Понятие «психический недостаток» в законе и жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:50, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе рассматривается понятие ущербности, недостатка с точки зрения судебной медецины и обосновывается вывод о социально-политической обусловленности многих психиатрических практик

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная по судебной психиатрии.doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)

 

П3. «Психический недостаток» как жизненное понятие.

 

Когда слово «психика» соединяется со словом «патология», для этого имеются, как правило, причины социального свойства, так как душевно нездоровым человек бывает только относительно других людей. Последние и задают параметры, в рамках которых отклонения от общепринятых норм могут считаться общественно приемлемыми чудачествами, а вне их – признаками болезни.  (41_1)

Психическая норма может рассматриваться как некая общая идея, условное обозначение, статистический показатель, максимальный вариант, показатель приспособления к среде, функциональный оптимум. (42_1) 

Притом, в научной среде, как следствие изучения биологических механизмов формирования расстройств личности, развивается патогенетическая психофармакологическая терапия психопатий. Второй подход характеризуется оценкой расстройств личности в качестве специфического "судебно-психиатрического диагноза". (8_3)  Хотя отдельные авторы пытаются продемонстрировать клинический полиморфизм расстройств личности, ссылаясь на работы классиков психопатологии (в частности - К. Ясперса (1913), К. Шнайдера (1923), Э. Кречмера (1921), Р. Крафт-Эбинга (1880, 1909)), иллюстрируя свои взгляды убедительными клиническими наблюдениями, их голоса тонут в огромном числе публикаций, где расстройства личности прямо или косвенно отождествляются с антисоциальным и преступным поведением. Все чаще для диагностики оказывается достаточно данных анкетирования и информации, получаемой из психологических тестов, особенно MMPI и теста Роршаха, т.е. налицо стремление "механизировать" и даже (в прямом смысле слова) автоматизировать диагностику.

В качестве критериев расстройств личности, которыми до сих пор руководствуются американские врачи, выступают "плохая школьная характеристика с прогулами уроков, плохая характеристика трудовой деятельности, неблагоприятная история семейной жизни, злоупотребление наркотиками, алкогольными напитками, неоднократные аресты, агрессивность или драчливость, половая распущенность или половые извращения, попытки к самоубийству, импульсивное поведение, жизнь за чужой счет, бродяжничество, патологическая лживость, отсутствие сознания вины при преступлениях, безрассудные поступки". (9_3) Подобная оценка, намеренно исключающая клиническую оценку, вызывает, по крайней мере, удивление.

Концепцией, объединяющей знание о пограничных психических расстройствах, включая расстройства личности, является базирующаяся на основных биологических представлениях концепция адаптации. Для человека, как существа, сочетающего в себе биологические и социальные механизмы функционирования, адаптация также актуализируется в двух плоскостях, в которых он представляет собой и особь, живущую по законам биологического вида, и члена общества, наделенного уникальной совокупностью личностных черт. (10_3)

Но и в классических подходах, даже  при   отсутствии  теоретического оправдания  сохраняется  тенденция  переводить наше  личностное  переживание другого как личности в его деперсонализированное описание. Мы  делаем это до некоторой  степени при  использовании  в  наших "объяснениях"  машинной  или биологической  аналогии.  (5_2) Это придает налет объективности. Кажется необычным, что, в то время как физические и биологические науки о вещественных процессах  одержали  всеобщую победу  в борьбе с  тенденциями персонализации мира вещей или введения человеческих интенций в животный мир, подлинная наука о личностях едва зарождается по причине застарелой тенденции к деперсонализации, или овеществлению, личностей.

