Первые письменные свидетельства о славянах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 11:25, реферат

Краткое описание

Начиная говорить о первых исторических источниках, посвящённых славянам, следует в первую очередь определиться с термином – исторические источники. Таковыми принято считать зафиксированные в памятниках письменности разных народов сведения о славянах, с древнейших времён до возникновения отдельных славянских государств.
Письменные свидетельства о славянах могут принадлежать тем народам, которые достаточно близко общались со славянами, имели письменность и были достаточно любопытны, чтобы фиксировать сведения о различных народах. В период своего становления славяне непосредственно общались с кельтами, финнами, балтами, скандинавами (северными германцами), скифами (причерноморскими иранцами), аварами (тюркский народ, создавший в 6в. Государственное объединение на территории современной Венгрии), гуннами и многими другими народами.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Славянская филология.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

   Начиная говорить о первых  исторических источниках, посвящённых  славянам, следует в первую очередь  определиться с термином –  исторические источники. Таковыми  принято считать зафиксированные  в памятниках письменности разных  народов сведения о славянах, с древнейших времён до возникновения отдельных славянских государств.

   Письменные свидетельства  о славянах могут принадлежать  тем народам, которые достаточно  близко общались со славянами, имели письменность и были  достаточно любопытны, чтобы фиксировать  сведения о различных народах. В период своего становления славяне непосредственно общались с кельтами, финнами, балтами, скандинавами (северными германцами), скифами (причерноморскими иранцами), аварами (тюркский народ, создавший в 6в. Государственное объединение на территории современной Венгрии), гуннами и многими другими народами.

   Скифы, авары и гунны исчезли, так и не обзаведясь своей  письменностью, остальные из перечисленных  народов получили письменность  довольно поздно. Таким образом  народы, знавшие славян лучшего всего, не могли оставить о них исторических свидетельств.

   Исток европейской цивилизации – античность. Античными принято считать культуры двух народов – древних греков и древних римлян. Из всех европейских народов только они могли оставить в своих трудах какие-либо упоминания о славянах.

   Прежде чем обратиться  непосредственно к различным  письменным свидетельствам о  славянах, следует обговорить и  ещё один момент. Если принять  во внимание точку зрения исследователей, которые относят формирование славян к V в.н.э., то искать где-либо информацию о славянах раньше этого времени не имеет смысла, поскольку их ещё не было. Свидетельства более раннего времени могли быть о балтах или иранцах, но не о славянах. Если придерживаться гипотезы о том, что со II тысячелетия до н.э. можно вести речь о славянах, как об отдельном от балтов народе, то свидетельства о славянах могли бы относиться к этому времени, но тогда ни один европейский народ не располагал своей системой письма.

   Древнейшее свидетельство славян о самих себе – «Повесть временных лет». Первые страницы её составляют суховатый перечень географических названий и различных народов, большинство их которых давно ушло из мировой истории. Однако именно эти страницы содержат древнейшие сведения славян о самих себе, так сказать, своеобразная автобиография славян. Именно из этого списка учёные пытаются почерпнуть сведения об отношениях славян до формирования государств.

   «Повесть временных лет»  создаётся на рубеже IX-XII вв. Её автором традиционно считается летописец Нестор, хотя создание этого произведения проходило в течении жизни нескольких поколений. Вероятно, какие-то фрагменты «Повести временных лет» существовали уже в начале 11в. Как и многие другие памятники древнерусской литературы, «Повесть временных лет» сохранилась в более поздних списках, древнейший из которых находится в составе Лаврентьевской летописи 1377г.

В «Повести временных лет» содержится наиболее полный перечень всех славянских племён. Однако следует помнить, что для Нестора, пишущего свою летопись в конце 11 – начале 12в., славянские племена – это уже прошлое, пусть и не очень далёкое. В центре его внимания вопрос о том, «откуда пошла земля русская». А это вопрос о происхождении Русского государства, которое фактом своего появления отменяло древнее разделение восточных славян по племенам. В тексте «Повести временных лет» племенные объединения уже не играют политической роли.

   «Повесть временных лет»  предлагает характеристику восточных  славян. «Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадавшей в Двину именуемой Полота, от неё и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назвались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами» (8.144).1

   Логично предположить, что  название поляне пошло от поля, т.е. это жители открытых мест. Они занимали не всё течение Днепра, а только ту его часть, где впоследствии появится Киев. Древляне – жители лесов, жили они на запад от полян. Имя дреговичей, по предположениям учёных, восходит к слову дрягва, дрегва, т.е. «топкое болотистое место», которых много между Припятью и Двиной. Ещё севернее расположились полочане, имя которых вслед за Нестором исследователи производят от названия реки Полота. «Своим» именем назвались словене. Предположительно, словене оказались в инородном окружении, поэтому им важно было отличить себя от неславянских народов. Племенное название северян по М.Фасмеру принято связывать с тем, что по месту проживания они были самым северным народом из всех племён. Имеется и другое предположение, согласно которому название северяне восходит к иранскому sey, sew со значением «чёрный».

