Деятельность М.Я. Мудрова в медицине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 22:01, реферат

Краткое описание

С именем М. Я. Мудрова связаны разработка первой в отечественной медицине системы врачебного расспроса больного и введение в практику гражданских лечебных учреждений России систематических записей, составляющих истории болезни. Их прообразом можно считать «скорбные листы» («скорбные билеты»), утвержденные в 1806 г. для использования в военных госпиталях, по инициативе «главного по армии медицинского инспектора» Якова Васильевича Виллие. М. Я. Мудров, как и Я. В. Виллие, понимал исключительную роль правильного ведения медицинской документации.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Мудров, Сеченов, Павлов.docx

— 39.08 Кб (Скачать документ)

Мудров

Деятельность  М.Я. Мудрова в медицине.

 

С именем М. Я. Мудрова связаны разработка первой в отечественной медицине системы врачебного расспроса больного и введение в практику гражданских лечебных учреждений России систематических записей, составляющих истории болезни. Их прообразом можно считать «скорбные листы» («скорбные билеты»), утвержденные в 1806 г. для использования в военных госпиталях, по инициативе «главного по армии медицинского инспектора» Якова Васильевича Виллие. М. Я. Мудров, как и Я. В. Виллие, понимал исключительную роль правильного ведения медицинской документации. Более 20 лет он собирал и хранил 40 томов историй болезней всех наблюдавшихся им больных; при эвакуации из Москвы в 1812 г., оставив прекрасную библиотеку, он взял их с собой и говорил: «Печатные книги везде можно найти, а историй болезней нигде».

М. Я. Мудров мыслил только по естественно-научному пути и видел здесь особую роль патологической анатомии. Он сам проводил вскрытия умерших в присутствии своих слушателей («Над трупами мы будем ближе подходить к истине... дойдем со временем до важных открытий, кои полезнее будут, чем все теории»), сыграл решающую роль в процессе включения патологической анатомии в учебную программу в российских университетах (свой лекционный курс с 1828 г. он называл «Частной патологией, терапией и клиникой с анатомико-патологическими демонстрациями»). Именно он является основоположником клинико-анатомического направления в отечественной медицине.

У клиницистов и историков клиники внутренних болезней было принято объявлять М. Я. Мудрова также и провозвестником ее профилактического направления. Действительно, он говорил о важнейшей задаче предупреждения болезней: «Взять в свои руки людей здоровых, предохранить их от болезней ... предписать им надлежащий образ жизни есть честно и для врача покойно, ибо легче предохранить от болезней, нежели лечить их. И в сем состоит первая его обязанность».

Матвей Яковлевич Мудров вошел в историю медицины как ученый, впервые утвердивший понимание организма как единого целого, указавший на роль условий жизни в возникновении болезней. Он был первым отечественным терапевтом-гигиенистом. Ученый справедливо считал, что залогом успешной борьбы с заболеваниями являются не только лечебные мероприятия, но и гигиеническая обстановка, чистота воздуха, правильное чередование бодрствования и сна.

Большое значение клиницист придавал исследованию различных видов пульса, определяемых по времени, силе, диаметру артерий, напряжению, ритму. Кроме того, он описывал кризисный и симптоматический пульс. Весьма подробно Мудровым изучены аритмии, которых он насчитывал до тринадцати.

Крупным достижением Мудрова была составленная им классификация болезней. Первые классификации были предложены еще в XVIII веке, но их научная и практическая ценность была незначительна.

Все многообразие человеческих страданий ученый разделил на восемь классов. В основу классификации было положено два принципа - физиологический, т. е. пониженная или повышенная раздражительность органов, и патологоанатомический. Заболевания, связанные с повышенной раздражительностью, по мнению ученого, преобладают. Он подразделял их на воспаления (с лихорадками), ангиозы-заболевания сосудистой системы, лимфозы - заболевания лимфатических сосудов и узлов, неврозы и спланхнозы - заболевания внутренних органов.

Неврозы, по определению Мудрова, возникают обычно вследствие повышенного раздражения нервной системы. Напоминая, что вся нервная система делится на головной, спинной мозг и нервные ганглии, он в соответствии с этим классифицировал нервные болезни. К первой группе были отнесены «болезни ума, воображения, памяти», иначе говоря, все психические расстройства. Вторая группа включала неврозы органов пищеварения, дыхания, кровообращения. Последнюю группу составляли неврозы половой сферы.

Классификацией Мудрова пользовалось большинство русских врачей до тех пор, пока она не уступила место другой, новой системе болезней, предложенной И. Е. Дядьковским.

Велики заслуги М. Я. Мудрова и в области эпидемиологии. В тяжелые холерные годы он был старшим врачом Центральной комиссии по борьбе с эпидемией. В условиях царской крепостнической России бороться с этим грозным заболеванием было очень трудно. В июне 1831 года холера начала свирепствовать в Петербурге: число жертв возрастало с каждым днем. Мудрова срочно вызвали в столицу. Немало сил ему пришлось положить на выполнение трудного и ответственного дела. И все же Мудров с группой врачей хорошо справился с этой задачей. Он предложил новые методы лечения холеры, особо учитывая режим больного и состояние его психики: «Ничто столько не вредно, как боязнь холеры и страх смерти», - писал он в «Трактате о холере». Мудров указывал, что холера, в сущности, является воспалением желудочно-кишечного тракта.

