Хроноструктура биоритмов сердца и факторы внешней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 00:34, реферат

Краткое описание

Работа посвящена экспериментальному изучению в наземной лаборатории и в условиях космического полета хроноструктуры ритмов различных показателей сердечно-сосудистой системы, а также их изменений под воздействием факторов внешней среды. Приводятся данные, показывающие, что циркадианная система сердца гибко и последовательно изменяется в циклах, имеющих многолетние, инфрадианные и многодневные периоды, например, таких, как одиннадцатилетний цикл солнечной активности, около 28 –дневный, около – 14-дневный, около-недельный ритмы. Выявлены достоверные отличия хроноструктуры суточного ритма, определяемые сменой сезонов года.

Прикрепленные файлы: 1 файл

monografia.doc

— 1.51 Мб (Скачать документ)

1. Активность  ферментов, определяемая в супернатанте, обозначалась как свободная или  неседиментируемая активность - NSA.

2. Активность ферментов,  определяемая в обогащенном лизосомном осадке и доступная для субстрата, характеризовалась как доступная активность – EA.

3. После дезинтеграции  мембран лизосом методом замораживания  и оттаивания (С. Buya et al., 1978) определялась общая активность – CA.

 

4.2. Результаты тестов на нормальность распределения

 

         Как уже отмечалось в Главе  2 (2.1.7 и 2.1.8.), для корректного выбора  статистического метода исследований и выявления зависимостей исследуемых харакетристик от внешних факторов  необходимо было произвести оценку распределения значений исследуемых медицинских параметров. Следует отметить, что из анализа распределения параметров сразу же можно сделать предварительный вывод о том, сколько функциональных систем участвует в формировании и регуляции данного параметра. Если, например, параметр имеет  нормальное или близкое к нормальному распределение, то он, по всей очевидности, задействован в одной функциональной системе. Если распределение существенно отличается от нормального, то можно с уверенностью утверждать, что параметр задействован в нескольких функциональных системах одновременно. 

      На основе  обобщения результаты тестов  на нормальность распределения  данных в рассматриваемом эксперименте, была построена круговая диаграмма (Рис.10), из которой видно, что 83% рассматриваемых параметров в течение года имеют значения, не подчиняющиеся нормальному закону распределения.

 

Рис. 10. Характер распределения данных в годичной выборке и в каждый сезон отдельно (черным цветом обозначены показатели, имеющие нормальное распределение).

 

       Как свидетельствуют  наши исследования, нормальное распределение  за годичный цикл имеют только параметры APMAX, VPREALLV, AHCO3, VHCO3. Перечисленные параметры имеют ненормальное распределение только в один из четырех сезонов, главным образом, осенью и зимой.  Для VPREALLV – это зимний сезон, для APMAX- осень, для AHCO3, VHCO - осень и зима соответственно. Очевидно, можно предположить, что данные показатели являются “ведущими” в тех функциональных системах, которые заняты их регулированием, и их роль в течение года не изменяется. Функциональная система, поддерживающая оптимальный для метаболизма уровень артериального давления, включает в себя сразу несколько типов регуляции: гемодинамический, нервный, гуморальный. Функциональная система, поддерживающая оптимальный для метаболизма уровень рН в крови, включает в себя несколько буферных систем. Судя по характеру распределения, карбонатный буфер является наиболее стабильным. 

          В каждый  сезон отдельно отношение нормально рапределенных параметров к параметрам с ненормальным распределением существенно изменяется. Так ненормальное распределение имеют 75% параметров в весенний период, 71% параметров в летний период, 83% в осенний период и 58% в зимний сезон (Рис. 10).

 

4.3. Проверка на достоверность существования сезонных вариаций

 

         Проведенный в предыдущем параграфе  анализ свидетельствует, что   большая часть изучаемых параметров не подчиняется нормальному распределению. В то же время, как уже отмечалось,  в книге Чибисова С.М., Овчинниковой Л.К. и Бреус Т.К. (1998) были выявлены выраженные сезонные эффекты в используемых здесь функциональных характерисиках кроликов  линейными статистическими методами, фактически опирающимися на гипотезу о нормальности их распределения.  Поэтому на первом этапе анализа в данной работе была осуществлена проверка наличия сезонных различий с помощью непараметрического рангового критерия Краскела – Уоллиса. 

Было сделано  предположение, что различия значений показателей, полученных в ходе эксперимента в разные сезоны, случайны, и данные являются выборками из непрерывного распределения с равными медианами. Таким образом, была сформулирована нулевая гипотеза для сезонных вариаций. Для всех переменных был вычислен Н-критерий Краскела-Уоллиса.

 

 

Таблица 6

Значения H-критерия Краскела Уоллиса при сравнении сезонных выборок.

