Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 03:49, реферат
В наше время многие искусствоведческие журналы и газеты размещают статьи о современной русской поэзии. В некоторых, состояние современной поэзии принято считать крайне тяжелым – классики давно почили в бозе, все хорошие стихи написаны, а современные поэты мало на что способны. В других же, наоборот, описывается возрождение современной русской поэзии, которое происходит вот уже на протяжении нескольких десятилетий.
Кто же из них прав? Прежде всего, следует не забывать, что поэзия сама по себе вещь очень изменчивая, а русская поэзия в особенности. Русская поэзия всегда переживала времена упадка и подъема и то, что когда-то было современными стихами, теперь стало классикой, а ведь тогда никто об этом и не думал.
Кузнецкий металлургический техникум.
Реферат по дисциплине «Литература»
«Современная поэзия»
Студентка группы ПВС-131
Ильинова Алёна
Сергеевна
Преподаватель:
Журавлева Людмила
Николаевна
Новокузнецк 2014-2015.
Современная поэзия и поэты
Что же такое поэзия и кто такой поэт? Словарь великорусского языка В. Даля дает такое определение:
«Поэзия – это изящество в письменности; все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и при том более мерной речью».
«Поэт – человек, одаренный
природою способностью
В наше время многие
Кто же из них прав? Прежде всего, следует не забывать, что поэзия сама по себе вещь очень изменчивая, а русская поэзия в особенности. Русская поэзия всегда переживала времена упадка и подъема и то, что когда-то было современными стихами, теперь стало классикой, а ведь тогда никто об этом и не думал.
Необходимо признать, что многие из современных поэтов пишут непрофессионально и не обладают огромным талантом, то есть попросту являются графоманами но, только промывая песок можно найти крупинки золота и почти невозможно предугадать, стихи каких современных поэтов в будущем будут цитироваться в учебниках литературы, в разделе русской поэзии.
Уже одно то, какое количество
стихов современных поэтов
Современная поэзия обладает всеми признаками техногенного общества – вместо самиздата, используется гораздо более доступный Интернет, да и стиль многих современных стихов мало напоминает классику. Однако главное ведь не то, чтобы современная поэзия соответствовала канонам, а то, чтобы современные поэты создавали что-то, что трогало бы душу человека, заставляло остановиться на минутку в бесконечной гонке со временем…
К большому сожалению,
Найдите минутку. Достаньте с полки томик классических стихов. Купите в переходе сборник современных стихов у поэта с горящими глазами, который готов говорить о них часами, и почитайте в метро. Зайдите в Интернет и наберите в поисковике «стихи современных поэтов».
Посвятите немного времени
себе, отдохните от повседневных
забот и убедитесь, что
ЗГЛЯД НА СОВРЕМЕННУЮ ПОЭЗИЮ
Предложен обзор наиболее значимых
явлений русской поэзии последней
трети XX - начала XXI веков, анализируются
отдельные стихотворения поэтов
традиционного направления и
«авангардистов-экспери-
Ключевые слова:
авангардизм, авторская песня, концептуализм, критический сентиментализм, метареалистическая поэзия, постмодернизм, современная поэзия, традиционализм
В последние 20-30 лет русская поэзия развивается очень быстро, трудно уследить за всем новым, что в ней появляется. Сегодня, несмотря на то, что книги недешевы, все же трудно купить новый томик современного поэта. Эти стихи востребованы, поэтическое пространство пристально изучают многие исследователи. Можно ругать или хвалить современную поэзию, но отмахнуться от нее или сделать вид, что ее нет, уже нельзя. Поэзия, как сказал известный поэт, - такая уж «пресволочнейшая штуковина: существует, и ни в зуб ногой!»
Сразу обозначим жанр нашего разговора о поэзии - «взгляд» - и остановимся на некоторых планах, мгновениях, которые может заметить читатель, думающий над строками самых разных поэтов. Серьезные научные работы о современной поэзии, конечно же, существуют1, но наша задача - очертить границы современных лирических горизонтов, дать поэтическую панораму, остановившись лишь на некоторых стихотворениях.
Среди поэтов, о которых мы будем говорить, есть и ныне здравствующие, и недавно умершие. Однако есть и такие, которые умерли во второй половине ХХ века, но их творчество продолжает оказывать влияние на современный литературный процесс: Николай Рубцов (1936-1971), Борис Слуцкий (1919-1886), Арсений Тарковский (1906-1989) и др.
