История анатомии в XVIII веке. Выдающиеся анатомы. Отечественные учебники и атласы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 21:28, реферат

Краткое описание

С развитием сознания человек познавал окружающий мир и, естественно, самого себя. На путях познания мира и сущности живого возникало много волнующих событий, разочарований и жертв. Ни в одной отрасли науки не было столько драматизма, как в медицине, где еще на заре цивилизации мистика и религия, ловко используемые властью имущих, тормозили попытки людей познать строение человека. Поэтому история анатомии, основные пути ее становления излагаются не как драма или успех отдельного ученого, а как совокупность материальных и духовных условий жизни общества, как развитие новых идей на основе объективных законов природы, которые были открыты К. Марксом: «Мы знаем только одну единственную науку, науку истории.

Содержание

1. Введение. 3 стр
2. История анатомии в XVIII веке. 4 стр
3. Выдающиеся анатомы. 7 стр
4. Отечественные учебники и атласы 14 стр
5. Литература 17 стр

Прикрепленные файлы: 1 файл

Istoria_anatomii_v_XVIII_veke_Vydayuschiesya_anato.docx

— 437.09 Кб (Скачать документ)

Министерство Здравоохранения

Департамент Здравоохранения Вологодской области

БОУ СПО ВО “Череповецкое медицинские училище Н.М Амосова ”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дисциплина: История медицины

 

Тема: «История анатомии в XVIII веке. Выдающиеся анатомы.

Отечественные учебники и атласы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Боровая Юлия

Студентка I I курса 3 группы

Отделение “Сестринское дело”

Преподаватель: Рожко Л.М.

 

 

 

 

Череповец 2012

Содержание:

1. Введение.          3 стр

2. История анатомии в XVIII веке.      4 стр

3. Выдающиеся анатомы.        7 стр

4. Отечественные учебники и атласы      14 стр

5. Литература          17 стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Введение в Историю анатомии.

С развитием сознания человек познавал окружающий мир и, естественно, самого себя. На путях познания мира и сущности живого возникало много волнующих событий, разочарований и жертв. Ни в одной отрасли науки не было столько драматизма, как в медицине, где еще на заре цивилизации мистика и религия, ловко используемые властью имущих, тормозили попытки людей познать строение человека. Поэтому история анатомии, основные пути ее становления излагаются не как драма или успех отдельного ученого, а как совокупность материальных и духовных условий жизни общества, как развитие новых идей на основе объективных законов природы, которые были открыты К. Марксом: «Мы знаем только одну единственную науку, науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей обусловливают друг друга». 
Это незыблемое положение Маркса еще часто оспаривается представителями буржуазной имманентной школы историков, которые считают, что развитие любой науки определяется исключительно имманентными, т. е. внутренними закономерностями, присущими самому научному познанию. В действительности же история должна опираться на диалектико-материалистическую методологию, которая учитывает общественно-политические и культурно-исторические условия эпохи. На путях развития истории было много революционных и эволюционных периодов, теорий и гипотез, которые не уничтожаются временем, а органически продолжаются в преобразованном виде, когда более правильно могут быть увязаны в единой исторической закономерности. В этом разделе кратко излагаются только переломные, коренные моменты в истории анатомии, являющейся частью развития учения о строении и функции живых существ.

 

 

 

 

 

 

2. История анатомии в XVIII веке.

Развитие анатомии как науки в России тесно связано с устройством при московских и петербургских госпиталях первых медицинских школ или, как их называли в то время, медико-хирургических школ. В этих школах впервые было введено правильное преподавание не только фармакологии, ботаники, хирургии и прочего, но и анатомии. В московской медико-хирургической школе первым преподавателем анатомии, в 1722 г., был известный врач Николай Бидлоо , приглашенный на службу в Россию из Голландии в 1703 г. Преподавание велось частью по учебнику самого Бидлоо, напечатанному им еще до приезда его в Россию, частью по учебнику Стеф. Бланкарда. Иллюстрацией к указанным учебникам служил превосходный анатомический атлас отца Бидлоо.  
 
