Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 17:54, реферат
Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Её начало восходит ко второй половине 10 века. Из этого великого тысячелетия более семисот лет принадлежат периоду, который принято называть "древней русской литературой".Художественная ценность древнерусской литературы еще до сих пор по-настоящему не определена.Значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени. Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка.
Повесть содержит ряд конкретных примет, резко отличающих ее от произведений устного народного творчества. Так, церковь, в которую явилась Богородица, представ перед очами робкого пономаря, “вне града бысть близ за Днепр рекою в Печерстем монастыри”. Меркурий разбил татар у Долгого моста. С отрубленной головой он вошел в Молоховские ворота, “и дошед врат Мологинских, ту же вышла по воду некая девица и зря святаго нелепо бранити”, “он же в тех вратах возлеже и предаст честные дупло свою Господеви”.
Поскольку произведение о Меркурии Смоленском имеет прочную литературную основу как гибрид воинской повести и жития, уместно предположить, что в основе его архетекста лежала воинская повесть, которая затем была обработана в агиографическом стиле и предстала как “воинское житие”. Такие факты имели место в древнерусской литературе, примером чему служит “Житие Александра Невского”, в основе которого, как заключили ученые, также лежала воинская повесть о выдающемся князе-полководце, тонком и искусном дипломате, предпринявшем все для того, чтобы избежать столкновения с ордынским ханом. Конечно, между героями этих двух произведений большая разница. Меркурий Смоленский не выработал, как Александр Невский, психологии князя-дипломата. Он воин и горит пафосом ратных подвигов - отстоять не только Русскую землю и свой “богоспасаемый град Смоленск”, но и защитить веру христианскую, если это даже станет ему жизни. В различии психологии героев отражено разное время создания самих произведений, разная степень освоения темы татарского нашествия. И поэтому можно заключить, что воинская повесть-житие о Меркурии Смоленском - произведение, появившееся ранее повести-жития об Александре Невском. В то же время повесть о Меркурии дает основание заключить, что даже в тяжелое лихолетье, вызванное татарским нашествием, смоленская литература продолжала свое развитие, обретая новые жанровые формы.
Если проследить тот тяжелейший путь, которым прошло русское сознание от Авраамия Смоленского до Сергия Радонежского, от типа человека домонгольской Руси до человека периода активной борьбы против монголотатарского владычества, то вывод возникает один: русский человек, несмотря на труднейшие обстоятельства жизни, не умер ни умственно, ни нравственно, а сумел устоять, распрямил свои плечи и изготовился к решительному бою.
Анализ художественных произведений той поры, в том числе и смоленской литературы, убеждает в том, что русский характер в течение всех этих почти ста лет оставался единым, хотя на его долю выпали большие испытания. Это многообразное единство цементировалось прежде всего русским языком, “могучим и свободным”, который, по словам И. С. Тургенева, был “дан великому народу”, художественной литературой; это единство скреплялось безграничной любовью к природе, своему “родному краю”. Именно поэтому русский характер не замутился ни под напором печенегов, хазар, половцев и теперь татаро-монголов; из века в век он оставался чистым, как родниковая струя. И здесь исключительно плодотворной была деятельность преподобного Сергия Радонежского.
Примером всей своей жизни, недосягаемой высотой интеллекта он сумел поднять дух народа, пробудил в нем веру в свои силы, вдохнул надежду на освобождение от ненавистных оков вражеского ига. В этом состоял его бессмертный подвиг во имя России и ее многострадального народа. Не наделенный никакой административной властью над людьми, тем не менее он имел над ними духовную власть. Была у него особенная стать - воздействовать на людские души правдивым добрым словом, силой убеждения. Самой возможностью жить вольно и свободно Сергий Радонежский дал понять и почувствовать заскорбевшему, униженному и оскорбленному народу своему русскому, что он не погиб, если в тайниках его души еще не все погасло, не все доброе и здоровое умерло, а продолжает жить. Самим появлением своим среди соотечественников, находившихся во тьме и сени смертной, он помог заглянуть в их собственный внутренний мрак и увидеть озаряющий светоч.
У писателей Древней Руси было вполне определенное отношение к изображению человека. Главное - не внешняя красота, красота лица и тела, а красота души. Ни одно из произведений древней Руси - переводное или оригинальное - не стоит обособленно. Все они дополняют друг друга в создаваемой ими картине мира.
В представлениях древних русичей, носителем абсолютной, идеальной красоты был только Господь Бог. Человек - Его создание, тварь Божья. Красота человека от того, насколько полно в нем выражалось Божественное начало, то есть его способность желание следовать заповедям Господа, трудиться над совершенствованием своей души.
Чем больше человек работала над этим, тем больше он как бы изнутри озарялся внутренним светом, который посылал ему Бог, как свою Благодать. Богатая духовная жизнь любого человека могла сотворить чудо: сделать некрасивого прекрасным. Для этого необходим праведный, благочестивый образ жизни (особенно путем молитвы, покаяния, поста). Значит, Духовная сфера воспринималась, прежде всего, эстетически; в ней видели высшую красоту. Она не нуждалась в красоте физической.
Идеалом человека в Древней Руси считались в первую очередь святые подвижники, в которых видели прямых посредников между грешным человеком и божественной сферой. В каждой эпохе были свои герои. На примере нескольких произведений рассмотрим, как развивалась тема человека и его деяний в древнерусской литературе. Но прежде рассмотрим периодизацию истории древнерусской литературы.
В "Сказании о Борисе и Глебе" упоминалось святое место в Смоленске – Смядынь. На этом месте затем был воздвигнут "княжеский город", с пристанью и крепкой заставой.
Широко представляет Смоленск на своих страницах "Повесть временных лет". Наиболее полно смоляне показаны автором "Слова о полку Игореве". Смоляне - затворники, паломники и пилигримы предстанут в ряде литературных памятников XIII, XIV, XV веков. Это и Грефенья, и Игнатий, и Симон "со товарищи".
В произведениях литературы и устного народного творчества смоляне предстают как мужи "дерзи и боеви", а князья их "мудри суть и рядни и хоробри".
Нет ничего удивительного в том, что наша Смоленщина широко предстала в письменных и устных памятниках художественного творчества: Смоленск занимал одно из ведущих мест в общей довольно пестрой картине государственной иерархии, представляя собой спрессованное экономическое, политическое и культурное начало, четко оформленное в плане этническом и художественном.