Орлеанская дева или орлеанская девственница

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:50, реферат

Краткое описание

Орлеанская дева – героиня многих легенд и литературных произведений. Так, Шекспир вывел ее в «Генрихе VI». Во Франции в 1656 году Жак Шаплен опубликовал поэму в двенадцати песнях «Девственница, или Освобожденная Франция».В виду противоречий и споров мы попытаемся разобраться, насколько противоречивы образы народной героини Франции в изображении двух поэтов – Шиллера и Вольтера.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Такая разная легенда 5
1.1 Вольтеровская насмешка 5
1.2 Идеал личности по Шиллеру 7
Заключение 11
Список используемой литературы 14

Прикрепленные файлы: 1 файл

Орлеанская девственница или Орлеанская Дева.docx

— 35.82 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 
«ОРЛЕАНСКАЯ ДЕВСТВЕННИЦА» (ВОЛЬТЕР)

ИЛИ «ОРЛЕАНСКАЯ ДЕВА» (ШИЛЛЕР)?

 

 

Реферат

 

по истории зарубежной литературы

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 3

Глава 1. Такая разная легенда 5

1.1 Вольтеровская насмешка 5

1.2 Идеал личности по Шиллеру 7

Заключение 11

Список используемой литературы 14

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Орлеанская дева – героиня  многих легенд и литературных произведений. Так, Шекспир вывел ее в «Генрихе VI». Она предстает здесь в весьма неприглядном виде, так как Шекспир воспроизвел в своей пьесе-хронике ту враждебную точку зрения на французскую героиню, которая была распространена в Англии. Подвиги Иоанны изображаются в искаженном виде, тогда как значение противостоящего ей английского полководца Тальбота преувеличивается в угоду патриотизму англичан.

Во Франции в 1656 году Жак  Шаплен опубликовал поэму в двенадцати песнях «Девственница, или Освобожденная Франция». Это произведение написано в монархическом и церковно-религиозном духе, с множеством аллегорических сцен, чудес и т. п. Знаменитая «Девственница» Вольтера - поэма, вышедшая в свет в 1755 году, – пародия на произведение Шаплена; в ней Вольтер высмеивает религиозные видения, чудеса, махинации церковников и т. д., преследуя определенные сатирические и обличительные цели и совершенно пренебрегая патриотической стороной этого сюжета.

Совершенно по-иному рисует образ героини Шиллер. Для него Жанна – идеал личности, девушка, избранная небесами для спасения.

Цель работы: В виду противоречий и споров мы попытаемся разобраться, насколько противоречивы образы народной героини Франции в изображении двух поэтов – Шиллера и Вольтера.

Объектом изучения будут произведения «Орлеанская девственница» Вольтера и «Орлеанская Дева» Шиллера, предметом – образ народной героини в произведениях этих поэтов.

В ходе работы будут выполнены  следующие задачи:

    • изучить произведение «Орлеанская девственница» Вольтера;
    • изучить произведение «Орлеанская Дева» Шиллера;
    • выделить особенности образа главной героини в обоих произведениях;
    • сравнить образ героини Шиллера и Вольтера.

Актуальность  работы: мы обращаемся к источникам, которые бесценны и бессмертны. Произведения, порождающие споры – вневременные. 

ГЛАВА 1 ТАКАЯ РАЗНАЯ ЛЕГЕНДА

    1. Вольтеровская насмешка

 

Вольтер стремится развенчать эту поповскую легенду о Жанне  Д’Арк. Сам по себе серьезный материал трактуется им в шутливом тоне.  Вольтер иронически относится к изображаемому, его цель — показать, что церковные версии о Жанне, как девушке «неземной», не имеют никакой реальной основы. Отсюда – его стремление всячески «приземлить» героиню, образ которой в церковных писаниях получил излишне патетическую религиозно-романтическую окраску. Поэма Вольтера своим критическим острием обращена также против эпопеи французского поэта Шаплена «Девственность, или Освобожденная Франция», где Жанна показана как неземное существо, осененное божественной благодатью.

Однако в изображении  Жанны ярко проявились не только сила, но и слабость Вольтера: выступая против церковной точки зрения, он полагал, что Жанна, несмотря на весь свой патриотизм, не может быть героиней национальной эпопеи, ибо она для него просто деревенская девка, «дурачившая всех своей невинностью». Он не мыслит себе эпической поэмы с героем из народной среды. Ее героическая жизнь лишена им всяких возвышенных черт, представлена в комическом изображении. Под пером Вольтера мечтательная пастушка из лотарингской деревни Домреми превращена в разбитную трактирную служанку. В ее облике и поведении нет и намека на божественную святость:

Жива, ловка, сильна; в одежде чистой,

Рукою полною и  мускулистой

Мешки таскает, в  чаши льет вино

Сеньору и крестьянину  равно

И мимоходом оплеухи  сыплет,

Когда повес нескромная рука

Ее за грудь  или за бедра щиплет.

