Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:10, контрольная работа
В повседневном обиходе, в популярной литературе под моралью обычно понимают совокупность правил, норм поведения, которые регулируют, направляют действия людей. Но подобное определение не выявляет сущности морали. Оно лишь описывает некоторые, лежащие на поверхности признаки морали, в частности, такой ее признак, как способность регулировать поведение людей, их личные и общественные отношения. Но на чем же основывается возможность регулирования моралью человеческого поведения?
4. Правовые нормы всегда
конкретно и однозначно
И хотя все кругом порой знают, что преступник действовал не сам по себе, а был звеном отлаженной организации, его будут судить как бандита-одиночку.
Создавая законы, их долго выверяют, взвешивают все формулировки, и это правильно, ибо закон решает судьбы людей. Но эта точность и медлительность в создании законов делают их неповоротливыми, не поспевающими за жизнью, отстающими от динамичной реальности.
Мораль куда более быстро
и гибко реагирует на социальные
новшества, даже если им еще нет названия.
Люди интуитивно схватывают и практически
переживают наступающее на них зло
и оценивают его
Действительно, мораль и право поддерживают друг друга, а порой и переплетаются между собой. Например, в мусульманстве шариат выступает как единство религии, морали и закона. Вообще, жесткое отделение правовых отношений от моральных – признак европейской цивилизации, черта общества западного типа, где виды сознания и социальные институты четко дифференцированы. Однако и здесь между правом и моралью нет непроходимых преград. Право опирается на господствующую в обществе мораль. Они едины в осуждении убийства, насилия, грабежа, попрания человеческого достоинства. Закон письменно закрепляет определенные моральные нормы и следует за моралью, как за более мобильной сферой оценок. Либерализация морали приводит к либерализации права. Так, темы равных прав всех людей, прав женщин, прав сексуальных меньшинств сначала появляются в сфере моральной рефлексии и лишь впоследствии становятся достоянием писаного закона.
Мораль и право объединены в таком феномене, как суд присяжных, где рядовые граждане – не юристы, далекие от знания тонкостей закона, должны, прослушав дело, определить лишь одно – виновен ли обвиняемый. Разумеется, они могут это сделать, исходя из фактов и их моральной оценки.