Жизненный и творческий путь Эрнста Теодора Амадея Гофмана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 17:29, контрольная работа

Краткое описание

Эрнст Теодор Амадей Гофман был одной из самых ярких фигур позднего немецкого романтизма. Писатель, композитор, художник, театральный постановщик – все, это гармонично переплеталось в одном человеке, в великом творце. Это был писатель европейского масштаба, его творчество находило отклик в душах не только соотечественников, но и за пределами родины. Особенно, в России.

Содержание

Введение 3
Биография 5
Творчество 17
Заключение 22
Список используемой литературы 23

Прикрепленные файлы: 1 файл

МОЯ КОНТРОЛЬНАЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.docx

— 56.47 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

Урюпинский  филиал

федерального государственного

бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Волгоградский  государственный университет»

Факультет социально-гуманитарных и экономических наук

Кафедра истории, теории общественного развития и  права

Контрольная работа

по дисциплине: «История зарубежной литературы XIX века»

на тему: «Жизненный и творческий путь Эрнста Теодора Амадея Гофмана»

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса

заочного  отделения

специальности «Филология»

группы ФЗУ-091

Кочетова  Е.А.

 

Проверила:

К.ф.н., доцент

Тарасова  Л.А.

 

 

Урюпинск 2013 г.

Содержание

Введение 3

Биография 5

Творчество 17

Заключение 22

Список используемой литературы 23

 

 

Введение

Эрнст Теодор Амадей Гофман был одной из самых ярких фигур позднего немецкого романтизма. Писатель, композитор, художник, театральный постановщик – все, это гармонично переплеталось в одном человеке, в великом творце. Это был писатель европейского масштаба, его творчество находило отклик в душах не только соотечественников, но и за пределами родины. Особенно, в России.

Россия, взбудораженная волнениями, войной с Наполеоном, восстанием декабристов, была наилучшей почвой для ироничных, порой комичных гофмановских творений. Творчество Гофмана повлияло на произведения многих русских писателей. Здесь можно назвать и Пушкина ("Гробовщик" и "Пиковая дама"), и Лермонтова ("Штосс"). Наиболее глубокое воздействие оно оказало на Гоголя ("Нос", "Портрет", "Записки сумасшедшего")и Достоевского ("Двойник"). Вот, что писал Белинский, сравнивая Гофмана с Жан Полем Рихтером: "Юмор Гофмана гораздо жизненнее и жгучее юмора Жан Поля – и немецкие гофраты, филистеры и педанты должны чувствовать до костей своих силу юмористического Гофманова бича".

В немецком романтизме не было художника  более сложного и противоречивого, вместе с тем более своеобразного  и самобытного, чем Гофман. Вся необычная, на первый взгляд беспорядочная и странная поэтическая система Гофмана, с ее двойственностью и разорванностью содержания и формы, смешением фантастического и реального, веселого и трагического, со всем тем, что воспринималось многими как прихотливая игра, как своеволие автора, скрывает в себе глубокую внутреннюю связь с немецкой действительностью, с полной острых, мучительных противоречий и противоречивых мук внешней и духовной биографий самого писателя.

Судьба Гофмана сложилась так, как обычно складывались судьбы многих современных ему одаренных художников-разночинцев, счастье и гордость которых состояли в том, что история призвала их к благородной миссии строить и возвышать отечественную культуру, а родина не награждала их за этот подвиг ничем, кроме оскорблений, нужды и заброшенности.

 

Биография

4 января 1776 года родился  Эрнст Теодор Вильгельм Гофман. Но уже в 1779 брак его родителей  распался, и, поделив детей между  собой, они разъехались. Карл, старший сын, достался отцу, а  Эрнст, видимо в силу своего  малолетнего возраста (три года) остался с матерью. Отца Эрнст  больше никогда не видел. Мать  с маленьким Эрнстом переезжает  в свой отчий дом. Мальчик  оказывается в большой дерфферовской семье, где живут бабушка Луиза София Дерффер, две незамужние тети и дядя, Отто Вильгельм Дерффер. "Житейские воззрения кота Мурра" погружают в это время. Это характерно для писателя - почти все переживания из детства подхватываются позже в его произведениях. Гофман прожил в этом доме до 20 лет.

Мать была все время  больна, и душевные муки совсем отвратили  ее от мира сего, поэтому, в воспитании сына участия совсем не принимала. Получилось, что Гофман рос почти сиротой. Дядя Отто, однако, считал своим гражданским  долгом дать мальчику строгое и благочестивое  воспитание, кроме того, у него не было своей семьи, поэтому вся  энергия воспитателя была направлена на юного Эрнста.

С шести лет (с 1782 по 1792) Эрнст  Теодор посещает протестантскую школу  в Кенигсберге, "Бург-шуле". В учебное заведение проникли ортодоксальные идеи Жана Кальвина, вообще ученики воспитывались в духе строгого пиетизма. В "Бург-шуле" Эрнст познакомился с одноклассником Теодором Готтлибом фон Гиппелем, и с этих пор началась их тесная дружба.

