Тонально-мелодическое выражение знаков препинания. Тире, восклицательный и вопросительный знак, многоточие…Об искусстве мастера художес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 11:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть вопросы, касающиеся тонально- мелодического выражения знаков препинания. А также охарактеризовать искусство одного из мастеров художественного слова М.Э.Козакова.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Тонально-мелодическое выражение знаков препинания. Тире, восклицательный и вопросительный знак, многоточие, запятая, точка…4-11
1.1 Характерные особенности сценической речи, необходимость тонально-мелодического выражения знаков препинания……………………………4-5
1.2.Точка………………………………………………………………………5-6
1.3.Точка с запятой…………………………………………………………..6
1.4.Запятая……………………………………………………………………6-8
1.5.Двоеточие…………………………………………………………………8
1.6.Тире……………………………………………………………………….8
1.7.Вопросительный знак…………………………………………………….8-9
1.8. Восклицательный знак………………………………………………….9
1.9. Многоточие……………………………………………………………….10
1.10.Скобки…………………………………………………………………10-11
1.11.Кавычки……………………………………………………………….11
2. «Мастер художественного слова» о творческом и жизненном пути
М. Э. Козакова………………………………………………………………12-16
Заключение…………………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………………………..18

Прикрепленные файлы: 1 файл

сцена речи 4 курс.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

 

 

         1.9. Многоточие

          Многоточие обозначает обычно что-либо недоговоренное, подразумеваемое. Оно может стоять в конце сюжетного куска или в конце произ ведения. В этом случае голос на предшествующем многоточию ударном сло ве понижается почти как на точке. 
Станиславский говорит, что при многоточии «наш голос не подымается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее на дно, а оставляя ее висеть в воздухе».

 
например: Я вернулся домой; но образ бедной Акулины долго не выходил из моей головы, и васильки ее, давно увядшие, до сих пор хранятся у меня… 
Многоточие в середине предложений подразумевает паузу прерванной речи - паузу умолчания. Голос в этом случае обычно повышается настолько, насколько это нужно, чтобы мысленно произнести слова, скрытые под многоточием. 
например: Смотритель спал под тулупом, мой приезд разбудил его; он привстал… / это был точно Самсон Вырин; но как он постарел!

 

          1.10.Скобки

          Слова, заключенные в скобки, обычно служат для дополнительного пояснения, уточнения авторской мысли, для второстепенного замечания. В скобки могут быть заключены отдельные слова, словосочетания, целые предложения. Существует особая интонация вводности, которая обязательна при чтении скобок. Обычно перед скобками голос повышается на предшествующем удар ном слове, потом на протяжении скобок несколько понижается, а после закрытия скобок голос возвращается на ту же высоту, которая была бы после паузы, если бы скобок тут не было. Скобки всегда окружены паузами. Внутри скобок голос почти не должен менять высоту, тут преобладает монотон — безударность. Однако внутри скобок, включающих в себя не сколько слов, всегда есть слово, требующее выделения с помощью повышения голоса. Если голос на ударном слове внутри скобок совсем не повысить, то внутри предложения прозвучит интонация точки и предложение закончится раньше времени, потеряет смысл. В то же время повышение голоса на ударном слове внутри скобок будет значительно меньшим, чем перед скобками.

 
например: Величественность реки, / да и близость моря / (мало ли что может зайти сюда из Финского залива!) / разожгли любопытство.

 
1.11.Кавычки 
Кавычки ставятся для того, чтобы выделить слово, речевой такт или целое предложение. Слова, стоящие в кавычках, надо интонационно под черкнуть с помощью пауз, окружающих кавычки (если это прямая речь или цитата), ударения на слове, поставленном в кавычки, изменения высоты г лоса и т.д. 
Кавычками выделяются цитаты; слова, употребленные иронически или слова, необычные для данного текста. В этом случае надо обязательно выделить, особенно активно подчеркнуть стоящее в кавычках слово. Это выполняется с помощью пауз перед и после слова, заключенного в кавычки, и с помощью логического ударения на этом слове.

 
например: Выпрямляясь, Александров с удовольствием почувствовал, что у него / «вытанцевалось».

 
Кавычками выделяются названия книг, газет, журналов и т.п. В этом случае, перед  или после названия, стоящего в  кавычках, надо сделать не большую  паузу и несколько выделить ударением  название. 
например: Роман Шолохова / «Тихий Дон». 
Кавычки, заключающие в себе прямую речь или мысли героя, его внутренний монолог, произносятся так, как считает нужным исполнитель.

     

 

          2. «Мастер художественного слова»  о творческом и жизненном пути    

            М. Э. Козакова.

"Мастер художественного  Слова" - это определение целиком  и полностью относится к Михаилу  Козакову-актеру, режиссеру и писателю. Он - Мастер, создавший целую плеяду  образов: шекспировских - от Гамлета  до Лира, и диаметрально противоположных - Дзержинского и Фауста, Дон-Жуана и дядюшки Адуева. Мастер - поставивший культовый фильм "Покровские ворота" и тончайшую драму "Маскарад". Мастер - написавший ироничные и щемяще откровенные книги о времени и о себе - "Рисунки на песке" и "Третий звонок".

