Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 22:45, реферат
Свойственное современному человеку чувство любви является результатом длительного исторического развития взаимоотношений между мужчиной и женщиной. «Чудом цивилизации» назвал его Стендаль. В далёком прошлом отношения между представителями разных полов были проявлением полового инстинкта. Чтобы выжить в борьбе с природой, общество вынуждено было обуздать этот инстинкт. И уже первобытная община выработала свои первые нормы, запреты, сдерживающие половой инстинкт в рамках, удобных для обществ. Таким образом, отношения между полами стали приобретать человеческий, социальный характер. Они ещё были далеки от любви.
Способность любить как выражение высшего развития человека.
Развитие чувства любви в процессе развития общества.
Основные черты подлинной любви. Любовь и влюблённость: их сходство и различие.
Любовь в ранней юности.
Любовь как высшее человеческое чувство.
Любовь понимается как наивысшая привязанность, готовность к самопожертвованию ради дорогого существа, человеческой общности или идей. Социально развитому человеку свойственно испытывать любовь к Родине, своему народу, родителям, детям. Многогранно и многозначно это понятие. Любовь всегда означает чувство глубокой привязанности, преданности, основанной на признании достоинства друг друга, на общих целях, интересах; это – чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола.
Свойственное современному человеку чувство любви является результатом длительного исторического развития взаимоотношений между мужчиной и женщиной. «Чудом цивилизации» назвал его Стендаль. В далёком прошлом отношения между представителями разных полов были проявлением полового инстинкта. Чтобы выжить в борьбе с природой, общество вынуждено было обуздать этот инстинкт. И уже первобытная община выработала свои первые нормы, запреты, сдерживающие половой инстинкт в рамках, удобных для обществ. Таким образом, отношения между полами стали приобретать человеческий, социальный характер. Они ещё были далеки от любви.
Зарождение любви следует связывать с появлением первых элементов избирательности в отношения между мужчиной и женщиной, которая первоначально основывалась на оценке чисто физических данных – молодости, здоровье, красоте. Эта любовь ещё не требовала духовного общения. Ей не нужно было равенства.
Важным этапом в дальнейшем развитии чувства была любовь рыцарская или, как её ещё называют, романтическая. Ради Прекрасной Дамы рыцарь готов был идти на величайшие жертвы и подвиги. Но, оказывая даме сердца знаки внешнего поклонения, он ещё не снисходил до признания в ней равного себе человека. В XVII – XVIII вв. романтические представления о любви заменялись другими: герою предписывалось быть удачливым, уметь покорять женские сердца. В противовес подводной галантности с её искусной игрой и лицемерием утверждается образец простых и искренних чувств, требующих от любящего способности тонко чувствовать, страдать, жертвовать собой во имя любви. В это время появляется культ несчастной, неразделённой любви, которая превозносится и рисуется возвышенной и прекрасной.
Однако и в рабовладельческом, и в феодальном, и в капиталистическом обществах любовь, как правило, не имела отношения к браку. Брак заключался преимущественно по сословно – религиозным и экономическим соображениям.
Социально – нравственная сущность любви заключается в том, что она стимулирует развитие личности, обогащает человека, совершенствует его. Это было подмечено ещё в глубокой древности. Древнегреческий философ Платон считал, что именно любовь выявляет в человеке художника, творца поэта. Тот, кто любит, исполнен страстного желания совершить в жизни что – то искючительное, чтобы завоевать, победить, заслужить объект своей влюблённости. Влюблённость, замечал А.П. Чехов, указывает человеку каким он должен быть. Совершенство любви выявляет несовершенство окружающего мира и порождает стремление изменить его. Настоящей большой любви чужд тесный мирок собственных ощущений. Необходимо, писала Н.К. Крупская, чтобы это чувство, котороё даёт много радости, связывалось с идейной близостью, со стремлением к единой цели, с борьбой за общее дело. совместный труд во имя одной большой и ответственной социальной задачи укрепляет привязанность мужчины и женщины. Общие взгляды на цели и смысл жизни порождают большие чувства. Совместная научная деятельность во имя человеческого счастья связывала узами любви Пьера и Марию Кюри. Примеры великой бескорыстной любви даёт нам история борьбы за общее дело, за освобождение.
