Воззрения древних римлян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 06:44, реферат

Краткое описание

Начать разговор о культуре Древнего Рима мне хотелось бы с его мифологии, так как она, на мой взгляд, дает нам наиболее четкое представление о духовном мире человека того времени. Также она связана с развитием многих направлений искусства (литературой, архитектурой и т. д.). Кроме того, она напрямую связана с религиозными верованиями людей, а влияние религии на развитие государства и его общества неоспоримо.
На начальном этапе верования римлян выражались в соблюдении традиций и обрядов. В легендах и сказания навеки закреплен обряд основания Рима. Позднее традиционные верования заменяет древнейшая римская религия.

Содержание

Введение
1.Во что верили римляне?
2.Культ мёртвых и домашних божеств.
3.Общая характеристика Богов древних римлян.
Заключение.
Список использованной литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 51.45 Кб (Скачать документ)

     отрицание благотворной силы Юпитера (Йовиса). В близком родстве с духами предков находятся гении, представляющие жизненную силу мужчин, и юноны - что-то вроде ангелов-хранителей женщин. Каждый человек в зависимости от пола имеет своего гения или свою юнону. В момент появления человека на свет гений входит в него, а в час смерти покидает, после чего становится одним из манов. Гений наблюдает за человеком, помогает ему в жизни, как может и умеет, и в тяжелую минуту полезно обращаться к нему, как к ближайшему заступнику.

     Некоторые, однако, считали, что, рождаясь, человек  получает двух гениев: один склоняет его  к добру, другой направляет на злое, и в зависимости от того, за кем  из них он пойдет, человека после  смерти ждет благословенная судьба или  кара. Однако это было уже скорее богословское учение, нежели всеобщая вера.

     В дни рождения каждый приносил жертву своему гению. Гения изображали в  виде змеи или римским гражданином, в тоге, с рогом изобилия.

     К этому же семейству духов-покровителей относятся лары, которые опекают  поле и дом крестьянина. В Риме не было культа более популярного, чем  культ ларов. Каждый в своем доме молился им и почитал этих добрых божков, так как приписывал им все  успехи, здоровье и счастье семьи. Уезжая, римлянин прощался с ними; возвращаясь, здоровался прежде всего с ними. Они с детства смотрели на него из своей часовенки (в сущности это был особый шкафчик, в котором хранились изображения ларов. Называли его - ларариум), установленной возле домашнего очага, присутствовали при каждом ужине, со всеми домашними делили их радости и печали. Как только семья садилась за стол, хозяйка дома прежде всего отделяла порцию ларам, в особые посвященные ларам дни в жертву им приносили венок из живых цветов. Сначала чисто семейный, культ ларов распространился потом на город, его участки и все государство. На уличных перекрестках стояли часовни участковых ларов, и местные жители относились к ним с большим почтением. Ежегодно в первые дни января отмечался праздник участковых ларов. Это было большой радостью для простого люда, так как в праздновании участвовали комедианты и музыканты, атлеты и певцы. Праздник проходил весело, и не один кувшин вина выпивался за здоровье ларов.

     В той же самой часовенке возле  домашнего очага вместе с ларами обитали также благодетельные божества - пенаты. Они опекали кладовую.

     Для того, чтобы понять первичный культ ларов и пенатов, необходимо представить себе древнейший римский дом, хижину земледельца с одной главной комнатой - атриумом. В атриуме находился очаг. На нем готовили пишу, и одновременно он согревал домочадцев, собиравшихся главным образом в этой комнате. Перед очагом стоял стол, вокруг которого все садились во время еды.

     За  завтраком, обедом и ужином для пенатов  на очаг ставили мисочку с едой в благодарность за домашний достаток, стражами которого они были. Благодаря  этой жертве все блюда тоже становились  как бы священными, а если на землю  падала, например, даже крошка хлебы, ее следовало бережно поднять и  бросить в огонь. Так как государство  считалось большой семьей, то были также пенаты и государственные, чтимые в одном храме с Вестой.

     Родственная самим именем греческой Гестии, Веста (Приложение 1) была олицетворением семейного очага. Ее почитали в каждом доме и в каждом городе, но более всего в самом Риме, где храм ее был как бы центром столицы, а следовательно, и всего государства. Культ Весты был древнейшим и одним из самых важных. Храм вместе с рощей находился на склоне Палатинского холма возле Форума, у самой Виа Сакра - священной дороги, по которой проходили триумфальные шествия победоносных вождей. Форум - площадь, рынок, вообще место, где собиралось много народа; центр экономической и политической жизни. В Риме таким центром стал Римский Форум (Форум Романум). Рядом находился так называемый атриум Весты, или, монастырь весталок. Неподалеку располагалось жилище верховного жреца - Регия, или «царский дворец». Его называли «царским дворцом» потому, что там некогда жил царь (Рекс), а будучи верховным жрецом, он одновременно был и непосредственным главой весталок.