(Пер. под ред.  М. Лозинского)

В трактире Жанну находит  святой Дени и сообщает, что ей выпала честь спасти Францию. На крылатом осле Жанна спешит в ставку дофина, становится во главе войск и одерживает одну победу за другой. Главная забота Жанны  связана с сохранением девственности. Сохранить ее, оказывается не так  просто. На каждом шагу героиню подстерегают опасности. В роли соблазнителя выступает даже осел. Его ухаживания наиболее опасны, ибо от его имени говорит вселившийся в него бес. Жанна слабеет от его вкрадчивых речей. Ей, с одной стороны, не хочется лишиться невинности, «что родной страны защита», а с другой...

Ее осел любовник горний,

Он рыцаря блестящей  и проворней,

Какая нежность, что за ум и вкус!

Ведь на него садился  Иисус...

В сценах с ослом Вольтер  высмеивает мнение о том, что плотский грех — наваждение дьявола. В поэме  развенчивается вера во все сверхъестественное, утверждается простой и ясный  взгляд на мир. Жанну спасает от падения  сознание важности выполняемого ею общественного  долга и здоровые кулаки. После  взятия Орлеана Жанна считает  свою миссию законченной и уступает рыцарю Дюнуа, которого давно любила. Тем не менее монах Лурди еще долго кричал: «Враги! Она невинна!»

От основной линии повествования  в «Орлеанской девственнице»  отходят множество побочных ответвлений, также весьма важных в идейном  отношении. Вольтер, давая волю фантазии, рисует причудливый узор событий. В  борьбу Франции с Англией втянуты  святые — Дени и Георгий. Они вступают друг с другом в кровавые потасовки. Изображен французский королевский  двор, безвольный дофин Карл, его  любовница Агнесса Сорель. Показана жизнь монастырей — развращенность монахов (отец Бонифаций, Грибурдон и др.) и монахинь:

Святую мать —  игуменью в юдоли

Земной — увы, преследовал Амур.

Вольтер пользуется каждым удобным случаем, чтобы дискредитировать ненавистную ему церковь и ее служителей. Он заглядывает в ад. Здесь множество как духовных, так и светских владык. В кипящей смоле мучаются даже многие святые, запятнавшие совесть кровавыми преступлениями, отправлявшие на костры передовых мыслителей и ученых. «Орлеанская девственница» — мощный удар по религиозным суевериям, произведение, написанное в защиту разума, свободной критической мысли.

    1. Идеал личности по Шиллеру

 

Совершенно по-иному подошел  к этому историческому материалу  Шиллер. Как мы уже указывали выше, его в первую очередь интересовала как раз патриотическая сторона  сюжета, борьба простой девушки из народа за освобождение родины от чужеземных завоевателей. Отсюда понятно крайне отрицательное отношение Шиллера  к поэме Вольтера.

Поэт видит в Иоанне воплощение столь дорогого ему идеала возвышенной человеческой личности. Он противопоставляет ее образ миру грубой прозы и пошлости:

Лучистое чернится не впервые,

И доблесть в прах затоптана стократ.

Но не страшись!

Еще сердца людские

Прекрасным и  возвышенным горят.

Главное в образе Иоанны у Шиллера – это героизм крестьянской девушки, беззаветно любящей родную страну, мужественной и бесстрашной в бою, готовой пожертвовать личным счастьем для блага отчизны. Иоанна - дочь своего времени, она разделяет наивные и мистические религиозные верования средневековья, и ее патриотизм облекается в религиозную форму. Иоанна слышит таинственные голоса, зовущие ее надеть боевые латы и пойти против врагов отчизны, борьба за освобождение которой ей представляется велением неба. Эти наивно-религиозные представления эпохи свойственны не только главной героине, но и другим действующим лицам в драме.

В «Прологе» Шиллер знакомит нас с печальным положением страны, с хозяйничаньем в ней наглых завоевателей, с осадой Орлеана и  показывает, как крепнет вера Иоанны в то, что ей свыше предопределено сразить врага под Орлеаном и  изгнать его из Франции.

