Первобытная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 01:17, контрольная работа

Краткое описание

Немалое идеологическое значение имеют и другие кардинальные проблемы первобытной истории. Отметим, например, что современные данные по расогенезу показывают полную несостоятельность все еще имеющих хождение в буржуазной науке расистских концепций, а наши знания о происхождении религии противостоят попыткам клерикально-настроенных ученых доказать извечность этой превратной формы миропонимания.

Содержание

Введение.

Основная часть:
Особенности мировоззрения в первобытном обществе. Первобытный миф.
Ранние формы религиозных представлений.
Первобытное искусство.

Заключение.

Список используемой литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

Вологодская государственная

молочно-хозяйственная  академия

имени Н.В.Верещагина

 

 

 

Кафедра:

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: Культурология

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1курса

заочного отделения 

Экономического факультета

Анфалова Инна Сергеевна

Специальность: «Бухучет,

анализ и аудит»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда –  Молочное

2006 год

 

Тема: Первобытная  культура.

 

 

 

Введение.

 

Основная часть:

  • Особенности мировоззрения в первобытном обществе. Первобытный миф.
  • Ранние формы религиозных представлений.
  • Первобытное искусство.

 

Заключение.

 

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Истории человечества известен ряд последовательно сменяющих друг друга общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Предмет изучения первобытной истории составляет первая из них, охватывающая весь огромный период времени от появления на земле человека до возникновения классовых обществ и государств.

     История первобытного общества изучает происхождение человека, зарождение и первоначальное развитие его хозяйственной и общественной деятельности, возникновение и первые шаги его материальной и духовной культуры. Важнейшей задачей марксистской истории первобытного общества является установление основных особенностей первобытнообщинного строя, выявление общих закономерностей его становления, развития и распада, изучение условий и форм его превращения в классовое общество.

     Для первобытнообщинного  строя характерен крайне низкий  уровень развития производительных сил. Почти на всем его протяжении главным материалом для выделки орудий оставался камень, из которого можно было изготовлять лишь самые примитивные, с трудом поддающиеся усовершенствованию орудия производства. Очень несовершенными были также трудовые навыки и производственный опыт первобытных людей.

    Немалое идеологическое  значение имеют и другие кардинальные  проблемы первобытной истории.  Отметим, например, что современные  данные по расогенезу показывают  полную несостоятельность все еще имеющих хождение в буржуазной науке расистских концепций, а наши знания о происхождении религии противостоят попыткам клерикально-настроенных ученых доказать извечность этой превратной формы миропонимания.

    Первобытнообщинная  формация была самой длительной в истории человечества. Ее нижняя грань по новейшим данным - это примерно 2 млн. лет назад, верхняя грань колеблется в пределах последних 5 тыс. лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже 4-3 тысячелетий до нашей эры, в Европе – в 1 тысячелетии до н.э., в Америке – в 1 тысячелетии н.э., в других областях ойкумены (заселенная человеком часть земного шара)- еще позднее.

    Периодизация  истории первобытного общества  представляет сложную и еще  не решенную до конца научную проблему.

   Первый этап  развития первобытной истории  чаще всего называют эпохой  первобытного человеческого стада  или, что приблизительно то  же, стаи, орды и т.п. Он открывается  появлением искусственных орудий  труда и, следовательно, возникновением  древнейших людей, образующих первые пока еще слабо спаянные производственные коллективы. Основным содержанием эпохи является преодоление остатков животного состояния, упрочение социальных связей, а вместе с тем и завершение биологического развития самого человека.

    Второй этап обычно называют эпохой первобытной родовой общины или родового строя. Он открывается крупным сдвигом в развитии производительных сил и влекущим за собой возникновение первой прочной формы социальной организации – родовой общины. Эта эпоха основной этап развития первобытнообщинной формации, период ее расцвета.

    Внутри эпохи  родовой общины прослеживается  важный рубеж, разделяющий периоды  присваивающего «дикарского» и  производящего «варварского» хозяйства.  Поэтому эту эпоху рассматривают  как два самостоятельных таксономических разнозначных этапа.

