Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 11:25, реферат
Начиная говорить о первых исторических источниках, посвящённых славянам, следует в первую очередь определиться с термином – исторические источники. Таковыми принято считать зафиксированные в памятниках письменности разных народов сведения о славянах, с древнейших времён до возникновения отдельных славянских государств.
Письменные свидетельства о славянах могут принадлежать тем народам, которые достаточно близко общались со славянами, имели письменность и были достаточно любопытны, чтобы фиксировать сведения о различных народах. В период своего становления славяне непосредственно общались с кельтами, финнами, балтами, скандинавами (северными германцами), скифами (причерноморскими иранцами), аварами (тюркский народ, создавший в 6в. Государственное объединение на территории современной Венгрии), гуннами и многими другими народами.
В скобках здесь даны современные названия. Окончательного ответа на вопрос о том, что имел в виду Иордан под городом Новиетун и Мурсианским озером так и не дано. Современные исследователи предполагают, что Новиетун – это город, расположенный в районе Дуная, более точно определить его местонахождение не удаётся. Мурсианское озеро упоминается только Иорданом, другим авторам оно неизвестно. По некоторым версиям этим именем названо озеро Балатон в современной Венгрии, хотя подобная точка зрения не единственная. Называя город Новиетун и Мурсианское озеро, Иордан обозначал западную границу проживания склавен, а, следовательно, и славян в целом. Поскольку локализация этих объектов неясна, остаётся и проблема определения этой границы в VI в.н.э.
Зато восточная граница
проживания склавен им
Повествуя о походах готского короля Германариха (ум. в 375 г.), Иордан пишет о его войнах с венетами:
«После поражения герулов
Германарих двинул войско
Отношение Иордана к славянам здесь несправедливо. По варварским традициям народ оценивается исключительно по качеству имеющегося у него оружия. Интересен конец цитаты, в котором говорится о более поздних событиях, современным самому Иордану, т.е. о середине VI в. В это время славяне уже «свирепствуют повсеместно». Иордану остаётся разве что вспоминать о былых победах готов и сетовать на их грехи.
Крайне выразительные оценки
славян оставлены Прокопием
«Образ жизни у них как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы»13.
В том, что Прокопий Кесарийский пишет именно о славянах, уже не возникает никаких сомнений. О местах их проживания он говорит только то, что они заселяют «ту сторону» Дуная, который к тому времени становится естественной границей между Византийской империей и «варварами». Правда, граница эта то и дело нарушалась с обеих сторон.
Как и другие авторы до него, Прокопий упоминает о том, что славяне занимают огромные территории, объясняя это тем, что их образ жизни предполагает некоторое «рассеяние»: «В древности оба эти племени (славяне и анты) называли спорами («рассеянными»), думаю, потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными посёлками. Потому-то им и земли надо занимать много»14. Имя споры, которое, по мнению Прокопия, носили некогда все славяне, вызывает разногласия учёных. Одни сближают его со славянским этнонимом более позднего времени сербы, сорбы, другие говорят, что невозможно точно установить, что имел в виду Прокопий.
О жизни славян Прокопий говорит высокомерно, но при этом отмечает и положительные стороны их характера. Об обычаях наших предков Прокопий сообщает больше всех остальных авторов. По Прокопию славяне «издревле живут в демократии». Привлекает внимание и такое замечание: «У них счастье и несчастье в жизни считается делом общим».
Говорится о поклонении славян богу – отцу молний. Безусловно, это славянский Перун. И тут же говорится совсем странное для образованного, просвещённого грека: «Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу»15. Не здесь ли корни известной русской пословицы «На бога надейся, а сам не плошай!».
Касаясь быта славян, историк отмечает, что они живут «в жалких хижинах и часто меняют места проживания». Видимо, гигиенические навыки, принятые в Византии, ещё не привились у славян. Со временем обычаи их менялись, позднее появились бани. Само слово баня славянами заимствовано из латинского языка, а в латинский попало из греческого.
В своём труде Прокопий отмечает также силу и высокий рост славян. Большинство из них кажется Прокопию блондинами – «цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый». Здесь мнение автора совпадает с традиционным образом славянина – высоким и светловолосым.
Особо охарактеризован и способ ведения войны. Главное оружие славянина – дротик и щит. Отсутствуют панцири. Более того, славяне часто идут в битву обнажёнными по пояс. Отмечена и непривычная для греков варварская одежда – штаны. Словом, характеристики Прокопия Кесарийского представляются наиболее полными и касаются самых различных аспектов жизни славян.
