Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 15:58, реферат
Монашество появилось на Руси вместе с христианством. Митрополит Илларион был первым посвященным в этот сан (1051 г.). Вспоминая близкое к нему время водворения христианства при Влади-мире Святом, писал в одном из своих сочинений, что уже тогда "монастыреве на горах сташа". Какие именно монастыри имел в виду митрополит, сколько их было при князе Владимире и как они были уст-роены осталось неизвестным.
Письменные известия об отдельных монастырях появляются с княжения Ярослава I. В первые два века христианской жизни Руси наи-большее количество монастырей встречается в центральной полосе тогдашней Русской земли, где было наиболее сгущено русское население и с наименьшими затруднениями распространялось христианство. Из 70 монастырей, известных до конца XII в., на эту полосу приходится до 50. Наибольшее количество монастырей расположено в старейших общественных центрах (Киев, Новгород), остальные рассеяны по вто-ростепенным областным средоточиям южной и северной Руси (Галич, Чернигов, Смоленск, Ростов, Владимир).
Как правило, на первой стадии сложения монастыря, он обно-сился стеной. Даже деревянная ограда, отделяющая обитель от мира, делала монастырский комплекс подобным крепости или городу. Крепо-стные стены придавали ансамблю большую архитектурную целост-ность и смысловую значимость. Конфигурация плана монастыря во многом определялась его месторасположением. Традиционно первоначальники останавливали свой выбор на холме в устье ручья при впадении его в речку. Подобный выбор места основания обители был обусловлен тем обстоятельством, что до середины XVII в. одной из важнейших функций монастыря как социального учреждения была военно-оборонительная.
Монастырские стены - крепостные укрепления - должны были соответствовать всем требованиям военного искусства. Согласуясь с ними, к XV в. в планировочной композиции монастырского ансамбля стали появляться элементы регулярности.
Монастыри XVI в. - Соловецкий, Новодевичий, Симонов, Кирил-ло-Белозерский - в основе своей планировочной структуры имели пяти-гранник, а план Пафнутиева-Боровского монастыря приближался к ромбовидным очертаниям. Геометрическая форма была продиктована не отвлеченными геометрическими фигурами, а исходила из архитек-турных пропорциональных положений, которые были распространены среди каменных дел мастеров.
К концу XVII в. регулярность конфигурации
плана крепости-монастыря
Крепостные башни, помимо той роли, которую они выполняли в качестве оборонительных сооружений, часто использовались для нужд монастырского хозяйства. В башнях устраивались кладовые, мастерские, разнообразные монастырские службы: поварские, квасо-вареные, прядильные. Во внешнем художественном облике крепостные башни являлись важными структурными элементами. Фиксируя конеч-ные точки архитектурной композиции, башни поддерживают и завер-шают ритмику вертикальных акцентов монастырского ансамбля. Ар-хитектурная композиция приобретает черты гармоничной завершен-ности.
Башни могли служить и проездными воротами в монастырь. Со стороны парадного подъезда устраивались главные - Святые - во-рота, выделенные как архитектурно, так и расположением.
Стремление к большей геометричности и регулярности плани-ровочной композиции обозначалось в монастырском строительстве на Руси значительно раньше, чем, например, в строительстве городов или крепостей. Объяснение этому факту нужно искать в символической трактовке монастыря-крепости как целостного ансамбля.
В зависимости от типа монастыря
и его материального по-
Центральное место, и в архитектурном, и в идейном плане, за-нимал монастырский храм. Доминируя над всеми остальными соору-жениями, он рассматривался как "земное небо или как око Божье". Те-ма большого храма с обширным внутренним пространством, обладаю-щим особой "светлостью и звонностью" с начала XVI в. все чаще стала звучать в монастырской архитектуре.
Вторым по значению сооружением в комплексе монастырских построек являлась трапезная. Часто при основании обители в первую очередь возводили именно ее, руководствуясь бытовыми соображения-ми. Появление трапезной характеризовалось переходом к общежитель-ному монастырскому уставу: трапезная - место для общего вкушения пищи, которая ассоциировалась с Тайной вечерей, т. е. имело символи-ческий смысл.
Одним из обязательных сооружений в монастырском комплек-се была колокольня и звонница. Колокольный звон - один из важнейших атрибутов средневековой культуры - в монастырском быту имел осо-бое значение. Тембр и характер звона, зависящие от подбора колоколов, служили отличительным признаком каждого монастыря.
По мере роста монастыря в нем появлялось все больше специ-альных служб: больницы, библиотеки, иконописные палаты, мельницы и разнообразные мастерские.
К монастырским постройкам мемориального характера мож-но отнести небольшие часовни надкладезные палатки. Возведение и по-священие подобных часовен связывалось с каким-либо значительным со-бытием монастырской жизни.
В целом, на протяжении XVI в. сформировалась структура мо-настырского комплекса с архитектурно-композиционными приемами, повторяющимися с незначительными изменениями в последующем мо-настырском строительстве. Архитектурный ансамбль древнерусского монастыря выражал идею религиозного, культурного, военного и поли-тического центра.
Русские монастыри представляют собой большое чудо. Рели-гиозные обители - это красота, но не только в камне, но главное - в ду-шах людей. Монастыри всегда были оплотом духовности русского на-рода, его силой.
Список литературы:
1. Русские монастыри. М., 1996.
2. Волынский Л. Н. Страницы каменной летописи. М., 1967.
3. Бродский Б. И. Связь времен. М., 1974