Мы не ставили за дачей говорить о таких поэтах, творчество которых стало предметом многочисленных исследований, например о Владимире Высоцком или Иосифе Бродском, и будем, в основном, опираться на классификацию (может быть, спорную), предложенную В.В. Агеносовым и К.Н. Анкудиновым2. Однако многих поэтов, отнесенных ими к какому-либо одному направлению, можно по другим чертам их творчества, причислить и к другой поэтической школе.
Для поэтов последних тридцати лет трудно найти такой принцип, такую тенденцию, которые объединяли бы всех сразу. Пожалуй, единственное, что может
Общество
Terra Humana
быть общим, - это отношение к
традиции. Поэтому современных поэтов
можно, конечно же, приблизительно и
условно разделить на две большие
группы: «традиционалистов» и «авангардистов-
Это видно в наполненных чертами символизма и акмеизма стихах Арсения Тарковского, который вслед за Пушкиным и Ахматовой мечтал о нерукотворном памятнике, воплощенном в поэтическом слове:
Я свеча, я сгорел на пиру.
Соберите мой воск поутру,
И подскажет вам эта страница Как вам плакать и чем вам гордиться,
Как веселья последнюю треть Раздарить и легко умереть,
И под сенью случайного слова Загореться посмертно, как слово.
«Меркнет зрение - сила моя...»
Это заметно и в стихах ныне здравствующего Александра Кушнера (р. 1936), автора строчек, ставших крылатыми:
Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке поменять.
Интересно, что русская поэзия развивалась и в местах, далеких от России. У поэтов второй и третьей волны русской эмиграции мы можем увидеть как тяготение к русской традиции, так и явные черты авангардизма.
Например, у Ивана Елагина (1918-1987) есть такое стихотворение:
Мне не знакома горечь ностальгии.
Мне нравится чужая сторона.
Из всей - давно оставленной - России Мне не хватает русского окна.
Оно мне вспоминается доныне,
Когда в душе становится темно -Окно с большим крестом посередине,
Вечернее горящее окно.
Оно не только тематически связано с русской литературной традицией - концептами «окно» и «крест», но и ритмически напоминает нам пушкинское «Безумных лет угасшее веселье...» и лермонтовское «В полдневный жар в долине Дагестана...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре.» А.К. Толстого и «Мне не к чему одические рати.» Ахматовой. Этот перечень ассоциаций можно продолжать бесконечно. И это не натяжка. Смысловые отношения стихотворений, написанные одним и тем же размером, стали предметом исследований М.Л. Гаспарова, кото-
рый доказывает несомненную связь между смыслом стихотворения и его метрикой, размером: «.В звучании каждого размера есть что-то, от природы имеющее ту или иную содержательную окраску - хотя бы самую неопределенную, чисто эмоциональную. Иными словами, связь между метром и смыслом есть связь ор-ганическая»3.
У другого поэта-эмигранта
Пришла зима в суровости И принесла снежновости. <...>
В лесу дубы немногие,
Снеголые, снежногие.
Висят на каждой елочке Снегвоздики, снеголочки.
И снеголовая сосна Стоит прямее дротика.
Сугробовая тишина.
Снеграфика. Снеготика.
«Белым по белому»
У «военного» поэта Давида Самойлова (1920-1990), писавшего не только о войне и тонко чувствующего веяния времени, есть строки, в которых он сожалеет
о том, что русская поэзия во второй половине XX века все более отдаляется от традиций Золотого и Серебряного веков. Таково стихотворение, написанное в год смерти А. Ахматовой (1966):
Вот и все. Смежили очи гении.
И когда померкли небеса,
Словно в опустевшем помещении Стали слышны наши голоса.
Тянем, тянем слово залежалое,
Говорим и вяло, и темно.
Как нас чествуют и как нас жалуют!
Нету их. И все разрешено.
Иронически восклицая «Я сделал вновь поэзию игрой.», поэт отсылает читателя к пушкинской традиции. Чтобы расслышать «чужие» голоса в поэзии Самойлова, нужно обладать определенным культурным багажом, бережно относиться к миру русской поэзии и уметь вычитывать в стихах скрытые цитаты:
Лихие, жесткие морозы,
Весь воздух звонок, словно лед.
