Мода как социокультурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 08:44, курсовая работа

Краткое описание

Мода (от лат. modus- мера, правило, образ) есть одна из форм, один из механизмов социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения. Мода - явление целостное. универсальное, имеющее место в различных областях жизнедеятельности человека. Она проявляется в экономическом поведении индивида, в его эстетических предпочтениях, в коллективных психических процессах.1

Прикрепленные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Мода (от лат. modus- мера, правило, образ) есть одна из форм, один из механизмов социальной регуляции и саморегуляции  человеческого поведения. Мода - явление  целостное. универсальное, имеющее  место в различных областях жизнедеятельности  человека. Она проявляется в экономическом поведении индивида, в его эстетических предпочтениях, в коллективных психических процессах.1

История возникновения моды стара. Ее становление идет еще с древности. С того момента, когда человек  начал применять одежду как средство защиты от  неблагоприятных климатических условий. Но через некоторое время он начал осознавать и эстетическое значение одежды. Одежда стала средством выражения творческих способностей человека.

Не менее интересна тема прихода  моды в Россию, что связано с политикой Петра I, становление моды в 20 веке.

Данная работа посвящена описанию моды как социокультурного феномена.

Актуальность темы исследования. Мода является одним из наиболее широко известных феноменов на сегодняшний  день. Все люди сталкиваются с ней каждый день.

Решение данной проблемы имеет теоретическое  и практическое объяснение.  Я  попытаюсь объяснить все на теоретическом  уровне. Эта проблема не утратила своего значения и на сегодняшний день.

Целью данной работы является изучение моды как социокультурного феномена.

Мною была предпринята попытка  решить следующие задачи:

1. Исследовать моду как феномен  культуры.

2. На основании теоретического  анализа изучения проблемы систематизировать  знания об истории моды.

3. Рассмотреть сущность и специфику  понятия моды.

4. Систематизировать и обобщить  существующие в специальной литературе  научные подходы к данной проблеме.

Обзор литературы по теме выявил ряд  работ, представляющих собой авторитетные исследования влияний на историю  моды в ХХ веке. Мною были использованы следующие авторы: Гусейнов Г.М. «Композиция костюма», где наиболее точно описана структура и определение моды как социокультурного феномена, Володин В.А «Мода и стиль», статья Панютиной А, где подробно описана история становления моды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Глава I. История возникновения моды

1.1. Появление  моды

Мода — понятие  объемное. Модный человек — это  некий образ, состоящий из различных  элементов, соответствующих текущим  модным веянием. Тут важно гармонично объединить одежду (причем с учетом ткани, цвета, рисунка), прическу, дополнительные аксессуары и многое другое. В наше время понятие моды дополняется и такими, казалось бы, не имеющими отношения к моде вещами, как образ жизни, уровень культуры, даже манерой говорить.

Некоторые исследователи находят признаки появления моды еще в период палеолита, когда об одежде еще и слыхом не слыхивали, зато зародились первые признаки искусства. Древние люди украшали себя рисунками, позже — татуировками, бусами и ожерельями и дерева, перьев, ракушек и т.д. Появление пояса расценивается, как появление моды на аксессуары.

10-8 века до нашей  эры отмечены появлением моды на прически в древнем Египте. А еще через 5 тысячелетий в Шумерах появилась первая кроенная одежда для женщин. Чем не появление моды?

Однако, историки моды утверждают, что для того чтобы говорить о  существование моды в определенном периоде, нужно чтобы в наличие  были регулярные перемены, возникновение  новых правил и, конечно, люди которые  бы эти правила придумывали, а  именно — кутюрье. Ничего подобного, разумеется, в те времена не было.1

В средние века можно  было проследить некоторые различия в одежде и прическах разных народов. Но они, разумеется, объяснялись не модными тенденциями, а влиянием культуры и традиций, удобством, в  конце концов. Ведь совершенно не логично предполагать, что можно встретить одинаковую одежду у индейских племен, живущих на экваторе и представителей северных народов, укутывающих тело в шкуры. Так какой же период можно назвать временем появления моды? Исследователи считают, что это, скорее всего 14 век, время, когда во Франции появились более и менее крупные производства тканей. В это же время европейцы всерьез увлеклись сменой фасонов одежды, благо тому способствовали появившиеся еще 2 века назад выточки и складки, навыки конструирования и моделирования одежды, отрезной лиф.

Уже давно и прочно вошли в обиход украшения, производятся бархат и легкие воздушные ткани, изобретено множество красителей, одежда расшивается бусинами и цветными нитями. Однако, особого распространения модные тенденции не имеют, в некоторых странах даже отказываются носить одежду, модную в других, из-за неудобства или не соответствия традициям.

В 15 веке появляется мода в Италии. Здесь не только шьют одежду разных фасонов, но и дополняют образ модными прическами, красят волосы и губы в популярный цвет, таким образом, создавая определенный стиль.