По просьбе попечителя университета Михаила Никитовича Муравьева, Мудров пишет и направляет в Москву программу реорганизации системы обучения. На основании опыта работы лучших университетов Германии, Австрии, Франции он предлагает конкретные меры улучшения характера преподавания, чтобы приблизить обучение студентов к задачам практической медицины. Предоставляя «чертеж практических врачебных наук, снятый с главных училищ Германии и Франции», он высказал при этом свой взгляд на их преподавание. «Заблаговременное соединение теории с практикой составляет особый круг в медицине. Как науки, они имеют свои идеальные начала, почерпнутые из существа вещей. Как науки практические, они преосуществляются в искусство. Кто соединил науки с искусством, тот художник». Предложения понравились М.Н. Муравьеву, и в своих новых формах преподавания в Московском университете он из них многое заимствовал.

В кругу своих коллег М. Я. Мудров пользовался огромным авторитетом. О его прямоте и профессиональной честности ходили легенды. Его жизнь, жизнь подвижника, исследователя, целителя, оборвалась в самом расцвете. Матвей Яковлевич Мудров героически погиб во время эпидемии холеры.

 

Вклад в развитие медицинского образования

 

 Матвей Мудров внес значительный вклад как в развитие высшего медицинского образования в России.

С 1808 г. начал читать лекции по терапии, клинике и клинической медицине.

В 1810 г. в звании ординарного профессора возглавил кафедру патологии, терапии и клиники, которой заведовал до конца своей жизни. Помимо этого Матвей Яковлевич открыл в университете новый курс - военной медицины, читал военную гигиену и военно-полевую терапию, подготовил несколько выпусков военных врачей и армейских хирургов, что было особенно важно в условиях частых войн начала XIX в.

 К 1812 г. Матвей Мудров считался первым медицинским светилом в Москве, незадолго до войны он был впервые избран деканом медицинского факультета (в дальнейшем избирался в 1813, 1819, 1825 и 1828 гг.) и принял деятельное участие как в эвакуации факультета в Нижний Новгород, так и в восстановлении университета, подготовив пособие по защите населения от массовых эпидемических заболеваний, распространившихся в то время в Москве. "Крайняя нужда в военных лекарях" заставила его сразу же после возвращения ведущих профессоров открыть факультет "собственным иждивением", т. к. к этому времени штатные суммы на университет еще не поступили.

Несомненной заслугой Мудрова является значительное расширение клинической практики в системе преподавания медицинских наук. Он ввел практические занятия для студентов по патологии и сравнительной анатомии. Занятия в больнице, как и лекции М. привлекали большое количество студентов: он был несомненно самым популярным профессором медицинского факультета. Помимо университета, М. в 1813-1817 гг. преподавал в Медико-хирургической академии, был инициатором создания в 1819-1820 гг. и первым директором Медицинского института.

Велико было и его нравственное влияние  на студентов. Стремясь воплотить в своих учениках "идеал Гиппократова врача", он призывал их быть сострадательными и милосердными, гуманно относиться к больным.

Он учил своих слушателей овладевать врачеванием «не со слов учителя», но путем практики, клинических наблюдений («не иначе, как внимательно наблюдая... за течением, симптомами и периодами болезни»; «книжное лечение болезней легко; одно — знать, другое — уметь») и требовал индивидуального подхода к больному: «Поверьте ж, что врачевание не состоит ни в лечении болезни, ни в лечении причин... врачевание состоит в лечении самого больного. Вот вам вся тайна моего искусства, каково оно ни есть».

В записке «О клинических институтах вообще» (1818) он писал, что «врачебное око ... приобретается долговременным упражнением в наблюдении больных при самих постелях ... таковой способ учения называется клиническим». При этом в Клиническом институте для внутренних болезней студентам показывали больных теми болезнями, которые предварительно обсуждались на профессорских лекциях, и предпочтение отдавалось «обыкновенным болезням», поскольку они  «чаще и прежде всех встречаются, чаще несут с собою гибель, требуют от врача скорой помощи и служат испытанием для искусства». Студенты активно участвовали в учебном процессе, осваивали принятую у М. Я. Мудрова систему расспроса и осмотра больного и ведение истории болезни, посещали утренние и вечерние обходы в клинике, в качестве кураторов следили за состоянием больного и динамикой болезни, несли ночные дежурства, оказывая в необходимых случаях неотложную помощь. 

Таким образом к концу профессорской деятельности М. Я. Мудрова преподавание практической медицины в Московском университете, действительно, стало клиническим. Мудров сумел воспитать сотни русских врачей. Под его руководством написано много ценных научных работ. Из его клиники вышли такие яркие представители отечественной и мировой науки, как Н. И. Пирогов, Г. И. Сокольский и др.

