Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:27, доклад
Многосоставность и неоднородность литературной жизни ХХ века раскрывается как через неоднозначное сосуществование и взаимодействие художественных традиций и новаций, так и одновременно через сосуществование, антагонизм, взаимосвязь и взаимопроникновение художественного творчества эпохи. Реализм, связанный с ним социальный реализм (который точнее назвать «литературой революционной и социалистической идеологии») оказываются связанными с другими художественными методами и литературными явлениями. Значительную роль играет массовая литература, а также модернизм и сменивший его в последней трети ХХ века постмодернизм.
Модернизм
Многосоставность и
неоднородность литературной жизни
ХХ века раскрывается как через неоднозначное
сосуществование и
Понятие «модернизм» - условное, и сколько бы о нём ни говорили, исследователи подчеркивают несовершенство этого термина, однако ничего иного в культурном обиходе нет. Понятие «модернизм» используется и в широком смысле для обозначения разнообразия новых направлений человеческой мысли в науке, философии, художественном творчестве, и в более узком смысле - как обозначение различных нереалистических направлений в художественном творчестве ХХ века. Нереалистическое направление – это разнообразие не антиреалистических, а иных, чем классический реализм (середина ХIХ века – Бальзак, Динкенс), различных направлений или явлений художественного творчества. Нужно отметить, что и до ХХ века были иные, чем реализм, направления художественного творчества: классицизм, барокко, романтизм, символизм, натурализм.
Слово «модернизм» происходит от французского «moderne» - «современный», «современнейший» с оттенком смысла «ещё неизвестный, невиданный». Первоначально слово «модернизм» употреблялось в смысле, близком к исконному (современное, невиданное), и, хотя этот смысл также присущ понятию модернизма, по мере бытования термина он обрёл статус обозначения различных нереалистических направлений художественного творчества. Наряду с понятием «модернизм», используется понятие «авангард», «авангардизм». В последние годы слово «авангард» широко употребляется с такой неопределённостью, что в современной критике всё то, что малопонятно, называется авангардным, - отсюда, как следствие, вытекает необходимость выявления этих понятий.
Точки зрения и критиков,
и исследователей об употреблении этих
понятий разнообразны. Существует точка
зрения, согласно которой особых принципиальных
мировоззренческих или
Первый этап – 10-20-е гг.: авангардный период. Отличается определённым взрывом революционных, бунтарских настроений, экспериментальностью – в этом раскрывается сущность авангардизма.
Второй этап – период модернизма: конец 20-х гг. – начало 70-х гг. Это время существования модернистского искусства, сложившегося и в творчестве, и в теории, в эстетической мысли и практике, отражения им современного состояния мира, человека, их понимание, а также новые ориентации эстетики и художественности, которые соответствуют художественному языку ХХ века.
Третий этап – с
начала 70-х до конца ХХ века. Время,
когда на смену модернизму приходит
новое понимание жизни и
Ряд исследователей, проводя грань между авангардом и модернизмом, исходят, в отличие от Бычкова, из природы художественного творчества, из эстетики, осмысленности разного рода явлений, которые определяются как авангард и модернизм. А.М.Зверев, американист, занимавшийся и теоретическими проблемами, автор единственной в России монографии о литературном модернизме («Модернизм в литературе США», 1979 г.), в которой охватывает весь исторический модернизм континента, от авангардных проявлений до модернизма 70-х годов. Он проводит следующее различие между авангардом и модернизмом: авангард отличается от модернизма именно тем, что первый представляет собою ярко выраженный стихийный, бунтарский, своеобразный выплеск настроений, мыслей, касающихся всех сфер человеческого существования, от социально-политических устоев, социального уклада, общественных принципов, нравов и моды до академического искусства, художественных традиций, литературных авторитетов. Авангард – это, с одной стороны, стихийно неорганизованный протест против старого и устаревшего, а с другой - внутренний прорыв ко всему новому, неизвестному, необычному в жизни, искусстве. Авангардные проявления – это дадаизм в Европе, имажизм в литературном творчестве США и Великобритании.
