Воззрения древних римлян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 06:44, реферат

Краткое описание

Начать разговор о культуре Древнего Рима мне хотелось бы с его мифологии, так как она, на мой взгляд, дает нам наиболее четкое представление о духовном мире человека того времени. Также она связана с развитием многих направлений искусства (литературой, архитектурой и т. д.). Кроме того, она напрямую связана с религиозными верованиями людей, а влияние религии на развитие государства и его общества неоспоримо.
На начальном этапе верования римлян выражались в соблюдении традиций и обрядов. В легендах и сказания навеки закреплен обряд основания Рима. Позднее традиционные верования заменяет древнейшая римская религия.

Содержание

Введение
1.Во что верили римляне?
2.Культ мёртвых и домашних божеств.
3.Общая характеристика Богов древних римлян.
Заключение.
Список использованной литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 51.45 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра философии 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По культурологии

НА  ТЕМУ: «Религиозные воззрения древних  римлян» 
 
 

                                                Выполнил: Новикова Ю.С.

                                                Специальность: ГМУ, 1 курс

                                                Шифр:   112071

                                                Проверил: Нестерова С.В 
 
 
 
 

 БАРНАУЛ

2012 г.

 

План 

Введение

1.Во что верили  римляне? 

2.Культ мёртвых  и домашних божеств.

3.Общая характеристика  Богов древних римлян.

Заключение.

Список использованной литературы.  

 

      Введение

     В данной работе будет раскрыта тема: «Религиозные воззрения древних римлян». Мы рассмотрим такие вопросы, как во что верили древние римляне, культ мёртвых и домашних божеств. Будет дана общая характеристика Богов древних римлян. В заключении будут даны преимущества и недостатки мифологии и религии древних римлян.

 

      1.Во что верили  римляне?

     Начать  разговор о культуре Древнего Рима мне хотелось бы с его мифологии, так как она, на мой взгляд, дает нам наиболее четкое представление  о духовном мире человека того времени. Также она связана с развитием  многих направлений искусства (литературой, архитектурой и т. д.). Кроме того, она напрямую связана с религиозными верованиями людей, а влияние  религии на развитие государства  и его общества неоспоримо.

     На  начальном этапе верования римлян выражались в соблюдении традиций и  обрядов. В легендах и сказания навеки закреплен обряд основания Рима. Позднее традиционные верования  заменяет древнейшая римская религия.

     В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и  пастухов, целиком поглощенных повседневными  делами своей скромной жизни. Опустив  голову к борозде, которую пропахивала  его деревянная соха, и к лугам, на которых пасся его скот, древний  римлянин не испытывал желания обращать свой взор к звездам. Он не почитал  ни солнца, ни луну, ни все те небесные явления, которые своими тайнами  будоражили воображение других индоевропейских  народов. С него достаточно было тайн, заключенных в самых будничных, житейских делах и в ближайшем  окружении. Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю Италию, он увидел бы людей, молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранные зеленью, деревья, украшенные рогами и шкурами  животных, кровь которых орошала  растущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни, умащенные  маслом.

     Повсюду мерещилось какое-либо божество, и недаром  один из латинских писателей сказал, что в этой стране легче встретить  бога, чем человека.

     По  убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самых мельчайших, проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой различных  богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либо высшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер и Марс, могущество которых все  более возрастало, существовало неисчислимое множество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия в жизни и хозяйстве. Их влияние  касалось лишь определенных моментов в обработке земли, росте злаков, выращивании скота, бортничестве и  жизни человека. Бог Ватикан открывал уста ребенка для первого крика, Кунина была покровительницей колыбели, Румина заботилась о пище младенца, Потина и Эдуса учили ребенка пить и есть после отлучения от груди, Куба наблюдала за переносом его из колыбели в постель, Оссипаго следила, чтобы кости ребенка правильно срастались, Статан учил его стоять, а Фабулин — говорить, Итердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома.

     И так было во всем. Каждая неудача, хотя бы самая пустячная, каждый успех, хотя бы самый ничтожный, были проявлением  гнева или благосклонности божества. Римлянин знал богиню лихорадки —  Фебрис, бога Вермина, насылающего паразитов на скот, он отмечал праздник моли и мышей, ставил часовню богине кашля. Эта суеверная мелочность неоднократно вызывала насмешки. «Каждый в своем доме, — говорит Августин, — имеет одного привратника, и этого в общем достаточно, так как он человек. Но они поместили здесь аж трех богов: створки отдали под опеку Форкула, петли — богине Кардеа, а порог — богу Лименту. По-видимому, этот Форкул неумел одновременно стеречь петли и порог».