Одна из самых лестных характеристик дана славянам в трактате по военному делу «Стратегикон», который приписывают византийскомау императору Маврикию (правил в 582 – 602 гг.). Хотя относительно авторства этого произведения в науке высказывались серьёзные сомнения. Характеристика «Стратегикона» до сих пор вселяет в нас гордость за наших предков. «Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни, и по нравам; свободные, они не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной стране»16.
Маврикий отмечает
О вооружении славян Маврикий пишет более полно, чем Прокопий Кесарийский.
«Каждый мужчина вооружён двумя небольшими копьями, а некоторые из них и щитами, крепкими, но труднопереносимыми. Пользуются они также деревянными луками и небольшими стрелами, намазанными отравляющим веществом»17. Впрочем, этот вопрос, равно как и военная стратегия славян был особенно болезненным для Византии, Для которой соседство со славянами представляло постоянный источник опасности.
Особое место среди
«Что касается язычников… то некоторые племена из них суть Славяне и Русы. Они живут в одной из двух половин этого города (Итиля) и сожигают своих мертвецов с их вьючным скотом, оружием и украшениями. Когда умирает мужчина, то сожигается с ним жена его живою; если же умирает женщина, то муж не сожигается; если умирает у них холостяк, то его женят по смерти. Женщины их желают своего сожжения, чтоб войти с ними (мужьями) в рай»18.
Особенное место среди
«восточных» источников
Таким образом, исторические источники могут дать исследователю достаточно полную картину о жизни, быте, религиозных обычаях и укладе жизни славян. Разумеется, в разных сочинениях и вопросы эти раскрыты по-разному. Тацит, к примеру, об обычаях славян сообщает крайне скупо, только то, что они «ради грабежа рыщут по лесам и горам, сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой». Не многим больше можно узнать и из сочинения Иордана. Наиболее полную информацию по этому вопросу можно найти у Прокопия Кесарийского, которые пишет и о форме правления («народоправство = демократия»), и о верованиях, и о жилище и о многом другом. К сожалению, все авторы крайне мало сообщают о мирной стороне славянской жизни. Для большинства пишущих славяне – враги, настоящие или потенциальные. Тем не менее, многие авторы с явной симпатией пишут о наших предках, которые «свободолюбивы, гостеприимны», «не плохие и совсем не злобные», в чистоте сохраняют древние нравы, давно утраченные народами, от имени которых пишут перечисленные выше авторы.
Каждым автором обозначены и границы проживания славян. Плиний и Тацит (I в.н.э.) указывают, что венеды проживали по восточному берегу реки Вислы между Карпатами и Балтийским морем. В VI в. Иордан пишет, что склавены и анты занимают значительную территорию от Вислы до Дуная, долее на восток вплоть до Дона. Для Прокопия Кесарийского славяне – прежде всего жители «той» стороны Дуная.
Крайне скудны у древних
авторов сведения о языке
Иногда в своих текстах древние авторы приводят отдельные слова из славянских языков. Например, приведённое Иорданом слово «страва». При описании погребения Аттилы Иордан пишет: «После того, как он был оплакан такими стенаниями, они справляют на его кургане «страву», сопровождая её громадным пиршеством». Высказываются предположение, что речь идёт о славянском слове, заимствованном гуннами. Обозначает оно тризну, т.е. поминальный пир в честь усопшего. Слово страва зафиксировано в русских говорах со значением еда, пища, кушанье, яство, блюдо, похлёбка, варево. Вместе с тем, какой-либо убедительной этимологии слова страва пока не предложено, поэтому нельзя ни решительно отказываться, ни достоверно доказать его славянское происхождение. Впрочем, даже приведение примеров на употребление славянских слов в греческих и латинских текстах не изменит основного вывода: древние авторы не интересовались языком славян (равно как и языками других «варваров»).
Как ни были бы различны
между собой первые
Первые исторические известия о славянах.
Список использованной литературы:
Контрольная работа по предмету
славянская филология.
Тема работы:
Студентки 1 курса
Юлии Горбачевской
1 «Повесть временных лет»
2 «Повесть временных лет».
3 См.: Геродот. История.
4 Нидерле Л. Славянские древности. – М., 2000.
Информация о работе Первые письменные свидетельства о славянах