Реформская деятельность Андреас Везалия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 19:11, реферат

Краткое описание

Цель работы – Оценить значение работ Андрея Везалия в истории анатомии и медицины.
Задачи работы:
Ознакомиться с биографией Андрея Везалия;
Ознакомиться с его реформской деятельностью в области анатомии

Прикрепленные файлы: 1 файл

латынь.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

даже черепа, я попытаюсь вновь изучить все строение человеческого тела и целиком пересмотреть мою книгу».

Желание созрело, согласие на возвращение в Италию получено. Но прежде надо искупить свои «грехи». Везалию надлежит

съездить в Палестину к «святым местам», чтобы доказать свою преданность церкви. Это путешествие в 1564 г. закончилось трагически. Оказавшись в результате кораблекрушения в Средиземном море на острове Занте. Облик Везалия запечатлен на многих портретах, из которых лишь портрет работы Калькара на деревянной гравюре является аутентичным. Это портрет приведен в трактате по анатомии, в «Эпитоме».

 

 

ЭПИТОМЕ.

 

В 1539 г. в Базеле вышло из печати письмо Везалия о кровопускании

из правой локтевой вены при воспалительных процессах Везалий исходит из того, что венозная кровь от печени течет к периферии. В верхней полой вене происходит смешение крови. Следовательно, даже при левостороннем воспалении легких кровопускание из вен правой руки может дать лечебный эффект. Второе издание также вышло в Базеле в 1555 г. В дополнение к нему Везалий написал «Эпитоме», выпущенный издателем Опорином в 1543 г. отдельной книгой в 23 полных страницах.

На русском языке «Эпитом» не появлялся и оригиналов этой книги в библиотеках Советского Союза не обнаружено. Существует мнение о том, что «Эпитом» подготовлен Везалием как аннотация его руководства по анатомии. Везалий хотел изложить анатомию для начинающих в более  доступной  и сжатой форме.

Не зря некоторые биографы считают Везалия человеком одной книги. Хотя сам автор в заглавии указывает, что его труд состоит из 7 книг, в действительности в нем содержится еще одна дополнительная глава. Книга первая — это руководство по остеологии и артрологии.

Книга вторая посвящена в основном миологии, хотя описанию и разбору мышц предпослана глава по синдесмологии.

Книга третья содержит характеристику кровеносных сосудов и отчасти желез.

В четвертой книге излагаются данные по анатомии периферических нервов и спинного мозга.

Пятая книга насыщена данными по анатомии органов пищеварения, выделения и размножения.

В шестой книге описаны органы дыхания и связанный с ними орган

кровообращения — сердце.

Седьмая книга посвящена анатомии головного мозга и отчасти органов чувств.

В восьмой книге изложены материалы по экспериментальной анатомии и физиологии, полученные Везалием в процессе вивисекции.

Девятой книгой можно считать «Эпитом». Первая книга содержит 41

главу, в которой описан весь скелет, включая зубы, хрящи (в том числе хрящи носа, век, уха, гортани), ногти. В заключении говорится о методах обработки костей и инструментах, которые необходимы для занимающихся анатомией. Для остеологии Везалия характерно деление анатомических признаков на общие и частные. Так, он определяет назначение костей для функций опоры, защиты и

движения, подразделяет их на большие и малые, плоские и длинные,

шероховатые и гладкие. Везалий описывает под названием чешуи компактное

вещество костей и выделяет губчатое или пещеристое вещество. Надкостница признается обязательной составной частью кости. По мнению Везалия, за счет ее обеспечивается чувствительность кости. В учении о суставах Везалий также различает общие закономерности и частные детали конструкции каждого сустава.

В 4-й главе первой книги имеется исходная классификация суставов. Автор предлагает делить суставы на подвижные и малоподвижные. Форма суставов увязывается с движениями, происходящими в них. Везалий обращает внимание на комбинированные суставы (предплечье, затылочно-позвоночное сочленение).

Он характеризует некоторые вспомогательные аппараты суставов, например внутрисуставные хрящи. Он хорошо раскрывает роль позвоночника (глава XII) и целесообразность построения его из многих позвонков. Однако в составе крестца Везалий выделяет 6 позвонков (иногда 5). Межпозвоночные хрящи называет «хрящевидными связками». Грудина, по Везалию, состоит из 3 частей. До этого в

«Шести таблицах» он рисовал грудину иначе, да и на рисунке скелета в руководстве по анатомии грудина изображена состоящей из 7 сегментов. Он описал угол между рукояткой и телом грудины, называемым углом Людовика.

