Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:16, реферат
Известное общее положение о единстве внутреннего и внешнего в развитии и существовании нормального и больного организмов не теряет своего значения применительно к наследственным, передающимся от родителей к детям, болезням, как бы ни казались такие болезни заранее детерминированным патологическими наследственными задатками. Однако это положение требует более детального разбора, поскольку оно не столь однозначно по отношению к разным формам наследственных болезней и в то же время применимо в определнной степени женщине к таким формам патологии, которые кажутся обусловленными только болезнетворными факторами внешней среды.
Уже сегодня, благодаря имеющимся методикам, возможна диагностика большого числа генных дефектов (муковисцидоза, гемофилии, болезни Тей-Сакса, дефицита -1-антитрипсина, миатрофии Дюшена), а метод экстракорпорального оплодотворения сделал яйцеклетку вместе с полярным тельцем доступными для изучения. Как правило, у одной женщины получают несколько яйцеклеток и почти всегда есть возможность выбрать хотя бы одну здоровую, которая даст жизнь здоровому ребенку.
Итак, метод преимплантационной диагностики заключается в получении у женщины яйцеклетки, отделении от нее при помощи особых инструментов под микроскопом полярного тельца и изучение его при помощи специальных реакций, направленных на выявление дефектных генов. В случае обнаружения в полярном тельце генов наследственных заболеваний, яйцеклетка признается здоровой, ее инсеминируют сперматозоидами мужа и образовавшийся эмбрион переносят в полость матки. При отсутствии в полярном тельце больного гена или в сомнительных случаях яйцеклетка считается больной или возможно больной, и тогда инсеминацию не производят и беременность не наступает. Необходимость в проведении диагностических процедур во время беременности и ее прерывании отпадает.
В некоторых случаях для
Теперь, имея представление о сути и возможностях преимплантационной диагностики наследственных заболеваний, вы можете осознанно подойти к решению важной для вас проблемы, если в семье вашей уже есть дети, страдающие генетическими заболеваниями.
Уже сегодня, благодаря имеющимся методикам, возможна диагностика большого числа генных дефектов (муковисцидоза, гемофилии, болезни Тей-Сакса, дефицита -1-антитрипсина, миатрофии Дюшена и др), а метод ЭКО сделал яйцеклетку доступной для изучения.
В последние годы наблюдается тенденция
к значительному увеличению возраста,
при котором женщины стремятся
иметь ребенка. Нередко решение
иметь ребенка принимают
5. Программы биохимического скрининга как основа вторичной профилактики наследственной патологии
Основной метод вторичной
профилактики, направленной на предотвращение
клинических проявлений у лиц с патологическими
изменениями генотипа – биохимический
скрининг. Используются два основных типа
скрининговых программ: массовые и селективные.
Массовый скрининг проводится безвыборочно в определенной
популяции. Заболевания, для которых целесообразно
разрабатывать программы массового скрининга,
должны удовлетворять следующим условиям:
1) значительная распространенность
2)тяжелое прогредиентное течение, приводящее
к инвалидизации при отсутствии лечения,
3)наличие эффективного метода лечения,
4) существование эффективного метода
диагностики.
Выбранный для массовой диагностики метод должен быть прежде всего диагностически значимым, т.е. в идеале чувствительность (отношение истинно положительных тестов к сумме всех лиц с искомым дефектом) и специфичность (отношение истинно отрицательных тестов к сумме всех лиц с отсутствием дефекта) должны равняться 100%. При этом ложноположительные результаты допустимы, тогда как ложноотрицательные дискредитируют программу. Используемый метод должен быть простым, надежным, экономичным.