     Все эти божества были совершенно безлики. Римлянин не осмеливался утверждать с полной уверенностью, что он знает  настоящее имя бога или что он может различить — бог это или богиня. В молитвах он тоже сохранял ту же осторожность и говорил: «Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодно называться каким-нибудь другим именем». А принося жертву, он говорил: «Бог ли ты или богиня, муж ли ты или женщина». На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: «Богу или богине, мужу или женщине», и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре.

     Римские боги не спускались на землю и не показывались людям так охотно, как  греческие. Они держались вдали  от человека и даже если хотели его  о чем-то предостеречь, никогда не являлись непосредственно: в глубине  лесов, во мраке храмов, либо в тишине полей слышались внезапные таинственные возгласы, при помощи которых бог  и подавал предостерегающий сигнал. Между богом и человеком никогда  не доходило до близости.

     В древнейшем Риме все знания о богах  сводились в сущности к тому, как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян. Они представляли себе богов подобными преторам (Претор — одно из высших должностных лиц в Древнем Риме. Преторы ведали судебными делами.) и были убеждены, что, как и у судьи, у них проигрывает дело тот, кто не разбирается в официальных формальностях. Поэтому существовали книги, в которых все было предусмотрено и где можно было найти молитвы на все случаи жизни. Правила следовало точно соблюдать, любое нарушение сводило на нет результаты богослужения.

     Римлянин  все время пребывал в страхе, что  совершил обряды не так, как следует. Достаточно было малейшего упущения в молитве, какого-то не предписанного  движения, внезапной заминки в  религиозном танце, порчи музыкального инструмента во время жертвоприношения, чтобы один и тот же обряд повторяли  заново. Бывали случаи, когда раз  тридцать все начинали сначала, пока жертвоприношение не выполнялось безупречно. Совершая молитву, содержащую просьбу, жрец должен был следить за тем, чтобы  не опустить какого-либо выражения  или не произнести его в несоответствующем  месте. Поэтому кто-нибудь читал, а  жрец повторял за ним слово в слово, читающему был придан помощник, который следил, правильно ли все читается. Особый слуга жреца наблюдал за тем, чтобы присутствующие хранили молчание, и одновременно трубач изо всех сил дул в трубу, чтобы ничего нельзя было услышать, кроме слов произносимой молитвы.

     Столь же осторожно и тщательно производили  всевозможные гадания, которые у  римлян имели большое значение в  общественной и частной жизни. Перед  каждым важным делом сначала узнавали волю богов, проявляющуюся в различных  знамениях, наблюдать и разъяснять которые умели жрецы, называемые авгурами. Гром и молния, внезапное  чихание, падение какого-либо предмета в священном месте, приступ эпилепсии  на публичной площади — все  подобные явления, даже самые ничтожные, но случившиеся в необычную или  важную минуту, приобретали значение божественного предзнаменования. Самым  излюбленным было гадание по полету птиц. Когда сенат или консулы  должны были принять какое-либо решение, объявить войну или провозгласить  мир, обнародовать новые законы, они прежде всего обращались к авгурам с вопросом, подходящее ли для этого выбрано время. Авгур приносил жертву и молился, а в полночь шел на Капитолий, самый священный холм в Риме, и, обратившись лицом к югу, смотрел на небо. На рассвете пролетали птицы, и сообразно тому, с какой стороны летели, какие они были и как вели себя, авгур предсказывал, будет ли задуманное дело успешным или потерпит неудачу. Так привередливые куры управляли могущественной республикой, и военачальники перед лицом неприятеля должны были подчиняться их капризам.

     Эту первобытную религию называли религией Нумы, по имени второго из семи римских царей, которому приписывалось установление важнейших религиозных положений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, не знала ни статуй, ни храмов. В чистом виде она продержалась недолго. В нее проникали религиозные представления соседних народов, и теперь с трудом можно воссоздать ее облик, скрытый позднейшими наслоениями.

     Чужие боги легко приживались в Риме, так как у римлян было обыкновение  после завоевания какого-либо города переселять богов побежденных в  свою столицу, чтобы заслужить их расположения и уберечься от их гнева.

     До  того как римляне непосредственно  столкнулись с греками, которые  оказали такое подавляющее влияние  на их религиозные представления, другой народ, более близкий территориально, обнаружил перед римлянами свое духовное превосходство. Это были этруски, народ неведомого происхождения, удивительная культура которого сохранилась поныне в тысячах памятников и обращается к нам не непонятном языке надписей, не похожем ни на один язык мира. Они занимали северо-западную часть Италии, от Апеннин до моря, — страну плодородных долин и солнечных холмов, сбегающую к Тибру, реке, которая соединяла их с римлянами. От них они заимствовали письменность и многие религиозные представления, которые, однако, переиначивали по-своему.