Для Везалия совершенно очевидно, что у мужчины и у женщины имеется с каждой стороны по 12 ребер. Иногда их 13 и очень редко 11. «А мнение черни, будто мужчины на одной стороне лишены какого-то ребра и женщина в числе ребер превосходит мужчину на одно ребро, совершенно смешно, хотя Моисей сохранял предание, будто Ева создана - богом из ребра Адама» . При описании черепа

Везалий впервые точно охарактеризовал и изобразил клиновидную и

нижнечелюстную кости. Шилоподъязычную связку он принимал за продолжение больших рогов подъязычной кости. Нижнюю носовую раковину и сошник он также не рассматривает в качестве самостоятельных костей, а присоединяет их к решетчатой кости. Ему не удалось еще обнаружить стремечко. Из заключении книги Везалий описывает, каким образом он производил мацерацию костей.

До Везалия таблицы мускулов в анатомических руководствах не встречались. Тем примечательнее его заслуги по созданию совершенно оригинальных таблиц, выполненных хорошо даже с точки зрения современной изобразительной техники.

К эксперименту на животных Везалий обращался очень  часто. Объектами  исследования  были  живые  собаки,  обезьяны,  свиньи.  Самый простой опыт — перелом костей. Везалий убеждался, что после перелома  кости «рушится весь орган», т. е. перестает функционировать вся конечность. Если у животных перерезать удерживающую поперечную связку на передней или задней

конечности,  то  сухожилия  сгибателей  пальцев  будут  выходить  из  своих

каналов. На обнаженной мышце  Везалий  наблюдал  утолщение  и  расслабление мышечного брюшка. Когда  он  разрезал  брюшко  продольно,  сокращались  обе половины в  одном  направлении.  После  поперечного  рассечения  сокращение мышечных волокон вызывало расхождение мышечных половинок.

Наиболее разнообразными были опыты на нервный системе.  Туго  перевязывая нервный ствол на конечности, Везалий вызывал паралич мышц. После  перерезки спинного мозга Везалий наблюдал прекращение чувствительности и  движения  в дистальных частях тела.

Чрезвычайно интересными были его опыты с перевязкой артерий  и  вен.  Эти опыты давали  в  его  руки  неопровержимые  факты  для  расшифровки  законов кровообращения, но правильных выводов из этих фактов Везалий не  сделал.  Те же  факты   в   руках   Гарвея   позволили   сформулировать   новую   теорию кровообращения

 

 

Дыхание живых существ с  давних  пор  признавалось  непременным  условием жизни. Но дышит ли плод в утробе  матери,  а  если  дышит,  то  как  Везалий извлекал из матки собаки почти доношенный плод с оболочками.  Щенок  погибал от удушья. Если же  оболочки  разрезались,  плод  оставался  живым.  Везалий сделал правильный вывод из этого наблюдения,  указав  на  то,  что  тканевое

дыхание плода совершается за счет крови материнского организма.

Искусственное дыхание  в  опытах  Везалия  сохраняло  жизнь  животным  после заполнения    плевральных    полостей    воздухом.    Этот    факт,     ярко продемонстрированный  Везалием,  послужил  толчком  к  разработке   операции трахеотомии и интубации.

 

Что касается топографии органов,  то  в  этом  отношении  Везалий  уходит далеко вперед по сравнению со своими предшественниками. Он  точно  описывает границы   легких,   правильно   характеризует   средостение,    прослеживает взаимоотношения пищевода, трахеи и  аорты,  пишет  о  распространении  части печени влево, определяет  отделы  кишечника  по  областям  брюшной  полости, указывает на особенность локализации желудка.

Во многих случаях при описании органов Везалий тоже  допускал  топографо- анатомические ошибки. Есть доля  истины  в  словах  тех  биографов  Везалия, которые считают, что он исправил много ошибок Галена,  но  не  исправил  еще больше.  Удивительно,  например,  заблуждение  Везалия,  когда  он   находит раздвоение восходящей аорты. На почве анатомии Везалий хотел объединить все отрасли  медицины.  Это  было совершенно необходимо, так как даже некоторые передовые врачи  того  времени были  беспомощны  в   вопросах   теории.

Не случайно Везалий остро критиковал  медицину  XVI  века.  Он  правильно указывал  на  то,  что  искусство  лечения  пришло  в  упадок.   Клиническое исследование  больных  приобрело  уродливые  формы.  Логический  диагноз   у постели больного подменялся предвзятым,  бездоказательным  диагнозом.  Врачи

не знали и  не  хотели  изучать  анатомию  костной  системы,  мышц,  нервов, артерий и вен.

В изданных Везалием «Шести таблицах» (1538) еще только нащупывается  суть нового метода. В числе таблиц 3  бесспорно  принадлежат  художнику  Калькару (1499—1546), земляку и другу Везалия.  Это  таблицы,  на  которых  изображен скелет человека спереди, сзади и сбоку. Другие 3 таблицы представляют  схемы

физиологических  систем  по  Галену.  Их  оформил  сам  Везалий,   пользуясь исходными набросками других авторов, имена  которых  остались  неизвестными.

Зингер (1945) предполагает, что это были собственные наброски Везалия. Лишь один Везалий мог оценить правильность содержания рисунка. Это  важно напомнить тем, кто считает художников главными героями  «Анатомии»  Везалия, а роль великого анатома низводит  до  положения  литературного  комментатора

рисунков.

