Свадебный этикет и ритуал балкарцев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 17:24, реферат

Краткое описание

Балкарцы и карачаевцы по своему происхождению, языку и культуре являются родственными народами, издавна населяющими северные склоны центральной части Главного Кавказского хребта. Их язык принадлежит к западной ветви тюркских языков. В настоящее время балкарцы живут в Кабардино-Балкарии и некоторых районах Казахстана и Средней Азии. С древнейших времен они соседствуют с кабардинцами, черкесами, осетинами, абазинами, ногайцами и их жизнь тесно связана с жизнью этих народов в экономическом и культурном отношении.

Содержание

I.Введение
II.Основная часть
Из истории вопроса
Брак и его формы
Сватовство
Свадебный ритуал
III. Свадебные торжества и сопутствующие им ритуалы в современных условиях.

IV.Заключение

V. Литература.

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат свадьба.docx

— 685.38 Кб (Скачать документ)

При первом посещении сваты преподносили невесте небольшие подарки —  платок, кольцо, серьги, бусы, зеркало, браслет, отрез на платье, мыло, ножницы. Если подарки принимались, значило, что переговоры будут продолжаться.

Сваты возвращались домой, и сообщали о результатах визита. О времени второго посещения родители невесты сами сообщали родителям жениха. Получив приглашение со стороны невесты, сваты снова отправлялись на переговоры. Стол для них накрывался как можно богаче. Если перед старшим ставили отдельно один кусочек печени, это значило, что сватам надо посетить дом невесты еще один раз — еще якобы не все решено. Если переговоры шли благоприятно, то старший из сватов раздавал детям почетную пищу — голову, в которой каждый кусочек имел смысловое значение. Ухо, данное ребенку, было, пожеланием, чтобы уши слышали хорошо. Глаза — чтобы хорошо видел. Язык — красноречиво говорил. Мозг — был умным. А ноги — чтобы хорошо бегал. За успешные результаты переговоров; пили бульон — шорпу.

При третьем посещении дома невесты  сватов принимали также радушно, с обильным угощением, но с новыми испытаниями. На стол с богатыми блюдами подавали очень жидкую похлебку, которая означала, что семья невесты очень бедная. Похлебку ставили, и состоятельные семьи, чтобы повысить калым. Каша означала, что семья не очень состоятельная. Густая каша (баста), которая заменяет хлеб, — семья живет в достатке. Сырой хлеб — жених очень молодой. Жареная кукуруза означала: невесту сватает много женихов или количество подарков родственникам невесты. Хлеб, покрошенный в айран, — жених очень старый, без зубов. Хатлама. (лепешки из кукурузной муки, замешанные с внутренним салом и сваренные в мясном бульоне) — отказ от переговоров. Обычаи подачи пищи, связанные со сватовством, в каждом селении Балкарии имели свои особенности. Как говорит пословица, «в каждом селении по-своему разделывают барана». Если при третьем посещении переговоры прошли удачно, то обе стороны выпивали бузу из почетного бокала- гоппана или рога, а хозяйка правой рукой касалась очажной цепи в знак того, что отныне обе семьи породнились навеки.

О калыме. Точного размера калыма не было. В народе говорят, что он зависел от результатов переговоров  сватов. Обычай уплаты калыма в народе рассматривали по-разному: как помощь, восстановление потерянных рабочих рук, как поднятие авторитета невесты и т.д. Если невеста была очень красивая, хорошо умела готовить и шить, хорошего воспитания, единственная дочь, то за нее просили и большой калым. Сумма денег колебалась от 700 до 1500 рублей серебром; у людей простого сословия не выше 300 рублей. Кроме денег в качестве калыма мог выступать скот. Н.П Тульчинский писал: «В Хуламе, Безенги и Чегеме таубии вносят калым до 1500 бублей, пару быков, две лошади, а по совершении некяха еще одну хорошую лошадь».

 Засватанная девушка оставалась  у себя дома один-два года, а  то дольше. Продолжительность этого  времени зависела от материального  состояния жениха и невесты,  а также от других причин (смерть  близкого человека, например). Но  самую главную роль играло  материальное положение жениха. Чем богаче был жених, тем короче было время пребывания засватанной девушки дома. За поведением невесты, пока она оставалась в родительском доме, строго следили. Они старались не получать каких-либо замечаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4.Свадебный ритуал.