Модернизм, в отличие от авангардизма, представляет собою сложившуюся систему миропонимания, эстетики и художественного творчества, сферы поэтики, сложившееся в систему миропонимание эстетического и поэтического; отличается от авангарда своей умеренностью. К таким направлениям модернистского искусства принадлежат, согласно Звереву, в первой половине ХХ века сюрреализм, экспрессионизм и др., во второй половине – «театр абсурда», «конкретная поэзия». Модернизм также представлен отдельными творческими личностями, не входившими в какие-либо группировки, не связанными с определёнными направлениями, но субъективно в миропонимании и творчестве выражавшими общее модернистское понимание жизни и модернистские принципы поэтики: Дж.Джойс, Г.Стайн, Г.Миллер.
Признавая, что модернизм и авангард – явления разного художественного уровня или природы, многие исследователи стараются провести грань различий на уровне художественной формы, когда она отличается своей экспериментальностью, что присуще авангарду, и в более спокойной мере – в модернизме. Хотя эти явления и взаимосвязаны, авангард следует рассматривать как радикальный модернизм. В сфере художественной формы это её крайне проявляющаяся ломка, дерзкая заострённость формального эксперимента, которая явна и в имажинизме в России, и в имажизме, и в футуризме и кубофутуризме, дадаизме и у отдельных писателей – в «Улиссе» и «Поминках по Финнигану» Джойса, в ранней прозе Гюнтера Грасса («Жестяной барабан»). Но прорыв к радикализму очевиден и в иных сферах авангарда как радикального модернизма: в левом направлении экспрессионизма, который обратился к проблемам классовым, требуя изменений существующих социальных условий жизни, но не путём революционного переворота, а путём нравственных революций. Сюрреалисты в ранний период бунтовских настроений выдвигают идею «сюрреалистической революции» (так назывался один из первых журналов А.Бретона) – художники-сюрреалисты были убеждены, что из-за разного рода социальных давлений, условностей истинное человеческое «я» оттеснено в подсознание, не имея выхода. Задача «сюрреалистической революции» по Бретону – помочь человеку выявить и открыто, свободно проявить своё истинное «я». Тогда человек способен преобразиться, стать по-настоящему свободным. Это преображение – одно из значительных средств искусства, которое сюрреалисты стремились создать как новое и обновлённое.
Модернизм и в мироощущении, и в определённых свойствах художественности непосредственно связан с декадансом ХIХ века, поскольку модернизм продолжил и иначе воплотил характерные для декаданса состояния, настроения, убеждение в онтологической бессмысленности, мысли о суетности человеческого существования, а на уровне поэтики продолжил поэтизацию смерти (С. Малларме «Лебедь», пьеса О. Уайльда «Саломея»). Модернизм связан со скрупулёзным воспроизведением низменного образа.
Модернизм – это особое чувство жизни и характерный для человека ХХ века взгляд на мир и человеческую личность. Модернизм на уровне мироощущения неотделим от разных философских учений и идей как прошлого (Платон, Кант), так и настоящего (Шопенгауэр, Ницше). Модернизм связан с философской мыслью ХХ века: интуитивизмом А. Бергсона, идеями З.Фрейда; модернизм живёт идеями экзистенциальной философии в разных ее вариантах от Ж.-П.Сартра до М.Хайдеггера. На поздний модернизм влияют и идеи структурализма и постструктурализма.
Модернизм и на уровне мироощущения является чрезвычайно неоднородным. Несмотря на индивидуальность талантов, разнообразие их произведений, просматриваются определённые общие черты в модернизме и в понимании мира, и в понимании человека. Мир для модерниста – это проявление абсурда, хаоса, иррационализма до ирреальности, и в этом мире вынужден существовать человек. Это представление о мире очевидно в сюрреалистической поэзии А.Бретона (сборник «Револьвер с седыми волосами», 1932 г.), в творчестве Ф.Кафки, Г.Стайн, в экзистенциалистской прозе А.Камю (изображающего существование человека в абсурдном мире); в произведениях Алена Робб-Грийе («В лабиринте», «Соглядатай», «Прошлым летом в Мариенбаде», трилогия «Романески»).
