Развитие врачевания и гигиенических традиций в государствах древней Месопотамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

История медицины является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры, вобравшей в себя знания и народные традиции от первобытных времен до нашего времени. Врачебная деятельность народов мира проходила на фоне общего исторического развития общества, формируясь по законам, единым для всякой науки. Великие открытия в медицине находились в неразрывной связи с достижениями в философии, естествознании, искусстве и точных науках. Если древние люди руководствовались в основном религиозными догмами, то начиная с позднего Средневековья развитие врачебной практики проходило под знаменем великих научных открытий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава I Культура, искусство и врачевание в Древней Месопотамии (Вавилония, Ассирия)…………………………………………………..7
1.1 Исторический очерк…………………………………………………7
1.2 Cтановление культуры Месопотамии …………………………….8
1.3 Письменность Месопотамии………………………….10
1.4 Литература и науки Месопотамии……………………………11
1.5 Ассирия…………………………………..13
1.6 Культура в Ассирии………………………………………………….21
1.7.Литература и наука…………………………………………………..28
1.8 Искусство и архитектура…………………………………………….30
Глава II Религия.Мифология врачевание……………………………..35
2.1. Религия……………………………………………………………….35
2.2 Мифология и врачевание…………………………………………….46
Глава III Развитие врачевания……………………………………………50
Заключение ………………………………………………………………59
Список литературы …

Прикрепленные файлы: 1 файл

Kursovaya_IST_MED.docx

— 2.13 Мб (Скачать документ)

Мышление человека первобытной культуры можно определить как «комплексное», с преобладанием предметной логики; индивид полностью погружён в деятельность, связан психологическими полями ситуационной действительности, не способен к категориальному мышлению. С рождением цивилизации отмеченная симпрактичность преодолевается и возникает «теоретическая» текстовая деятельность, связанная с новыми видами общественной практики (управление, учёт, планирование и т. п.). Эти новые виды деятельности и становление «гражданских» отношений в обществе создают условия для категориального мышления и понятийной логики.

По существу в своих основах культура древности и сопутствующий ей тип сознания и мышления не отличаются принципиальным образом от современной культуры и сознания. К этой новой культуре была причастна лишь часть древнего общества, первоначально, вероятно, весьма небольшая; в Месопотамии новый тип людей – носителей такой культуры, лучше всего представляли фигуры шумерского чиновника-бюрократа и учёного писца. Люди, управлявшие сложным храмовым или царским хозяйством, планировавшие крупные строительные работы или военные походы, лица, занятые прогнозированием будущего, накоплением полезных сведений, совершенствованием системы письма и обучением смены – будущих администраторов и «учёных», первыми вырвались из почти автоматического, сравнительно ограниченного набора традиционных шаблонов и образцов поведения. По самому роду своих занятий они были поставлены в иные условия, часто оказывались в ситуациях, невозможных прежде, и для решения стоявших перед ними задач требовались новые формы и приёмы мышления.

На протяжении всего периода древности первобытная культура сохранялась и существовала бок о бок с древней. Воздействие новой городской культуры на различные слои населения Месопотамии было неодинаковым; первобытная культура постоянно «ионизировалась», подвергалась преобразующему воздействию со стороны культуры древних городов, но, тем не менее, благополучно сохранилась до конца периода древности и даже пережила его. Жители отдалённых и глухих селений, многие племена и социальные группы оказывались не затронутыми ею.

Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации и «теоретической» (то есть только интеллектуальной) деятельности. В культуре древней Месопотамии письменности принадлежит особое место: изобретённая шумерами клинопись – самое характерное и важное для нас из того, что было создано древнемесопотамской цивилизацией. При слове «Египет» мы сразу представляем пирамиды, сфинксов, руины величественных храмов. В Месопотамии ничего подобного не сохранилось – грандиозные сооружения и даже целые города расплылись в бесформенные холмы-телли, едва различимы следы древних каналов. О прошлом говорят лишь письменные памятники, бесчисленные клинообразные надписи на глиняных табличках, каменных плитках, стелах и барельефах. Около полутора миллионов клинописных текстов хранится сейчас в музеях мира, и каждый год археологи находят сотни и тысячи новых документов. Глиняная табличка, испещрённая клинописными значками, могла бы служить таким же символом Двуречья, каким для Египта являются пирамиды.

