Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:06, реферат
Цель: раскрыть роль культурологической концепции Питирима Сорокина
Достижение поставленной цели потребует выполнение следующих задач:
- изучить биографию Питирима Сорокина
- рассмотреть основные идеи его концепции культуры
- сформулировать собственное мнение относительно идей П.Сорокина
ВВЕДЕНИЕ
Своеобразную концепцию культуры развивал крупнейший русский социолог и культуролог, проживший большую часть своей жизни в эмиграции в США, Питирим Александрович Сорокин (1899-1968).Концепция П.А. Сорокина перекликается с учением о культурно-исторических типах О. Шпенглера и А. Тойнби. Однако теория культурно-исторических типов П.А. Сорокина принципиально отличается от теории О. Шпенглера и А. Тойнби тем, что Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии.
В соответствии со своими методологическими
установками П. Сорокин представлял
исторический процесс как процесс
развития культуры. В ходе этого
развития общество создает различные
культурные системы: познавательные, религиозные,
этические, эстетические, правовые и
т.д. Главным свойством всех этих
культурных систем является тенденция
их объединения в систему высших
рангов. В результате развития этой
тенденции образуются культурны
Эти культурные сверхсистемы
представляют собой не просто конгломерат
разнообразных явлений, сосуществующих,
но никак друг с другом не связанных,
а есть единство, или индивидуальность,
все составные части которого
пронизаны одним
Цель: раскрыть роль культурологической концепции Питирима Сорокина
Достижение поставленной цели потребует выполнение следующих задач:
- изучить биографию Питирима Сорокина
- рассмотреть основные идеи его концепции культуры
- сформулировать собственное
мнение относительно идей П.
1 КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Сорокин Питирим Александрович (1889 - 1968). Российский и американский социолог. Родился в России (Коми край), где провел первые 15 лет своей жизни (1889-1904гг.). Мать была коми, отец - русский. До приезда в Санкт-Петербург П. Сорокин систематического среднего образования не получил, из церковно-учительской школы был исключен в связи с арестом. В годы первой русской революции (1905-1906 гг.) втянулся в революционную деятельность партии эсеров. Более трех месяцев провел в царской тюрьме.
Стремясь избежать призыва в армию, в 1910 г. поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Будучи студентом третьего курса, опубликовал свою первую книгу "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913). Систему своих взглядов этого периода он сам позже охарактеризовал как "разновидность эмпирического неопозитивизма".
После Октября 1917 г. встал в оппозицию большевистскому режиму, принимал участие в политической борьбе на Севере. В 1918 г. дважды арестовывался большевиками и находился на грани расстрела. В конце 1918 г. он прекратил активную политическую деятельность и 23 декабря 1918 г. был восстановлен в числе преподавателей юридического факультета Петроградского университета, где начал чтение курса "Уголовной социологии". В сентябре 1922 года П. Сорокин с группой других ученых, не принимающих марксистскую идеологию и большевистскую политику, был выслан из Советской России. Жил и работал в Праге. В конце 1923 г. был приглашен для чтения лекций в США. Первые курсы читались в университетах Иллинойса и Висконсина, затем получил предложение занять место штатного профессора в университете Миннесоты.
Когда в середине 30-х годов
Сорокин анонсирует новое направление
исследований своей творческой лаборатории,
Гарвардский университет
В 1955 г., когда П. Сорокину исполнилось 66 лет, он вышел на пенсию, но остался директором Гарвардского исследовательского центра по созидательному альтруизму. 31 декабря 1959 г. в возрасте 70 лет он ушел со всех постов в Гарварде. В последнее десятилетие своей жизни он продолжал активную научно-преподавательскую работу, выступая с лекциями в разных университетах, работая над книгами и статьями. Им опубликовано более 30 книг. 11 февраля 1968 г. в возрасте 79 лет, после тяжелой болезни П.А. Сорокин скончался.
