Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 23:22, реферат
Признание ценности человека тесным образом связано с конкретными оценками людей, вступающих в общение. Многие сложности, возникающие в процессе общения, порождаются несоответствием самооценки личности и ее оценки окружающими. Как правило, самооценка всегда выше, чем оценка окружающих (хотя она бывает и заниженной).
Нравственная культура общения включает в себя ряд необходимых элементов:
постановку цели общения;
выбор партнера;
побудительные мотивы и настроения;
формы и способы общения;
2.2 Философия добра и зла
Что есть нравственность? Примем, что это примерно то же, что "нравственная жизнь", а нравственная жизнь- это просто человеческая жизнь, личная и общественная, если смотреть на нее в свете нравственных правил. Нравственная жизнь становится предметом науки, научного исследования. Если мы исследуем факты нравственной жизни индуктивным методом, исходя из опыта, получится так называемая наука о морали. Она берет существующие нравственные нормы и устанавливает, что в данном обществе или в данной исторической эпохе считают или считали добром или злом. Наука о морали не определяет, что добро, а что - зло. Этим занимается этика, которая подходит к нравственной жизни не с описательной, а с нормативной точки зрения[1].
В этическом отношении добро и зло отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. Однако категории добра и зла, их нравственная оценка разными людьми часто бывает различной. Это объясняется тем, что категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме.
Объективность содержания означает, что в нем сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и не зависит от сознания людей. И именно это содержание по - разному оценивается людьми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также образа жизни.
В широком смысле слова добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Мы употребляем эти слова для обозначения самых различных вещей: «добрый» значит просто хороший, «злой» — плохой[2].
В историческом развитии ценностного сознания, в истории моральной философии и моралистики, несмотря на сохранение лексического единства («старое доброе вино», «добрый конь», «добрая работа», «доброе деяние», «одобрение»), происходит понимание смысловых различий в употреблении слова «добро». Самым важным при этом было различение добра в относительном и абсолютном смысле. «Доброе» в одном случае — это хорошее, т.е. приятное и полезное, а значит, ценное ради чего-то другого, ценное для данного индивида, в сложившихся обстоятельствах и т.д., а в другом — есть выражение добра, т.е. ценного самого по себе и не служащего средством ради иной цели.
Добро в этом втором абсолютном значении — моральное, этическое понятие. Оно выражает положительное значение явлений или событий в их отношении к высшей ценности — к идеалу. Зло есть противоположность добра.
Исторический процесс формирования этих понятий был процессом становления и развития самой морали. Во-первых, добро и зло осознаются как особого рода ценности, которые не касаются природных или стихийных событий и явлений. То, что совершается само по себе, т.е. стихийно, может иметь благие или злые последствия для человека. Но такие стихийно совершающиеся события и явления сами по себе не имеют отношения к тому, о чем мыслят в категориях добра и зла, они лежат по ту сторону добра и зла. Добро и зло характеризуют намеренные действия, совершенные свободно, т.е. поступки. Во-вторых, добро и зло обозначают не просто свободные поступки, но действия, сознательно соотнесенные с определенным стандартом — в конечном счете с идеалом.
Итак, содержание
добра и зла обусловлено
Наконец, в-третьих, добро и зло как моральные понятия связаны с душевным и духовным опытом самого человека и существуют через этот опыт. Как бы ни определялись философами источники добра и зла — творятся они человеком по мерке его внутреннего мира. Соответственно утверждение добра и борьба со злом достигаются главным образом в духовных усилиях человека. Внешние действия, пусть и полезные для окружающих, но не одухотворенные стремлением человека к добродеянию, остаются лишь формальным обрядом. Более того, любые ценности — наслаждение, польза, слава, красота и т.д. — могут быть как добром, так и злом в зависимости от того, как индивид переживает свой конкретный опыт «освоения» этих ценностей в отношении к идеалу, к высшему благу.