Как только достигалась договоренность о браке и уплачивалась часть (или весь) калыма, обе стороны  начинали тщательно готовиться к  свадьбе. Когда обе стороны были готовы к свадьбе, то сообщали об этом через специальных людей. Но преимущество было на стороне невесты: ее сторона  устанавливала, в какой день приехать за невестой. Сторона жениха тщательно  к этому готовилась. Назначали  дружков жениха, решали, сколько их поедет за невестой, кто их возглавит, какой будет транспорт, кто будет везти знамя (байракъ), ореховую шапку (къоз берк) и т. д. Когда все были готовы к отъезду, выносились «ореховая шапка» и знамя жениха.

Ореховую шапку делали из плотного войлока и прикрепляли  к палке. На шапку нашивали орехи, конфеты, ленты, монеты, платочки. Говорили, чем больше предметов будет пришито  к шапке, тем больше будет счастья  и детей у молодоженов. Орехи  на шапке выступали как символ счастья. Считалось, что они оберегают  от зла. Ореховую шапку давали самому ловкому наезднику, чтобы он мог  сохранить его, довезти до дома невесты, и вручить матери невесты.

На знамени жениха сверху изображали родовое тавро жениха, а снизу - невесты, что означало - эти два рода породнились. Знамя жениха вручали тоже самому лучшему наезднику. Местная молодежь старалась увезти ореховую шапку и знамя. Если ей это удавалось, то дружки жениха должны были платить выкуп.

Важную роль в свадьбе играл  транспорт. Невесту везли в дом  жениха в фаэтоне, на арбе, санях, куда впрягали чаще всего лошадей. Но возили и на волах и ослах, в труднопроходимых местах — верхом на лошади. Свадебный  транспорт украшался, особенно конская  сбруя. Вместе с дружками за невестой мог поехать и жених. Н. Ф. Грабовский писал: «Когда настанет время взять  невестку в дом жениха, последний  собирает во всем ауле молодежь, и вместе с нею сам или ближайший  родственник его отправляется туда, где живет невеста» .

Тем временем обе стороны готовили свадебную пищу, которая считалась  важным моментом торжества. Это —  холодные закуски, горячие блюда, напитки, приправы, сладкое и т. п. На стол подавалось: масло, сыр, сливки, сметана, творог, тузлук, вареные печень и легкие, жёрме ,закуска из вареных бараньих ног, засоленных в сыворотке с ароматными приправами, сушеное мясо в жареном виде, кушанье в виде колбасы из мякоти мяса (мясо резали на мелкие кусочки, добавляли чеснок, лук, перец, соль, закладывали в толстую кишку и коптили над очагом). Все перечисленные блюда считались, да и сейчас считаются, самой вкусной и почетной пищей. Из сладкого подавали сахар, повидло, халву, къууут (сушеные дикие груши мололи на ручной мельнице и полученную муку смешивали с водой). Из напитков — айран, молоко, нарзан, бузу, пиво и т. д. Некоторые из мясных, молочных и мучных блюд имели свое особое назначение.

Пока дружки ездили за невестой, в  доме жениха забивали быка, баранов, птицу для приготовления мясных блюд к свадебному столу. При разделывании птицы и скота и при приготовлении мясных и других блюд придерживались определенных правил и обычаев. Нарушать их строго запрещалось. Птицу резали мужчины, а разделывали, варили и жарили женщины. Баранов и быка резали, разделывали и готовили только мужчины. В семье невесты для встречи дружков жениха и гостей тоже готовили холодные и горячие мясные и мучные блюда, сладкие напитки.

 Дружков жениха и его самого встречали радушно, приветствовали, пожимая руку двумя руками и обнимая трижды. Эти знаки приветствия выражали  особое уважение друг к  другу. Старшему  дружков жениха подносили почетный бокал с бузой. Взяв его двумя руками, он произносил тост (алгъыш). После этого гостей рассаживали за свадебным столом по старшинству: старших - со старшими, младших – с младшими. Женщин усаживали отдельно от мужчин. Как объясняют старики, это делалось, чтобы они не стесняли друг друга.  После этого на стол перед старшим ставили гоппан. Он произносил тост.