 

1.3 Письменность Месопотамии

Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляется на рубеже IV-III тыс. до н. э., которая сложилась на основе системы «учётных фишек». В IX-IV тыс. до н. э. обитатели ближневосточных поселений от Западной Сирии до Центрального Ирана использовали для учёта различных продуктов и товаров трёхмерные символы – маленькие глиняные шарики, конусы и т. п.. В IV тыс. до н. э. наборы таких фишек, регистрировавшие какие-то акты передачи тех или иных продуктов, начали заключать в глиняные оболочки размером с кулак. На внешней стенке «конверта» иногда оттискивали все фишки, заключаемые внутрь, чтобы иметь возможность вести точные подсчёты, не полагаясь на память и не разбивая опечатанных оболочек (Рис. 1). Необходимость в самих фишках, таким образом, отпадала – достаточно было одних оттисков. Позже оттиски были заменены процарапанными палочкой значками-рисунками. Такая теория происхождения древнемесопотамского письма объясняет выбор глины в качестве писчего материала и специфическую, подушко- или линзообразную форму древнейших табличек.

 

Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или несколько слов. Совершенствование древнемесопотамской системы письма шло по линии унификации значков, сокращения их числа (в нововавилонский период их осталось чуть более 300), схематизации и упрощения начертания, в результате чего появились клинописные (состоящие из комбинаций клиновидных оттисков, оставляемых концом трёхгранной палочки) знаки, в которых почти невозможно узнать исходный знак-рисунок. Одновременно происходила фонетизация письма, то есть значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном значении, но и в отрыве от него, как чисто слоговые. Это позволило передавать точные грамматические формы, выписывать имена собственные и т. п.; клинопись стала подлинной письменностью, зафиксированной живой речью.

Самые древние письменные сообщения представляли собой своеобразные ребусы, однозначно понятные только составителям и лицам, присутствовавшим при записи. Они служили «памятками» и вещественным подтверждением условий сделок, которое могло быть предъявлено в случае возникновения каких-либо споров и разногласий. Насколько можно судить, древнейшие тексты – это описи полученных или выданных продуктов и имущества или же документы, регистрирующие обмен материальными ценностями. К числу древнейших относятся и учебные тексты – списки знаков, слов и так далее.

Развитая клинописная система, способная передавать все смысловые оттенки речи, выработалась к середине III тыс. до н. э. Сфера применения клинописи расширяется: помимо документов хозяйственной отчётности и купчих появляются пространные строительные или закладные надписи, культовые тексты, сборники пословиц, многочисленные «школьные» и «научные» тексты – списки знаков, списки названий гор, стран, минералов, растений, рыб, профессий и должностей и, наконец, первые двуязычные словари.

Шумерская клинопись получает широкое распространение. Её используют аккадцы, семитоязычные жители Центральной и Северной Месопотамии и эблаитяне в Западной Сирии. Затем клинопись заимствуют хетты, а после жители Угарита на её основе создают свою упрощённую слоговую клинопись, которая, возможно, повлияла на формирование финикийского письма. От последнего берут начало греческий и соответственно более поздние алфавиты. Таким образом, клинопись во многом определила культурный облик переднеазиатского региона в древности.