По своему
императивно-ценностному
Добро и зло связаны тем, что они взаимно отрицают друг друга. Они содержательно взаимозависимы. Существует такая точка зрения, что добро и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном и неустранимом единоборстве. Такая точка зрения, признающая равновеликость противоположных начал мира, называется дуализмом[3],Наиболее ярким выражением религиозно-этического дуализма стало в первой половине III в. манихейство — учение, основанное персом Мани на базе различных религиозных традиций. Согласно манихейству, в мире борются два независимых и самостоятельных начала добра и зла или света и тьмы. В ходе их постоянной борьбы происходит смешение различных элементов добра и зла.
Можно ли сказать, что добро и зло сосуществуют так же, как во Вселенной соприсутствуют свет и тьма? Или же их отношения иные — подобные свету и тени, как они видятся нами на Земле? Верно, скорее всего, второе сравнение.
К этому склоняет другая точка зрения относительно природы добра и зла. Как на Земле источником и света и тени являются солнечные лучи, так и добро со злом, взаимосоотнесенные, определены в отношении третьего (высшего блага, нравственного идеала как образа совершенства).
Но противоположность добра и зла абсолютна. Эта противоположность реализуется через человека: через его решения, действия и оценки.
В выяснении природы добра и зла было бы тщетно искать именно их бытийственную основу. Природа добра и зла не онтологична[4], а аксиологична. Объяснение их происхождения не может служить их обоснованием. Поэтому логика собственно ценностного рассуждения оказывается одинаковой как у того, кто убежден, что базовые ценности даются человеку в откровении, так и у того, кто считает, что ценности имеют «земное» происхождение.
Нормативно-ценностное содержание добра и зла определяется не тем, в чем усматривается источник идеала, или высшего блага, а тем, каково его содержание. Если нравственный идеал заключается во всеобщем духовном единении людей и в этом состоит абсолютное добро, то злом будет все, что препятствует этому, что мешает человеку творить добро, противостоя соблазнам и стремясь к совершенству. Конкретизируя содержательно понятия добра и зла, следует сказать следующее:
а) Добро утверждается в преодолении обособленности, разобщенности, отчуждения между людьми и установлении взаимопонимания, согласия, человечности в отношениях между ними.
б) Как человеческие качества добро, т.е. доброта, проявляется в милосердии, любви, а зло, т.е. злобность, — во враждебности, насилии.
Уже в древности была глубоко осмыслена идея непреодолимой связи добра и зла.
Кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему, деятельно добр. Эта идея проходит через всю историю философии и конкретизируется в ряде этических положений. Во-первых, добро и зло содержательно диалектически взаимоопределены и познаются в единстве, одно через другое. Примером этого единства и взаимоопределенности может послужить старинная китайская притча.[5] Но формальное перенесение диалектики добра и зла на индивидуальную нравственную практику чревато искушением индивида. «Пробование» зла без строгого, пусть и отвлеченного, понятия добра может гораздо скорее обернуться пороком, нежели действительным познанием добра. Опыт зла может быть плодотворным лишь как условие пробуждения духовной силы сопротивления злу.
Авеста
Слово
«авесто» с мидийского в переводе
на русский означает «вера», «религия».
Этот древний источник дает богатые сведения о социальной,
политической, правовой, экономической
жизни, философии, мышлении, морали, традициях
и обрядах, психологии, образе жизни народов
Центральной Азии.
«Авеста» - единственный письменный памятник,
дающий богатые сведения о различных сторонах
жизни народов Центральной Азии в начале
второго тысячелетия до нашей эры. Зороастр
является исторической личностью. Заратуштра
(по-гречески Зороастр), его именем и названа
эта религия, которая впоследствии послужила
одним из источников основных догматов
ислама. С ранних лет он был знаком с различными
религиозными взглядами и учениями. Зороастр
- выходец одного из племен Хорезмского
оазиса - Спитама. Родиной зороастризма
считают Центральную Азию. ( Этой точки
зрения придерживаются такие выдающиеся
ученые как Струве А., Толстов С. Н. (Россия),
Мэри Боне (Англия)). Мэри Боне написала
четырехтомный труд по истории зороастризма.