После тоста старшего дружков жениха ореховую шапку от имени родителей  жениха сразу же преподносили родителям  невесты со словами: «Отныне ваш зять считается вашим сыном, таким, как у своих родителей». Молодежь же со стороны невесты делала вид, что старается отнять ореховую шапку у дружков жениха, говоря при этом: «Не хотим потерять свою сестру», но те зорко оберегали ее. Ореховую шапку торжественно получал старший со стороны невесты. Считалось, что брак теперь будет очень крепким.

После этого на стол подавались самые  лучшие блюда и напитки. Порядок их подачи был весьма сложным. Вот как об этом писал Г. Петров: «Сначала подают шашлык — мясо, зажаренное на вертеле; затем следуют мясо в вареном виде — баранья голова, курдюк, задние ляжки, мясной отвар, или шурпа, приправленный разными пряностями, и айран (кислое молоко)» Голова ставилась перед старшим в знак уважения к нему. Это было и подтверждением того, что старший всегда остается главой во всем. Уважение к старшим — это основной закон горского этикета. Он сохраняется и в наши дни.

 Самым почетным куском считаются голова (баш) и лопатка (жаурун) барана . Потом подавались шашлыки из печени, завернутой во внутреннее сало(жалбауур), из мякоти мяса, а также из ребер барана. Эти блюда тоже считались почетными. К ним относится и сохта (колбаса из печени).



За женихом организовывался  соответствующий уход. Его обслуживали его товарищи, которые находились при нем. Ему посылали почетные бокалы и блюда. Женщины и девушки под разными предлогами пытались увидеть жениха, а его охрана старалась не показывать жениха раньше времени.

  Пока невесту готовили к  отъезду, между молодежью обеих  сторон устраивались соревнования  в песнях, танцах, шутках, потехах, скачках, джигитовке. Глава дружков жениха спрашивал у старшего со стороны невесты, готова ли она к отъезду. Но сторона невесты требовала показать жениха. Женщины и девушки говорили в адрес жениха, что он, может быть, горбатый, хромой, даже рыжий или маленького роста. По сигналу старшего дружков жениха последние приводили жениха, плотно окружив его. Он шел, опустив голову, надвинув шапку на глаза. По обычаю, местные женщины и девушки должны были сорвать шапку с жениха. Сопровождавшие жениха дружки делали вид, что очень бдительно охраняют его, давая в то же время им возможность сделать это. За шапку дружки платили выкуп. Местные смотрели на жениха, говоря в его адрес разные комплименты. Старшим подносили гоппан от имени жениха и невесты. Они произносили в честь молодых тосты. Кто-нибудь из дружков жениха клал подарок в пустой гоппан, и его возвращали матери невесты. Жениха снова уводили в тот дом, где он до этого находился.

Келин (невеста). У балкарцев был  обычай — невесту одевали в  то платье, которое привозил с собой  жених. Если он был богатый, то привозил полный комплект праздничной одежды — платье, шапочку, платок, пояс, нагрудник, обувь, украшения — кольцо, серьги, бусы. Если менее состоятельный — одно платье, а если очень бедный, то тоже одно платье, но занятое на время свадьбы, которое потом возвращалось. В наши дни этот обычай исчез. Когда невеста была готова, об этом сообщали старшему дружков жениха. В. Я. Тепцов писал: «Невесту одевают в белую одежду, накрывают лицо большим платком и вручают старшему доверенному от жениха» . Невесту старались одеть в белое платье, что считалось символом красоты и молодости.

 Эта традиция сохраняется  и сейчас.

 При выводе невесты за  дверь родителям ее необходимо  делать подарки. Самым трудным   было выбраться со двора невесты,  так на каждом шагу, за каждую  мелочь здесь требовали выкуп,  чинили всяческие преграды.

  Свадебный кортеж при приближении к родному селу жениха, давал о себе знать: дружки жениха пели песню «Орайда», стреляли из ружей. Свадебный кортеж обязательно совершал почетный круг вокруг селения жениха.