     Третий  этап- эпоха разложения формаций – открывается новым крупным сдвигом в развитии производительных сил. На этом этапе происходит быстрое развитие всех отраслей хозяйственной деятельности, появляется избыточный продукт, получают широкое распространение грабительские войны из-за накопленных богатств. В недрах первобытного общества начинают вызревать частная собственность, классы и государство.

     Изложенная  периодизация истории первобытнообщинной формации является в современной советской науке наиболее распространенной, но не  общепринятой.

     Разработка  периодизации истории первобытного  общества продолжается. Решая эту  задачу, марксистская наука стремится  выявить качественное своеобразие  основных этапов первой социально-экономической формации в истории человечества. Поэтому она, хотя многое в этой области еще остается недостаточно изученным и спорным, заметно опередила современную буржуазную науку, которая либо не идет дальше археологической периодизации, либо создает искусственные схемы, уводящие от понимания истории как единого процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть.

 

Особенности мировоззрения  в первобытном обществе.

Первобытный миф.

  

 

      История первобытного общества – сравнительно молодая отрасль исторической науки. Она возникла лишь во второй половине пошлого века. Интерес к своему прошлому возник у людей на самых ранних этапах их развития. Во всяком случае, у самых отсталых народов, изучавшихся этнографами, обнаружены устные  предания об их далеком прошлом, о деяниях и подвигах предков, о происхождении родов и племен. Зародыши научной истории первобытности, не оторвавшейся, правда, окончательно от мифологии, наметились у античных греков и римлян, у которых мы вообще встречаем систематическое изложение исторических фактов.

      Все же античные философы пытались представить себе общую картину первобытности и, хотя их гипотезы носили отвлеченные характер, порой они высказывали блестящие догадки. Так, великий материалист древности Демократ (470-380 гг. до н.э.)  считал, что первые люди на земле «вели жизнь грубую и звериную, выходя на пастбище и кочуя, они питались обильнейшими естественными кормами земли и случайными плодами деревьев». Он подчеркивал, что «борьба за существование научила людей всему».

      Мировоззрение человека, определяя его подход к предметам и явлениям мира, не может не оказывать влияния (порой очень серьезного) на все стороны его жизни, на трудовую деятельность и духовные запросы. Отсюда вытекает необходимость воспитания у всех людей научного, материалистического мировоззрения, дающего возможность правильно подходить к явлениям действительности, познавая их, раскрывать закономерный характер развития природы и общества, преобразовать их в своих интересах.

      Мировоззрение человека определяется,  прежде всего, тем, как он решает вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи, вопрос о том, как относится наше знание к окружающему миру – можем ли мы познать его или нет. В зависимости от того, как он решается, мировоззрение может деть материалистическими или идеалистическим.

      Вопрос о происхождении мифологии – один из самых сложных и до сих пор, не решенных наукой вопросов. Для того чтобы понять происхождение первобытного мифа, нужно, на наш взгляд, остановиться, во-первых, на  соотношение магического и мифологического сознания и, во-вторых, на соотношении мифа и обряда.

      Однако по мере развития первобытного производства, становления первой социальной организации в виде рода и племени, развивалось и человеческое сознание. Оно все чаще выходило за рамки непосредственной сиюминутной ситуации, за рамки удовлетворения основных материальных потребностей общины. У первобытных людей возникали вопросы о происхождении окружавших их вещей, предметов и явлений, о происхождении их социальных обычаев и запретов (табу). Ответить на эти вопросы в рациональной, адекватной реальности форме первобытные люди не могли. Их ответы неизбежно носили фантастический и в то же время чувственно-конкретный, наглядные, образный характер, были одним из проявлений их развившегося воображения. Так возникли первые мифы.

    В обыденном  сознании слово «миф» ассоциируется  с рассказами о богах и героях. Во-первых, миф не есть рассказ  или повествование, миф есть  форма культуры, способ человеческого бытия, Отождествить миф с изложенным кем-то мифологическим сюжетом – это то же самое, что спутать странную любовь с ее описанием, данным к тому же посторонним и бесстрастным наблюдателем. А во-вторых, миф есть не только исторически первая форма культуры. В некотором смысле миф вечен, ибо мифологическое измерение присутствует в каждой культуре, а мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души.