Она доказала, что родиной этой религии
является Хорезм.
Зороастризм не относится ни к национальным,
ни к мировым религиям. Это специфическая
религия основана на дуализме. Сущность
ее в том, что в мире существуют два начала,
между которыми идет постоянная борьба,
борьба между тьмой и светом, борьба между
добром и злом. Доброе начало олицетворяет
Ахурамазда, а злое Ариман (или Ахриман).
В конце концов, в этой схватке должно
победить добро. Потом наступит долгое
доброе существование в мире. В зороастризме
особо подчеркиваются кроме двух богов,
еще пять, которые как будто бы управляют
различными естественными процессами.
Следует подчеркнуть, что зороастризм
освящает огонь, землю, воду и воздух. Их
так обожествляли, что за малейшую порчу
наказывали беспощадно. Например, за загрязнение
воды без колебаний приговаривали к смертной
казни.
Последователи этой специфической религии
особо почитали огонь. Они освящали его,
в их храме был алтарь, в котором день и
ночь горел огонь, за ним следил специально
назначенный человек. Огонь являлся для
них очистительным средством от всякой
нечисти. Поэтому последователей этой
религии по-другому называют огнепоклонниками.
В зороастризме было разработано учение
об аде и рае, о двух мирах, о бессмертии
души. По представлениям последователей
этой религии после смерти душа человека
будет жить самостоятельно.
Следует отметить, что многие положения
этого учения впоследствии вошли в ряд
основных догматов иудаизма, христианства
и ислама.
В зороастрийской священной книге «Авеста»
имеются сведения о нравственных принципах,
философии, эстетическом мышлении, обрядах
и традициях, устном творчестве, образе
жизни людей того исторического периода.
Одним словом, «Авеста» является единственным
достоверным источником изучения духовной
и материальной культуры народов Центральной
Азии и среднеазиатской цивилизации того
исторического периода.
Зороастрийцы большое внимание уделяли
нравственному воспитанию человека. Мудрость,
праведность и добродетель высоко ими
почитались. Об этом свидетельствует нижеприведенный
отрывок из «Авесты».
«Воистину есть два первичных духа, близнецы,
славящиеся своей противоположностью.
В мысли, в слове и действии - они оба, добрый
и злой. Когда эти два духа схватились
впервые, то они создали бытие и небытие,
и то, что ждет, в конце концов, тех, кто
следует путем лжи (друх) - это самое худшее,
а тех, кто следует путем добра (аша), ждет
самое лучшее. И вот из этих двух духов
один, следующий лжи, выбрал зло, а другой
-дух святейший, облаченный в крепчайший
камень (т. е. небесная твердь), выбрал праведность.
Пусть это знают все, кто будет постоянно
ублаготворять Ахурамазду праведными
делами» (Ясна, 30, с. 3-5).
Зороастрийцы очень рано начинали привлекать
детей к труду. С 7 лет дети начинали учиться,
а в 15 лет их считали вполне готовыми к
самостоятельной жизни, трудовой деятельности.
Дело в том, что физический труд считался
самым престижным. Тех, кто занимался выращиванием
или производством чего-либо, уважали,
всегда встречали с почестями. Думается,
что эти нравственные черты зороастрийцев
являются поучительными и для нас в настоящее
время.
Зороастр воплотил свой идеал в Ахурамазде.
Более того, свои взгляды, мысли он выражал
в вопросах и ответах, обращенных к Ахурамазде.
Например, Зороастр обращался с вопросом
о том, где находится место счастья и радости?