Престиж месопотамской культуры в письменности был столь велик, что во второй половине II тыс. до н. э., несмотря на упадок политического могущества Вавилонии и Ассирии, аккадский язык и клинопись становятся средством международного общения на всём Ближнем Востоке. Шумерские и аккадские ритуальные, «научные» и литературные тексты переписываются и переводятся на другие языки во всём ареале клинописи. Примером этого является текст договора между фараоном Рамсесом II и царём хеттов Хаттусили III, которые составлены по-аккадски. Писцы при дворах правителей Малой Азии, Сирии, Палестины и Египта старательно изучали аккадский язык и клинопись. Чужая сложная грамота доставляла этим писцам немало мучений: на некоторых древних табличках обнаружены следы краски. Это египетские писцы при чтении пытались разделить на слова (подчас неверно) сплошные строки клинописных текстов.

Приложение № 2

 

1.4 Литература и науки  Месопотамии

Древнемесопотамская шумеро- и аккадо-язычная литература известна сравнительно неплохо – сохранилась примерно четверть того, что составляло «основной поток традиции», то есть изучалось и переписывалось в древних школах-академиях. Глиняные таблички, даже необожжённые, прекрасно сохраняются в земле, и есть основания надеяться, что со временем будет восстановлен весь корпус литературных и «научных» текстов. Обучение в Двуречье издавна строилось на копировании текстов самого различного содержания – от образцов деловых документов до «художественных произведений», и целый ряд шумерских и аккадских сочинений был восстановлен по многочисленным ученическим копиям.

При школах-академиях (эдубба) создавались библиотеки по многим отраслям знания, существовали частные собрания «глиняных книг». Крупные храмы и дворцы правителей также нередко имели кроме хозяйственно-административных архивов большие библиотеки. Самая известная из них – библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала в Ниневии, обнаруженная в 1853 году при раскопках холма возле деревни Куюнджик на левом берегу Тигра. Собрание Ашшурбанапала было не только крупнейшим для своего времени; это едва ли не первая в мире настоящая, систематически подобранная и расставленная библиотека. Царь лично следил за её комплектованием: по его приказам писцы по всей стране снимали копии с древних или редких табличек, хранившихся в храмовых и частных собраниях, или же доставляли в Ниневию оригиналы.

Некоторые сочинения представлены в этой библиотеке в пяти-шести экземплярах. Пространные тексты составляли целые «серии», включавшие иногда до 150 табличек. На каждой такой «серийной» табличке стоял её порядковый номер; заглавием служили начальные слова первой таблички. На полках «книги» размещались по определённым отраслям знаний. Здесь были собраны тексты «исторического» содержания, судебники, гимны, молитвы, заговоры и заклинания, эпические поэмы, «научные» тексты (сборники примет и предсказаний, медицинские и астрологические тексты, рецепты, шумеро-аккадские словари и т. п.), сотни книг, в которых «отложились» все знания, весь опыт древнемесопотамской цивилизации. Большая часть того, что мы знаем о культуре шумеров, вавилонян и ассирийцев, была получена при изучении этих 25 тысяч табличек и фрагментов, извлечённых из руин дворцовой библиотеки, погибшей при разрушении Ниневии.

Древнемесопотамская словесность включает как памятники фольклорного происхождения – «литературные» обработки эпических поэм, сказок, собрания пословиц, так и авторские, представляющие письменную традицию. Самым выдающимся памятником шумеро-вавилонской словесности, по мнению современных исследователей, является аккадский «Эпос о Гильгамеше», в котором повествуется о поисках бессмертия и ставится вопрос о смысле человеческого существования. Найден целый цикл шумерских поэм о Гильгамеше и несколько более поздних аккадских версий эпоса.

Огромный интерес представляют старовавилонская «Поэма об Атрахасисе», повествующая о сотворении человека и всемирном потопе, и культовый космогонический эпос «Энумаэлиш» («Когда вверху…»). Дошла из Месопотамии и поэма-сказка о проделках хитреца, трижды отомстившего своему обидчику. Этот сказочный сюжет широко представлен в мировом фольклоре (тип 1538 по системе Аарне-Томпсона). Широко распространён в мировом фольклоре и мотив полёта человека на орле, впервые встречающийся в аккадской «Поэме об Этане». Шумерские «Поучения Шуруппака» (середина III тыс. до н. э.) включают ряд пословиц и сентенций, повторяющихся позже во многих ближневосточных литературах и у античных философов.