Мы можем особо  интересоваться  людьми,  переживающими себя  как автоматы,  роботы,  части  машин  и даже  как  животные.  Подобные  личности справедливо рассматриваются как  сумасшедшие.  Однако  почему  мы не считаем теорию, стремящуюся  превратить личности  в  автоматы или в животных, равным образом безумной? (5_2)

К  несчастью,  словами   "персональный"   и  "субъективный"   настолько злоупотребляют,  что   нет   возможности   выразить   любой  подлинный   акт рассмотрения другого  в  качестве  личности (если мы  имеем  это в виду, нам приходится  поворачивать  назад  к  "объективному"),  не  подразумевая,  что человек  включает  свои  собственные  чувства и  установки в  свое  изучение другого таким образом, чтобы исказить  наше  восприятие. В противоположность достойным уважения "объективному", или "научному",  у  нас  есть недостойные "субъективное",  "интуитивное"  и, самое  худшее из всего, "мистическое".  К примеру,   интересно,   что   человек   зачастую   сталкивается  с   "чисто" субъективным,  в то время как почти непостижимо говорить, что кто-то "чисто" объективен. (7_2)

Теперь  кажется  очевидным,   что   поведение пациента  можно рассмотреть,   по   крайней  мере,  двумя  способами. Можно смотреть  на его поведение как на "признаки "болезни"",  а  можно  смотреть  на  его  поведение  как  на  выражение  его экзистенции. Экзистенциально-феноменологическое истолкование есть заключение о  том,  как   другой  чувствует  и  действует. (11_2)          

 

              Заключение                                             

Вывод, который мне бы хотелось сделать в отношении вышеизложенного, такой:

1) В отечественном праве в настоящий момент наблюдается явная недостаточность дифференцированного подхода к проблеме невменяемости из-за чего страдает защита прав людей  с психическим недостатками, образующими «промежуточную» вменяемость». Но при этом, налицо тенденция к движению в общеевропейском русле разрешения данной проблемы. Понятие ограниченной вменяемости, ограниченной дееспособности все более учитывается судебной практикой, право все более интегрируется в клиническую область судебно-медицинской практики.

2) В психиатрии в целом можно отметить два негативных момента: Во-первых, господство социально-криминалистического вменения психических расстройств в США. В обществе данной страны с начала 2000х годов превалирует идея безопасности, под предлогом превышения которою такой ценности как свобода расширятся вмешательство служб безопасности в жизнь граждан.  Т.о., изменения ситуации в лучшую сторону в этом центре мирового влияния ждать не приходится. Во-вторых, сохраняется общемировое господство «объективистского» деперсонализированного подхода к проблемам психических расстройств.

3) Если мы предположим, что наше устройство государства и общества, ценности, пропагандируемые СМИ, семьей и школой в корне неверны, то не является ли психическое расстройство иных людей как раз следствием их большей «нормальности» с точки зрения фундаментальных нравственных ценностей, чем нас. (Вспомните «Идиот» Достоевского) Не есть ли всевозрастающее число стрессов, психозов и явлений аддиктивного поведения показатель глубокого кризиса в нашем обществе. Я, к счастью, плохо знаком с психиатрией на практике, но в отношении психологии могу сказать, что там «нормальность» оценивается в рамках господствующей и навязываемой «общественным мнением» модели «правильного» развития и поведения.

Конечно, в формате контрольной работы или реферата можно лишь притронуться к такой обширной теме, как понятие «психического недостатка». Но думаю, для начала неплохо и это – увидеть и осознать наличие проблемы.

 

                            Список литературы и нормативно-правовой базы.

 

1. Алмазов Б.Н. Правовая психопатология, учебное пособие, Екатеринбург, 2004.

2. Лэнг Р.Д. «Расколотое «Я»»  пер. с англ. - СПБ.: Белый Кролик. 1995. - 352 с.

3. Пережогин Л. О. Судебно-психиатрическая оценка расстройств личности с учетом положений ст. 22 УК РФ.

4. Татьянина Л.Г. Процессуальные проблемы производства по уголовным делам с участием лиц, имеющих психические недостатки (вопросы теории и практики).
Автореф. дисс. … доктора юрид. наук. Ижевск, 2004.

1. ФЗ от 02.06.1999 г. «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)».

2.  N 3185-1 Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. УК РФ

4. УПК РФ

5. УИК РФ

6. ГК РФ

7. ГПК РФ

 

 

 

 

 

 

   

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Понятие «психический недостаток» в законе и жизни