Наиболее часто массовый скрининг направлен на выявление аутосомно-рецесивных заболеваний среди новорожденных детей. В большинстве популяций новорожденных тестируют на фенилкетонурию (ФКУ) и врожденный гипотиреоз (ВГ), однако спектр заболеваний, выявляемых в ходе массового просеивания, может варьировать в различных популяциях. Например, в странах Средиземноморья с высокой распространенностью гемолитических анемий целесообразен скрининг на гетерозиготное носительство мутаций в генах, кодирующих Г-6-ФДГ и глобиновые белки, а в популяции евреев-ашкенази - на гетерозиготное носительство мутаций в гене гексозаминидазы А (болезнь Тея-Сакса).
Программы селективного скрининга направлены на диагностику ряда наследственных заболеваний среди больных с определенной патологией, составляющих группу риска. Например, в группе лиц с врожденной катарактой целесообразно проводить скрининг на галактоземию, а среди больных с частыми обструктивными бронхитами - на муковисцидоз.
Скринирующие программы обычно
проводятся в два этапа.
На первом этапе — первичной диагностики —
выявляют лиц с положительным результатом
теста, формирующих ipynny риска по данному
заболеванию. Для диагностики на данном
этапе возможно использование простых
качественных реакций.
Второй этап — уточняющий - необходим для подтверждения диагноза и исключения лиц с ложноположительными результатами. На этом этапе используют более сложные высокоточные аналитические (количественные) методы.
В ряде случаев проведение скрининга не ограничивается двумя этапами и требует проведения дополнительного исследования, направленного на дифференциальную диагностику сходных по клиническим проявлениям генетических вариантов болезни. На этом этапе применяют наиболее сложные и дорогостоящие методы энзимодиагностики и ДНК-анализа.
Рассмотрим процедуры биохимического скрининга на примере диагностики гиперфенилаланинемий и врожденного гипотиреоза. Диагностику этих заболеваний можно проводить одновременно при исследовании образцов крови, полученных от новорожденного ребенка в возрасте 3-7 дней. Эти сроки забора материала для анализа являются оптимальными, что связано с особенностями метаболизма исследуемых веществ. Именно к этому периоду времени у больного с ГФА происходит накопление фенилала-нина в крови в концентрациях, достаточныхдля диагностики, а уровни ТТГи гормонов щитовидной железы у здоровых новорожденных нормализуются
6. Программа биохимического скрининга гиперфенилаланинемий (ГФА)
В ходе первого, диагностического, этапа возможно использование качественных тестов, выявляющих повышенную концентрацию фенилкетонов в моче (проба Феллинга и проба с 2,4-динитрофенилгидразином) или фенилаланина в крови при помощи
Рис. 1 схема оптимальной скрининговой программы ГФА
микробиологических
На уточняющем этапе проводится повторное обследование всех детей с положительным тестом с целью подтверждения наличия повышенной концентрации фенилаланина и его дериватов в крови. Наиболее часто также используется флуориметрический метод. В ходе этого этапа вьшвляются дети с ложноположительными результатами (их причиной могут быть транзиторная гиперфенилаланинемия и тирозинемия) и формируется группа новорожденных, нуждающихся в длительной диетотерапии.
При концентрации фенилаланина в сыворотке крови >15мг% предполагается диагнозФКУ, а при концентрации фенилаланина 6—1 5 мг% — ГФА, Всем детям с положительным тестом назначают диету, на основании терапевтической эффективности которой планируются мероприятия по уточнению диагноза и выбору дальнейшей тактики лечения.
Задача следующего этапа — дифференциальная диагностика наследственных заболеваний, сопровождающихся повышением концентрации фенилаланина. С этой целью проводится пероральная нагрузка фенилаланином, измерение активности ФАГ в гепатоцитах, полученных при биопсии, лейкоцитах и фнбробластах; ДГПР в фнбробластах; исследование птеринов в моче.
7. Программа биохимического скрининга врожденного гипотиреоза (ВГ)
Врожденный гипотиреоз - группа моногенных и мультифакториальных заболеваний, характеризующихся снижением или даже отсутствием функции щитовидной железы. Биохимическая причина этого заболевания - недостаток тиреоидных гормонов, прежде всего циркулирующего тироксина.
