Типологические и индивидуальные черты в романе И.С Тургенева «Дворянское гнездо»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать роман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» и рассмотреть основные типологические и индивидуальные черты произведения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ГЕНЕЗИС ЖАНРА РОМАНА В ТВОРЧЕСТВЕ И.С. ТУРГЕНЕВА 7
1.1 Истоки романного творчества И.С. Тургенева 7
1.2 Жанровое своеобразие романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» 9
ГЛАВА 2 ПРИНЦИПЫ ВНУТРЕННЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ РОМАНА «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО» И.С. ТУРГЕНЕВА 13
2.1 «Дворянское гнездо» как наиболее совершенный из тургеневских романов 1850-х гг. 13
2.1 Авторская концепция героя как индивидуальная черта в романе «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая Тургенев Дворянское гнездо 1.docx

— 59.19 Кб (Скачать документ)

Паншину противостоит в романе Лаврецкий, который ищет слияние  со стихией национального, с «почвой», с деревней, с мужиком. На протяжении десяти глав (VIII - XVII) И.С. Тургенев широко развернул предысторию героя, изобразил целый мир прошлой жизни с её социальным порядком и нравами. Не случайно И.С. Тургенев отказался от первоначального названия «Лиза» и предпочёл название «Дворянское гнездо» как наиболее соответствующее проблематике задуманного произведения. Не менее подробно излагается родословная семейства Калитиных. Предыстория героев как эпическая основа повествования о современности является важным жанровым компонентом тургеневского романа и индивидуальной чертов в романе «Дворянское гнездо». В родословных героев обнаруживается интерес писателя к историческому развитию русского общества, к смене различных поколений дворянских «гнёзд».

Биографическое отступление  о предках Лаврецкого имеет важное значение для раскрытия его характера. По матери близкий к народу, он наделён  той отзывчивостью, которая помогла  ему пережить трагедию личного чувства  и понять свою ответственность перед  родиной. Это сознание образно выражается им как стремление пахать землю и  как можно лучше её пахать. Даже в авторском описании образа Лаврецкого присутствую сугубо русские черты в отличии от описания Паншина: «От его краснощекого, чисто русского лица, с большим белым лбом, немного толстым носом и широкими правильными губами, так и веяло степным здоровьем, крепкой, долговечной силой. Сложен он был на славу, и белокурые волосы вились на его голове, как у юноши. В одних только его глазах, голубых, навыкате и несколько неподвижных, замечалась не то задумчивость, не то усталость, и голос его звучал как-то слишком ровно» [17].

Отличие Лаврецкого от других тургеневских героев заключается в  том, что он чужд раздвоенности и  рефлексии. В нём соединились  лучшие черты Рудина и Лежнева: романтическая мечтательность одного и трезвая целеустремлённость другого. И.С. Тургенев уже не удовлетворяется способностью будить людей, которую он ценил в Рудине. Лаврецкий автором поставлен выше Рудина. Это является ещё одной индивидуальной чертой в авторской концепции писателя.

Центр романа, его основная сюжетная линия – это любовь Фёдора Лаврецкого и Лизы Калитиной. В отличие  от предшествующих произведений И.С. Тургенева, оба центральных героя, каждый по-своему, являются сильными и волевыми людьми (индивидуальная черта). Поэтому тема невозможности личного счастья развита в «Дворянском гнезде» с наибольшей глубиной и с наибольшим трагизмом.

В «Дворянском гнезде»  есть ситуации, во многом определяющие проблематику и сюжет романов  И.С. Тургенева: борьба идей, стремление обратить собеседника в «свою веру» и любовная коллизия. Так, Лиза критикует Лаврецкого за равнодушие к религии, которая для неё - средство разрешения самых мучительных противоречий. Лаврецкого она считает близким человеком, чувствуя его любовь к России, к народу.

Как правило, мимо внимания исследователей проходит тот факт, что Лаврецкий явно стремится  к вере (в её конфессиональном выражении), однако пытается это сделать через  разум. Стремление к вере способствует и его любви к Лизе Калитиной, в которой живёт именно не рассуждающая вера, так что у девушки «своих слов нет» [17]. В споре с Лизой о счастье Лаврецкий, утверждая «волю человека», «топает ногой», пытаясь быть творцом собственной судьбы, а не её исполнителем: «Лаврецкий стиснул руки и топнул ногой» [17].

Лиза и лирична, и вдумчива, и серьёзна. Условия её воспитания объясняют необычные в дворянском кругу особенности её личности. По И.С. Тургеневу, именно религиозность роднит Лизу с народом и выделяет её из дворянской среды. В лице Лизы писатель постиг и описал такую определяющую черту русского национального характера, как религиозность, изобразил религиозно-нравственный опыт героини. Лиза олицетворяет собой светлое начало жизни, идеал нравственности и чистоты. Она остро ощущает вековую неправду дворянской среды, считает себя обязанной отмолить грехи отцов, защищает идею смирения и несчастья: «И я могу так же быть несчастной, - промолвила Лиза (голос ее начинал прерываться), - но тогда надо будет покориться; я не умею говорить, но если мы не будем покоряться...» [17].