 

 

 

И. М. Сеченов

Труды учёного 
 
Развитие физиологии 
 
К 1863—1868 гг. относится окончательное формирование физиологической школы Сеченова. Ряд лет он со своими учениками занимался физиологией межцентральных отношений. Наиболее существенные результаты этих исследований опубликованы в его работе «Физиология нервной системы» (1866 г.). 
 
Одновременно Сеченов редактировал переводы книг зарубежных учёных. В 1986 г. вышло в свет руководство Ивана Михайловича «Физиология органов чувств. Переделка сочинения „Anatomie und Physiologie der Sinnesorgane“ von A. Fick. 1862—64. Зрение», а в 1871—72 под его редакцией в России был опубликован перевод труда Чарльза Дарвина «Происхождение человека». Заслугой Сеченова является не только распространение дарвинизма, но и приложение его идей к проблемам физиологии и психологии. Он по праву может считаться предшественником развития эволюционной физиологии в России. 
 
С именем Сеченова связано создание первой в России физиологической научной школы, которая формировалась и развивалась в Медико-хирургической академии, Новороссийском, Петербургском и Московском университетах. В Медико-хирургической Академии Иван Михайлович ввёл в лекционную практику метод демонстрации эксперимента. Это способствовало возникновению тесной связи педагогического процесса с исследовательской работой и в значительной степени предопределило успех Сеченов на пути создания научной школы. 
 
Организованная учёным в Медико-хирургической академии физиологическая лаборатория была центром исследований в области не только физиологии, но также фармакологии, токсикологии и клинической медицины. 
 
Осенью 1889 г. в Московском университете учёный прочёл курс лекций по физиологии, который стал основой обобщающего труда «Физиология нервных центров» (1891 г). В этой работе был осуществлён анализ различных нервных явлений — от бессознательных реакций у спинальных животных до высших форм восприятия у человека. Последняя часть этого труда посвящена вопросам экспериментальной психологии. В 1894 г. он публикует «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня», а в 1901 г. — «Очерк рабочих движений человека». Существенный интерес представляет также работа «Научная деятельность русских университетов по естествознанию за последнее двадцатипятилетие», написанная и опубликованная в 1883 г.

С прежней энергией учёный продолжает свои эксперименты. Он полностью завершает, наконец, исследования по теории растворов, получившие высокую оценку и в ближайшие же годы подтверждённые специалистами-химиками в России и за рубежом.

Сеченов начинает исследования по газообмену, конструируя ряд оригинальных приборов и разрабатывая собственные методы изучения обмена газов между кровью и тканями и между организмом и внешней средой. Признаваясь, что «исследование дыхания на ходу было всегда моей мечтой, казавшейся притом же невыполнимой», Сеченов изучает газообмен человека в динамике. По-прежнему большое внимание уделяет он нервно-мышечной физиологии. Выходит из печати его обобщающий капитальный труд «Физиология нервных центров».

В декабре 1901 года Сеченов оставил преподавание на кафедре физиологии Московского университета и ушёл в так называемую чистую отставку, то есть отказался читать даже частные курсы.

 

Исследования головного мозга. Центральное торможение 
 
Ещё в «Тезах» к докторской диссертации Сеченов выдвинул положение о своеобразии рефлексов, центры которых лежат в головном мозге, и ряд идей, способствовавших последующему изучению головного мозга. 
 
В Париже, в лаборатории Клода Бернара (1862 г.), Иван Михайлович экспериментально проверил гипотезу о влиянии центров головного мозга на двигательную активность. Он обнаружил, что химическое раздражение продолговатого мозга и зрительных бугров кристалликами поваренной соли задерживало рефлекторную двигательную реакцию конечности лягушки. 
 
Опыты были продемонстрированы Сеченовым Бернару, в Берлине и Вене Дюбуа-Реймону, Людвигу и Э. Брюкке. Таламический центр торможения рефлекторной реакции был назван «сеченовским центром», а феномен центрального торможения — сеченовским торможением. Статья, в которой Сеченов описал явление центрального торможения, появилась в печати в 1863 г.. По свидетельству Чарльза Шеррингтона (1900 г.), с этого момента предположение о тормозящем влиянии одной части нервной системы на другую, высказанное ещё Гиппократом, стало принятой доктриной. 
 
В том же году Сеченов опубликовал работу «Прибавления к учению о нервных центрах, задерживающих отражённые движения», в которой обсуждался вопрос, имеются ли в мозгу специфические задерживающие механизмы или действие тормозных центров распространяется на все мышечные системы и функции. Так была впервые выдвинута концепция о неспецифических системах мозга. 
 
Позднее выступает с публичными лекциями «Об элементах зрительного мышления», которые в 1878 г. были им переработаны и опубликованы под названием «Элементы мысли». В 1881—1882 гг. Сеченов начал новый цикл работ по центральному торможению. Им были открыты самопроизвольные колебания биотоков в продолговатом мозге.

Информация о работе Деятельность М.Я. Мудрова в медицине