Человек в модернизме представлен в многообразии своих свойств и определённых взглядов на человека. Это связано с тем, что он не зависит от конкретики его индивидуальности, он обречен в мире на страдания; драматизм и трагизм существования – фатально осмысленная данность. Человек в модернистском творчестве раскрывается в своей необыкновенной сложности, дисгармоничной многоявленности, причём определяющую роль в его образе в модернистской литературе играют бессознательное и подсознательное. Человек в модернистском искусстве раскрывается как агрессивное существо, пребывающее в состоянии предельной эгоистической замкнутости, и его враждебность направлена как на мир в целом, так и на окружающих людей. Одновременно человек в ином полюсном освещении представлен как личность исключительно замкнутая в своём внутреннем мире, содержание которого – то эстетическое до эстетизма, чем живёт человек. Это явление ярко отражено в романной эпопее М.Пруста «В поисках утраченного времени», а также у Вирджинии Вулф в романе «Миссис Деллоуэй».
Человеческая личность
часто раскрывается в модернизме
как слабое и задавленное существо,
неспособное противостоять
Для писателя-модерниста творчество – в первую очередь, искусство самовыражения - не столь важно, непосредственное самовыражение или опосредованное такими константами художественной литературы, как образ человека или героя, сюжет, особенности художественной формы. От этого стремления художника-модерниста к самовыражению неотделимо понимание художественного произведения как особой эстетической реальности. При этом, по утверждению Иосифа Бродского, «искусство – это особая реальность, которая живет согласно своим законам, не имеющим ничего общего с эмпирической реальностью». От такого понимания искусства как особой эстетической реальности неотделимо и отрицание модернистами миметического принципа в творчестве в одном из двух его пониманий - как подражание природе или реальности. Модернисты этого подражания не принимают и в творческом процессе не признают. Отсюда возникло представление модернистского искусства как «оторванного от жизни».
Вместе с тем, модернисты обращаются к определённым актуальным социально-политическим ситуациям и проблемам (например, А.Камю в «Чуме»: изображая захваченный чумою городок Оран, писатель в иносказательной форме осмысливает и фашизм, и оккупацию Франции нацистской Германией).
В целом, вопрос об отношении модернистского сознания к действительности решается так: модернисты не отходят от реальности (поскольку нет искусства, которое существовало бы вне реальности) - модернисты её пересоздают в соответствии со своим субъективным видением мира и соответственно своим художественным задачам.
Здесь раскрывается ещё одна из важнейших черт модернистского искусства: повышенная степень субъективности, что доходит порой до крайнего её проявления – субъективизма, - что касается и художественного мировоззрения, и решения вопроса художественной формы. Обе эти линии соединяются и накладываются в поэтическом творчестве Т.С.Элиота.
Модернисты не просто
особый интерес, а эстетическое пристрастие
и убеждение питают к художественной
форме. Форма (и это открытие не ново)
для модернистов – это «
Модернистское творчество – творчество элитарное, так как писатель всегда обращается к изощрённому человеческому сознанию, к сознанию развитому, гибкому, облагороженному культурой прошлого и настоящего, к сознанию эстетически возвышенному.
Ещё одно свойство связано с языком литературного произведения. Именно в модернизме язык по-настоящему осмысливается и «выступает не только как средство или способ изображения, но и как объект изображения». Это начинание и осуществление модернизма было продолжено в постмодернизме, когда выдвинулась идея эпистемологической значимости языка в литературе и художественном творчестве.
В стремлении определить сущностное в модернистском искусстве и художнике модернизма критики и исследователи стремились сущностное в создании модернистской реальности, в её моделировании, а также сущностное в творении картины, образа мира. Как один из возможных, выдвигается принцип создания сложной художественной формы. Модернизм, в целом тяготеющий в равной мере и к форме традиционной (или, как её ещё называют, «жизнеподобной», «реально-достоверной»), и к форме условной во всех её гранях, своей практикой опровергает сведение его исключительно к формальной сложности. В пору исторического модернизма, безусловно, наблюдается создание образцов чрезвычайно усложнённой формы (Гертруд Стайн «Становление американцев», «Автобиография Алисы Б.Токлас»). Определённой супер-формальной беспредельностью отличаются экспериментальные романы Филиппа Соллерса (течение, называемое «новым новым романом») «H», «Парк», «Рай». Эти романы приветствовались Роланом Бартом, он даже посвятил им небольшую монографию.
Информация о работе Модернизм в зарубежной литературе 20 века