Лаврецкий находит в Лизе что-то значительное и неповторимое, она сливается с образом родины. Образ счастливой любви Лизы и  Лаврецкого является для И.С. Тургенева  символом поэзии и красоты жизни. Кульминацией в любовной истории  Лизы и Лаврецкого является сцена  их объяснения в саду, залитом лунным светом. Трогательное объяснение героев сопровождается музыкой Лемма, сочинённой в честь их любви: «Вдруг ему (Лаврецкому) почудилось, что в воздухе на его головою разлились какие-то дивные, торжествующие звуки; он остановился: звуки загремели ещё великолепней; певучим, сильным потоком струились они, - и в них, казалось, говорило и пело всё его счастье. Давно Лаврецкий не слышал ничего подобного: сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась вдохновеньем, счастьем, красотою, она росла и таяла; она касалась всего, что есть на земле дорого, тайного, святого; она дышала бессмертной грустью и уходила умирать в небеса» [17].

Повышенная эмоциональность  стиля в сочетании с лирически  окрашенным пейзажем выражает сложное  психологическое состояние персонажей. Следует иметь в виду, что лирическая проза повестей и романов И.С. Тургенева – эпическая по своему родовому признаку.

В воссоздании картин нравов и быта И.С. Тургенев показывает обстановку, окружавшую героя, в соответствии с его характером, с внутренним миром. Так, светлая, чистая, белая комнатка Лизы со скромным горшком цветов гармонирует с ее обликом.

Обаяние Лизы не во внешней, а во внутренней красоте: она полна  нравственной чистоты и одухотворенности. Лаврецкого поразило при первом знакомстве с Лизой ее бледное, свежее лицо, глаза и губы, такие серьезные, и взгляд, чистый и невинный. Детали одежды Лизы - белое платье, белая лента. Во внешнем ее облике Тургенев выделяет бледные руки: «Ее плечи начали слегка вздрагивать, пальцы бледных рук крепче прижались к лицу» [17], «дрожь ее рук становилась видимой» [17], «Марфа Тимофеевна не могла нацеловаться этих бедных, бледных, бессильных рук» [17]. Весь образ Лизы становится как бы бесплотным, «прозрачным», по удачному выражению Салтыкова-Щедрина.

Всю жизнь Лизы писатель как бы переносит внутрь ее души. Внешне она всегда сдержанна, и только неуловимые, еле заметные движения выдают ее волнение, передают ее чувства. Этим приемом И.С. Тургенев усиливает впечатление особой эмоциональности, присущей Лизе, создает ощущение борьбы, которая происходит между обуревающими ее чувствами и постоянным стремлением к сдержанности («все тело ее слегка затрепетало» [17]), диктуемой нравственным сознанием. «Лиза подняла на него свои глаза. Ни горя, ни тревоги они не выражали: они казались меньше и тусклей. Лицо ее было бледно; слегка раскрытые губы тоже побледнели» [17]. Но и Лиза не может скрыть своих страданий, резко изменяющих и внешний облик. «Внезапный перелом в ее судьбе потряс ее до основания; в два каких-нибудь часа ее лицо похудело» [17], она стала «бледнеть и сохнуть» [17].

Известные строки «а счастье  было так возможно, так близко» [17] являются лейтмотивом всего творчества И.С. Тургенева. В большей части его произведений речь идёт о несостоявшемся счастье. Начиная с XXXVI главы, герои оказываются в ситуации, когда поэтическая любовь вступает в противоречие с сознанием нравственного долга. Глубоко убеждённая в нерасторжимости брака («нельзя разлучать то, что бог соединил» [17]), Лиза сурово и решительно разрывает с Лаврецким, признав любовь к женатому человеку преступной, а свою мечту о счастье эгоистической и себя заслуженно наказанной. Вместе с тем разрыв с любимым человеком Лиза переживает драматически.

Такое событие, как уход Лизы в монастырь по своей значительности несоизмерим с тем, что происходит в сюжетной линии других персонажей. Это не является следствием только несчастной любви – она решила посвятить молитвам за других, принести искупительную жертву. Исполняя долг, Лиза идёт навстречу своему несчастью, не тем самым она сохраняет  в себе достоинство человека.

Для творчества И.С. Тургенева  типична ситуация, когда нравственное в человеческом сознании вступает в  противоречие с естественными чувствами  человека, его порывами к счастью. К пониманию смысла жизни как  самоотречения во имя исполнения высшей цели он неизменно приводит своих положительных героев –  Лизу и Лаврецкого. Однако герои  писателя, руководствуясь нравственным долгом, приходят к неутешительным выводам.