   В дальнейшем тексте летописи  появляются названия и других  славянских народов. Кривичи (название, возможно, восходит к имени предполагаемого родоначальника Крива), черемисы – предки современных марийцев. К перечню народов, говорящих на Руси по-славянски добавляются бужане-волыняне, которые прозывались по реке Бугу, на которой и проживали. В перечне «славяноязычных» племён исчезают недавно появившиеся кривичи и не упоминаются словене. Их место занимаю новгородцы. О следующем народе – дулебах – говорится как о более древнем славянском племени, которое испытало на себе притеснение ещё со стороны обров (аваров). «Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов – также славян, и творили насилие жёнам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трёх, четырёх или пять жён и везти его – обрина, - и так мучили дулебов» (10,146).2 Следует принять во внимание, что более позднее название дулебов – волыняне, т.е. жители Волыни.

   Далее в «Повести временных лет можно найти новые названия славянских племён. Это радимичи и вятичи, уличи и тиверцы. Радимичи и вятичи здесь объявляются ляшскими племенами, или, по современной терминологии – западнославянскими. При перечислении славян, живущих на юге, т.е. в местах древней локализации антов, Нестор говорит, что их множество. Так характеризовали славян этих мест и древние авторы. Трудно решить, заимствует Нестор информацию или сообщает очевидный факт, Ссылка на греков, которая присутствует тут же, заставляет отдать предпочтение первому предположению. В дальнейшей истории Киевской Руси это множество особой роли не играет.

   Античным историкам славяне  становятся известны относительно поздно. Иногда этот факт давал повод к рассуждениям о «неисторичности» славян. Впрочем, упоминая мимоходом «варваров» античные авторы не задумывались о том, что их сочинения впоследствии будут внимательно изучаться потомками тех же варваров. Поэтому нельзя со всей достоверностью ответить на вопрос: кем и когда славяне впервые были названы в качестве отдельного народа?

   Первое из дошедших до  нас историческое сочинение античной культуры – «История» Геродота (484 – 431/425 до н.э.), которого по праву считают «отцом» истории, хотя он с таким же правом мог претендовать на звание «отца» географии и этнографии. Многие учёные склонны были считать, что в своей «Истории» Геродот писал и о славянах. Среди перечня различных народов – тавров, агафирсов, невров, меланхленов, гелонов, будинов, савроматов3 – хочется обнаружить упоминание и о своих предках. Это желание усиливается ещё и оттого, что Геродот описывает те территории, на которых к тому времени уже должны были проживать славяне. К сожавле5нию, взгляды Геродота преимущественно обращены к Азии, даже о существовании Рима в его книге ничего не говорится. О Европе в целом его сведения приблизительны, о чём он и пишет: «Что же до самых отдаленных стран Европы, именно на западе, то я не могу сообщить о них ничего определённого».

   Чешский знаток славянских  древностей Л.Нидерле (1865 – 1944) считал, что «первые исторические сведения  о славянах появляются относительно  поздно; до нашей эры о них  нет ни одного достоверного  упоминания»4. Тем не менее, он же пишет следующее: «Я не колеблясь, утверждаю, что среди упомянутых Геродотом северных соседей скифов не только невры на Волыни и Киевщине, но, вероятно, и будины, обитавшие между Днепром и Доном, и даже скифы, именуемые и пахарями, и земледельцами, и помещённые Геродотом к северу от собственных степных областей между верхним Бугом и средним Днепром, были, несомненно, славянами, которые испытывали влияние греко-скифской культуры…»5.

   По мнению Б.А.Рыбакова  славяне фигурируют у Геродота  под именем сколотов. Слово «сколоты» встречаются у Геродота только один раз, его он использует как общее племенное название скифов: «Все племена вместе называются сколотами, т.е. царскими. Эллины же зовут их скифами».

   Больше оснований видеть  славян в неврах. Такого мнения придерживались различные исследователи  славянских древностей. Так для Л.Нидерле их славянское происхождение вполне очевидно. Но информации, которую сообщает Геродот об этом народе недостаточно, чтобы отождествить его со славянами. «У невров обычаи скифские... Эти люди, по видимому, колдуны. Скифы и живущие среди них эллины, по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем вновь принимает человеческий облик»6. Почитание волков было распространено среди многих первобытных народов, связывать его только со славянами нельзя. Хоть здесь и вспоминается Всеслав Полоцкий, который по свидетельству «Слова о полку Игореве» мог обращаться в волка. Большинство историков и лингвистов считают, что веских оснований для отождествления невров со славянами нет. О.Н.Трубачёв предлагал видеть в неврах представителей кельтских племён, которые, по его мнению, к этому времени уже проникли в причерноморские степи. В.В. Седов в своём капитальном труде, посвящённом происхождению славян, только вскользь упоминает о Геродоте: «Некоторые историки считают возможным рассматривать как ранних славян невров Геродота. Следует подчеркнуть, что эта догадка не имеет никаких научных оснований... Фактических данных для определения этноязыковой принадлежности невров Геродота в распоряжении учёных просто нет»7.