     Сам храм, маленький, округлый, напоминал  своим видом первобытные глиняные лачуги древнейших, еще сельских жителей  Рима. Он делился на две части. В  одной пылал вечный огонь Весты, эта часть днем была доступна для  всех, однако ночью туда нельзя было входить мужчинам. Другая часть, как  бы «святая святых», была скрыта от людских глаз, и никто толком не знал, что там находится. Хранились  там некие таинственные святыни, от которых зависело счастье Рима. В самом храме не было статуи Весты, она находилась в реддверии, выполненная по образцу греческой Гестии.

     Службу  в храме несли шесть весталок. Их выбирал верховный жрец (понтифекс максимус) из лучших аристократических семей. Девочка поступала в монастырь между 6 и 10 годами жизни и оставалась в нем в течение тридцати лет, сохраняя невинность и отрекшись от мира.

     Главной задачей весталок было поддерживать вечный огонь на алтаре богини. Они  следили за ним днем и ночью, все  время подкладывали новые щепки, чтобы он никогда не угасал. Если огонь гаснул, это было не только преступлением нерадивой весталки, но предвещало неизбежное несчастье для государства.

     Разжигание  огня заново было очень торжественной  процедурой. Добывали огонь трением  двух палочек друг о друга, то есть самым первобытным способом, уходящим к каменному веку и встречаемым  теперь лишь у народов, затерянных в  дальних углах земли, куда еще  не достигла цивилизация.

     Культ Весты неукоснительно сохранял формы  быта древнейшей Италии, поэтому все  орудия в храме - нож, топор - должны были быть бронзовыми, а не железными. Весталки не имели права уходить  из города, они обязаны были находиться всегда поблизости от священного огня. Жрицу, по вине которой погас огонь, запарывали насмерть

     Весталки  были окружены большим уважением. Если одна из них выходила на улицу, впереди  нее шествовали ликторы, как перед  высшими чиновниками. Весталкам  предоставлялись почетные места  в театрах и цирках, а в суде их свидетельство имело силу присяги. Ведомый на смерь преступник, встретив одну их этих одетых в белое девиц, мог припасть к ее ногам, и если весталка возглашала помилование, его отпускали на свободу. Молитвам вестальских дев придавали особое значение. Они ежедневно молились за успехи и целостность римского государства. В девятый день июня, в торжественный праздник Весталий, римские матроны совершали паломничество к храму Весты, неся в глиняной посуде скромные жертвы. В этот день мельницы украшали цветами и венками, а пекари шумно веселились. 
 
 

     3.Общая  характеристика Богов  древних римлян

     Римская религия в своем первоначальном развитии сводилась к анимизму, т. е. вере в одушевление природы. Древние италийцы поклонялись душам умерших, причем главным мотивом поклонения был страх перед сверхъестественной их силой. Этот религиозный страх, составлявший существенную черту римского характера в историческую эпоху, придал римской религии несколько серьезный и мрачный характер, приведя к тому формализму в культе, который отличает ее от религий других арийских народов. Для римлян, как и для семитов, боги представлялись страшными силами, с которыми надо было считаться, умилостивляя их строгим соблюдением всех обрядов. Всякую минуту своей жизни римлянин боялся нерасположения богов и, чтобы заручиться их благосклонностью, не предпринимал и не совершал ни одного дела без молитвы и установленных формальностей. Вследствие такой тесной связи религиозных представлений с обыденною жизнью, религия у римлян более чем у других народов фигурировала в создании форм общежития. Культ предков и священный огонь, как олицетворение душ умерших, служили, в эпоху создания гражданской жизни, внутренней связью между членами одной родственной группы. Эта домашняя религия была первой школой нравственности и установительницей древнейшего права; она освятила первоначальные основы общежития и подготовила почву для создания форм общественного быта, развившихся из семейного начала. Римляне знали еще религию природы, с бесконечным рядом божеств, олицетворяющих ее силы. Эти божества также были тесно связаны с практической жизнью и требовали только поклонения. Римлянин не мог отрешиться от прозы жизни и не искал в своих религиозных представлениях идеализации внешнего мира. Не отличаясь подвижной силой воображения и ума, лишенный фантазии, житель древнего Лациума трезво смотрел на окружающую природу и не сумел воплотить видимое в художественные образы. Этому способствовала бедная событиями, замкнутая жизнь земледельца, возделывавшего поля и пасшего стада. В противоположность художественно одаренным и подвижным эллинам, римляне не имели народной эпической поэзии; религиозные их представления, всецело вылившись в культе, выразились в немногочисленных, однообразных и скудных содержанием мифах. Не в мифологии, а в строго формальном культе заключалась суть римской религии - этого чисто римского понятия (religio - слово римского происхождения и означает связь), сделавшегося впоследствии достоянием всего мира. В богах римляне видели только волю, которая вмешивалась в человеческую жизнь.

     Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии, и изображались в виде символов: Маны - под видом змей, Юпитер - под видом камня, Марс - под видом копья, Веста - под видом огня. Первоначальная система римской мифологии - судя по модифицированным под самыми различными влияниями данным, которые нам сообщает древняя литература - сводилась к перечислению символических, безличных, обоготворенных понятий, под покровительством которых состояла жизнь человека от зачатия его до смерти; не менее отвлеченны и безличны были божества душ, культ которых составлял древнейшую основу семейной религии.

     На  второй стадии мифологических представлений  стояли божества природы, главным образом  рек, источников и земли, как производительницы  всего живого.

     Далее идут божества небесного пространства, божества смерти и преисподней, божества - олицетворения духовных и нравственных сторон человека, а также различных  отношений общественной жизни, и, наконец, боги иноземные и герои.

     В честь Юноны и Гения в день рождения приносились жертвы, их именем клялись. Позднее были приданы каждому  семейству, городу, государству, для  охраны, свои Гении. С Гениями родственны Лары, покровители полей, виноградников, дорог, рощ и дома. В каждой семье  был свой лар, охранявший очаг и дом (позднее их было два).

     Кроме того, были особые боги очага (собственно покровители кладовой) - пенаты, к  которым причислялись, между прочим, Янус, Юпитер, Веста; наряду с пенатами домашними существовали общественные.

     Божества, под покровительством которых находилась вся человеческая жизнь во всех её проявлениях, назывались внутри действующие  или внутри живущие боги.

     Их  было столько же, сколько различных  деятельностей, т. е. бесконечное множество; каждый шаг человека, каждое движение и действие в разные возрасты были опекаемы особыми богами, списки которых  были составлены в IV веке до Р. X. понтификами, с подробными указаниями, к какому божеству с какой молитвенной  формулой и в каких случаях  жизни надлежит обращаться. Так, были боги, оберегавшие человека со времени зачатия до рождения, помогавшие при рождении, охранявшие мать и ребенка тотчас после родов, заботившиеся о детях впервые года детства, боги возрастания, боги покровители брака. Кроме того, были божества деятельностей, особенно земледелия и скотоводства и мест.

     При дальнейшей эволюции мифологических представлений, некоторые из этих божеств более  индивидуализировались, к основным их атрибутам присоединялись другие и мифологический образ становился рельефнее, приближаясь к человеческому, причем некоторые божества были соединены в брачные пары.

     На  этой ступени развития религиозных  представлений выступают божества природы - боги и богини водной стихии, полей, лесов, а также некоторых  явлений человеческой жизни.

     Божества  источников (обыкновенно - богини) почитались в рощах и обладали еще даром  предвещания и песни, а также  были помощницами при родах.

     Представителем  водной стихии был Нептун, позднее, через отожествление с Посейдоном, сделавшийся богом моря (с 399 г.).

     К богам, деятельность которых проявлялась  в природе и жизни и которые  имели более яркую индивидуальность, относятся Веста, Вулкан, Марс, Сатурн и другие боги плодородия и деятельности в растительном и животном царстве.

     Веста олицетворяла собой огонь, горевший в очаге как общественном, так  и частном.

     Вулкан - противоположность Весте, олицетворявшей благодетельную силу огня. Вулкан или Волкан был представителем разрушительной огненной стихии. Как бог стихии, опасной для городских построек, он имел храм на Марсовом поле. Он призывался в молитвах и вместе с богиней плодородия, Майей, и считался божеством солнца и молнии. Позднее он был отожествлен с Гефестом и стал почитаться, как бог кузнечного искусства и вулканов.

     Сатурн (бог посева) – был одним из богов, покровительствовавших земледелию. Позднее Сатурн был отожествлен с греческим Кроном, причем многие особенности греческого культа были внесены в римский культ этого бога.

     Земледелию  и скотоводству покровительствовали  также другие боги лесов и полей, символизировавшие собой силы природы  и почитавшиеся в рощах и у  источников. Их атрибуты и божественные свойства были столь же просты, как  и сама жизнь и обстановка их почитателей. За все, что было дорого и приятно  земледельцу и скотоводу, они  считали себя обязанными божествам, посылавшим свое благословение. Сюда относились, в частности, Фавн, с женой Фавной, - благодетельный бог, отожествленный позднее с царем Эвандром. Сильван (лесной бог, леший), пугавший одиноких путников вещими голосами, был покровителем границ и собственности; Либер и Либера- чета, олицетворявшая плодородие полей и виноградников - были отожествлены позднее с греческой четой Диониса и Персефоны; Вертумн и Помона охраняли сады и фруктовые деревья; Ферония считалась подательницей обильной жатвы;

     Флора была богиней расцвета и плодородия; Палес охраняла пастбища и скот. Диана покровительствовала плодородию, на что указывает, может быть, совместность праздника ее (13 августа) с жертвоприношением в честь Вертумна. Кроме того, Диана охраняла рабов, особенно тех, которые искали убежища в её роще (близ Тускула, у Ариции), помогала женщинам при родах, посылала плодородие семействам; позднее она отождествилась с Артемидой, сделавшись богиней охоты и луны.

Информация о работе Воззрения древних римлян