      Кроме того, в госпитали доставлялись еще трупы "подлых людей", поднятые на улицах, и вскрывались там в присутствии учеников. Остеология изучалась по имеющимся при госпиталях скелетам и отдельным костям. С 1754 г. в московских и других медико-хирургических школах учреждаются должности постоянных преподавателей или доцентов, к числу которых принадлежал и известный доктор К.И. Щепин , отправленный в 1753 г. для усовершенствования в науках за границу. В 1762 г., возвратясь из-за границы, он вступил в должность "лекционного доктора" при московском госпитале и, между прочим, вел преподавание "анатомии в натуре". Остеология изучалась на костях, а прочие части человеческого тела - на фигурах и на трупах.  
 
      В то же время при петербургских госпиталях устраиваются также школы, по образцу московских, при чем в этом деле особенно живое участие принимал тот же Щепин, который в 1764 г. был переведен на службу в Санкт-Петербург. В медико-хирургической школе петербургского сухопутного госпиталя анатомию читал сам Щепин (на русском языке) и доцент А. фон Меллен (на немецком языке). После ухода Щепина, в московском госпитале анатомию читал на латинском языке Энгель, а в обоих петербургских госпиталях, по смерти Меллена, преподавание анатомии принял на себя (в 1779 г.) М.М. Тереховский . С 1780 г. медико-хирургические школы были преобразованы в училища с определенным штатом профессоров и адъюнктов. В московском медико-хирургическом училище первым профессором анатомии, хирургии и физиологии был Я.А. Риндер, а в петербургском медико-хирургическом училище преподавание анатомии было возложено на Н.К. Карпинского, которому в помощники был назначен И.А. Загорский.  
 
      Вскоре, благодаря стараниям профессоров Шумлянского и Тереховского, были приняты меры к улучшению медико-хирургических школ и в 1798 г., по предложению директора медицинской коллегии А.И. Васильева , состоялся указ об учреждении петербургской и московской медико-хирургических академий. Открытие академий состоялось в 1799 г., причем преподавателями в петербургской медико-хирургической академии были назначены Н.К. Карпинский, с прозектором И. Загорским, а в московской академии Ф. Стефан, с прозектором А. Гильденбрандтом. Кроме устройства академии, в Санкт-Петербурге было основано, при Калинкинской больнице, "Императорское калинкинское медико-хирургическое училище" (с 1783 г. институт), в котором также преподавалась и анатомия.

Первым профессором анатомии в этом училище был И. Форштейн (1784). С учреждением медико-хирургических академий, а затем и первых университетов в России, собственно говоря, и начинается расцвет анатомии, причем первое место в этом отношении заняла петербургская медико-хирургическая академия, в которой преподавателями этой отрасли биологии были лучшие анатомы: профессор И.А. Загорский, И.В. Буяльский , Ф.П. Ландцерт , Н.И. Пирогов , В.Л. Грубер и целый ряд их учеников, как например, А.И. Таренецкий , П.Ф. Лесгафт , Д.С. Ермолаев и другие. Профессор И.А. Загорский (1764 - 1846 г.) напечатал много солидных работ по разным вопросам анатомии и в 1802 г. издал известное руководство по описательной анатомии, принятое во всех русских университетах и выдержавшее пять изданий. Он же обогатил анатомический музей многими собственными и выписанными им из-за границы препаратами. И.В.  
 
      Буяльский состоял профессором медико-хирургической академии с 1833 по 1844 г. и написал ряд сочинений по анатомии, судебной медицине и хирургии, из которых особенного внимания заслуживает его "анатомо-хирургические таблицы". Кроме того, он был отличным инъектором и очень искусно бальзамировал трупы для продолжительного их сохранения. Профессор Ф.П. Ландцерт славился своим преподавательским талантом и умением чертить цветными карандашами целые анатомические картины. Гениальный Н.И. Пирогов, занявший кафедру анатомии в медико-хирургической академии в 1841 г., оказал анатомии огромные услуги, и его сочинения: "Anatomia topographica sectionibus per corpus humanum congelatum triplici directione ductis illustrata" и "Полный курс прикладной анатомии человеческого тела" пользуются всемирною известностью. Он, между прочим, в бытность свою за границей, пригласил в академию знаменитого анатома Грубера, который в 1855 г. занял кафедру анатомии и покинул академию в 1887 г. Ученая деятельность Грубера была поистине громадна и один лишь указатель всех его работ занимает 4 печатных листа in quarto.  
 