В доме жениха к приему невесты  тщательно готовились. Невесту в  комнату (отоу), отведенную для нее, нес на руках доверенный жениха.  Там она сидела на табуретке с подушкой за ширмой. Около невесты находилась девушка-родственница , которая приехала с ней. С невестой приезжали также парни- родственники, которые выполняли роль ее телохранителей. Они уезжали после заключения некяха, получив подарки.

 

В условленное время к невесте  приводили жениха. В комнате у  нее разжигала огонь и стелила  постель  многодетная женщина- родственница жениха. Верили, что, если это сделает  такая женщина, то у молодых будет  много детей. Время первой брачной  ночи держали строго в тайне. Но молодежь все равно узнавала об этом и устраивала всякие шутки. Если жених  был состоятельным, то при каждом посещении молодой  жены в течение трех дней он делал  ей подарки. Родители и близкие родственники жениха дарили подарки невестке на второй день свадьбы.

Через определенное время проводилось  торжество по поводу показа жениха старшим, родственникам.

 

Через определенное время после  свадебного пира проводили снятие покрывала (ау алгъан). В день снятия покрывала с головы новобрачной в очаге должен был ярко гореть огонь, чтобы жизнь ее была светлой, счастливой.

         Новобрачной  расплетали косу, заплетали волосы  в две косы - знак того, что она уже женщина. На голову одевали легкий платок, что означало - она молодая женщина, не имеющая еще детей. Сверху на голову ей набрасывали несколько платков, которые потом снимали и дарили родственникам жениха. На руки ей надевали по кольцу, к ним прикрепляли по платочку, которые предназначались дедушкам по  матери или по отцу.

Когда молодая была готова, ее из комнаты  под руку выводил доверенный новобрачного - его близкий родственник или друг.

Под ноги новобрачной стелили шкуру  с длинной мягкой шерстью, чтобы  жизнь молодоженов была такой  же мягкой и благополучной, как эта  шерсть. На голову новобрачной сыпали зерно злаковых культур, монеты, орехи, конфеты. Зерно - чтобы всегда было изобилие; монеты- чтобы имелись деньги; орехи- чтобы здоровье было крепким; конфеты- чтоб жизнь была сладкой.

 

       После этого с головы новобрачной снимали покрывало. Доверенный жениха снимал с головы покрывало кинжалом, рукояткой плетки, небольшим флажком. Женщина, которой дарили покрывало, трижды обнимала новобрачную, желая ей счастья, мира, покоя.

      Свекровь подходила к снохе с чашкой, наполненной медом, они обе мазали друг другу губы медом. Значение этого обычая - чтобы они жили мирно, дружно и никогда не ссорились.

      Все это время невеста стояла почти не шевелясь, опустив голову ни с кем не разговаривая.

     Потом к очагу выносили  приданное невесты и подарки для раздачи родственникам жениха. Приданое девушки начинали готовить с малых лет. В приданое входило: серебряный или золотой пояс, нагрудник, кольца, серьги, браслеты, бусы, платья, платок, ковер, кошма, сундук, постельные принадлежности, шкатулка, таз, котел, кумган, деньги, ткацкий станок. Приданое невесты увеличивалось за счет подарков жениха, его родни и частично за счет калыма. Приданое девушки считалось неприкосновенным. В случае развода оно не подлежало разделу.

      Берне - это те подарки, которые невеста дарила родным жениха и его близким родственникам. Она дарила платья, платки, бешметы, башлыки, шапки, кольца, серьги бусы, иголки, зеркальца, платочки; жениху – от имени отца кинжал, пистолет, ружье, пояс, лошадь. Особые подарки от имени невесты делали сватам.

      Как только подарки  были розданы, невесту снова уводили в ее комнату.

После приобщения к очагу молодая  вставала очень рано, убирала в  своей комнате, делала дела по дому и хозяйству. После обряда «видеть родителей жениха», новобрачная уже могла свободно ходить по дому, убирать, готовить пищу.

Информация о работе Свадебный этикет и ритуал балкарцев