История повальных болезней: Чума

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:47, реферат

Краткое описание

Название болезни происходит от арабского «джумма» - боб. Чума - острое природно-очаговое трансмиссивное заболевание, вызываемое чумной палочкой Yersinia pestis, названной в честь Александра Йерсена, который в 1894 году успешно выделил и описал культуру бактерий во время пандемии, начавшейся в 1860 году в Китае. Является яйцевидной, биполярно окрашенной палочкой.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Чума1.doc

— 212.50 Кб (Скачать документ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.М. СЕЧЕНОВА

КАФЕДРА ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ

КУРСОВАЯАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

ИСТОРИЯ ПОВАЛЬНЫХ БОЛЕЗНЕЙ: ЧУМА.

 

 

Работу выполнили:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012г.

Введение

Чума известна еще  с древности. Первое упоминание о  ней встречается в Библии.

Название болезни происходит от арабского «джумма» - боб. Чума - острое природно-очаговое трансмиссивное заболевание, вызываемое чумной палочкой Yersinia pestis, названной в честь Александра Йерсена, который в 1894 году успешно выделил и описал культуру бактерий во время пандемии, начавшейся в 1860 году в Китае. Является яйцевидной, биполярно окрашенной палочкой. Хорошо растет на обычных питательных средах, чувствителен к воздействию физических и химических факторов и обычным дезинфицирующим средствам. При температуре 100°С гибнет в течение 1 минуты. Характеризуется лихорадкой, тяжелой интоксикацией, воспалением в лимфатических узлах, легких и других органах, а также сепсисом.

Случаи заболевания  чумой фиксируются и сейчас. Их отмечается примерно до 2 тысяч в  год. Однако смертельных исходов  практически не наблюдается.

Наиболее широко известны три эпидемии чумы. Так называемая «Юстинианова чума» (551—580), которая возникла в Восточной Римской империи и охватила весь Ближний Восток называется «первой пандемией».Эпидемия чумы, охватившая в середине XIV века огромные территории, наиболее известна как «Чёрная смерть» («чёрный мор») или «вторая пандемия». А третьей называется пандемия XIX — начала XX века. Всего во время этих трех эпидемий чумы было около 65 млн. жертв.

Пандемия «черной смерти»  расширила кругозор врачей. За 150 лет  появилось несколько сотен трактатов, посвященных чуме (рис.1)

Известные эпидемии чумы, унёсшие миллионы жизней, оставили глубокий след в истории человечества. Всего во время чумных эпидемий было около 65 млн. жертв.

«Черная смерть» 

 

«Чёрная смерть» («чёрный  мор», от лат. atra mors) — пандемия чумы, протекавшей преимущественно в бубонной форме и прошедшей в середине XIV века по Азии, Европе (1346—1353), Северной Африке и Гренландии. Известна также под названием «вторая пандемия».

По всей вероятности, распространилась из природного очага  на территории пустыни Гоби  и, охватив сначала такие страны Востока, как Китай и Индию, проникла в Европу вместе с монгольскими войсками и торговыми караванами.

Чёрная смерть оставила колоссальный след в истории Европы, наложив отпечаток на экономику, психологию, культуру и даже генетический состав населения

 