Таким образом, иконографическое наследие  Везалия  представляет  огромную ценность. Иллюстрации Везалия — это достижение новой  науки.  Вместе  с  тем это первый  опыт  графического  воспроизведения  и  репродукции  натуральных

препаратов. Неограниченное число людей в различных странах и в  любое  время могли изучать одни и те же  рисунки.  Использование  графического  метода  в анатомии окончательно дискредитировало астрологические традиции в медицине.

 

 

 

 

 

 

 

 

Последние годы жизни Везалия.

 

В 1543 году Везалий стал придворным врачом императора Священной Римской империи Карла V, приобрел обширную частную практику и высокую репутацию. После отречения Карла V в 1556 поступил на службу к его сыну Филиппу II, королю Испании.

В период правления Филиппа II Везалий получил известность как клиницист из-за двух своих знаменитых пациентов. Первым был Генри II, король Франции, который получил тяжелую черепно-мозговую травму во время рыцарского турнира. Везалий отправился в Париж, чтобы ассистировать другому известному врачу, Амбруазу Паре (Ambrosie Pare). Как только Везалий прибыл в Париж, он выполнил предварительное исследование, неизвестное парижским медикам, используя чистую белую одежду, которую попросил короля прикусить ртом. Затем он резко дернул за ткань. Генри II отбросил свои руки назад и закричал от боли. С точки зрения современных невропатологов и нейрохирургов этот прием Везалия относится к одному из методов выявления менингеального раздражения. Везалий предсказал, что король умрет через несколько дней. Это случилось через 8 дней после его консультации.

Второй случай произошел примерно в 1562 году с сыном Филиппа II - Доном Карлосом (Don Carlos). Бегая по нижнему этажу дворца, он ударился головой о стену. После происшествия у Дона Карлоса развилась упорная лихорадка, которую безуспешно лечил известный испанский врач. Везалий решил, что страдания принца связаны с повышенным давлением на глазные яблоки. Возможно, что это было следствием синусита. Он разрезал левую глазницу и очистил рану от гноя. Позднее правая глазница также была дренирована, лихорадка прошла немедленно.

В течение двух последующих лет, Везалий продолжал практиковать при дворе. Его часто приглашали провести препарирование или попытаться решить клинические головоломки. Карьера Везалия была на пике вершины. Он являлся состоятельным, известным врачом испанского двора, получившим множество наград, автором одного из шедевров эпохи Возрождения, и был любим своими пациентами и семьей. После смерти в 1562 году Габриеля Фаллопио, занимавшего кафедру анатомии в Падуе, Везалий решил вернуться к исследовательской работе. В мае 1564 Везалий получил свою прежнюю кафедру, однако вскоре произошла одна очень неприятная история.

Везалий попросил разрешение у семьи умершего испанского дворянина выполнить вскрытие покойного, чтобы найти причину его смерти. Вскрытие выполнялось в присутствии свидетелей. Когда проводилось исследование сердца, свидетель увидел биение сердца, и был сделан вывод, что больной все еще был жив. Шокированная семья обвинила Везалия в убийстве и передала жалобу инквизиции. Король Филипп II ходатайствовал за изменение приговора. Не было сомнения, что без помощи короля, приговор был бы только один – сожжение на костре. Чтобы искупить грехи и сохранить свою жизнь, Везалий должен был совершить паломничество в Иерусалим .

Везалий решил до начала нового семестра в университете совершить это путешествие в Святую землю. Везалий заболел во время длительного и штормового морского путешествия, в котором запасы еды и воды были истощены. Он умер по неизвестным причинам 14 октября 1564 года в возрасте 50 лет, вскоре после достижения островов Занте (Zante) вблизи Греции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Исследовав данную тему, можно сделать следующий вывод, что Андреас Везалий основоположник и творец современной анатомии, одним из первых стал изучать человеческий организм путем вскрытий.

Благодаря его деятельности медицинская анатомия сделала огромный «прыжок» вперед.

Везалий указал на «неточности» в учении Гелена. Но таких неточностей он насчитывает более 200, и они являются, в сущности, опровержением основных положений учения Галена.

Андреас добавил в анатомическую номенклатуру впервые употребленные им латинские наименования: atlas — атлант (I шейный позвонок), crista galli — петушиный гребень, os ilium — подвздошная кость, scapula — лопатка, pelvis — таз ,tuba uterina — маточная труба, labyrinthus — лабиринт, vagina — влагалище, palatum molle — мягкое небо и palatum durum — твердое небо; placenta — плацента, детское место.

В свои книги он добавлял рисунки, считая, что так информация для дальнейшего поколения будет усваиваться легче… 
 
Этим и многим другим заслугам мы благодарны Везалию.

 

 

Информация о работе Реформская деятельность Андреас Везалия