     Свое  влияние на римскую мифологию  оказала греческая. Дмитриева Н. А. дает такую оценку этому факту: «Первоначальная римская мифология, в отличии от греческой безобразна и прозаична. Рим воспринял и ассимилировал весь пантеон греческих божеств, дав им только другие имена: Зевс стал Юпитером, Афродита – Венерой, Арес – Марсом и т. д. «Плененная Греция победила своего некультурного победителя» (Гораций)».

     На  дальнейшее развитие римской мифологии  оказали влияние три фактора: демократизация общества, обусловленная  победой плебса, победоносная римская  агрессия и знакомство с более  развитыми культурами и религиями, с которыми римляне вступили в  сложные взаимоотношения. Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческие должности, а должность главы культа — великого понтифика — выборной, в соединении с запрещением дарить и завещать земли храмам, не дала развиться ни жреческой касте, ни ее оплоту — храмовому хозяйству. Высшим авторитетом стала сама гражданская община.

     Идеологическим  же обоснованием сплоченность гражданского общества стало почитание предков  и богов. Причем отношение с богами в новом обществе подверглись  столь же предельной рационализации, как и отношения людей между  собой. Традиции, у истоков которых  стояли боги, были важнейшим ориентиром, обеспечивающим стабильность жизни. Таким  образом, право коллектива получило как бы божественное освящение. Вот  почему римская имперская власть, возникшая для поддержания порядка  в среде римского общества, сразу  же приступила к самообожествлению. Культ императора должен был олицетворять единство римских граждан, рассеянных по громадной державе, одновременно выступая ориентиром для не имевших гражданства провинциалов. По сути это был культ не личности, а такого же символического знака общественной потребности, каковыми были все языческие боги.

     Древнейшая  римская религия коренным образом  отличалась от греческой. Трезвые римляне, убогая фантазия которых не создала народного эпоса, подобного «Илиаде» и «Одиссее», не знали также и мифологии. Их боги безжизненны. Это были персонажи неопределенные, без родословной, без супружеских и родственных связей, которые греческих богов объединяли в одну большую семью. Зачастую они даже имели не настоящие имена, а лишь прозвища, как бы клички, определяющие границы их власти и действий. У них не рассказывали никаких легенд. Это отсутствие легенд, в котором мы теперь усматриваем известный недостаток творческого воображения, древние считали достоинства римлян, слывших самым религиозным народом. Именно от римлян пошли и получили впоследствии распространение во всех языках слова: религия - поклонение воображаемым сверхъестественным силам и культ - означающая с переносном смысле «почитать», «ублажать» и предполагающее выполнение религиозных обрядов.  

 

     2. Культ мертвых  и домашние божества

 

     Духи  предков назывались у римлян манами - чистыми, добрыми духами. В этом названии было больше лести, чем, чем действительной веры в доброту душ умерших, которые во все времена и у всех народов вызывали страх. Каждая семья чтила души собственных предков, и в дни 9, 11 и 13 мая повсюду проводились Лемурии - праздники мертвых. Тогда считали, что в эти дни души выходят из могил и блуждают по свету как вампиры, которых называли лемурами или ларвами. В каждом доме отец семейства вставал в полночь и босиком обходил все комнаты, отгоняя духов. После этого он мыл руки в родниковой воде, клал в рот зерна черных бобов, которые затем перебрасывал через дом, не оглядываясь назад. При этом он девять раз повторял заклинание: «Это отдаю вам и этими бобами выкупаю себя и своих близких». Невидимые духи шли следом за ним и собирали рассыпанные по земле бобы. После этого глава семьи снова омывался водой, брал медный таз и бил в него изо всех сил, прося, чтобы духи покинули дом.

21 февраля был  другой праздник, называемый Фералии, в этот день для умерших готовили трапезу. Духи не требуют слишком многого, нежная память живущих приятнее им, нежели обильные жертвы. В дар им можно принести черепицу с увядшим венком, хлеб, размоченный в вине, немного фиалок, несколько зерен пшена, щепотку соли. Самое главное - помолиться им от всего сердца. И следует о них помнить. Однажды во время войны забыли провести Фералии. В городе начался мор, а по ночам души целыми толпами выходили из могил и громким плачем оглашали улицы. Как только им принесли жертвы, они вернулись в землю и мор прекратился. Страной умерших был Орк, как у греков Аид, - глубокие подземные пещеры в недоступных горах. Так же назывался и властелин этого царства теней. Мы не знаем его изображения, так как он никогда его не имел, как не имел никаких храмов и никакого культа. Однако на склоне Капитолия был найден храм другого бога смерти, Вейовиса, имя которого как бы означало

Информация о работе Воззрения древних римлян