Ахурамазда отвечал ему: «Это такое место,
где люди строят дома, церкви, занимаются
животноводством и земледелием, имеют
детей. Я двумя руками поддерживаю тех,
кто занимается созидательным трудом».
По мнению Ахурамазды только трудом и
земледелием можно бороться с темными
силами, со всем плохим и мракобесием.
Земледелием можно сделать очень многое
и только трудом можно осчастливить людей.
Производство материальных ценностей
считалось основной чертой праведного
человека.
Сущность зороастризма состоит в том,
что в нем преобладает дуализм, два начала:
все, что есть в этом мире, будто бы результат
борьбы двух непримиримых сил - добра и
зла, Ахурамазды, основного божества и
Аримана, злого демона. Эти божества имеют
ещё семь ипостасей. Три основные добродетели
составляют содержание, сущность этой
религии: благие мысли, благие слова и
благие дела.
Эти нравственные правила как бы являются
основной ценностью, на которую человек
должен ориентироваться.
В «Авесте» можно найти все, что касается
человеческого существования. Эту книгу
без преувеличения можно назвать энциклопедией
жизни древних тюркских и иранских народов
того исторического периода. Авеста - древнеиранский
религиозный литературный памятник. Является
главной священной книгой в зороастризме,
у древних мидян и персов и современных
парсов и гебров. Авеста создана, по наиболее
распространённой версии, в 1-й пол. I тыс.
до н. э. Текст Авесты кодифицирован при
Сасанидах (III-VII вв. н. э.). Существует легенда,
согласно которой текст Авесты был уничтожен
Александром Македонским, а затем восстановлен
по памяти зороастрийскими жрецами. "Авеста"
означает "Путеводитель жизни". И
действительно, на протяжении тысячелетий
она служила своеобразным путеводителем
в жизни людей. Она призывала их к благородству,
добру, созиданию, знаниям, к борьбе со
злыми силами, жестокостью и невежеством.
Эта книга находится в ряду древнейших
письменных памятников, имевших огромное
значение в истории человечества. А если
ее рассматривать с точки зрения построения
в единую систему нравственно-философских
взглядов, основ государственности, суждений
о месте человека в обществе, то "Авеста"
- это книга, с которой не идет в сравнение
ни одно произведение. Она считается одной
из книг, занимающих важное значение в
развитии человечества Значение многих
мыслей и суждений, изложенных в "Авесте"
является бесценным и поныне. Например,
в книге говорится - строй жилище, сей пшеницу,
и тогда будет процветать страна. Подробно
обоснованы в книге понятия, связанные
с честным трудом, со святостью семьи,
считающейся основой общества. Пройдя
через бури многовековых испытаний, "Авеста"
дошла до наших дней. Изложенные в ней
научные и жизненные понятия и представления
внесли весомый вклад в развитие науки
и философии не только в Центральной Азии,
но и во всем мире. В течение многих веков
она была путеводителем, ведущим людей
по дорогам жизни, призывала к добру, благочестию,
бережному, внимательному отношению друг
к другу, к окружающей среде, к борьбе с
силами зла, завоевателями, угнетателями.
"Благие мысли, благие слова, благие
дела!" - главная идея, главный принцип
жизнедеятельности человека в священной
книге "Авеста". Священная книга,
свод правил и юридических норм, молитвенных
песнопений, памятник древней письменности
- "Авеста" является достоянием не
только нашего народа, но и всего человечества.
Эта книга свидетельствует о том, что здесь,
на этой древней земле, в стране, в которой
мы живем, существовало великое государство,
великая культура, великая духовность.
А это для нашего нынешнего поколения
- бесценное свидетельство. Тем дорога
и ценна нам "Авеста". Свидетельства
"Авесты" о том, что у нашей государственности
многовековая история, сегодня имеют глубокий
социально-политический и моральный смысл
и значение. Существует немало свидетельств,
подтверждающих, что "Авеста" является
плодом духовности и культуры народов,
живших на древней земле Турана