Гиппель стал для Гофмана верным другом и "большим братом" - много лет спустя друзья поддерживали отношения с помощью переписки. Вместе они читали рыцарские романы того времени, обсуждали "Признания" Руссо. Его отец, Теодор фон Гиппель, бургомистр Кенигсберга, как предполагают многие биографы Гофмана, послужил прообразом дядюшки Дроссельмейера в "Щелкунчике" - натуры очень противоречивой, несколько таинственной, но в конечном итоге все-таки положительной.

В 1792 году Гофман заканчивает  школу. Он не может определиться в  одном: стать ему художником или  музыкантом? Но семья все-таки убеждает его в необходимости юридического образования, которое всегда обеспечит  ему верный кусок хлеба и он начинает изучение юриспруденции в  кенигсбергском университете Альбертины. Может быть, тут сыграло роль то, что друг Гиппель начал учебу в том же университете.

Здесь Эрнст удивительным образом продолжает отлично учится, и это притом, что одновременно он сочиняет музыку, рисует, пишет и занимается музыкой. Кроме того, чтобы иметь какие-то деньги, он дает уроки музыки.

Его ученица - замужняя Дора (Кора) Хатт. Гофман влюбляется страстно, и его избранница отвечает ему взаимностью.

Среди профессоров Альбертины был сам Иммануил Кант. Некоторые исследователи Гофмана утверждают, что он оказал существенное влияние на писателя. Между тем, друг Гиппель заканчивает изучение юриспруденции и в1794 покидает Кенигсберг. Отныне между друзьями завязывается переписка, растянувшаяся на годы.

Как ни скрывали Гофман и  Дора Хатт свою любовь, слухи об их "скандальной" связи поползли по домам дерфферовских знакомых и спустя какое-то время стали предметом широкого обсуждения среди кёнигсбергских обывателей. 22 июля 1795 года он сдает первый экзамен по юриспруденции, успешно оканчивает университет и становится судебным следователем при кёнигсбергском окружном управлении. Тем самым он становится материально независимым от дерферовской семьи. И вот вновь начинается его двойная игра: днем он ведет жизнь добросовестного немецкого работника, а ночи и выходные дни посвящает любимому делу - различным своим музыкальным, художественным, литературным интересам. Этот разлад в потребностях души и материальной необходимости в надежной работе юриста станет трагедией в жизни Гофмана и найдет отражение в его творениях.

марта умирает мать Гофмана. С годами она все более замыкалась в себе и потихоньку старела. Гофман пишет Гиппелю: "Смерть нанесла нам столь страшный визит, что я с содроганием почувствовал ужас ее деспотического величия. Сегодня утром мы нашли нашу добрую матушку мертвой. Она упала с постели - внезапный апоплексический удар убил ее ночью..."

А в июне 1796 года Гофман отправляется в Глогау: покидая Кёнигсберг, он надеется, что обязательно вернется сюда, ведь мир все-таки изменится... к лучшему.

В мае Э. Гофман едет в Кенигсберг, живет там до июня и тогда же последний раз видется с Дорой Хатт. Неизвестно точно, что произошло, но случилось так, что с охотной помощью родственников, Гофман обручился со своей кузиной, ее полное имя Софи Вильгельмина Константин ("Минна"), это произошло в 1798 году.

В 1800 году, после блистательной  сдачи Государственных экзаменов, его назначают в древний польский город Познань на должность асессора при верховном суде.

В марте 1802 он разорвал помолвку, тем более, как он узнал, женитьба сделала бы несчастной не только его, но и кузину.

26 февраля 1802 Гофман обвенчался  с Михалиной. Для этого ему пришлось принять католичество (ранее он принадлежал к протестантам). Всю жизнь Миша (так он ласково называл ее) будет помогать ему – просто, бесстрастно, неромантично, и всегда прощать своему талантливому Эрнсту его злоключения, и не бросит даже в самое тяжелое время. Она была прекрасной хозяйкой и верной спутницей писателя. Гофман прожил с ней 20 лет, и благодаря ее поддержке, он обрел большую стабильность в жизни, хоть она и не смогла полностью успокоить демонов своего мужа и отвлечь от алкогольного пристрастия.

Новым поворотом в судьбе композитора (еще не писателя), причем не в лучшую сторону стал карнавальный маскарад 1802 года, на котором среди  гостей внезапно начали мелькать переодетые личности, распространяющие некие карикатуры. На рисунках были изображены влиятельные особы, из числа местной прусской знати, присутствующие здесь же, причем с удивительной точностью были подмечены их характерные смешные стороны.