Михаил Михайлович Козаков родился 14 октября 1934 года в Ленинграде, в семье писателя Михаила Эммануиловича Козакова (1897—1954) и Зои Александровны Никитиной (урождённой Гацкевич, 1902—1973), редактора «Издательства писателей в Ленинграде». Отец происходил из образованной еврейской семьи; его предки, «стремившиеся к ассимиляции в русской среде», приняли фамилию «Козаков»]. Этнические корни матери были сербско-греческими; бабушка Михаила Михайловича, Зоя Дмитриевна Параскева-Борисова, была родом из Одессы. В годы сталинских репрессий мать дважды арестовывали: в 1937 году (вместе с бабушкой артиста, обе освобождены в 1938 году); повторно — в1948 году.

Во время войны Мишу с другими ленинградскими детьми эвакуировали в Молотовскую область (сейчас — Пермский край). С 1941 по 1944 год он жил в деревне Чёрная Краснокамского района. С 1945 года учился в Ленинградском хореографическом училище.

По окончании 222-й мужской  школы (бывшей Петришуле) в 1952 году Михаил Козаков поступил в школу-студию МХАТ. Учась на последнем курсе, успешно дебютировал в кино, снявшись в роли Шарля Тибо в политической драме М. И. Ромма «Убийство на улице Данте» (1956).

 В 1956 году окончил Школу-студию МХАТ (курс П. В. Массальского) и поступил на работу в Театр имени В. Маяковского, где проработал с 1956 по 1959 год. Затем играл в «Современнике» (1959—1970), во МХАТе (1971—1972), в Театре на Малой Бронной (1972—1981) и в Ленкоме (с 1986). Также, по словам Михаила Козакова, он играл на сцене Саратовского ТЮЗа у Ю. П. Киселёва в пьесе «Обыкновенная история».

Добился блестящих успехов  как актёр и режиссёр театра и  кино. Проникновенно читал стихи Тютчева, Пастернака и других поэтов. Наряду с Смоктуновским, Юрским, Марковым и другими мастерами художественного чтения принял участие в записи серии пластинок «Страницы русской поэзии XVIII—XX вв.»

  В соответствии с автобиографической книгой «Третий звонок» (глава «Мне Брамса сыграют…») с 1956 по 1988 год сотрудничал с КГБ СССР.

В августе 1991 года М. М. Козакову предложили высокооплачиваемую работу в Израиле, после чего он переехал туда вместе с семьёй. В течение четырёх лет играл на иврите в Тель-Авивском камерном театре; кроме того, создал русскую труппу (антрепризу), с которой подготовил четыре спектакля. В 2012 году в беседе с Дмитрием Гордоном продюсер Марк Рудинштейн рассказал:

«Эмигрировав в Израиль, Козаков тут же написал книгу, где заявил: он уехал, когда в России наступило время Рудинштейнов, Ярмольников и Кобзонов. Потом, в трудное для себя время, Миша приехал обратно, героически сообщив, что бросил Израиль, и позвонил, извинялся.

В 1996 году артист вернулся в Россию и организовал собственную труппу под названием «Русская антреприза Михаила Козакова».

     До 2010 года Михаил Козаков выступал с моноспектаклями (один из таких моноспектаклей — «Пушкин и о нём») и в роли чтеца (в частности, записал компакт-диск) и со стихотворными произведениями И. А. Бродского и А. А. Ахматовой.

     В 2010 году у актёра был диагностирован рак лёгких в неоперабельной форме. Лечение проводилось в Израиле в клинике Тель ха-Шомер. 22 апреля 2011 года Михаил Козаков скончался после продолжительной болезни. Ранее СМИ сообщали, что 76-летний артист находился в клинике израильского города Рамат-Ган близ Тель-Авива. Незадолго до кончины артист приобрёл участок на Введенском кладбище, где покоится его отец и где, согласно завещанию, актёр похоронен.

 Художественный руководитель  театра «Ленком»Марк Захаров так сказал о М. М. Козакове[:

Это был очень красивый и очень своеобразный человек, который  прожил красивую, очень непростую, иногда путанную, иногда странную, необъяснимую жизнь. Потому что метания между Израилем и Россией, конечно, они не прибавляли ни здоровья, ни сил творческих, ни вдохновений. Но, тем не менее, такая трагическая, но вместе с тем счастливая судьба была уготована этому красивому, прекрасному, очень одарённому человеку.

В Своем творчестве Козаков  не искал легких путей к сердцу слушателя — в з он выступал с чтением стихов Пушкина, Ахматовой, Самойлова и Бродского. Гениальный Иосиф Бродский! Прямо скажем, не каждый мастер художественного слова отважится на то, чтобы в течение двух часов исполнять со сцены сложные для восприятия стихи нобелевского лауреата. Лирика Бродского требует от слушателя особой культуры и глубины. Уже одно то, что Козаков решился на это непростое дело, заслуживает огромного уважения. К сожалению, искусство чтения стихов со сцены умирает, ценителей этого жанра раз-два и обчелся.

