Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 15:41, контрольная работа
Значение контаминации патогенными, условно-патогенными, сапрофитными микроорганизмами воздуха различных помещений аптек.
Антибиотикорезистентность микроорганизмов. Механизмы развития, ее значение.
Причины развития устойчивости микроорганизмов к антибиотикам многообразны, среди них значимое место занимают нерациональность, а порой и ошибочность применения препаратов:
Кроме указанных ошибок назначения антибактериальных препаратов, развитию антибиотикорезистентности способствует социальная проблема неадекватного доступа к лекарствам, что обусловливает появление на рынке некачественных, но дешевых препаратов, быстрое развитие резистентности к ним и, как следствие, пролонгирование времени болезни.
Устойчивость бактерий к β-лактамным антибиотикам развивается при изменении нормальных пенициллинсвязывающих белков (penicillin-binding proteins - РВР); обретении способности вырабатывать дополнительные РВР с низким сродством к β-лактамам; чрезмерной выработке нормальных РВР (РВР-4 и -5) с более низким сродством к β-лактамным антибиотикам, чем у РВР-1, -2, -3. У грамположительных микроорганизмов цитоплазматическая мембрана относительно порозна и непосредственно прилежит к пептидогликановому матриксу, в связи с чем, цефалоспорины достаточно легко достигают РВР. В противоположность этому наружная мембрана грамотрицательных микроорганизмов имеет существенно более сложную конструкцию: состоит из липидов, полисахаридов и белков, что является препятствием для проникновения цефалоспоринов в периплазматическое пространство микробной клетки.
Снижение сродства РВР к β-лактамным антибиотикам рассматривают как ведущий механизм формирования резистентности Neisseria gonorrhea и Streptococcus pneumoniae к пенициллину. Метициллинрезистентные штаммы Staphylococcus aureus (MRSA) продуцируют РВР-2 (РВР-2а), которые характеризуются значительным снижением аффинности к пенициллинарезистентным пенициллинам и цефалоспоринам. Способность этих «новых» РВР-2а к замещению эссенциальных РВР (с более высоким сродством к β-лактамам) в конце концов приводит к формированию устойчивости MRSA ко всем цефалоспоринам.
Безусловно, наиболее клинически значимым механизмом развития устойчивости грамотрицательных бактерий к цефалоспоринам является продукция β-лактамаз.
Не так давно были открыты и так называемые β-лактамазы расширенного спектра действия, кодируемые плазмидами (extended-spectrum beta-lactamases – ESBL). ESBL происходят из ТЕМ-1, ТЕМ-2 или SHV-1 вследствие точечной мутации в активном центре энзимов и продуцируются преимущественно Klebsiella pneumoniae. Продукция ESBL ассоциируется с высоким уровнем резистентности к азтреонаму и цефалоспоринам ІІІ поколения — цефтазидиму и др.
Для микроорганизмов группы Enterobacter, Serratia, Morganella и др. характерен индуцибельный тип экспрессии. При отсутствии в среде антибиотиков фермент практически не вырабатывается, но после контакта с некоторыми β-лактамами скорость синтеза резко возрастает. При нарушении регуляторных механизмов возможна постоянная гиперпродукция фермента.
В течение некоторого времени после внедрения в практику цефалоспоринов II–III поколений приобретенной устойчивости к ним среди энтеробактерий практически не отмечали. Однако уже в начале 80-х годов появились первые сообщения о штаммах с плазмидной локализацией детерминант устойчивости к этим антибиотикам. Достаточно быстро было установлено, что эта устойчивость связана с продукцией микроорганизмами ферментов, генетически связанных с β-лактамазами широкого спектра (TEM-1 и SHV-1), новые ферменты получили название β-лактамаз расширенного спектра (БЛРС).
Первым идентифицированным ферментом расширенного спектра была β-лактамаза ТЕМ-3. К настоящему времени известно около 100 производных фермента ТЕМ-1. Чаще всего бета-лактамазы ТЕМ-типа встречаются среди E.coli и K.pneumoniae, однако их обнаружение возможно практически среди всех представителей Enterobacteriaceae и ряда других грамотрицательных микроорганизмов.
Частота распространения БЛРС значительно варьирует в отдельных географических регионах. Так, по данным многоцентрового исследования MYSTIC, в Европе наибольшую частоту распространения БЛРС стабильно отмечают в России и Польше (более 30 % среди всех изученных штаммов энтеробактерий). В отдельных лечебных учреждениях РФ частота продукции БЛРС среди Klebsiella spp. превышает 90 %. В зависимости от специфики лечебного учреждения наиболее распространенными в нем могут быть различные механизмы устойчивости (метициллинрезистентность, устойчивость к фторхинолонам, гиперпродукция хромосомных β-лактамаз и др.).
БЛРС, как уже было сказано, обладают широким спектром активности, в той или иной степени они гидролизуют практически все бета-лактамные антибиотики, за исключением цефамицинов и карбапенемов.
Однако наличие у микроорганизма детерминанты устойчивости к какому-либо антибиотику далеко не всегда означает клиническую неудачу при лечении этим препаратом. Так, имеются сообщения о высокой эффективности цефалоспоринов III поколения при лечении инфекций, вызванных штаммами, продуцирующими БЛРС.