К 17 веку моду опять задает Франция, фасоны платьев и прически королевского двора оказывают влияние  на модников Европы.

Конец 17 века отмечен появлением моды в России, однако, ее шествование нельзя назвать триумфальным. Почти сразу царским указом она была попросту запрещена: россиянам не разрешалось носить иноземные платья и перенимать чужие обычаи.

Но с приходом к  власти Петра I все снова меняется. Любитель всего немецкого, Петр Алексеевич, буквально насаждает гражданам модные тенденции того времени, в основном, разумеется, принятые в милой его сердцу Германии. Император издает свой указ, где содержится перечень всего, что можно и должно носить гражданам империи.1

Модные журналы, которые  впервые появились в 17 веке, можно  сказать, официально засвидетельствовали появление моды. Первым изданием стал журнал «Зе Лейдиз Мэгэзин», выпущенный в 1770 году в Лондоне. Затем подобный «глянец» появился во Франции, других городах Европы. А в 1779 модный журнал появился и в России.1 Однако дотошные исследователи все же утверждают, что и этот период нельзя назвать «модным». Дело в том, что одежду шьют портные, придумывают ее в основном сами заказчики. То есть, нет никого, кто бы занимался именно разработкой новых фасонов, стилей и так далее, проще говоря, пресловутого кутюрье.

Нет модных дефиле и прочих атрибутов моды. Вместо этого —  картинки в модных журналах, да еще  несколько особо продвинутых  владельцев магазинов догадываются выставлять около магазинов куклы (прообраз манекенов), одетые в те или иные одежды.

И только в 20-е годы 19 века, наконец, возникает профессия художника, который придумывает одежду. Это  случилось в Англии, когда швейная  промышленность там достигла внушительных масштабов, и появилась нужда в подобном специалисте. Именно 1820 год и можно с полной уверенностью назвать годом появления моды, чтобы не вызвать нареканий у современных историков моды.

С этого момента мода «обрела» все свои капризы в полной мере: она постоянно менялась, завораживала и шокировала, требовала фантазии и немалых затрат. Она охватила не только богатых и праздных, но также опустилась в низы, в среду простого люда. Также мода, наконец, перешла из рук мужчин в руки женщин. До этого момента основные усилия были направлены на создание модной одежды для мужчин, женская мода держалась на втором плане.

Сегодня за развитием  моды и ее новыми веяниями простому человеку практически невозможно уследить. Кроме повседневной одежды и нарядов  «от кутюр», которые, по крайней мере, можно носить, создаются коллекции, пригодные лишь для показов.

 

1.2. Как мода пришла  в Россию.

До петровских реформ и женщины и мужчины носили одежду практически одного покроя.

Первые попытки уйти от традиционного, веками не менявшегося костюма появились у нас в конце XVII века. Тогда же царь Алексей Михайлович вынужден был издать указ, запрещающий перенимать чужие обычаи, носить платье «с иноземского образца». Но все было тщетно: стоило России выйти на более тесные деловые контакты со странами Западной Европы, как старорусская одежда стала казаться некрасивой и неудобной.Петр I заставил страну жить в другом темпе; ее новому ритму, изменившемуся образу жизни мало соответствовали длинные, сдерживающие движение одежды. Так же, впрочем, как и бороды едва не до пояса. И Петр I открыл дорогу моде, в частности, немецкой. В указе, который был издан им в 1701 году, с точностью перечислялись все виды одежды, которые отныне только и могли носить русские люди и мужчины, и женщины, от нарядных костюмов до исподнего белья, от шапок до башмаков. Россия начала менять гардероб.1

 Однако это была  ломка, и она, с одной стороны,  отразила те перемены, которые  происходили в обществе, а с  другой — во многом способствовала этим переменам, затрагивающим все сферы жизни людей. Любопытные свидетельства этой ломки мы находим в памфлете М. М. Щербатова «О повреждении нравов в России», который был написан в или 1786 или 1787 году, но впервые опубликован лишь А. И. Герценом и Н. П. Огаревым в Вольной русской типографии в 1858 году. Автор памфлета пишет, что в прежние, любимые им допетровские времена только самые парадные царские одежды были богаты и великолепны: «злато, жемчуг и каменья повсюду блистали»; они «столь редко употреблялись и столь крепки были, что их за носильные одежды и почитать не должно; но были они яко какие коронные сосуды», украшения их «быв сделаны из золотых блях, жемчугу и каменей из роду в род переходили». Даже царь и царица «пять или — шесть, а много до десяти платьев когда имел... то уже довольно считалось, да и те нашивали до износу». Бояре и чиновники тоже не знали о перемене мод, «но что деды нашивали, то внучата, непочитаясь староманерными носили и употребляли».

Принято считать, что  в истории костюма шла драматическая — а временами и комическая — борьба между двумя началами: утилитарной целью, которой служила одежда — скрывать наготу, защищать от холода, и ее эстетической функцией — украшать. Традиционная народная одежда, не подвластная моде, сочетала в себе оба эти начала. Она была красивой — по понятиям не одного поколения людей, удобной — по их представлениям об удобстве. И потому она была стабильной. Так что наблюдение точное.