  Тем не менее послушать великого поэта в исполнении актера всегда собирался полный зал. Поразительно все-таки, как мало надо средств для настоящего искусства. Только один голос Козакова, но какой богатый тембр! В чтении стихов ему не было равных. Это такая мощь — одним словом, мастер художественного слова. Артист часто со сцены рассказывал о судьбе и биографии поэта исключительно с помощью стихов, в которых рассыпаны приметы времени и обстоятельств жизненного пути Бродского. Козаков всегда только предварял каждый этап короткой ремаркой: это стихотворение Бродский написал тогда-то и там-то. А дальше уже гениальное искусство перевоплощения самого артиста. За два часа зрители побывали в детстве поэта, в послевоенном Ленинграде, в суде, где его судили за тунеядство, в Америке, Мексике... Козаков смог стать всеми и всем, что было в жизни поэта: он был его школьным товарищем, фонарным столбом, судьей, римским патрицием, ястребом, парящим в бездонном небе над Коннектикутом... И Козаков действительно парил в небе, постигая метафизику жизни.

Часто на концертах виртуозный голос Михаила Козакова вступал в диалог с не менее виртуозной живой музыкой в исполнении известных музыкантов страны. Звучала чудесная музыка Баха, Рахманинова, Вилли Лобеса, мелодии танго, городского романса...

Кстати, Михаил Михайлович во время спектакля зажигательно танцевал танго и даже пел. И делал все с потрясающей легкостью, несмотря на возраст.

Михаил Козаков начал  сниматься в 1956 году, его дебютом  стал фильм Михаила Ромма «Убийство  на улице Данте». Среди самых известных  актерских работ Михаила Михайловича  в кино — роли в картинах «Человек-амфибия», «Вся королевская рать», «Здравствуйте, я ваша тетя!» и многих других. Как режиссер снял фильмы «Безымянная звезда», «Тень» и «Покровские ворота». Козаков работал с выдающимися режиссерами: Эфросом, Ефремовым, Волчек. Он создал в Москве свой театр «Русская антреприза Михаила Козакова».

Народный артист России, выдающийся режиссер, актер, сыгравший  более ста ролей в кино, на телевидении  и в театре, блистательный исполнитель  поэтических произведений, автор  интереснейших мемуаров, человек  непростой судьбы.

Мне показались очень  точными слова Михаила Швыдкого о Козакове: "Он был вечным Гамлетом русской сцены. Он был человеком  рефлексирующим. Его все любили, его уход трагичен".  
     В предисловии к своей "Актерской книге" Михаил Козаков писал: "Автор разболтался от свойственной ему природной закомплексованности, из страха начать, от природной застенчивости, которую всю жизнь вынужден скрывать под маской лицедея, от жуткой боязни, наконец, обнаружить свою глупость и малые знания в области культуры. Но отступать поздно". И это пишет блестяще образованный человек, который многогранно и ярко проявил себя в разных жанрах искусства, получив самое высокое признание!.. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

К.С. Станиславский настойчиво говорит, что точная и яркая передача внутренней жизни образа полностью зависит от точного соответствующего ему голосового и произносительного выражения. Только овладев голосом и произношением, возможны свободное словотворчество, словодействие актера школы переживания. Если же голос не повинуется актеру, если он беден обертонами или от старания быть слышным нарочито громок, если нет умения слиянно произносить фразу, если дикция недостаточно чиста, а сценическое произношение не соответствует законам орфоэпии, если слова стучат, «как горох в доску», нарушается единство содержания и формы в исполнении актера, т.е. искажается содержание искусства переживания.

Техника сценической  речи представляет собой тот строительный материал, с помощью которого содержание сценического образа развивает свою выразительную форму. Техника сценической речи, разумеется, не исчерпывает собой весь тот материал, в котором творит актер. Но она является важнейшим его составным элементом. «Когда голос сам поет и вибрирует, нет нужды прибегать к фокусам, а надо пользоваться им, чтобы просто и красиво говорить мысли и выражать большие, чувства». Станиславский неоднократно указывал на то особое значение, которое имеет техника речи в искусстве актера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.К.С. Станиславский. Собрание сочинений, тома I, II и III. «Искусство», 1954.

2. К.С. Станиславский. Работа актера над собой, Москва, 1948.

3.Ильина М. Михаил Козаков // Актёры советского кино. Вып. 6. Л. : Искусство, 1970.

4. Тадэ Э. С. Михаил Козаков. М. : Искусство, 1977.

5. Поюровский Б. Михаил Козаков // Мастера художественного слова. Вып. 2. М. : Искусство, 1988.

 

 

 




Информация о работе Тонально-мелодическое выражение знаков препинания. Тире, восклицательный и вопросительный знак, многоточие…Об искусстве мастера художес