Антибиотики являются одним из наиболее значительных открытий ХХ века. Благодаря им стало возможно лечить и вылечивать те заболевания, которые ранее были смертельными (туберкулез, менингит, скарлатина, пневмония). Если человечество не сможет защитить это величайшее достижение медицинской науки, оно вступит в постантибиотическую эру.
Антибиотикорезистентность – естественный биологический процесс. Сейчас мы живем в мире, где антибиотикорезистентность быстро распространяется и растет число жизненнонеобходимых препаратов, которые становятся неэффективными. В настоящее время резистентность микроорганизмов зарегистрирована к антибиотикам, применяемым для лечения менингита, заболеваний, передающихся половым путем, госпитальных инфекций и даже к новому классу антиретровирусных препаратов, применяемых для лечения ВИЧ-инфекции. Во многих странах микобактерии туберкулеза резистентны как минимум к двум среди наиболее эффективных препаратов, применяемых для лечения туберкулеза.
Антибиотикорезистентность — глобальная проблема. Нет страны, которая могла бы позволить себе игнорировать ее, и нет страны, которая могла бы не отвечать на нее. Только одновременно проводимые действия по сдерживанию роста антибиотикорезистентности в каждой отдельной стране смогут дать положительные результаты во всем мире.
Методы определения чувствительности к антибиотикам.
Методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам делятся на 2 группы: диффузионные и методы разведения.
Определение чувствительности бактерий к антибиотикам: диффузионные методы
• с использованием дисков с антибиотиками
• с помощью Е-тестов
методы разведения
• разведение в жидкой питательной среде (бульоне)
• разведение в агаре
При определении чувствительности
диско-диффузионным методом на поверхность
агара в чашке Петри наносят
бактериальную суспензию
Рис.1. Определение чувствительности микроорганизмов диско-диффузионным методом.
Определение чувствительности микроорганизма с помощью Е-теста проводится аналогично тестированию диско-диффузионным методом. Отличие состоит в том, что вместо диска с антибиотиком используют полоску Е-теста, содержащую градиент концентраций антибиотика от максимальной к минимальной (рис. 2). В месте пересечения эллипсовидной зоны подавления роста с полоской Е-теста получают значение минимальной подавляющей концентрации (МПК).
Рис. 2. Определение чувствительности микроорганизмов с помощью Е-тестов.
Несомненным достоинством диффузионных методов является простота тестирования и доступность выполнения в любой бактериологической лаборатории. Однако с учетом высокой стоимости Е-тестов для рутинной работы обычно используют диско-диффузионный метод.
Методы разведения основаны
на использовании двойных
Минимальная подавляющая концентрация (МПК) – наименьшая концентрация антибиотика (мг/л или мкг/мл), которая in vitro полностью подавляет видимый рост бактерий.
Рисунок 3. Определение значения МПК методом разведения в жидкой питательной среде
Отдельно хотелось бы остановиться на микробиологической диагностике легионелл, микоплазм и хламидий.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ, ЗАДАЧИ
Вариант «j».
а) свойств лекарственного средства и цели консервации
б) возможностей предприятия-изготовителя
в) предполагаемых условий хранения
г) стоимости лекарственного сырья
д) желания потребителя
Правильный ответ: а
а) профилактика воздушно-капельных инфекций среди сотрудников
б) предупреждение контаминации лекарственных средств
в) контроль текущей дезинфекции
г) контроль заключительной дезинфекции
д) изучение микрофлоры воздуха
Правильный ответ: б
а) стрептококки
б) стафилококки
в) энтеробактерии
г) лактобациллы
д) энтеровирусы
Правильный ответ: б
Задача. При проверке аптеки работниками Роспотребнадзора при исследовании основного сырья, используемого для производства стерильных препаратов, были обнаружены МАФАМ в количестве 250 КОЕ/мл, P. аeruginosa в количестве 19 КОЕ/мл.
Требования к микробиологической чистоте основного сырья для производства стерильных препаратов: не более 100 микроорганизмов в мл при отсутствии Enterobacteriaceae, P. aeruginosa, S.aureus (ГФ XI, вып.2, стр.187). Данное сырье не соответствует требованиям к микробиологической чистоте и не пригодно для использования. При использовании контаминированного сырья микроорганизмы могут попасть в готовые лекарственные формы.
Инъекционные препараты, глазные капли и мази, препараты для новорожденных должны быть стерильными. В ряде случаев инъекционные средства, оставаясь стерильными, обладают пирогенными свойствами. Пирогенная реакция организма человека, возникающая за счет применения лекарств, характеризуется повышением температуры, вазомоторными расстройствами, в тяжелых случаях – шоковым состоянием.
Растительное лекарственное сырье может быть инфицировано изначально, также микробная загрязненность может увеличиваться на всех этапах заготовки, первичной обработки, измельчения, приведения в исходное состояние. Микроорганизмы, населяющие лекарственные растения, можно разделить на две группы: представители нормальной микрофлоры растений; фитопатогенные микроорганизмы – возбудители заболеваний растений.