Символический подтекст в романе Стендаля "Красное и Черное"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 19:36, контрольная работа

Краткое описание

До того как начать поиск символического подтекста, мне хотелось бы подчеркнуть, что в отличие от автора, который делит свой роман на две части, я бы добавила к нему еще одну, и в таком случае у меня получается вместо двух, три жизненных этапа красивого, льстивого и очень целеустремленного Жюльена Сореля. В каждой из частей, конечно же, присутствуют цвета заглавия романа, чаще автором упоминается черный цвет, на мой взгляд, это связанно с тем, что именно он олицетворяет состояние души и внешнего облика главного героя. А красный цвет больше относится к вещам и второстепенным персонажам: состоянию природы, человеку с любовными или дружескими чувствами, или же самой смерти.

Содержание

Введение 3 стр.
Скрытый в романе символический подтекст 5 стр.
1. Провинциальный городок 5 стр.
2. Семинария 8 стр.
3. Вступление в свет и казнь 9 стр.
Критика 12 стр.
Заключение 14 стр.
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 46.32 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение 3 стр.
Скрытый в романе символический подтекст 5 стр.
1. Провинциальный городок 5 стр.
2. Семинария 8 стр.
3. Вступление в свет и казнь 9 стр.
Критика 12 стр.
Заключение 14 стр.
Список  литературы 16 стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       Роман Стендаля «Красное и черное» был  опубликован в 1830 году. Но почему автор  дал своему произведению именно такое  название? Что он хотел показать этими цветами? Какой смысл и  символ таят они в себе? Критики  до сих пор теряются в догадках, иногда отваживаясь на малоубедительные гипотезы.

       Ромен Коломб, душеприказчик и первый биограф  Стендаля, в биографической заметке  о своем покойном друге писал: «Уже больше года я видел на письменном столе Бейля рукопись, на обложке  которой крупными буквами стояло: „Жюльен”; мы никогда об этом не разговаривали. Как-то утром, в мае 1830 года, он вдруг  прервал беседу, которую мы вели, и сказал мне: „А что если мы назовем  его „Красное и черное”. Не понимая, что он имеет в виду этой фразой, не имеющей никакого отношения к  предмету нашей беседы, я спросил  его, что это значит. Но он, продолжая  свою мысль, ответил: „Да, его нужно  назвать „Красное и черное”. И, взяв рукопись, он заменил этими словами  название „Жюльен”».

       Современники  Стендаля, так же как и его ближайшие  друзья отказывались от объяснений. «В названии этой книги заключен порок  или, если угодно, своеобразное достоинство: оно оставляет читателя в полном неведении относительно того, что  его ожидает», — писал критик в «Revue de Paris» и признавался  в том, что и сам он его не понимает.

       «Revue des Deux Mondes» говорил о «прелестном  романе г-на де Стендаля», который он, «неизвестно почему, назвал „Красным и черным“». Роман с тем же успехом можно было бы назвать «Зеленое и желтое» или «Белое и синее», писал Эсеб Жиро в «Revue des Romans», не вкладывая в эти цвета никакого смысла.

       Сент-Бёв  в 1854 г. отказывался объяснить это  непостижимое название и видел в  нем «эмблему, которую нужно разгадать».

       Знаменитый  «Универсальный словарь» Ларусса объясняет  название свойственным Стендалю оригинальничанием: «Мы были бы весьма затруднены, и  сам автор, конечно, так же как  мы, если бы нужно было объяснить, почему он называется „Красное и черное“. Ничто не оправдывает это название, кроме только мании оригинальности, которой Бейль отдавал дань по всякому поводу».

       Жюль  Жанен, один из первых рецензентов романа, все же сделал попытку объяснить: автор «берет восемь-десять персонажей, марает их красным и черным. Читатель — если найдется читатель — говорит: вот свирепый человек, а его сосед  — лицемер. Читатель ошибается». Но тут же Жанен предлагает другое объяснение, столь же проблематическое: описывая общество Реставрации, но, не желая определять социальное содержание романа в названии, Стендаль обозначил борющиеся партии цветами эмблем; какая из партий красная, а какая черная — этого Жанен сказать не мог.