      Грубер особенно изучал и описывал различного рода уклонения от нормы (аномалии) в строении человеческого тела и в этом отношении не имел себе равного в числе европейских ученых. Грубером создана целая школа анатомов, и многие из них занимали и занимают по настоящее время профессорские кафедры. К числу его учеников принадлежат: К.Ф. Гепнер (умер в 1874 г.), П.Ф. Лесгафт, А.И. Таренецкий, Д.С. Ермолаев и много других. П.Ф. Лесгафт был назначен профессором анатомии в Казанском университете, а с уходом его оттуда, в 1872 г., кафедру анатомии занял Д.С. Ермолаев.  
 
      Лесгафт издал много трудов по разным отделам анатомии и в особенности по морфологии мускулатуры и отчасти по антропологии и гимнастике. С уходом Грубера из академии кафедру анатомии занял ученик его А.И. Таренецкий, который состоит профессором по настоящее время и напечатал немало ценных трудов по нормальной анатомии человека и животных и по антропологии. В Юрьевском университете своими учеными трудами по анатомии особенно известны Штида (ныне профессор в Кенигсберге) и Раубер, издавший отличный учебник по нормальной анатомии. В Московском университете кафедру анатомии занимает Д. Зернов , издавший "Руководство описательной анатомии человека", пользующееся в России вполне заслуженной известностью. А. Догель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Выдающиеся анатомы.

Пирогов Николай Иванович


Пирогов Николай Иванович [13(25).11.1810, Москва, — 23.11(5.12).1881, с. Вишня, ныне в черте Винницы], русский учёный, врач, педагог и общественный деятель, член-корреспондент Российской АН (1847). Родился в семье мелкого служащего. В 1828 окончил медицинский факультет Московского университета, затем готовился к профессуре (1828—32) при Дерптском (ныне Тартуском) университете; в 1836—40 профессор теоретической и практической хирургии этого университета. В 1841—56 профессор госпитальной хирургической клиники, патологической и хирургической анатомии и руководитель института практической анатомии Петербургской медико-хирургической академии. В 1855 участвовал в Севастопольской обороне 1854—55. Попечитель Одесского (1856—58) и Киевского (1858—61) учебных округов. В 1862—66 руководил учёбой посланных за границу (Гейдельберг) молодых русских учёных. С 1866 жил в своём имении в с. Вишня Винницкой губернии, откуда как консультант по военной медицине и хирургии выезжал на театр военных действий во время франко-прусской (1870—71) и русско-турецкой (1877—78) войн.

П.— один из основоположников хирургии как научной медицинской дисциплины. Трудами "Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций" (1837), "Топографическая анатомия, иллюстрированная распилами через замороженные человеческие трупы" (1852—59) и другими П. заложил фундамент топографической анатомии и оперативной хирургии. Разработал принципы послойного препарирования при изучении анатомических областей, артерий и фасций и т.п.; способствовал широкому применению экспериментального метода в хирургии. Впервые в России выступил с идеей пластических операций ("О пластических операциях вообще и о ринопластике в особенности", 1835); впервые в мире выдвинул идею костной пластики. Разработал ряд важных операций и хирургических приёмов (резекция коленного сустава, перерезка ахиллова сухожилия и др.). Первым предложил ректальный наркоз; одним из первых использовал эфирный наркоз в клинике. П. впервые в мире применил (1847) наркоз в военно-полевой хирургии. Высказал предположение о существовании болезнетворных микроорганизмов, вызывающих нагноения ран ("госпитальные миазмы"). Выполнил ценные исследования по патологической анатомии холеры (1849).