 

Н

p

 APMAX

61,08668

<0,001

APMIN

89,33652

<0,001

  PP

25,07897

<0,001

   VPMAXLV

54,11562

<0,001

  VPMAXRV

43,66946

<0,001

VPREALLV

41,87890

<0,001

VPREALRV

52,77515

<0,001

   AHB

69,77460

<0,001

   APH

65,61493

<0,001

  APCO2

165,3053

<0,001

   APO2

17,84444

<0,001

AHCO3.

50,43850

<0,001

   AВЕ.

29,04999

<0,001

    VHB

80,12029

<0,001

   VPH

48,96745

<0,001

VPCO2

174,6138

<0,001

  VPO2

144,8991

<0,001

VHCO3

55,36164

<0,001

  VВЕ.

26,06209

<0,001

AVPO2

56,70123

<0,001

CA

184,8797

<0,001

NSA

201,8960

<0,001

  EA

225,1454

<0,001

AP

203,5003

<0,001


 

 

           Из Таблицы следует, что во  всех случаях Н-критерий превышал  критические значения (см. Главу 2),  p< 0,001. Таким образом, гипотеза об отсутствии сезонных различий должна быть отклонена: у всех показателей имеются статистически значимые существенные сезонные различия.  Отсюда можно было заключить, что наличие сезонных вариаций не является артефактом, вызванным применением в книге Чибисова С.М., Овчинниковой Л.К. и Бреус Т.К. (1998) параметрических методов, опирающихся на гипотезу о нормальности. Очевидно, что параметры характеризуются достаточно сильными связями, и качественные выводы, полученные в Главе 4 упомянутой книги,  можно считать справедливыми, несмотря на ограниченность использованных авторами методов. 

           В данной работе для выявления  сезонных различий в значениях  функциональных показателей сердечно-сосудистой системы кроликов были применены непараметрические методы статистики. В целом применение непараметрических методов, основанных на рангах, незначительно загрубляет результаты, делая анализ менее чувствительным к выбросам. Тем не менее, такие методы успешно выделяют главные закономерности, а также вскрывают  многофункциональные дополнительные связи, не выявляемые линейными методами.

 

4.4. Результаты кластерного  анализа сезонных изменений структуры  связей между показателями.

 

Изучение структуры  сезонных связей исследуемых характеристик сердечно-сосудистой системы и активности лизосомных ферментов печени кроликов проводилось по описаной  в разделе 2.1.8. Главы 2 методике кластерного анализа.

Для исследования были выбраны  группы по 120 животных в каждый сезон.

 

4.4.1. Весенний сезон

 

 

Рис.11. Дендрограмма, изображающая результаты кластерного анализа  показателей в весенний сезон, полученная методом Уорда.

 

Как можно видеть из Рис.11, параметры, связанные с поддержанием активной реакции крови (VHCO3- уровень НСО3 в венозной крови., VBE- избыток оснований в венозной крови., AHCO3., AВЕ., VPH., APH.) а также показатели APCO2 и VPCO2 (парциальное давление СО2 в артериальной и венозной крови)  образуют плотный кластер (темная штриховка на рисунке), наиболее удаленный от остальных показателей. Второй кластер состоит из показателей активности лизосомных ферментов печени  (NSA, EA,CA) и части показателей газового состава (APO , VPO2- - парциального давления О2 в артериальной и венозной крови).

Отдельный кластер образуют показатели, характеризующие деятельность сердечно-сосудистой системы. В него группируются показатели артериального давления (APMAX., APMIN.), пульсовое давление PP и показатель VPMAXLV- внутрижелудочковое давление максимальное в левом желудочка). Далее присоединяются остальные показатели внутрижелудочкового давления VPMAXRV (то же, но в правом желудочке сердца), VPREALLV VPREALRV (внутрижелудочковые давления реальные в левом и правом желудочках сердца), напряжение кислорода в венозной крови VPO2 с показателем геомагнитной активности АР и показатели гемоглобина в венозной и артериальной крови (VHB, AHB.). Необходимо отметить, что наиболее тесная связь среди показателей внутрижелудочковых давлений отмечена между показателями правого желудочка.

Факторный анализ, проведенный с данными весенней выборки, выделил 7 главных факторов. Первый фактор объединяет показатели VHCO3., VBE., AHCO3., ABE., VPH, APH.. Второй – показатели внутрижелудочкового давления. Третий - показатели лизосомной активности CA, EA, NSA. Четвертый –параметры VPCO2 . и APCO2 . Пятый - показатели гемоглобина. Шестой – артерио-венозную разницу и напряжение кислорода в артериальной крови.  Седьмой – артериальное и пульсовое давление.

Таким образом, факторный анализ в  весенний сезон выделяет те же структурные  элементы, что и кластерный анализ по методу Уорда.

 

4.4.2. Летний сезон.

 

 

Рис.12. Дендрограмма, отображающая результаты кластерного анализа  показателей в летний сезон, полученная методом Уорда.