Снижение функции щитовидной железы вызывает изменения в метаболизме белков, жиров, углеводов, замедляя окислительные процессы и основной обмен, теплообмен. Нарушается обмен и мукополисахаридов, вследствие чего в тканях накапливаются креатинин и большое количество муцинозного вещества. Накопление этих веществ приводит к возникновению слизистого отека - микседемы.
Клинические проявления заметны уже в первые месяцы жизни. При осмотре выявляются большая масса тела, грубые черты лица, увеличение языка, пупочная грыжа, грубый голос, повышенная сухость и ломкость волос. Для больных характерны сухость, шелушение и бледность кожных покровов. В результате нарушения теплообмена кожа больных холодная на ощупь. При отсутствии лечения прогрессирует отставание в психомоторном и физическом развитии, в последующем формируется олигофрения.
Наиболее яркая картина ВГ проявляется лишь к 4—6 мес. жизни, когда уже имеются тяжелые соматические и метаболические нарушения и эффективность лечения резко снижена. Это обусловливает необходимость ранней диагностики заболевания путем биохимического скрининга.
В качестве основного теста используют
определение в крови
8. Биотические проблемы профилактики наследственной патологии
Использование современных геномных технологий для профилактики наследственных заболеваний привело, с одной стороны, к повышению эффективности медико-генетической помощи, а с другой — к необходимости решения ряда биоэтических проблем. Это связано с тем, что в генетическом исследовании бывает задействовано много сторон: исследователь, врач-клиницист, испытуемый, донор, реципиент, пациент и члены его семьи. Косвенно в этих исследованиях могут участвовать и некоторые социальные службы: образования, трудоустройства, страхования (жизни, здоровья, имущества) и прочие, где люди вступают в отношения друг с другом в связи с проведением генетических исследований или приложением их результатов в своей сфере практической жизни. При этом люди могут по-разному работать с образцами биоматериала: осуществлять их забор и изучение, технологически трансформировать, передавать их другим лицам (исследователям, врачам, кому-либо еще), вводить в организм реципиента образцы, содержащие генетическую информацию. Причем информацию они тоже могут использовать по-разному: хранить, передавать, распространять, уничтожать. Но к данной генетической информации причастны и те лица, которые являются испытуемыми, пациентами, членами их семей и т.д. При этом у этики генетики есть одно отличие от многих других разделов биомедицинской этики, а именно: не только сам испытуемый, но и его прямые потомки в нескольких поколениях могут оказаться объектами воздействия измененной генетической информации, В основе решения проблем, возникающих при получении и использовании генетической информации обследуемого индивида должны лежать следующие принципы,
1. Признание автономии личности. Важно, что все виды процедур должны осуществляться с информированного согласия объекта, которое означает, что человек вступает в контакт с генетиком, врачом или иным исследователем добровольно. При этом профессионал обязан обеспечить его в доступной форме адекватной информацией, чтобы она была и необходима, и достаточна, и понятна, и помогала бы автономной личности принимать самостоятельное решение о том, на что (на какие процедуры) она (личность) согласна пойти, а на что - не согласна. Приоритеты в этическом решении о проведении генетических процедур убывают в гаком направлении: индивид, семья и кровные родственники, общество.
2. Гиппократовское не вреди и «сотвори благо», направленное на сохранение конфиденциальности информации. Это правило проходит через все документы по биоэтической регламентации любой медицинской деятельности. Согласно этому правилу информация о генетическом статусе человека может быть сообщена только ему, его опекунам или иным легальным представителям и пользующим его врачам. Недопустима передача профессионалом какой-либо информации без санкции тестируемого или его законных опекунов любой третьей стороне (органам образования, трудоустройства, страхования, социальным службам и т.д.), так как это может повлечь за собой дискриминацию такого лица на основании сведений о его генетическом статусе, что равносильно своего рода «генетическому шовинизму»