Своеобразие науки как исторической формы познания и знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 16:37, контрольная работа

Краткое описание

В современной литературе можно встретить много определений науки. Например, наука есть форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению

Прикрепленные файлы: 1 файл

основы науч исследований.docx

— 107.00 Кб (Скачать документ)

Мало того, в познавательном процессе и развитии науки в полной мере находит свое отражение важнейшее следствие развития через отрицание, заключенное в термине спиралевидность и дающее наглядное представление и общую линию перехода науки с одного уровня на другой, более высокий. Этот переход особенно характерен для социально-гуманитарных процессов. Диалектике развертывания, обострения и разрешения хода социального развития свойственны как преемственность, так и сохранение материальной культуры и элементов духовной культуры, соответствующих сохранению и усовершенствованию общечеловеческих принципов гуманизма и социологических законов развития человечества.

Уровень развития современной науки, овладевшей методологическими принципами применения закона отрицания к объекту активного взаимодействия человека-исследователя с природой и социальной средой, — это показатель того, что отрицанию, согласно Ф. Энгельсу, «приходится учиться, как и всему прочему».

А это значит, что успешно строить новый мир идей и знаний можно, лишь бережно сохраняя все истинное, ценное, оправдавшее себя в старых теоретических концепциях. Одна из характерных особенностей «драмы идей» в физическом познании (и не только в нем) заключалась в том, что «успеха в прокладывании новых путей добивались именно те физики, которые соединяли в себе два необходимых качества: 1) чувство нового: они видели новые данные опыта, требующие изменения устоявшихся взглядов, они не отмахивались от нового. Они активно искали пути объяснения новых фактов, не останавливаясь перед изменением устоявшихся теорий;  
2) бережное уважение к наследию старого: эти физики понимали, что в физике XIX в. должно сохраниться все ценное, оправдавшее себя на опыте и практике».  Только таким способом может быть обеспечен прогресс в развитии науки.

В процессе развития научного познания возможен и обратный переход от последующей теории к предыдущей, их совпадение в некоторой предельной области, где различия между ними оказываются несущественными. Например, законы квантовой механики переходят в законы классической, когда можно пренебречь величиной кванта действия, а законы теории относительности переходят в законы классической механики, если скорость света считать бесконечной. Так, В. Гейзенберг отмечал, что «релятивистская механика и в самом деле переходит в ньютоновскую в предельном случае малых скоростей... Мы, стало быть, и сегодня признаем истинность ньютоновской механики, даже ее строгость и общезначимость, но добавляя «везде, где могут быть применены ее понятия», мы указываем, что считаем область применения ньютоновской теории ограниченной».

  Таким образом, любая теория должна переходить в предыдущую, менее общую теорию в тех условиях, в каких эта предыдущая была установлена. Поэтому-то «ошеломляющие идеи» теории относительности, совершившие переворот в методах физического познания, не отменили механики Ньютона, а лишь указали границы ее применимости.

На каждом этапе своего развития наука использует фактический материал, методы исследования, теории, гипотезы, законы, научные понятия предшествующих эпох и по своему содержанию является их продолжением. Поэтому в каждый определенный исторический период развитие науки зависит не только от достигнутого уровня развития производства и социальных условий, но и от накопленного ранее запаса научных истин, выработанной системы понятий и представлений, обобщившей предшествующий опыт и знания.

Как бы ни был гениален ученый, он так или иначе должен исходить из знаний, накопленных его предшественниками, и знаний современников. Известна знаменитая фраза Ньютона: «Я стоял на плечах гигантов». При выборе объектов исследования и выводе законов, связывающих явления, ученый исходит из ранее установленных законов и теорий, существующих в данную эпоху. В этой связи Д. И. Менделеев отмечал, что истинные открытия делаются работой не одного ума, а усилием массы людей, из которых иногда один есть только выразитель того, что принадлежит многим, что есть плод совокупной работы мысли.

Наконец, важный аспект преемственного развития науки состоит в том, что всегда необходимо пытаться распространить истинные идеи за рамки того, на чем они были опробованы. Подчеркивая это обстоятельство, американский физик-теоретик Р. Фейнман писал: «Мы просто обязаны, мы вынуждены распространять все то, что мы уже знаем, на как можно более широкие области, за пределы уже постигнутого... Это единственный путь прогресса. Хотя этот путь неясен, только на нем наука оказывается плодотворной».