П. Сорокин пользовался
большим влиянием в мире социологии
при жизни, однако в дальнейшем оказался
полузабытым как на Родине, так
и на Западе. С начала 1990-х гг. появляется
интерес к П. Сорокину в России,
что проявилось в публикации целого
ряда его работ и исследований,
посвященных его жизни и
2 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПИТИРИМА СОРОКИНА
2.1 П.СОРОКИН О ТРЕХ ТИПАХ КУЛЬТУРЫ
В своих многочисленных трудах он рассматривал историю человечества как последовательную смену неких социокультурных суперсистем, объединенных периодически меняющимся единством ценностей, норм и значений. Под воздействием «двойственной» природы человечества: существа мыслящего и существа чувствующего, и формируется каждая культурная суперсистема. Исходя из этого, он выделял три типа культуры: два противоположных друг другу типа – идеациональный, если преобладает «истина веры», и чувственный тип, если преобладает «истина чувств», и третий – смешанный, промежуточный между ними тип – идеалистический, где «человеческими умами будет руководить истина разума». Сорокин подчеркивает, что в «чистом виде» в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда не реализуются. Речь может идти лишь о доминировании и об определенном господстве каждой из них в тот или иной исторический период. Предложенную типологию суперсистем культуры философ наполняет фактическим содержанием, выделяя ее основные составляющие – искусство, истину, мораль, право, что является «основой и фундаментом всякой культуры» [2,с.430]– и давая им характеристики.
Идеациональная культура, по своей сути, религиозна. Она основана «на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности». Примером такого типа культуры является культура средневековой Европы до 12 века [2,с.430].
Идеациональное искусство нацелено на религиозную тематику, где доминирующим сюжетом является сверхчувственное царство Бога, героями выступают сам Бог, ангелы, святые и грешники, тайны мироздания, искупления, распятия, спасения и другие трансцендентные события.
«Это не искусство одно профессионального художника, а творчество безымянного коллектива верующих, общающихся с Богом и со своей собственной душой». [2,с.436] Стиль этой художественной культуры символичен и во многом формален. Художественный образ идеационального искусства воплощается: в архитектуре церковных зданий, богослужебных музыкальных песнопениях, в религиозных литературных молитвах. Высшей идеациональной истиной у Сорокина является «истина веры». Божественное откровение идеациональной истины постигается с помощью мистического опыта, божественной интуиции и вдохновения. Идеациональные этические ценности и нормы строятся на единении со сверхчувственным Абсолютом и воспринимаются как безусловные, неизменные, вечные. В свою очередь, отношение к житейским наслаждениям и удовольствиям в этой культуре негативно. Главным является безупречное исполнение людьми своих обязанностей между Богом и обществом. Идеациональное право также опиралось на абсолютные и неизменные принципы, данные Богом. Нормы, законы и формы применения религиозных устоев в идеациональной культуре абсолютны и жестки. Юридическое сознание данного общества «свободно от всяких сомнений, не допускает критики и обсуждения» [2,с.469].
Чувственная (или сенситивная) культура является антиподом идеациональной.
Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темпами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Такой тип культуры господствовал в Европе с 16 по 20 век, причем в 20 веке, по мнению Сорокина, этот тип культуры переживает глубокий кризис. Задача искусства – доставить удовольствие зрителю, слушателю или читателю, снискать у него успех, признание и славу. Стиль сенситивного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма. Создателем такого искусства являются профессиональные художники. Однако «рядом с этими великолепными достижениями, - подчеркивает Сорокин, - наше чувственное искусство заключает в себе самом вирусы разложения и распада…», которые «и обращают многие добродетели чувственного искусства в его же пороки». [2,с.452] По мысли философа, искусство становиться «музеем социальной патологии» И все же Сорокин далек от пессимизма: на смену разрушительным тенденциям чувственного искусства он ожидает приход нового, и скорое всего идеационального искусства.
Третьей суперсистемой, по мысли Сорокина, является идеалистическая культура. Она связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспект, выступая как промежуточная и переходная между вышеназванными суперсистемами. Этот тип культуры характерен для европейских обществ с 12 по 16 вв., т.е. эпохи позднего средневековья и Возрождения. Для главных составляющих идеалистической культуры действует исходный принцип: реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности.