Но вот наступили  петровские времена. И повелел царь «бороды брить, отменил старинныя, русския одеяния и вместо длинных платьев заставил мужчин немецкие кавтаны носить, а женщин, вместо телогреи, бострги, юбки, шлафорки и самары, вместо подкалков, фонтанжами и корнетами голову украшать». Это было вызвано, по мнению автора, тем, что люди стали иначе жить и общаться, женщинам, прежде не покидавшим своего дома, было приказано появляться в собраниях, и одеваться требовалось по моде. Сейчас далеко не каждый сможет вразумительно объяснить, как выглядела, к примеру, телогрея, привычная в стародавние времена одежда. Но для женщин петровских времен и прическа «фонтанж», как называет ее Щербатов, тоже нуждалась в пояснениях. Мода приносила свои термины, составляла свой словарь — она всегда нуждалась в переводчике. Как, впрочем, и теперь. Немецкий костюм — вполне объективно — был удобнее для деятельности человека. Возможно, и вся новая мода тогда провозглашалась как самая практичная, как единственно отвечающая духу времени, времени преобразований и строительства.1

Впрочем, Щербатов подмечает  не без иронии, что мода потребовала жертв: на сооружение «фонтанжа» требовалось трое суток, и бедные женщины «должны были до дня выезда сидя спать, чтобы убору не испортить». Одежды становились все более изысканными и дорогими, хотя сам Петр «кроме простых кавтанов и мундиров никогда богатых не нашивал». «И беднейший человек ныне того носить нестанет», — заключает Щербатов уже с позиций своего времени. Правда, он тут же объясняет, что Петр «имел себе в предмете, чтобы великолепием и роскошью подданных побудить торговлю, фабрики и ремеслы». Уже тогда, с первых своих шагов, мода была  катализатором развития промышленности, которую нынче называем «легкой». Хотя одновременно автор памфлета отмечает и то, что мода вызвала стремление к роскоши: «моды хотя долго продолжались, однако оне были, и по достатку своему оные уже их чаще, нежели при прежних обычаях делали».

Все это звучит весьма современно. И в наши дни, когда  мода стала меняться с головокружительной скоростью, она так же способствует повышенному интересу к вещам, придавая им престиж, которого они вряд ли заслуживают.

Отмечает автор и  другое любопытное обстоятельство: едва возникла мода, как сразу же появились  сословные ограничения. То, что было дозволено императрице, не разрешалось  никому другому. Только она одна могла  «убирать алмазами обе стороны головы», все прочие — только левую. «Запрещено стало носить горностаевые меха с хвостиками, которые одна она носила». Уже в те времена понимали престижность модной одежды, и те, кто обладал властью, не позволял тиражировать свои туалеты. Роскошь двора, увлеченного модой, стала «из меры выходить», и уже императрица Анна издает указ, запрещающий ношение золота и серебра на платье, «а токмо позволено было старое доносить, которыя платья и были запечатаваны».1

Но процесс продолжался, несмотря на запреты. Мода расточительна — она и была такой с момента своего появления. Во времена Елизаветы «подражание роскошнейшим народам возрастало и человек делался почтителен по мере великолепности его житья и уборов». Роскошь в одеждах превзошла все пределы, «часто гардероб составлял, почти равный капитал с прочим достатком, какого придворнаго или щеголя, а и у умеренных людей онаго всегда великое число было». «Да можно-ли было сему иначе быть, — продолжает Щербатов, — когда сам Государь прилагал все свое тщание, к украшению своей особы, когда он за правило себе имел каждый день новое платье надевать, а иногда по два и по три на день...» И добавляет о «Государе» — Елизавете: «...Стыжусь сказать число, но уверяют, что несколько десятков тысяч разных платьев после нее осталось». «Стыжусь сказать» — но мы-то знаем, что около 8 тысяч платьев! Мода и тогда могла кружить головы... Главные черты нового для описываемого времени явления — моды — можно заметить здесь без особого труда. И в этом отношении она мало изменилась за более чем три прошедших с тех пор столетия. Мы без труда узнаем в ней характерные черты — и те, что делают ее привлекательной, и те, что кажутся нам нелепыми и смешными иногда только потому, что нас увлекает нечто совсем другое (но ведь и оно может показаться нелепым и смешным уже нашим внукам). С первых шагов мода способствовала развитию промышленности. Отражала свое время и образ жизни людей своей эпохи. Влияла на нравы, на поведение, хотя при этом оставалась как бы в стороне — люди сами попадали в ее сети, и притом не без восторга и радости. Она заставляла людей больше думать о внешней красоте, престижности и забывать о других, духовных, ценностях, что Щербатов назвал «повреждением нравов». И это, разумеется, только часть «вины» и «заслуг», которые, как считают, несет мода. 1

Информация о работе Мода как социокультурный феномен