Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 12:33, курсовая работа
Актуальность темы: аналептики улучшают межнейронную передачу возбуждения и суммацию подпороговых раздражений, а также способствуют иррадиации импульсов, поддерживают состояние центрального возбуждения. Но так влияют они только в малых дозах, а в больших одни из них вызывают торможение нервной деятельности и даже резкое угнетение, а другие - судороги.
Введение
Актуальность темы: аналептики улучшают межнейронную передачу возбуждения и суммацию подпороговых раздражений, а также способствуют иррадиации импульсов, поддерживают состояние центрального возбуждения. Но так влияют они только в малых дозах, а в больших одни из них вызывают торможение нервной деятельности и даже резкое угнетение, а другие - судороги. Активизация центральной нервной системы фармакологическими средствами, так же как и возбуждение, в обычном понимании этого влияния, возможна в форме восстановления ослабленной функции, усиления ее в пределах физиологических показателей.
Наибольшее значение имеют вещества стимулирующие (они же и восстанавливающие физиологическое состояние). К ним относят кофеин, камфору, коразол, кордиамин, стрихнин, женьшень, лимонник, цитизин, лобелии и др. Эти стимуляторы центральной нервной системы способны быстро поднять и поддерживать даже угасающую жизнедеятельность организма; их часто называют аналептиками (Аnа1ерtiса).
В действии различных аналептиков имеются существенные отличия. Одни из них влияют преимущественно на центры коры головного мозга (кофеин), другие - на центры продолговатого мозга (камфора, коразол), третьи - на спинной мозг (стрихнин). Но вместе с тем все они в той или иной степени активизируют всю центральную нервную систему. Стимулируя ее, они благоприятно влияют на многие виды обмена веществ, улучшают кровообращение, дыхание, активизируют выделительную и детоксицирующую функцию.
Кроме того, многие из них действуют положительно и непосредственно на разные органы и системы. В силу таких специфических особенностей действия все вещества, возбуждающие центральную нервную систему, широко используются в ветеринарии в качестве лечебных и профилактических средств, веществ патогенетического, а в ряде случаев и этиотропного действия.
Цель курсовой работы: изучить действие различных аналептиков или веществ возбуждающих центральную нервную систему, а также их дозировки индивидуально для каждого вида животного в соответствии с их физиологическими особенностями.
1 Основная часть
1.1 Антидепрессанты и их действие
Антидепрессанты - Antidepressiva (anti - против, depressus -депрессия, подавленность) - лекарственные вещества, ослабляющие явления-депресии и профилактарующие появление их.
Депрессивные синдромы у животных проявляются снижением подвижвости корм, питъе, прогулки и др. У всех животных снижаются прирсот продуктивность и защитные реакции, нарушается моторная функция, секреция и пищеварение в желудочно-кишечном тракте, замедляется адаптация к новым условиям содержания и кормления и др.
Большое значение имеют нейролептические и седативные вещества, снотворные и стимуляторы. Но наиболее эффективны вещества специфического влияния; они разные по строению, и имеют неодинаковый механизм действия. В животноводстве антидепрессанты используются с хорошими результатами при адаптации животных к новым условиям содержания, к переводу животных на новый тип корма, к смене обслуживающего персонала и др.
Ингибиторы моноаминоксидазы из гидразиновых производных тормозят окислительное дезаминирование норадреналина, дофамина, серотонина_и_2ем самым повышают содержание их, улучшают процессы медиации в центральной нервной системе. К этой группе относится ниаламид - Nialamidurn. Белый мелкокристаллический порошок, мало растворимый в воде 1:720 (список Б). Влияет сходно с аминазином. Профилактический эффект наиболее выражен при трехдневном применении его, а лечебный при шести-семидневном. Дозы внутрь (два раза в сутки): коровам 0,25-0,60 г; овцам 0,08-0,12; свиньям 0,05-0,07 г; собакам 0,01-0,03 г. Сходно с ниаламидом влияет ипра-зидифенелзин.
Трициклические антидепрессанты тормозят обратный захват моноаминов и вследствие этого усиливают проявление влияния большой группы адренергических нейромедиаторов, особенно норадреналина, сератонина. В этой группе препаратов используют имизин, амитриптизин, азафен, фторадизин [1,2,3].