Выделенные П.А.Сорокиным
типы культуры - это одновременно и
последовательные этапы культурной
динамики. Любая культура (если ее естественное
существование не прекращается в
силу каких-то причин) может проходить
в своем развитии эти стадии: идеациональную,
идеалистическую, чувственную. При
этом ни один из выделенных культурных
типов не является "более развитым"
или "менее развитым" - каждый представляет
собой самостоятельную
Почему происходит смена одного
культурного типа другим?
Во-первых, ни один тип культуры
не способен создать исчерпывающее описание
реального мира и использовать все возможные
пути человеческого творчества. Базируясь
на каком-то основном принципе, культура
как бы отсекает иные возможности. Со временем
возможности творческого развития этого
принципа неизбежно оказываются исчерпанными,
и возникает необходимость перехода к
новым ориентирам. Если культура не справляется
с этой задачей, она вырождается.
Во-вторых, ни одна культура
не является полностью интегрированной.
Так, в идеациональной культуре, на ее
"периферии" существуют элементы
чувственной или идеалистической культуры.
Также и господствующая чувственная культура
не предполагает полного уничтожения
элементов культуры идеациональной. И
эти периферийные элементы могут стать
почвой для формирования нового типа культуры,
когда прежний тип исчерпывает свои творческие
возможности. [1,с.145]
2.2 ТЕОРИЯ П.СОРОКИНА
Питирим Сорокин делает предположение, что периоды перехода одной фундаментальной формы культуры и общества к другой, «когда рушится здание старой культуры, а новая структура еще не возникла» [3,с.129] когда конфликт между ценностями различных людей и социальных групп становится необычайно острым, то такие периоды перехода порождают борьбу особой интенсивности, выражаясь в огромном диапазоне различности форм: самоубийства, преступность, жестокость наказаний, бунты, восстания и революции.
В некоторых обществах такие переходы выражаются в виде международных войн. «Чем более велик и глубок по своей сути переход, тем больше насилия содержится во взрыве революций, войн, преступности и наказаний» [3,с.152]. Такие переходы всегда оставляли след в истории как времена жестокости, грубости и зверства.
С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных областей науки, опираясь на обширный фактический и статистический материал, Сорокин старается ответить на вопрос: «А подтверждает ли история такое предположение?».
Используя надежный метод, автор исследовал все войны, известные в истории Греции, Рима и стран Запада с 500 г. до Р.Х. и до 1925 г. Это дает ему 967 важных войн. Каждая из них была рассмотрена с точки зрения продолжительности, размера армий и жертв. Беря за единицу измерения войны количество жертв на миллион соответствующего населения, Сорокин получает следующие «значимости» войн для каждого столетия (статистические данные взяты из произведения Питирима Сорокина «Кризис нашего времени»).
Для Греции:
V в. до Р.Х. – 29;
Начало IV в до Р.Х. – 48,
конец IV в до Р.Х. – 36;
I в до Р.Х. — 33;
I в – 5;
III в – 13.
Самые высокие показания индексов для войн в истории Греции, V и IV века до Р.Х., совпадают с периодом перехода идеациональной культуры к чувственной. Когда в конце четвертого века до Р.Х. чувственная культура стала доминирующей и стабильной, то войн стало меньше.
Если взять всю Римскую империю, то показатели для войн и революций, используя аналогичные измерения, намного ниже. Сравнив эти статистические данные, мы видим один и тот же результат: при смене культур индексы самые высокие. [Приложение]
В Риме с III по I века до Р.Х. наблюдался похожий переходный период. Отсюда очень высокие индексы революций для этих столетий и высокий индекс для войны в I веке до Р.Х. I и II века после Р.Х. говорят нам о прочно установившейся чувственной культуре и общества. Соответственно их индексы войны и революций были низкими. Третье столетие стало началом упадка чувственной культуры и установления христианской идеациональной культуры, отсюда и заметный рост кривых индексов войны и революций. В отношении войн периода с IV по VI столетия относительно надежных фактов нет.