Хроника распространения

  • 1338—1339 годы, озеро Иссык-Куль. Поворотным пунктом, откуда чума начала путь на Запад, считается озеро Иссык-Куль, где ещё в конце XIX века российский археолог Даниил Хвольсон заметил, что количество могильных камней в местной несторианской общине, датированных 1338—1339 годами, оказалось катастрофически большим.
  • 1340—1341 годы, Центральная Азия. На эти годы точные данные о продвижении чумы на запад отсутствуют. Предполагается, что её вспышки произошли в Баласагуне в 1340 году, затем Таласе в 1341 году и, наконец, Самарканде.
  • Октябрь-ноябрь 1346 года, Золотая Орда. В 1346 году чума появилась в низовьях Дона и Волги. Эпидемия остановилась в донских и волжских степях, северные соседи Орды таким образом не пострадали. Зато чуме был открыт южный путь. Разделившись на два рукава, один из которых, вместе с купеческими караванами, предоставившим для чумных крыс и блох весьма удобное средство передвижения, через низовья Волги и Кавказский хребет протянулся на Средний Восток, в то время как второй по морю достиг Крымского полуострова.
  • 1346 год, Крымский полуостров. Вместе с купеческими кораблями чума проникла в Крым, где, согласно арабскому историку Ибн аль-Варди, от неё погибло 85 тысяч человек.
  • Весна 1347 года, Константинополь. Следующая вспышка болезни произошла в Константинополе, столице Византийской империи. Одной из жертв чумы стал Андроник, младший сын императора Иоанна Кантакузина. Сам император оставил в своей «Истории» рассказ об эпидемии в городе и дальнейшем распространении болезни на побережье Анатолии, островах Эгейского моря и Балканах.
  • Весна-лето 1347 года, Ближний Восток. Чума начала распространяться в Месопотамии, Персии. Болезнь несли с собой беженцы из охваченного эпидемией Константинополя, навстречу им двигались те, кто спасались бегством из Закавказья, чуму несли с собой купеческие караваны.
  • Осень 1347 года, Александрия. Египетский историк Аль-Макризи подробно рассказывает о прибытии в александрийскую гавань корабля из Константинополя, вместе с которым в город пришла чума, и далее, поднимаясь вверх по Нилу, достигла Асуана в феврале 1349 года, в течение этого времени совершенно опустошив страну. В дальнейшем продвижении на Юг неодолимой преградой для чумных крыс и блох стала пустыня Сахара. Затем чума распространилась на Грецию и далее на Болгарию и Западную Румынию вплоть до Польши, накрыла собой Кипр.
  • Октябрь 1347 года, Мессина. Сицилийский историк Микеле де Пьяцца в своей «Светской истории» подробно рассказывает о прибытии в порт Мессины 12 генуэзских галер, принёсших с собой «смертельный бич».
  • Осень 1347 года, Катания. Население гибнущей Мессины пыталось спастись бегством, выжившие достигали Катании, где узнавшие о моровом поветрии жители отказывались иметь дело с беженцами, избегали их и даже отказывали в пище и воде. Впрочем, это их не спасло и в скором времени город вымер почти полностью.

Чума отсюда продолжала распространяться по острову, сильно пострадали Сиракузы, Шакка, Агридженто. Всего  Сицилия потеряла около трети  населения; после того как год спустя чума отступила, остров оказался буквально завален трупами.