Сперва Иоанну несколько  пугает громадность такой задачи: ведь она простая пастушка, ей только семнадцать лет; если все знаменитые рыцари и герои Франции отказались от борьбы против, казалось бы, непобедимого врага, если все они вместе с королем  побеждены и спасаются бегством, то под силу ли ей, слабой девушке, такая  задача? Кроме того, если она посвятит себя святому делу освобождения родины, то ей придется отказаться от семьи, своих  стад и родного дома, придется забыть и о женихе, никогда не иметь  собственной семьи и отдать жизнь  беспощадной борьбе против угнетателей  родины. С волнением слушает она  отца, говорящего о бедственном положении  страны, поля и нивы которой попираются конями наглых завоевателей, а затем рассказ Бертранда об ужасном поражении последних вооруженных сил Франции и о том, как теперь «сошлись полки разрушить Орлеан». Иоанна решает посвятить себя священной борьбе за спасение отчизны. Когда Бертранд говорит о возможности заключения позорного мира, Иоанна прерывает его:

С кем договор?

Ни слова о  покорстве!

Спаситель жив; грядет, грядет он в силе!..

Могущий враг падет  под Орлеаном.

Исполнилось! Для  жатвы он созрел!

Своим серпом вооружилась  дева,

Пожнет она  кичливые надежды;

Сорвет с небес  предерзостную славу,

Взнесенную безумцами  к звездам...

Не трепетать! Вперед! Не пожелтеет

Еще на ниве класс  и круг луны

На небесах  еще не совершится

А ни один уже  британский конь

Не будет пить из чистых вод Луары.

Иоанна не находит поддержки  у родных и друзей. Бертранд насмешливо отвечает ей, что «в наши дни чудес  уж не бывает». Отец совершенно не понимает дочери и предлагает ей «смиренно  ждать, кого нам даст владыкою победа». Иоанна отвергает увещания отца.

Франция не станет рабой пришельцев!

Этому не бывать!

Девушка видит свою задачу в том, чтобы освободить родную страну от завоевателей и вернуть свергнутому королю его трон. Монархия для Иоанны – законная и справедливая власть, у нее свой идеал мудрого короля, заботящегося о благе народа. Она видит в короле защитника от «грозы злодейства», его троп представляется ей «слабого приютом», для нее король

Защитник плуга.

Хранитель стад, плодотворитель нив,

Невольникам дарующий свободу...

Здесь Шиллер раскрывает наивно-патриархальную веру средневекового крестьянства в  доброго и справедливого короля. «Пролог» заканчивается прекрасным лирическим монологом Иоанны, решившей следовать своему призванию, требующему, чтобы она целиком отдала себя своей благородной задаче. Девушка  прощается с родным домом, семьей, стадами, полями:

Простите вы, холмы, поля родные;

Приютно-мирный, ясный дол, прости;

С Иоанной вам уж боле не видаться,

Навек она вам  говорит: прости!

Мои стада, не буду вам оградой...

Без пастыря бродить  вы суждеиы;

Досталось мне  пасти иное стадо

На пажитях  кровавыя войны.

Так вышнее назначило  избранье;

Меня стремит  не суетных желанье.

Надеть должна ты латы боевые,

В железо грудь  младую заковать;

Страшись надежд, не знай любви земныя,

Венчальных свеч тебе не зажигать...

Главное в образе Иоанны у Шиллера - это героизм крестьянской девушки, беззаветно любящей родную страну, мужественной и бесстрашной  в бою, готовой пожертвовать личным счастьем для блага отчизны. Иоанна - дочь своего времени, она разделяет  наивные и мистические религиозные  верования средневековья, и ее патриотизм облекается в религиозную форму. Иоанна слышит таинственные голоса, зовущие ее надеть боевые латы и пойти против врагов отчизны, борьба за освобождение которой ей представляется велением неба. Эти наивно-религиозные представления эпохи свойственны не только главной героине, но и другим действующим лицам в драме.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вольтер в своём произведении «Орлеанская девственница» развенчивает слащавую и ханжескую легенду о Жанне д’Арк как избраннице неба. Пародийно обыгрывая мотив чудодейственной силы, проистекающей из чистоты и девственности Жанны, ставшей залогом и условием ее победы над англичанами, Вольтер доводит эту мысль до абсурда: сюжет строится на том, что девичья честь Жанны служит предметом посягательств и коварных козней со стороны врагов Франции. Следуя традициям литературы эпохи Возрождения, Вольтер многократно использует этот эротический мотив, высмеивая, с одной стороны, ханжескую версию о сверхъестественной сущности подвига Жанны, с другой — показывая целую вереницу развратных, корыстных, лживых и вероломных священнослужителей разного ранга — от архиепископа до простого невежественного монаха. В истинно ренессансном духе описаны нравы, царящие в монастырях и при дворе изнеженного и легкомысленного Карла VII. В этом монархе времен Столетней войны и в его любовнице Агнесе Сорель современники без труда узнавали черты Людовика XV и маркизы де Помпадур.

Информация о работе Орлеанская дева или орлеанская девственница