       Арсен Уссе увидел в названии намек на красное и черное поля «рулетки»: роман, следовательно, говорит об игре случая, о «человеческой судьбе, брошенной на зеленое поле любви». Однако в романе нет никаких намеков  на азартную игру. Ни на какое зеленое  сукно Жюльен своей судьбы не бросает, а любовь в его жизни играет совсем другую роль. Жюльен Сорель —  отнюдь не игрок; это волевой человек, сознательно идущий к намеченной цели. Он не хочет довериться случаю или «вдохновению минуты», а потому составляет в письменном виде планы своего поведения.

       Общественный  смысл романа — в детерминированности  этой судьбы и в сознательном, определенном волей и талантом движении Жюльена  от нижней ступеньки социальной лестницы к высшей.

       После смерти Стендаля его друг, французский  критик Эмиль Д. Форг, сообщил, будто бы сам Стендаль так объяснял название: «„Красное” означает, что если бы Жюльен родился раньше, он был бы солдатом, но в его время он должен был надеть на себя сутану, отсюда „черное”». Однако сам Форг не счел это объяснение сколько-нибудь вероятным.

       То, что Эмиль Форг изложил как  непроверенное предположение, многие биографы Стендаля приняли без всяких колебаний. Прежде всего, эту теорию принял Артюр Шюке, замечательный  знаток военной истории и автор  известной биографии Стендаля, Адольф Поп, автор многих работ о Стендале, Жюль Марсан, опубликовавший критическое издание романа и многие другие. Астье противопоставляет черному цвету Конгрегации красный цвет мантии судей, приговоривших Жюльена к смерти.

       Как видно споров вокруг названия, конечно много и они бесконечны, потому что никто не может дать вразумительного и точного ответа по этому поводу. Но не зря ли автор первоначально назвал свой роман «Жюльен», ни в этом ли молодом человеке заключается вся суть романа, ни он ли и есть это самое «красное и черное». 

       Скрытый в романе символический подтекст  

                                        Таится страсть, но скрытностью угрюмой,

                                        Она сама свой пламень  выдает:

                                        Так черной мглою  сокрытый небосвод

                                        Свирепую предсказывает  бурю…

       Байрона «Дон Жуан» 

       До  того как начать поиск символического подтекста, мне хотелось бы подчеркнуть, что в отличие от автора, который делит свой роман на две части, я бы добавила к нему еще одну, и в таком случае у меня получается вместо двух, три жизненных этапа красивого, льстивого и очень целеустремленного Жюльена Сореля. В каждой из частей, конечно же, присутствуют цвета заглавия романа, чаще автором упоминается черный цвет, на мой взгляд, это связанно с тем, что именно он олицетворяет состояние души и внешнего облика главного героя. А красный цвет больше относится к вещам и второстепенным персонажам: состоянию природы, человеку с любовными или дружескими чувствами, или же самой смерти. 
 

       
  1. Провинциальный  городок
 

       «Городок Верьер, пожалуй, один из самых живописных во всем Франш-Конье. Белые домики с островерхими крышами красной черепицы раскинулись по склону холма, где купы мощных каштанов поднимаются из каждой лощинки». Так начинает свой роман Стендаль. Маленький провинциальный городок, со своими сложившимися порядками и уставами.

       Здесь проживает Жюльен Сорель,  невысокий  юноша лет восемнадцати или девятнадцати, довольно хрупкий на вид. Среди  разновидностей человеческих лиц вряд ли можно найти  еще одно такое, которое отличалось бы столь поразительным своеобразием. Свое внимание я хотела бы уделить  его большим черным глазам, которые в минуты спокойствия сверкали мыслью и огнем, а в гневе горели самой лютой ненавистью. Не зря говорят, что глаза это зеркало души, а душа у Жюльена, на мой взгляд, была такой же черной. Так же это подчеркивает и то, что практически на протяжении всего романа Сорель не снимает с себя черной одежды.

       Но вернемся к началу произведения. Жюльеном, благодаря его отличной памяти и хорошим знанием латыни, заинтересовался мэр города - господин де Реналь. Он нанимает Сореля в гувернеры для своих троих сыновей. С этого момента в жизни юноши все меняется. Он начинает свое восхождение, как Наполеон, его кумир, от «маленького» человека до невероятной известности. Но последнему было не суждено сбыться.

       По  пути к дому де Реналей, Жюльен заходит  в церковь. Там по случаю праздника все переплеты окон были затянуты темно-красной материей, благодаря чему солнечные лучи приобретали какой-то удивительный оттенок, величественный и в то же время благолепный. Жюльен садится на скамью и на скамеечке для коленопреклонения он находит обрывок печатной бумаги, на котором было написано:

       «Подробности  казни и последних минут жизни  Людовика Женреля, казненного в Безансоне  сего…», дальше листок был оборван. Жульен еще подумал: «А фамилия его кончается так же, как и моя…»

       Когда Жульен выходил из церкви, ему показалось, что на земле, около кропильницы, кровь, но это была разбрызганная святая вода, которую отсвет красных занавесей делал похожей на кровь.