  • Октябрь 1347 год, Генуя. Изгнанные из Мессины генуэзские корабли попытались вернуться домой, но уже прослышавшие об опасности жители Генуи выгнали их в море. Таким образом Генуе удалось оттянуть начало эпидемии на два месяца.
  • Ноябрь 1347 года, Марсель. Часть генуэзской эскадры нашла приют в Марселе, распространив чуму в гостеприимном городе, и в третий раз была изгнана, чтобы вместе с мёртвым экипажем окончательно исчезнуть в море. Марсель потерял едва ли не половину населения, но заслужил славу одного из очень немногих мест, где иудеи не подвергались гонениям и могли здесь рассчитывать на убежище.
  • Декабрь 1347 года, Генуя. Согласно сообщениям хроник, в Генуе эпидемия началась 31 декабря 1347 года. По современным подсчётам, в городе умерло от 80 до 90 тысяч человек, но точная цифра остаётся неизвестной.
  • Январь 1348 года, Авиньон. Смертность здесь была настолько велика, что для захоронения тел не хватало земли. Папа Климент VI вынужден был освятить реку, куда сваливали трупы умерших. Среди прочих, жертвой авиньонской чумы стала Лаура — возлюбленная и муза Франческо Петрарки.
  • Январь—март 1348 года, Италия. В Тоскану чума также была занесена генуэзцами. С этого времени чума покинула порты и начала продвижение вглубь континента. Первым городом на её пути стала Пиза, следующим — Пистойя. Трупы было приказано хоронить в наглухо заколоченных гробах, могилы копать не менее полуметра глубиной. Чтобы не сеять панику, запрещались заупокойные службы, похоронные одежды и колокольный звон. Однако все эти распоряжения «отнюдь не касались рыцарей, докторов права, судей и докторов медицины, каковым может быть оказана всяческая честь по желанию их наследников».
  • Весна 1348 года, южное и восточное Средиземноморье. Александрийская чума появилась в Газе, откуда перекинулась на Сирию и Палестину. Дамаск потерял едва ли не половину жителей, весь же арабский Восток не досчитался 30—40 % населения. Ибн Баттута, описавший чуму в этих местах, рассказывал, что правоверные устраивали процессии и держали строгий пост, ради того, чтобы утишить гнев Аллаха. Огромное количество паломников хлынуло в Мекку, принеся с собой чуму и на Аравийский полуостров. При том, что Медина, второй по значимости город, связанный с именем Пророка, был по неизвестным причинам пощажен эпидемией, Мекка жестоко пострадала от болезни, в городе погибло множество жителей. Подобная беда, случившаяся в главном религиозном центре ислама, привела верующих в смятение. В поисках решения они, вслед за христианскими соседями, обвинили мекканских евреев в том, что самим своим присутствием в святом городе они навлекли гнев Аллаха.
  • Июнь 1348 года, Париж. Согласно Раймонду ди Винарио, в июне на западной части парижского неба взошла необыкновенно яркая звезда, расцененная как предвестие чумы. В июле чума распространилась по северному побережью страны.
  • Июль—август 1348 года, Юго-западная Англия. В одних источниках имеются сведения, что первые случаи заболевания были зафиксированы 7 июля в портовом городе Мелькомб. Согласно другим источникам, первыми подверглись заражению Саутгемптон и Бристоль. Предполагается, что корабли, привёзшие с собой Чёрную смерть, прибыли из Кале. Затем чума проникла в Руан, охватила Нормандию и появилась в Турнэ.
  • Осень 1348 года, Лондон. Чума распространялась на Британских островах с запада на восток и север. Начавшись летом, она в сентябре уже приблизилась к столице. В Англии чума ознаменовалась среди прочего повальным падежом скота. Причины этого феномена неизвестны.
  • Декабрь 1348 года, Шотландия. Здесь болезнь распространилась после битвы с англичанами в Селькиркском лесу. Несмотря на то, что высокогорья болезнь коснулась в меньшей степени, эпидемия стоила стране трети населения. В январе 1349 года чума появилась в Уэльсе и проникла в Ирландию из Бристоля.
  • 1349 год. В Скандинавии чума сперва появилась в норвежском Бергене. Затем из Норвегии болезнь проникла в Швецию, после чего распространилась в Нидерландах, Дании, Германии, Швейцарии, Австрии и Венгрии.

С другой стороны, поразив  Восточное Средиземноморье, Мекку и Армению, чума достигла Багдада.

  • 1353 год, Москва. Умер 36-летний великий князь Симеон Гордый. В Глухове, согласно летописи, не осталось ни одного выжившего. Болезнь также опустошила Смоленск, Киев, Чернигов, Суздаль и наконец, спустившись к Югу, исчезла в Диком поле.

Характер эпидемий чумы

 

В восприятии современников, появлению  «черной смерти» предшествовало какое-то отравление, вызванное теллурическими факторами, например парами, поднимавшимися из расщелин земли. Внешне это проявлялось следующим образом. Перед эпидемией в каком-нибудь городе, обычно наблюдали людей, у которых отмечали бледность лица и болезненные ощущения в паховой области, этот факт и интерпретировали как «отравление парами». В начале эпидемии появлялось большое количество людей с так называемой амбулаторной чумой (pestis ambulans), но так как их за больных тогда не считали, то и начало самой эпидемии не замечали. Поэтому «черная смерть» в населенном пункте обычно начиналась вспышкой смертельных случаев болезни, точнее, обращала на себя внимание после такой вспышки. Так, в Авиньоне в январе 1348 г. чуму обнаружили только после того, как все монахи одного монастыря (около 700 человек) умерли в одну ночь. Затем эпидемия с необычной быстротой распространялась среди жителей населенного пункта и, поглотив огромное число жертв, она затухала обычно через 5–6 месяцев.