Таким образом, каждый шаг науки подготавливается предшествующим этапом и каждый ее последующий этап закономерно связан с предыдущим. Заимствуя достижения предшествующей эпохи, наука непрерывно движется вперед. Но это отнюдь не механическое, некритическое заимствование; преемственность не есть простое перенесение старых идей в новую эпоху, пассивное заимствование всего содержания используемых теорий, гипотез, методов исследования. Она включает в себя момент критического анализа и творческого преобразования. Преемственность представляет собой органическое единство двух моментов: наследования и критической переработки. Только осмысливая и критически перерабатывая знания предшественников, ученый может развивать науку, сохраняя и приумножая истинные знания и преодолевая заблуждения.

Процесс преемственности в науке может быть выражен в терминах «традиция» и «новация». Это две противоположные диалектически связанные стороны единого процесса развития науки: новации вырастают из традиций, находятся в них в зародыше; все положительное и ценное, что было в традициях, в «снятом виде» остается в новациях.

Новация — это то, что возникло впервые, чего не было раньше. Характерный пример новаций - научные открытия, фундаментальные идеи и концепции: квантовая механика, теория относительности, синергетика. Формулируя новые научные идеи, «мы должны проверять старые идеи, старые теории, хотя они и принадлежат прошлому, ибо это — единственное средство понять значительность новых идей и пределы их справедливости».

Одним словом, традиции в науке - это знания, накопленные предшествующими поколениями ученых, передающиеся последующим поколениям и сохраняющиеся в конкретных научных сообществах, научных школах, направлениях, отдельных науках и научных дисциплинах. Богатство традиций дает новым поколениям исследователей возможность выбора тех или иных из них. А они могут быть как позитивными, так и негативными. Жизнеспособность научных традиций коренится в их дальнейшем развитии последующими поколениями ученых на основе сохранения линии (спирали) преемственности, новых высот в естествознании, технике и социальном познании.

 

§ 2. Единство количественных и качественных изменений в развитии науки. Диалектическая противоречивость в развитии научных знаний.

 

Преемственность научного познания не однообразный, монотонный процесс. Обычно она выступает как единство постепенных, спокойных количественных изменений и коренных, качественных (скачки, научные революции). Эти две стороны науки тесно связаны и в ходе ее развития сменяют друг друга как своеобразные этапы данного процесса.

Вообще процесс возникновения нового и отмирания старого на основе накопления количественных изменений, их превращения в коренные, качественные и наоборот, присущий самому реальному миру составляет важную сторону как познавательного процесса, так и раз вития научного познания.

При этом в развитии науки «эпохи относительной стабильности отделены друг от друга краткими периодами кризисов, во время которых под давлением фактов, ранее малоизвестных или вовсе неизвестных, ученые вдруг ставят под сомнение все принципы, казавшиеся до этого вполне незыблемыми, и через определенное время находят совершенно новые пути. Такие неожиданные повороты характеризуют решающие этапы в прогрессивном развитии наших знаний».  Этап количественных изменений в науке — это постепенное накопление новых фактов, наблюдений, экспериментальных данных в рамках существующих научных концепций. При этом идет процесс расширения, уточнения уже сформулированных теорий, понятий и принципов.

Первые попытки специального анализа проблемы количества восходят к пифагорейцам и связаны с изучением природы чисел и их применением для познания мира. Аристотель подчеркивал: «Количеством называется то, что делимо на составные части... Всякое количество есть множество, если оно исчислимо, а величина — если измеримо».

Более общее представление о количестве в Новое время ввели Декарт, Лейбниц, Ньютон в связи с исследованием движения и введением переменных величин в математику. А диалектическую взаимосвязь количества и качества в философское познание впервые ввел Гегель, который подчеркивал, что количество есть «внешняя бытию, безразличная для него определенность», а качество — «тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда теряет свое качество».