   После Геродота несколько  веков в античных источниках  не находится ничего, что можно  было бы принять за информацию  о славянах даже на уровне  предположений. Римляне узнают о  славянах только во времена императора Нерона (37-68 н.э.). В это время возникает мода на янтарь, который доставляли с берегов Балтийского моря. Именно это явилось одной из причин того, что в Риме стало известно о славянах.

   Впервые под именем венедов славяне появляются в труде Гая Плиния Старшего (23/24 – 79 н.э.) «Естественная история». Он писал, что венеды вместе с другими народами проживают восточнее реки Вислы. Здесь имеются веские основания считать венедов славянами. Во-первых, в дальнейшем историки так их и называют, во-вторых, в целом ряде языков название славян или русских восходит к этому слову.

   В своей работе «О происхождении  германцев и местоположении Германии»  Публий Корнелий Тацит (55 – 120 н.э.) также говорит о венедах, но  при этом затрудняется с их  дефиницией. «Отнести ли певкинов, венедов и фенов к германцам или сарматам, право, не знаю…»8. В конечном счете, Тацит причисляет венедов к германцам, хоть и делает это не очень уверенно. Античные историки при описании народов не принимали во внимание язык, так как не интересовались тем, как между собой изъясняются варвары. Различие между первобытными народами с точки зрения бытовой жизни с точки зрения просвещённого римлянина могло быть небольшим. Они либо кочевники типа сарматов, либо оседлые, но «рыскающие» по лесам. Так как венеды не кочевники, то Тацит сближает их с германцами. Однако указание на то, что венедам принадлежит пространство от балтийского побережья до Карпат, а именно там наши предки проживали к тому времени, заставляет признать в венедах Тацита именно славян, ведших, как и германцы, первобытный образ жизни.

   Столь же фрагментарные  сведения о венедах можно найти  и у других античных авторов. Единственный вывод, который можно  сделать из анализа этих источников, это тот, что славяне под именем  венедов были известны в начале новой эры и проживали в районе реки Вислы между Карпатами и Балтийским морем. Следует согласиться с выводом В.В.Седова: «Информация античных авторов о венедах может рассматриваться исключительно как вспомогательный источник в этногенетических изысканиях о древних славянах»9.

   В течение следующих четырёх  столетий упоминаний о славянах в исторических источниках снова нет. Более полными сведения о наших предках становятся только в VI - VII вв., когда славяне стали активными участниками многих исторических процессов. С середины 6 в. По отношению к славянам историки используют три этнонима: венеды, склавены и анты. Венеды проживали вдоль побережья Балтийского моря, склавены – в районе Вислы, анты – между Днестром и Днепром с выходом к Чёрному морю. Традиционно эти этнонимы так соотносят с современными славянскими группами: венеды – западные славяне, склавены – южные, анты – восточные.

   Довольно подробные сведения  о славянах содержатся у готского  историка Иордана (около 485 – после 551) в его сочинении «О происхождении и деянии гетов», законченном в 551г. Хотя Иордан состоял на службе секретарём у одного из военачальников Восточно-Римской империи, он гордился своим народом и писал, что «среди варваров готы всегда были едва ли не самыми образованными, чуть ли не равными грекам». Свой труд Иордан написал на латинском языке. Основные его интересы были связаны с историей готов, однако он не забывал и о народах, живущих рядом. Возможно, здесь сказывалось происхождение Иордана, который, будучи «варваром» относился к другим народам не столь высокомерно, как античные авторы.

   Описывая известные ему  народы, Иордан говорит и о  славянах: «Начиная от места рождения  реки Вистулы (Вислы), на безмерных  пространствах расположилось многолюдное  племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, всё же преимущественно они называются склавенами и антами»10. Из этого высказывания можно сделать вывод, что склавены и анты – две разновидности племени венетов. Сведения о том, что славяне (венеты) расположились на «безмерных пространствах» и представляют собой «многолюдное, многочисленное племя» впоследствии неоднократно повторялись и другими авторами.

   О территории проживания  славян Иордан пишет следующее: «Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра (Днестр) и на север – до Викслы (Висла); вместо городов у них болота и леса. Анты же – сильнейшие из обоих племён – располагаются от Данастра, там, где Понтийское (Чёрное) море образует излучину; эти реки удалены одна от другой на расстояние многих переходов»11.

Информация о работе Первые письменные свидетельства о славянах