Такая последовательность захвата  города чумой, характерна для всех ее крупных эпидемий. Ни одна из них  не была распознана своевременно. Например, Ж. Буден (1864) приводит описание следующего случая. В 1665 г., за 3 месяца до начала чумы в Лондоне, один человек позвал к себе врача и пожаловался на боли в паховых железах, где в эпидемию 1636 г. у него был чумной бубон. Он предупредил врача о возможной предстоящей чуме, так как перед началом прошлой эпидемии, с ним было то же самое. Сходная ситуация была зафиксирована в русских войсках в Трапезунде летом 1917 г., хотя уже существовали методы бактериальной диагностики. Клиника болезни не позволяла заподозрить чуму и целенаправленно искать ее возбудитель. Не оказалась исключением и легочно-бубонная чума в Индии в 1994 г., нераспознанная в течение месяца при наличии методов молекулярной и иммунологической диагностики.

Во время пандемии «черной смерти»  отмечалась высокая заболеваемость детей и женщин.  Во время эпидемии легочной чумы в Маньчжурии (1910—1911) ситуация была обратная — заболевали только взрослые мужчины, женщины очень редко, а в отношении детей вообще бытовало убеждение, что они не заражаются легочной чумой.

Распространение эпидемии «черной  смерти» шло скачками, нередко  из одного города в третий, оставляя лежащий между ними второй город  нетронутым и возвращаясь к нему впоследствии. Ряд городов Месопотамии  был охвачен этой болезнью, дававшей, как правило, до 100% смертности заболевших. Но на том же пути многие города, находившиеся в сообщении с зачумленными, остались совершенно нетронутым «черной смертью», что характерно для бубонной чумы, распространяющейся посредством чумных блох из вторичных крысиных очагов.

 

Клиника чумы

 

По меткому замечанию Г. Гезера (1867), «черная смерть» если и уклонялась от обычной картины чумы, то это  лишь потому, что она совмещала  в себе все те явления, которые  были порознь в различных чумных эпидемиях. Описания клиники чумы у  авторов-современников, различаются. Одни видели отдельные клинические формы болезни (де Мюсси, Кантакузен, Никифор, Дионисий Колле, Ибнулкатиб, Дегиню, Боккаччо), другие делили эпидемию на периоды и для каждого из них указывали наиболее характерные клинические формы (Гюи Шольяк).

Прежде всего, ими выделялся  синдром («основное страдание»), называемый «febris continuae — непрерывная лихорадка». Под ним понимался следующий  комплекс симптомов: черный и сухой  язык, бред и взрывы бешенства, чувство  тоски и боли в стороне сердца, ускоренное дыхание, кашель, разного рода мокроты, мутная и нередко черная моча, черные испражнения на низ, черная кровь (Колле). На фоне «febris continuae» появлялись петехии, карбункулы и бубоны. Трупы людей, умерших от чумы, к всеобщему ужасу живых стремительно чернели и напоминали по цвету уголь — отсюда и появилось название «черная смерть».

Почти все авторы (за исключением  Боккаччо) отмечали такой клинический  симптом, как кровохарканье. Он всегда ими рассматривался как признак  скорой смерти больного, но, видимо, не был известен для чумы из прежней практики. Шольяк называл «черную смерть» чумой с кровохарканьем. Контакузен и де Мюсси выделяли еще третью форму болезни — молниеносную. Больные умирали в первый день и даже час болезни, причем на них не было никаких «чумных знаков» (сын Кон-такузена, Андроник, умер в течение трех часов от начала болезни). У других, по наблюдению Кантакузена, болезнь продолжалась до третьего дня и сопровождалась явлениями двоякого рода. Иногда появлялась сильнейшая горячка, больные теряли способность говорить и впадали в глубокую спячку. Если они просыпались, то пробовали говорить, но вскоре умирали. В других случаях «болезнь поражала не голову, а легкие». С сильнейшими болями в груди они выхаркивали вещества, окрашенные кровью. Из их рта выходило болезненное зловоние, затем присоединялись сухость языка и глотки, неутолимая жажда, бессонница и мучительные, распространенные по всему телу ощущения. Преимущественно при этой форме болезни на коже человека выступали красные и черные пятна, различные по плотности и насыщенности цвета (карбункулы и петехии). Бубоны появлялись на руках, челюстях и в других частях тела.

Информация о работе История повальных болезней: Чума