С этой точки зрения к качественно определенным видам и формам бытия относятся Галактика, звезды, планеты, Земля, неорганическая и органическая природа, общество, человек, пространство, время, сознание человека, а в нем — чувственно-созерцательное и абстрактное мышление, психология, идеология.

Мало того, в развитии современного научного познания можно выделить два вида качеств: природные и социальные, где природные представляют собой определенность предметов и явлений природы,- которые неотделимы от телесности, пространственно-временной структуры, гравитационного и энергетического состояния.

Социальные же качества характеризуются отношением людей к природе, друг к другу, характером и разнообразием человеческой деятельности, компонентом общественных отношений, в процессе которых выявляются сознание (индивидуальное и общественное) с разнообразием его форм и уровней. Социальные качества при этом подразделяются на функциональные и системные.

Первый вид качества выражается в формах и функциях созданных человеком предметов «второй природы» (стол, синхрофазотрон, компьютер, космический корабль, международная космическая станция), каждая из которых имеет свое предназначение.

Второй вид качества — «системное качество» — по Марксу, не поддается простому наблюдению, например стоимость, моральный износ, народ, нация, цивилизация, глобализация, глобализм, экономическая интеграция, экономический кризис. И это объясняется тем, что у каждого из системных видов качеств имеются особые отношения с присущим ему количеством (народ). Без их знания трудно разобраться в диалектике количественно-качественных изменений в процессе познания, не выявляя специфические свойства и отношения одного объекта с другим, «способ отношения друг у другу», по Гегелю, вызывающие возникновение новых качественных состояний.

На определенном этапе этого процесса и в конкретной его «точке» происходит разрыв непрерывности, скачок, коренная ломка старых фундаментальных законов и принципов вследствие того, что они не объясняют новых фактов и новых открытий. Это и есть коренные качественные изменения в развитии науки, научные революции.

Во время относительно устойчивого развития науки происходит постепенный рост знания, но основные теоретические представления остаются почти без изменений. В период научной революции подвергаются ломке именно эти представления. Революция в той или иной науке представляет собой период коренной ломки основных, фундаментальных концепций, считавшихся ранее незыблемыми, период наиболее интенсивного развития, проникновения в область неизвестного, скачкообразного углубления и расширения сферы познанного.

Примерами таких революций являются создание гелиоцентрической системы мира (Н. Коперник), формирование классической механики и экспериментального естествознания (Г. Галилей, И. Кеплер и особенно  
И. Ньютон), революция в естествознании конца XIX — начала XX в. — возникновение теории относительности и квантовой механики  
(А. Эйнштейн, М. Планк, Н. Бор, В. Гейзенберг и др.). Крупные изменения происходят в современной науке, особенно связанные с формированием и бурным развитием синергетики (теории самоорганизации целостных развивающихся систем), электроники, генной инженерии и т. п. Научная революция подводит итог предшествующему периоду познания, поднимает его на новую, высшую ступень. Очищая науку от заблуждений, она открывает новые объекты и методы исследования, ускоряя тем самым темпы развития науки.

Это находит выражение в том, что на основе результатов развития фундаментальных научных исследований возникают принципиально новые отрасли производства (атомная энергетика, радиоэлектроника и вычислительная техника, квантовая электроника, нанотехнологии, открытие кода наследственности и т. п.), которые не могли бы развиться из предшествующей производственной практики. Развитие науки по всем направлениям закономерно должно опережать практику: технику, промышленность и аграрный комплекс.

Все это в комплексе предполагает основательное изучение тенденций междисциплинарного исследования науки как объекта не только философско-методологического, но и историко-научного, науковедческого и культурологического анализа.

 

 

Вопрос №3.

Мысленный эксперимент — вид познавательной деятельности, в которой ключевая для той или иной научной теории ситуация разыгрывается не в реальном эксперименте, а в воображении. Мысленный эксперимент в физике зачастую напоминает доказательство теоремы методом от противного в математике, когда некоторое положение физической модели или схемы сначала отвергается, а затем путём преобразования модели мы приходим к противоречию с тем или иным принципом, который считается безусловно истинным. Термин «мысленный эксперимент» (нем. Gedankenexperiment) ввёл немецкий учёный Эрнст Мах.

Информация о работе Своеобразие науки как исторической формы познания и знания