И.С. Тургенев завершает роман  пластически нарисованной сценой встречи  Лизы и Лаврецкого в церкви. «Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо-смиренной  походкой монахини – и не взглянула  на него; только ресницы обращённого  к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только ещё ниже наклонила она  своё исхудалое лицо – и пальцы сжатых рук, перевитые чётками, ещё  крепче прижались друг к другу. Что  подумали, что почувствовали оба? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства… На них можно только указать – и пройти мимо» [17]. В соответствии с принципами «тайного психологизма», И.С. Тургенев не решается описать кульминацию чувств героев, о чём свидетельствует приём умолчания, характерный для данного текста. Это ещё индивидуальная черта романа «Дворянское гнездо».

По мнению автора, каждый читатель в силу своего опыта, своего духовного мира отреагирует на сокровенные  чувства героев. Отметим, что психологизм  и его форма («не открытый самоанализ, но психологизм «скрытый»» [19, с.16]) сказались в жанровых особенностях тургеневского романа – передача вершинного момента духовной истории героя определяет его композицию.

И Лиза, и Лаврецкий –  это персонажи, отнесённые И.С. Тургеневым к «высшему уровню человечности» [10, с.71]. Цель их жизни задана их внутренними стремлениями, это люди, наделённые высокой культурой, стремящиеся к идеалу. Образ Лаврецкого гармоничный и целеустремлённый, у него неодолимыми оказались внешние обстоятельства.

Важное значение в каждом из тургеневских романов имеет эпилог, функции которого многозначны. Эпилог не только завершает события, но и  указывает на его последствия  для судеб героев. Открытость элегического финала – один из существенных жанровых признаков тургеневского романа.

В эпилоге образ Лаврецкого неоднозначен. Ценой огромных усилий и постоянной внутренней борьбы он смирился, наконец, «в виду конца, в  виду ожидающего бога» и «безо  всяких тёмных чувств» благословил  молодую расцветающую жизнь: «Играйте, веселитесь, растите, молодые силы, - думал он, и не было горечи в его думах, - жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить: вам не придется, как нам, отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака; мы хлопотали о том, как бы уцелеть - и сколько из нас не уцелело! - а вам надобно дело делать, работать, и благословение нашего брата, старика, будет с вами» [17].

Он преодолел жажду  счастья и обратился к идее долга, реализовал совет Михалевича – серьёзно заняться бытом своих крестьян. «Лаврецкий имел право быть довольным: он сделался действительно хорошим хозяином, действительно выучился пахать землю и трудился не для одного себя; он, насколько мог, обеспечил и упрочил быт своих крестьян» [17].

Неудовлетворённость же Лаврецкого итогами своей собственной жизни  объяснялась нереализованностью им своего назначения, что связано с  потерей личного счастья, но и  целым рядом причин мировоззренческого характера. Лаврецкий в своём  движении к вере через разум «утерял  счастье обломовского толка, но не приобрёл пошлого самодовольства российских штольцев» [19, с.16]. Он чувствует неудовлетворённость однообразной жизнью, лишённой высшей цели. Подобный тип сознания Н.Бердяев впоследствии охарактеризует как воплощающий одну из граней русской идеи.

Казалось бы, пластично  нарисованные картины несостоявшейся жизни главных героев создают  настрой, печальный и безысходный, глубоко пессимистический. Думается, что это далеко не так. Роман, проникнутый  высокой поэзией любви, повествующий о высоких нравственных испытаниях несёт в себе и светлое жизнеутверждающее  начало: ибо жизнь, прожитая до предела, несёт в себе высокий человеческий смысл. Тургеневский герой-персонаж живёт не только в сфере общественных отношений – он находится под влиянием вечных стихий универсальной жизни.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Роман И.С. Тургенева «Дворянское  гнездо» формировался в период активного  развития реализма и определил новый, значительный этап в творческой эволюции писателя. Он стал итогом философских, общественных исканий, в нём проявились стремление художника к глубокому  психологическому изображению героев, к значительному усилению голоса автора, который, по мнению современников, чутко улавливал основные тенденции  эпохи, ощущал биение пульса современности.

В центре романа «Дворянское  гнездо» - исследование разнообразных общественно-психологических типов, которые занимали его соотечественников в течение длительного времени.

Заслугой И.С. Тургенева  явилась постановка в романе целого ряда общественных, философско-этических  проблем, которые получили мировое  значение.

Писатель внёс значительный вклад в жанровую систему XIX века, существенно обогатив поэтику русского реалистического романа в его  различных структурных модификациях.

В курсовой работе был проанализирован  роман И.С. Тургенева «Дворянское  гнездо». Были выявлены следующие типологические и индивидуальные черты произведения. К типологическим относятся:

  • тургеневский принцип создания образа персонажа – от прототипа или группы прототипов к художественному обобщению;
  • в сюжете реализуется идейный конфликт на фоне любовного;
  • через испытание любовью писатель раскрывает общественную несостоятельность героя;
  • точное обозначение время действия.

Информация о работе Типологические и индивидуальные черты в романе И.С Тургенева «Дворянское гнездо»