Имизин - Imizinum. Белый кристаллический порошок, растворяется в воде 1: 7. Влияет антидепрессивно при очень различных, условиях содержания. Первые двое суток препарат вводят в больших дозах по три раза в день внутримышечно и орально. Следующие 1-2 дня применяют только орально, а после этого также орально, но в уменьшенных дозах. Дозы орально коровам 3,0-4,0 г; телятам (6 мес) 0,05-0,08; овцам 0,1-0,12; ягнятам (4 мес) 0,01-0,02; свиньям 0,12- 0,15; поросятам (3 мес) 0,02-0,03 г. Сходно с имизином влияют ами-триптилин, дамилен и азафен.
Фторадизин - Phthoracizinum. 2-Трифторметил-10- (3-диэтиламино-пропионил) - фенотиазина гидрохлорид. Белый с кремовым оттенком кристаллический порошок, трудно растворимый в воде. Влияет весьма активно как антидепрессор. Одновременно оказывает нейролептический, сосудорасширяющий и холинолитический эффекты. Дозы и условия применения такие же, как ниаламида.
Иппразид - Iprazidum. 1-Изоникотиноил-2-
1.2 Группа кофеина и их значение
К группе кофеина относятся
вещества растительного и животного происхождения,
имеющее в основе строения пуриновое кольцо.
Пурин (Имидазоло-4',5/-4,5-
Пуриновые основания легко окисляются в ксантин (2,6-диокси-пурин), а при последующем метилировании превращаются в моно-, ди- и триметилксантины. Введенные в организм три- и диметилксантины претерпевают обратные изменения - вначале диметилируются, а затем восстанавливаются до пурина. Все промежуточные соединения (начиная с диметилксантинов) в той или иной степени оказывают положительное влияние на обмен гуанина, аденина, гипоксантина, мочевой кислоты, нуклеиновых кислот. Поскольку обмен этих веществ необходим для всех клеток, то и влияние метилксантинов бывает очень разносторонним. Но так как чувствительность разных клеток к таким изменениям обмена веществ различна, то и неодинаково влияние их на состояние и функцию разных физиологических систем. Наиболее чувствительна к триметилксантинам центральная нервная система, особенно кора головного мозга, где и проявляется их действие раньше всего [6,7,8].
В процессе превращения кофеина в животном организме, кроме соединений деметилирования, большое биологическое значение имеют разныепиримидиновые основания (цитозин, урацил, тимин и др.).Пири-мидиновые основания взаимодействуя с пуриновыми (по принципу комплементарности), образуют соединения, которые участвуют в обмене углеводов и белков, обеспечивают нуклеиновым кислотам кодирование и передачу наследственной информации.
Все сказанное характеризует кофеин и его препараты, как тонкие жизненно необходимые регуляторы многих видов метаболизма и стимуляторы самой различной функциональной деятельности животных.
Процессы биотрансформации всех производных пурина в организме животных очень близки к метаболизму естественных продуктов, чем, вероятно, и следует объяснить умеренный, но стойкий и длительный фармакологический эффект, а также низкую токсичность лекарственных веществ этой группы.
Основные соединения этой группы - кофеин, теобромин и теофиллин. Теобромин и теофилин наибольший интерес представляют как (диуретические средства) поэтому и рассматриваются в соответствующем разделе.
Кофеин (теин) - Coffeinum. Это алкалоид, являющийся по строению 1,3,7-триметилксантином.
Рисунок 1. Схема синтеза кофеина
Получают синтетически, а также экстракцией из листьев чайного дерева и семян кофейного дерева, в которых содержится 2-3% алкалоида.
Кофеин - алкалоид сложного действия. Он возбужда-ет центральную систему, главным образом кору головного мозга, дыхательный и сосудодвигательный центры; в значительной степени возбуждает и спинной мозг. Кроме того, он улучшает сердечную деятельность, сложно влияет на сосудистую систему, увеличивает работоспособность поперечнополосатой мускулатуры и повышает диурез. К этому следует добавить, что в зависимости от состояния организма и функциональной активности различных его систем фармакологический эффект во всех направлениях проявляется неодинаково как по силе, так и по продолжительности [4,6,7].
Кофеин легко всасывается при всех способах введения и быстро начинает выделяться, главным образом почками и частично железами пищеварительного тракта. Несмотря на то, что выделение кофеина начинается быстро, следы его самого, а также продуктов распада (ди- и монометилксантины) обнаруживают в организме несколько дней.