    Исследование  мифа как формы культуры и  измерения человеческой души занимает важное место в культурологи. Основополагающий вклад в понимание мифа внесли Г.В.Ф.Гегель, З.Фрейд, К.Г.Юнг, Дж. Дж. Фрезер, Л.Леви-Брюль, К.Леви-Стросс, проблемами мифа много занимался выдающийся русский философ А.Ф.Лосев.

    Способом выживания первобытного человека стало чувство его породненности с грозными природными стихиями. Он чувствовал их родственными себе, одушевленными существами, которых можно как-то умилостивить, заговорить, а иногда даже напугать.

    Можно сформулировать  определение мифа: миф – это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек здесь воспринимает психологические  смыслы в качестве изначальных свойств вещей и рассматривает и переживает явления природы как одушевленные существа.

    Иными словами, миф есть не что иное, как проекция человеческой души вовне, в космическое целое. Слово «космос» здесь используется не в том значении, какое оно прибрело в наши дни. Космос это древний образ мироздания, в котором человек не «царь природы», а всего лишь ее часть. И чтобы выжить в этом мифологическом космосе, человек должен найти себе могучих покровителей среди населяющих его существ. Эти покровители становятся его богами, которым он приносит жертвы и перед которыми испытывает одновременно и страх и надежду.

    Миф для первобытного человека – это подтверждение некоей предполагаемой исконной действительности, он как бы прецедент, оправдывающий действие коллектива, идеальный образец традиционных моральных ценностей, традиционного образа жизни и магической веры.

    Каждое племя  имеет своих священных предков,  которые чаще всего отождествляются  с некоторыми животными. Такая  система верований получила название тотемизма. Тотем – это не просто животное, а божественное животное, нечто среднее между демоном, человеком и животным.

   Другим характерным для мифа верованием является фетишизм. Фетишизм есть обожествление особого предмета. Который воспринимается, как носитель, демонических сил и который,  мистически связан с судьбой данного племени. Предмет, к которому относятся подобным образом, и есть фетиш.

   Можно оценивать миф, сравнивая его с современной системой знаний, однако это увело бы нас далеко в сторону от его действительного назначения. Миф и не призван давать объективную картину мира, он призван придавать миру смысл, и это свое предназначение успешно выполняет.

    В мифе не  только человек зависит от  мироздания, но и мироздание зависит  от человека, мистическая сопричастность  носит двусторонний характер, и  если вещи или два существа мистически причастны друг к другу, то судьба каждого из них действенным образом связана с судьбой другого. Если смысловая связь неотличима от причинной, то можно влиять на вещи, обращаясь не к ним самим, а к их смысловым двойникам, к их символам. В этом и состоит сущность и основная идея магии.

   Отсюда можно  сформулировать определение магии.  Магия – это способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической сопричастности друг друга. В магии мистическая связь выступает как орудие человеческой воли. Отсюда понятно, почему в мифе (а миф, не рассказ, а сама жизнь) такое значение обретает жест, ритуал, слово. Ведь и жест, и ритуал, и слово магически связаны с миром грозных божественных сил, они могут вызвать их гнев, а могут и усмирить их. Да и само слово не есть просто слово в нашем понимании. Слово всегда мистически связано с обозначаемым предметом или явлением, это слово – магический символ, слово-заклинание и неосторожное обращение со словом может грозить мировыми катастрофами. Древний человек особенно опасался, что не только его вещи, но и его имя может быть магически использовано против него. Ведь имя мистически причастно своему владельцу; зная настоящее имя бога или колдуна, можно обрести над ними магическую власть. Отсюда  скрывание героями древних сказаний своего подлинного имени.

   В мифе человек  магически овладевал миром, но  не следует думать, будто это  приносило ему свободу. Ведь  магическая связь делает сама  своим пленником того, кто к  ней обращается. В мифе и магии человек выступает не как самоценное существо, а как часть целого, вписанная в его незыблемый порядок.

   Надо различать,  во-первых, свободу как неотъемлемую  духовную потенцию человека и,  во-вторых, осознание, и осознанную  социальную реализацию свободы. Миф есть исторически первое и потому очень ограниченное осуществление творческого человеческого духа, когда этот дух еще не развит и не готов совладать с собственной свободой.

Информация о работе Первобытная культура