и 12 "сердобольных вдов" погибли. Под руководством Н.И. Пирогова и других врачей сестры милосердия и "сердобольные вдовы" работали как операционные сестры, осуществляли уход за ранеными и больными, сопровождая обозы с ранеными (не только летом, но и в осенне-зимнюю распутицу), выполняли миссию утешения умирающих.

      Опыт  русских и английских медсестер  в Крымской войне явился одним  из факторов, инициировавших, может  быть, самое масштабное международное  общественное движение в области медицины — движение Красного Креста. Основателем его является швейцарец Анри Дюнан (1828-1910). В 1859 г. на севере Италии в местечке Сольферино произошло кровопролитное сражение между итальянцами и французами, с одной стороны, и австрийцами — с другой (6 тысяч убитых, 42 тысячи раненых, медицинская помощь которым была крайне недостаточна ~ на одного врача приходилось по 500 раненых). Оказавшись вместе с другими добровольцами из окрестных селений на поле битвы, А. Дюнан был потрясен тем, что тысячи людей погибали потому, что не получали первой медицинской помощи, воды и пищи, будучи брошенными. Позднее А. Дюнан стал изучать опыт войн и обратил внимание на то, что иногда воюющие заключали двусторонние соглашения, предусматривавшие неприкосновенность лазаретов, раненых и медицинского персонала, а также на то, что недавнее участие медсестер в Крымской войне было, по сути дела, гражданской инициативой, общественным движением. В 1862 г. он издал на собственные средства книгу "Воспоминания о Сольферино", в которой, в частности, обратился к правительствам и общественности с призывом: "В век, когда мы так много слышим о прогрессе и цивилизации, если не всегда возможно избежать войны, настоятельно необходимо попытаться в подлинно цивилизованном и гуманном духе предотвратить или, по крайней мере, смягчить ужасы войны".

      В развитии сестринского дела в нашей  стране движение Красного Креста сыграло исключительно важную роль. Вплоть до революции в октябре 1917 г. все вновь создаваемые общины сестер милосердия (их число превышало 100) находились в ведении Российского общества Красного Креста, они имели свои лечебные учреждения, вели подготовку сестринских кадров, масштабы которой многократно увеличивались во время войн с участием России. В 1914 г. в стране под эгидой Красного Креста функционировало 150 общин, в которых было подготовлено 10 тысяч сестер милосердия. Самостоятельность сохраняли некоторые старые общины (например, община "Утоли моя печали"), которые в период войн тоже подчинялись обществу Красного Креста.

Информация о работе Создание первых общин сестер милосердия в России