Из произведений нефольклорного, изначально письменного, авторского происхождения следует указать несколько поэм о невинном страдальце, так называемую «Вавилонскую теодицею» и «Разговор господина с рабом», предвосхищающих темы библейских книг Иова и Екклесиаста. Некоторые покаянные псалмы и плачи вавилонян также находят параллели в библейских псалмах. В целом можно утверждать, что древнемесопотамская словесность, её тематика, поэтика, само видение мира и человека оказали значительное воздействие на литературы соседних народов, на Библию и через неё – на литературы Европы.

Глубокий след в современной культуре оставили шумеро-вавилонская математика и астрономия. И в настоящее время мы пользуемся позиционной системой цифр и шестидесятеричным счётом шумеров, деля круг на 360 градусов, час – на 60 минут, а каждую из них – на 60 секунд. Особенно значительны были достижения вавилонской математической астрономии. Её активное творческое развитие приходится на V в. до н. э.. В это время существовали знаменитые астрономические школы в Уруке, Сиппаре, Вавилоне и Борсиппе. Из этих школ вышли два великих астронома: Набуриан, разработавший систему определения лунных фаз, и Киден, установивший продолжительность солнечного года и, ещё до Гиппарха, открывший солнечные прецессии. Большую роль в передаче грекам вавилонских астрономических знаний играла школа, основанная вавилонским учёным Беросом на острове Кос около 270 г. до н. э.. Поэтому греки имели прямой доступ к вавилонской математике, уровень которой во многих отношениях не уступал уровню Европы эпохи раннего Возрождения.

 

 

 

1.5 Ассирия

Ассирия расположена на севере Месопотамии. Само ее название происходит от слова «ашшур». В древне ассирийский период только так — Ашшур — и называлось это государство. Столица его носила то же самое имя. Город Ашшур сохранил, несмотря на происшедшую смену этноса между древне- и средне ассирийским периодами, аристократическую культуру и даже саму аристократию, которая пребывала в Ашшуре до конца существования этого государства и этой культуры и очень гордилась тем, что именно они — ашшурские аристократы — являлись создателями Ассирийского царства всех его периодов.

Верхнее течение Тигра — другая климатическая зона, нежели Средняя или Нижняя Месопотамия. Это зона постепенного повышения рельефа — в верхнем течении Тигра начинается Иранское нагорье. Она прохладнее (финиковая пальма там растет, хотя вызревает с трудом) и влажнее низовьев Двуречья (там бывают дожди). Болот там нет, но есть каменистые участки, близкие к пустыне.

В этой зоне очень давно сложилась культура, религиозно близкая ко всей Месопотамии, очень многое вобравшая оттуда, но вобравшая также и от Элама — небольшой древней культуры с довольно высокой цивилизацией в южной части Иранского нагорья. Географически Элам занимал промежуточное положение между Северной Индией и Месопотамией, и, видимо, как уже говорилось, эламиты были родственниками дравидов — древнейшего населения Индии, о котором мы что-то знаем.

Древнее государство Ашшур складывается еще в конце III тысячелетия до Р.Х. Древне ассирийский период или Древне ассирийское царство датируется концом III тысячелетия до Р.Х. — концом XV в. до Р.Х. Оно было небольшим, не склонным к грандиозным завоеваниям, хотя скорее всего из-за малочисленности, но никак не из-за отсутствия у древних ассирийцев воинственности. Концом XV — X вв. до н.э. датируется Средне ассирийское царство. Затем следует некоторый упадок. И Новоассирийское царство уже датируется IX — концом VII вв. до н.э. На этом история Ассирии завершается.

Информация о работе Развитие врачевания и гигиенических традиций в государствах древней Месопотамии