Читатель ждет уж рифмы «розы»,
Но, кажется, напрасно ждет. <...>
Повторов нет! Неповторимы Ни мы, ни ты, ни я, ни он.
Неповторимы эти зимы И этот легкий, ковкий звон.
И нимб зари округ березы,
Как вкруг апостольской главы.
Читатель ждет уж рифмы «розы»?
Ну что ж, лови ее, лови!..
Общество
Terra Humana
В стихотворении слышна не только перекличка с «Евгением Онегиным» и со строками Тютчева о «радужном виденье», которое «.дано нам на мгновенье, // Лови его - лови скорей!», но и со стихами Владимира Соколова (1928-1997) «Сухие, чистые морозы.». Такая культурная память необходима читателям поэзии, в противном случае очень многие смыслы современных стихов останутся вне их сознания.
В последние 40 лет поэтическое пространство постепенно расширялось, и все дальше уходили границы допустимого и дозволенного. А начало этому положили поэты-«шестидесятники»: Роберт Рождественский (1932-1994), Евгений Евтушенко (р. 1933), Андрей Вознесенский (р. 1933). Поэтический бум 1960-х, когда огромные залы не вмещали всех, кто хотел слушать стихи, совпал и с появлением в печати ранее «запрещенных» Ахматовой, Пастернака, Цветаевой, Заболоцкого и других. Но и «шестидесятники» творили и печатались в рамках дозволенного, а не всего того, о чем хотели сказать. Отсюда в их стихах появляется образ «ностальгии по настоящему», звучит сожаление о несделанном.
Точно определил место своего поколения
в русской культуре Е. Евтушенко
в стихотворении «Шестидесятник
Кто были мы,
шестидесятники?
На гребне вала пенного в двадцатом веке,
как десантники из двадцать первого.
И мы
без лестниц
и без робости на штурм отчаянно полезли, вернув
отобранный при обыске хрустальный башмачок
поэзии.
Давая звонкие пощечины, чтобы не дрыхнул,
современнику,
Мы прорубили
зарешеченное
окно
в Европу
и в Америку. <.>
Пускай шипят, что мы бездарные, продажные и лицемерные, но все равно мы легендарные, оплеванные, но бессмертные.
В 1970-е годы поэзия больше не рвется к эстрадному микрофону, и эту ситуацию выразил в своем четверостишии Кирилл Ковальджи (р. 1930):
Поэзия уходит с площадей, расходится бесшумно по квартирам, чтобы взойти через сердца людей мерцающими звездами над миром.
Громких, «площадных» поэтов сменили так называемые «тихие» лирики: Н. Рубцов, В. Соколов, А. Жигулин (1930-2000), О. Чухонцев (р. 1938), Г. Ступин (р. 1941), Г. Русаков (р. 1938). Современные «тихие» лирики, вслед за Н. Рубцовым и В. Соколовым, тяготеют к тютчевской традиции. Они воспринимают человека как часть природы и соотносят личность и мирозданье, что придает их поэзии философский характер. Рубцовские мотивы звучат в стихах Геннадия Ступина, философа-пейзажиста:
Воздух редок, темен свет От крещенского мороза.
Слеп сухой, сыпучий снег,
Немы елка и береза.
По дороге ни следа.
Глубока очей остуда.
Не придет никто сюда,
Не уйдет никто отсюда.
Даже дятел не стучит.
Пылью снежною не веет.
Стороною время мчит,
Лишь светает и темнеет.
Печь гудит, молчит вода.
Заварю покрепче чаю,
И горит в окне звезда,
Если света не включаю.
Я не чувствую себя,
Вечность целую осиля,
Ясная моя судьба -Этот лес, зима, Россия.
Высокий эмоциональный накал поздней лирики Геннадия Русакова, лауреата малой премии им. Аполлона Григорьева (1999), достигается использованием традиционных образно-выразительных средств, но даже мотивы смерти у него сочетаются со скрытой иронией:
.И коровы, наверно, на небе у господа есть -там нельзя без коровы, поскольку ребенки и дети.
Хоть возможно, скотине отдельное место и честь: где-нибудь на восьмом, на вполне уважительном свете.
Ты возьми меня, боже, хотя бы к себе в пастухи, чтоб ходить мне за стадом по тучным полям Елисея, распевать тебе славу, порой облекая в стихи -не болея, не старясь. И даже почти не лысея.