       Это можно растолковать как предупреждение. То, что фамилия казненного заканчивается также как и у Жюльена, то, что вместо святой воды он увидел кровь возле кропильницы, все это говорит о том, что юноша делает неверный ход, он выбирает неправильный путь и то, что в конце его ждет смерть.

       Прибыв  на место своей новой работы, он переоблачается в черный костюм гувернера. В своем черном долгополом сюртуке он походит на монаха, разве что сутаны не хватает.

       Но  приобретя черное он получает и красное, в лице госпожи де Реналь. Она относится к Сорелю с нежностью и лаской, чем сразу завоевывает его доверие и любовь. И она единственный человек, которого Жюльен будет по-настоящему любить и единственная, кого он не будет ненавидеть.

       Госпожа де Реналь любила и боготворила Жюльена. Но она разрывалась между этой любовью и чувством долга и чести перед мужем. Скорее всего, это и послужило тому, что она то и дело кидалась из крайности в крайность. Она понимала, что ступила на «кривую дорожку» и постоянно порывалась рассказать все мужу, но в то же время она совершала безумные поступки для Жульена.

       Один  из таких поступков повлек за собой  недовольства мэром. Все началось с того, что в Верьер должен был прибыть король. В связи с этим было дано распоряжение произвести отбор среди молодых людей для почетного караула. Туда попал и Жюльен Сорель, конечно же, не без помощи госпожи де Реналь. Как только настало время, и почетный караул появился на улицах, естественно, в его рядах люди заметили Жюльена, и по толпе прокатилось волна недовольства.

       Но сам Жульен был на седьмом небе, он чувствовал себя счастливейшем из смертных. На тот момент для него это было пределом мечтаний. Эполеты его сверкали ярче всех других, так как они были новехонькие; конь под ним то и дело вставал на дыбы. Он был на верху блаженства. А когда караул поравнялся со старой крепостной стеной, и от внезапного выстрела маленькой пушечки лошадь вынесла Жюльена из строя, то с этого момента он вообще чувствовал себя героем. Он был адъютантом Наполеона и мчался с атакой на враждебную батарею.

       Но  все это были мечты, которые, к  сожалению Жюльена, не могли долго  оставаться явью. Едва только король вошел  в церковь, юноша ринулся к  дому господина де Реналя. Там, сокрушенно вздыхая, он расстался со своим небесно-голубым мундиром, со своими эполетами и саблей и снова облачился в свой черный поношенный костюм.

       Жюльен  был не заурядной личностью, но по воле случая он родился в бедной семье. Ему хотелось быть военным, быть героем, совершать какие-то невероятные  подвиги, но судьба распорядилась к  нему иначе, повернув его к черной стороне жизни.

       Довольно  долго продолжались отношения Жюльена  и госпожи де Реналь, но всему  есть конец. Об этом просочился слух и в дом мэра стали поступать анонимные письма. Господину де Реналю удалось все уладить, но теперь Сорель не мог оставаться в этом доме. Как не хотела госпожа де Реналь отпускать Жюльена, но все было уже решено и юноша должен был отправиться на обучение в семинарию. 
 
 

       
  1. Семинария
 

       Большой город встретил Жюльена черными  стенами безансонской крепости. Но это даже породило в нем наполеонские мечтания: «Какая была бы великая разница, - говорил он со вздохом, - если бы я явился в эту благородную твердыню в качестве подпоручика одного из гарнизонных полков, остановленных здесь для ее защиты!»

       Но  подойдя к месту будущего «заключения» мечтания его прекратились, особенно когда он увидел то здание, где будет учиться. «Вот он мой ад земной, из которого мне уже не выйти!», так Жюльен думал о семинарии. Он позвонил в колокол. И минут через десять к воротом подошел бледный человек, весь в черном.

       Черный  человек знаком велел ему следовать  за ним. Они поднялись на третий этаж и очутились перед маленькой  дверцей, над которой был прибит огромный кладбищенский крест из простого дерева, выкрашенный в черную краску.

Информация о работе Символический подтекст в романе Стендаля "Красное и Черное"