 

Как можно видеть из Рис.12, параметры, связанные с поддержанием активной реакции крови (VHCO3, VВЕ., AHCO3., AВЕ., VPH, APH) образуют плотный кластер, наиболее удаленный от остальных показателей. Второй кластер состоит из показателей лизосомной активности (CA, NSA, EA), объединенных с показателями кислорода (AVPO2, APO2., VPO2) и показателями гемоглобина в венозной и артериальной крови (VHB., AHB.).

Отдельные кластеры образуют показатели, характеризующие деятельность сердечно-сосудистой системы. В первый кластер группируются показатели артериального давления (АDMAX, АDMIN.) и пульсовое давление PP. Второй кластер содержит все показатели внутрижелудочковых давлений (VPMAXRV, VPMAXLV, VPREALLV, VPREALRV). В летний сезон показатели внутрижелудочковых давлений объединены попарно в симметричную структуру, что, очевидно, свидетельствует о синхронности регуляторных процессов в сердце. В кластер показателей сердечно-сосудистой системы входит кластер, содержащий показатели VPCO2 , APCO2. .В этот кластер также входит показатель геомагнитной активности AP.

Факторный анализ, проведенный с данными летней выборки, выделил 8 главных факторов. Первый фактор объединяет показатели VHCO3., VВЕ., AHCO3., AВЕ., VPH, APH.. Второй – параметры VPCO2. и APCO2. Третий - показатели внутрижелудочкового давления. Четвертый – артериальное и пульсовое давление. Пятый - показатели лизосомной активности CA, NSA, EA. Шестой – артерио-венозную разницу и напряжение кислорода в артериальной крови.  Седьмой - показатели гемоглобина. Восьмой - напряжение кислорода в венозной крови.

Таким образом, факторный анализ в летний сезон выделяет те же структурные элементы, что и кластерный анализ по методу Уорда. Этот факт подтверждает достоверность классификации показателей.

 

4.4.3. Осенний сезон

 

 

Рис. 13. Дендрограмма, отображающая результаты кластерного  анализа показателей в осенний сезон, полученная методом Уорда.

 

Как видно из Рис.13, параметры, характеризующие поддержание активной реакции крови (VHCO3, VВЕ, AHCO3., AВЕ, VPH., APH) а также показатели APCO2 и VPCO2. образуют плотный кластер, значительно удаленный от остальных показателей. Второй кластер состоит из показателей лизосомной активности (CA, NSA, EA), показателей VPO2 и АР, а также показателей AVPO2 и APO2 .

Отдельный кластер образуют показатели, характеризующие деятельность сердечно-сосудистой системы. В него группируются показатели артериального давления (ADMAX, ADMIN.), пульсовое давление PP и показатель VPMAXLV. Далее присоединяются показатели гемоглобина в венозной и артериальной крови (AHB, VHB.) и остальные показатели внутрижелудочкового давления (VPMAXRV, VPREALRV, VPREALLV). Необходимо отметить, что наиболее тесная связь среди показателей внутрижелудочковых давлений снова отмечена между показателями правого желудочка.

Факторный анализ, проведенный  с данными осенней выборки, выделил 7 главных факторов. Первый фактор объединяет показатели VHCO3., VВЕ, AHCO3, AВЕ., VPH, APH. Второй – показатели внутрижелудочкового давления. Третий - показатели лизосомной активности СА, NSA и EА. Четвертый –параметры VPCO2 и APCO2. Пятый - артерио-венозную разницу по кислороду. Шестой – показатели гемоглобина.  Седьмой – артериальное и пульсовое давление.

Таким образом, факторный анализ в осенний сезон  выделяет те же структурные элементы, что и кластерный анализ по методу Уорда. Это свидетельствует о  достоверности классификации, полученной методами кластерного анализа.

 

4.4.4. Зимний сезон.

 

Рис. 14. Дендрограмма, отображающая результаты кластерного анализа  показателей в зимний сезон, полученные методом Уорда.

 

Параметры, связанные  с поддержанием активной реакции крови (VHCO3, VВЕ., AHCO3., AВЕ, VPH, APH.) образуют плотный кластер (Рис. 14), наиболее удаленный от остальных показателей. Второй кластер состоит из показателей парциального давления углекислого газа в крови (VPCO2 , APCO2.), показателей геомагнитной активности AP и VPO2, показателей лизосомной активности (CA, NSA, EА). Последними ко второму кластеру  присоединяются показатели AVPO2 и APO2 .

Отдельные кластеры образуют показатели, характеризующие деятельность сердечно-сосудистой системы. В первый кластер группируются показатели артериального давления (АDMAX, АDMIN) и показатели гемоглобина в венозной и артериальной крови (VHB, AHB.). Второй кластер содержит все показатели внутрижелудочковых давлений (VPMAXLV, VPMAXRV, VPREALRV, VPREALLV) и пульсовое давление PP. В зимний сезон показатели внутрижелудочковых давлений объединены попарно в симметричную кластерную структуру.

Информация о работе Хроноструктура биоритмов сердца и факторы внешней среды