П. — основоположник военно-полевой хирургии. В трудах "Начала общей военно-полевой хирургии" (1865—66), "Военно-врачебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарии и в тылу..." (1879) и др. высказал важнейшие положения о войне как "травматической эпидемии", о зависимости лечения ран от свойств ранящего оружия, о единстве лечения и эвакуации, о сортировке раненых; впервые предложил устроить "складочное место" — прообраз современного сортировочного пункта (см. Эвакуация медицинская). П. указал на важность правильной хирургической обработки, рекомендовал применять "сберегательную хирургию" (отказался от ранних ампутаций при огнестрельных ранениях конечностей с повреждениями костей). П. разработал и ввёл в практику методы иммобилизации конечности (крахмальная, гипсовая повязки), впервые наложил гипсовую повязку в полевых условиях (1854); во время обороны Севастополя привлек (1855) женщин ("сестёр милосердия") к уходу за ранеными на фронте.

П. подчёркивал огромное значение профилактики в медицине, говорил, что "будущее принадлежит медицине предохранительной". После смерти П. было основано Общество русских врачей в память Н. И. Пирогова, регулярно созывавшее Пироговские съезды.

Как педагог П. вёл борьбу с сословными предрассудками в области воспитания и образования, выступал за так называемую автономию университетов, за повышение их роли в распространении знаний среди народа. Стремился к осуществлению всеобщего начального обучения, был организатором воскресных народных школ в Киеве. Педагогическая деятельность П. в области просвещения и его педагогические сочинения высоко оценивали русские революционные демократы и учёные А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. Д. Ушинский.

Имя П. носят Ленинградское хирургическое общество, 2-й Московский и Одесский медицинские институты. В с. Пирогове (бывшее Вишня), где находится склеп с набальзамированным телом учёного, в 1947 открыт мемориальный музей-усадьба. В 1897 в Москве перед зданием хирургической клиники на Б. Царицынской улице (с 1919 — Б. Пироговская улица) установлен памятник П. (скульптор В. О. Шервуд). В Государственной Третьяковской галерее хранится портрет П. кисти И. Е. Репина (1881).

 

Быстров Алексей Петрович


Рисунок А.П. Быстрова. Гипотетический облик «человека будущего», исходя из не разделяемых Быстровым предположений о незавершённости морфологической эволюции человека.

 

Алексей Петрович Быстров родился в 1899 году в Рязанской губернии в семье сельского священника и учительницы. Его интерес к естествознанию проявился ещё в детстве и повлиял на выбор профессии не только у него самого, но и у его младших братьев и сестёр, многие из которых тоже связали свою жизнь с наукой. Он начал своё образование в сельской школе, затем окончил духовное училище. Алексей поступил в Рязанскую духовную семинарию, но уже весной 1918 она была разогнана новым правительством. После получения среднего образования его мобилизовали в Красную армию. Несмотря на «неправильное» социальное происхождение Алексею всё же удалось поступить в Военно-медицинскую академию (ВМА) в Петрограде. После окончания он остался в ней работать.

 

Его научные интересы из области анатомии человека постепенно переместись в палеонтологию позвоночных. Наличие у него целого ряда статей позволило ему в 1935 году получить степень кандидата медицинских наук без защиты диссертации. В 1937 году после переезда в Москву он начал работать в отделе низших позвоночных Палеонтологического института. По итогам этой работы в соавторстве с И. А. Ефремовым была опубликована монография по остеологии и анатомии эотриасового лабиринтодонта, за которую авторы впоследствии были удостоены почётных дипломов Линнеевского общества (Англия). В августе 1939 Алексей Петрович возвратился в Ленинград, а уже в 1940 защитил диссертацию «Структура зубов кроссоптеригий и лабиринтодонтов» на соискание учёной степени доктора биологических наук. В это время Алексей Петрович работал в Военно-морской медицинской академии, где он был избран профессором кафедры нормальной анатомии. Во время войны, в ночь на 1 декабря 1941 года Алексей Петрович вместе с другими сотрудниками Академии пешком по льду Ладожского озера вышел из блокадного Ленинграда. Их эвакуировали в Киров, где они работали в военном госпитале. Даже в эти тяжёлые годы Алексей Петрович не прекратил научную деятельность: за годы войны исследовано 4,5 тыс. человеческих черепов. В феврале 1943 ему присвоили звание подполковника медицинской службы.

Информация о работе История анатомии в XVIII веке. Выдающиеся анатомы. Отечественные учебники и атласы