Большой интерес представляет действие кофеина на головной мозг, которое наиболее детально изучено на человеке. От малых доз препарата происходит прежде всего повышение величины условные рефлексы повышаются, От средних доз условные" рефлексы повышаются, создаются уравнительные (на сильные и слабые раздражители рефлексы уравниваются в силе), а от больших доз бывают парадоксальные отношения (на сильные раздражители рефлексы ниже, чем на слабые). В ряде случаев рефлексы снижаются на сильные и слабые раздражители.
Под влиянием кофеина происходит активизация всей психосензорной и психомоторной деятельности коры головного мозга, но эффект этого влияния бывает более выражен при явлениях угнетения (сонливость, действие снотворных средств и т. д.) и при других состояниях, связанных с ослаблением процессов возбуждения. От больших доз кофеина происходит настолько значительное возбуждение коры головного мозга, что уменьшается сосредоточенность, появляется беспокойство, бессонница и т. д. При длительном влиянии в такой степени наступает ослабление и истощение нервных элементов.
Механизм действия кофеина заключается в усилении возбудимости корковых клеток и тем самым в повышении предела их работоспособности. ,Но это действие кофеина зависит от типа и состояния нервной системы, с одной стороны, и от дозы вещества - с другой. От малых доз кофеина наблюдается более закономерное повышение возбудимости центральной нервной системы. В результате этого величина условных рефлексов повышается, активизируется функция всех органов и систем животного организма. Это особенно ценно для ослабленного организма, тем более что оно продолжается не менее 6 ч, а иногда даже в течение суток [6,8,9].
От средних доз кофеина вначале наблюдают изменения в тех же направлениях, что и от малых доз, и к тому же сильнее выраженные. Но уже через 1-2 ч проявляются понижение возбудимости с явлениями снижения величины условных рефлексов, ослаблением функциональной деятельности всех органов и систем. Состояние пониженной возбудимости сохраняется 5-7 дней.
В продолговатом мозге кофеин возбуждает центры: дыхательный, сосудодвигательный и блуждающего нерва. Дыхание изменяется почти исключительно за счет учащения, и только при наличии поверхностного дыхания может быть и углубление его. У собак кофеин увеличивает нормальную легочную вентиляцию в 1,5-2,5 раза, а при , ослаблении ее - в 3-5 раз. Лошади менее чувствительны к кофеину, чем собаки, дыхание у них увеличивается лишь на 30-60%- Усиление дыхания у лошадей наблюдается только через 15-30 мин после подкожного введения препарата и длится 1-2 сут. Очень возможно, что, кроме непосредственного возбуждения центра всей молекулой, квфеин усиливает дыхание и продуктами своего распада. Исходя из общей фармакодинамики кофеина, можно предположить, что он повышает чувствительность дыхательного центра к гуморальным и рефлекторным раздражениям, улучшает иррадиацию импульсов и ускоряет их проведение.
На сосуды он влияет главным образом через сосудодвигательный центр и непосредственно. Кофеин возбуждает сосудодвигательный центр, вызывая тем самым сужение сосудов - артериол. Рефлекторно сосуды мозга, легких и коронарные обычно расширяются. Возбуждая центр блуждающего нерва, кофеин замедляет пульс и понижает кровяное давление (в слабой степени это сказывается также на, увеличении секреции пищеварительных желез и на усилении перистальтики); такое влияние незначительно по силе и кратковременно, оно не имеет большого значения. Изменение состояния сосудистого ложа усложняется тем, что кофеин, кроме того, влияет на периферические сосуды, он расширяет их и при этом чем выше исходный тонус сосуди-стой стенки, тем сильнее расширяются сосуды.
Вследствие комплексного воздействия на центральные и периферические механизмы суживаются сосуды внутренних органов, иннервируемые чревным нервом, и расширяются сосуды кожи, скелетных мышц мозга, почек, легких, коронарные. Не исключено в отдельных случаях расширяются и сосуды печени. Расширение перечисленных сосудов не сопровождается понижением тонуса их сосудистой стенки и, следовательно, всецело зависит от активизации вазодиляторных факторов.
Состояние сосудов различных органов изменяется неодинаково, в зависимости от того, в каком исходном состоянии находились сосудо-двигательный центр и сами сосуды. Непосредственное сосудистое действие проявляется тем сильнее, чем больше сужены сосуды, а действие на сосудодвигательный центр наиболее эффективно при угнетении его.