Всеобщая радость продолжалась лишь до тех пор, пока карикатуры не попали в руки тех самых известных  личностей, как-то генерал-майоров, офицеров и членов дворянского сословия, которые  тут же себя узнали. Той же ночью  в Берлин был отправлен подробный  отчет, попросту говоря, донос, и началось расследование. Распространители карикатур  не были схвачены, но талантливую руку узнали сразу. Начальство быстро разобралось, что всем этим стояла группа молодых  правительственных чиновников, к  которой принадлежал Гофман, и  он же предоставил в распоряжение свой талант художника для этой неслыханной  акции. Дорого обошелся Гофману этот бал, продолжавшийся три дня. Со дня  на день он ожидал повышения и перевода в более западный город, причем, скорее всего это должен был стать Берлин, но в итоге от него избавились, выслав еще дальше на восток - в город Плоцк. Правда, повышение по службе он все-таки получил - теперь он государственный советник, но уже подписанный документ о получении Гофманом ученой степени кандидата наук был аннулирован.

В этом же году город узнал  Гофмана-писателя: берлинская "Независимая" газета публикует его эссе "Письмо монаха к своему столичного другу". В этом же году он печатается как  музыкальный критик, и имеет успех. В частности, одной из тем статей стало взаимоотношение пения  и декламации в драме Шиллера "Мессинская невеста". К теме синтеза искусств он вернется еще не раз. В неком литературном конкурсе он занимает второе место.

В конце 1803 умерла тетя Иоганна. Примерно 13-18 января 1804 Эрнст Теодор получает долгожданное завещание, скорее всего он надеется с его помощью  хоть как-то поправить свое финансовое положение. Без тети Иоганны, дом  дяди Отто стал совсем неприветливым, и Эрнст Теодор каждый вечер посещает театр. Он смотрит спектакли и оперы В. Мюллера, К. Диттерсдорфа, Э.Н. Мегюля, арии из опер Моцарта, Ф. Шиллера и А. Коцебу.

В феврале 1804 Эрнст Теодор покинул город детства, с тем, чтобы больше никогда сюда не вернуться. 28 февраля 1804 года он получает назначение о переводе его в Варшаву в  качестве государственного советника  прусского верховного суда. Весной следует переезд в Варшаву.

Годы, проведенные в польской столице, стали очень важными  для Гофмана: здесь он совершенствуется, как композитор и достигает некоторой (хотя и весьма локальной) известности, он пишет свои первые музыкальные  критические статьи.

А в июльском (1805 г.) выпуске "Собрание прекрасных сочинений польских композиторов", который составлялся Эльснером, публикуется ля-мажорная соната для фортепиано. Это единственная соната, изданная при жизни Гофмана. Известно, что их было гораздо больше, но точного количества никто не знает.

Интересно, что работа никак  не страдает от занятий Гофмана различными искусствами. Он всегда имеет похвальные отзывы и получает вполне приемлемую (хотя и небольшую) зарплату и помимо всего прочего изучает итальянский  язык – ведь всю сознательную жизнь  Гофман мечтал о путешествии в  Италию, чтобы своими глазами увидеть  шедевры изобразительного (и не только) искусства.

Также Гофман знакомится с  романтиком Захарием Вернером (1768-1823(8). Вдохновившись его драмой "Крест на Балтийском море", он обработал мелодию польской народной песни "Не ходи в городок").

В июле 1805 у Гофмана родилась дочь Цецилия (Cezilia). Варшавские годы сыграли огромную роль в жизни Гофмана. Здесь ставятся его зингшпили, он дирижирует собственными произведениями, проектирует сценические декорации, опубликовано крупное его произведение – фортепианная соната, сыгранная в Мальтийском дворце. И он начинает подумывать о том, чтобы оставить ненавистную юриспруденцию и зарабатывать на жизнь музыкой. Но однажды все закончилось. В окрестностях Иены и Ауерштэнт происходит битва с наполеоновскими войсками, которые одерживают победу, и в ноябре 1806 Варшава занимается французами. По некоторым источникам, Гофман обвиняется в шпионаже для прусского короля. Вскоре семья остается без квартиры, Гофман с семьей и 12-летней племянницей ютятся на чердаке Музыкального собрания. В январе Михалина с Цецилией уезжают в Познань, к ее родным, а Гофман собирается ехать в Вену, но новая власть отказывает в выдаче паспорта. Во время одного из переездов Михалины с дочерью в другой город опрокинулась почтовая карета и маленькая Цецилия погибла. Михалина получила серьезную ранение в голову, из-за которого долгое время страдала.

В июле 1807, года он решился  оставить город, ставший ему родным. И вот он в Берлине. Эрнсту Теодору  всего 30 лет, но здоровье его надломлено болезнями, его постоянно беспокоит  печень, живот, мучают кашель и тошнота. Он поселяется на втором этаже Фридрихштрассе 179, где занимает две комнаты. В его портфеле – партитуры нескольких опер, и он твердо намерен всецело отдаться искусству. Гофман ходит по музыкальным издательствам, предлагает в театрах свои произведения, – но все безуспешно. Также никто не интересуется им ни как преподавателем музыки, ни как дирижером. Это были месяцы полного отчаянья. В Берлине издается всего три его кантаты, для двух и трех голосов (с итальянским и немецким текстами) (1808), зингшпиль "Любовь и ревность". (1807).

Информация о работе Жизненный и творческий путь Эрнста Теодора Амадея Гофмана