Супругов Маркс тесно связывало чувство взаимной любви. Маркс гордился своей женой; кротость, мягкость её нрава позволили ему легче переносить лишения, неизбежно связанные с жизнью пролетарского вождя. Женни фон Вестфален – верный друг и помощник Маркса. Аристократка по происхождению, она стала самым страстным приверженцем его революционных идей. На протяжении всей своей жизни Женни мужественно разделяла все тяготы, испытания и горести, которые выпали на долю обоих. Вот отрывок из письма Женни фон Вестфален И. Вейдемейеру от 20 мая 1850.: «Не думайте, что эти страдания из – за мелочей меня сломили. Я слишком хорошо знаю, что мы далеко не одиноки в нашей борьбе и что ко мне судьба ещё милостива, - я принадлежу к немногим счастливцам, потому что рядом со мной мой дорогой муж, опора моей жизни. Что меня действительно мучает до глубины души, из-за чего моё сердце обливается кровью, так это то, что мой муж должен претерпевать столько мелочных невзгод, в то время как ему можно было бы помочь столь малым...»
Мы знаем, как много помогли мужьям на каторге и в ссылке выехавшие за ними в Сибирь жены декабристов.
В основе подлинной любви лежит глубокая духовная близость: сходство жизненных целей, единство в оценке общественных явлений, живой интерес к окружающему миру. «Любить, - сказал Антуан де Сент-Экзюпери, - значит смотреть не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении». Значит ли это, что у влюблённых должен быть одинаковый культурный уровень? Да, если иметь в виду их духовную жизнь. Если один человек духовно богат, человеколюбив, деятелен, а другой не только душевно глух, но и удовлетворён сввоей ограниченностью и не испытывает ни малейшей потребности измениться, то любовь таких людей заранее обречена не неудачу.
В современной любви соединяются данное от природы т привнесённое цивилизацией, свойственное всему роду человеческому и индивидуально неповторимое. Современные психологи определяют любовь как сплав чувств и действий, направленных на другого человека. При этом любящий испытывает радость, удовлетворение, доставив радость любимому, или уменьшив, прекратив его страдания.
Формула любви проста: если мне хорошо от того, что хорошо тебе и если я хочу, чтобы тебе было лучше, и делаю это, то я тебя люблю. Если мой избранник в отношениях ко мне руководствуется этой формулой, то и он меня любит. Иначе любовь невозможна. Если принять эту точку зрения, то слова «эгоистическая любовь» становятся бессмысленными, так ка любовь сама по себе как раз и есть отрицание, преодоление эгоизма, высшая ступень развития человеческих отношений. По мнению В.А. Сухомлинского, взгляд на любовь как на неисчерпаемый источник наслаждения рождает у человека чрезмерное внимание к себе; он начинает думать, что другой человек только для того и существует, чтобы приносить ему радость. Человек, ощущающий только потребность быть любимым и неспособный глубоко и серьёзно любить, вряд ли встретит в жизни желанную любовь, потому что в такой односторонности лежит глубокая эгоистичность его натуры. И женитьба или замужество таких людей может обернуться несчастьем для тех, в чью жизнь они вторгаются. Но есть люди с противоположной направленностью – отдавать свои силы, душу на удовлетворение потребности близких. Их любовь прежде всего опирается на оценку личности другого человека, на признание его своеобразия, достоинства. Они отказываются от отношения к другому человеку как и средству достижения собственных целей.
Способность любить, следовательно, прямо зависит от умения сопереживать, думать в первую очередь не о себе, а о том кого любишь. Это умение не даётся само собой. Ему нужно учиться. По меткому выражению В.А. Сухомлинского, нет какой-то специальной «науки любви» – есть наука человечности. Кто овладел её азбукой, тот готов к благотворным духовно- психологическим и морально – этическим отношениям. Любовь – это самый строгий экзамен человечества.
Народная мудрость давно подметила положительные черты в характере людей, которые делают счастливой семейную жизнь. Прежде всего это доброта, забота о близком тебе человеке. Причём доброта должна сопровождаться деликатностью. Человеку трудно понять и оценить доброту, если она проявляется в нетактичной, грубой форме. Чувство такта, основываясь на сердечности, предполагает понимание человеком всего, что может доставить другому неприятность, боль или радость, умение понимать потребности и переживания другого. Тактичный человек старается предупредить ситуации, создающие неловкость. Чтобы развить в себе чувство такта, нужно чаще ставить себя на место другого. Тот, кто умеет чувствовать чужую боль, станет непременной опорой близкому человеку, поддержкой ему в самые трудные минуты.
Всё важно в любви: и внешние данные, и ум, и характер. Но есть одно свойство, которое превалирует над остальным, - ответственность за любимого. Ответственность, о которой идёт речь, органично включает сдержанность, самодисциплину, которая сильнее всех запретов удерживает от эгоистичных поступков, способных нанести обиду любимому человеку.
Способность любить, как и всякие другие способности, развивается с детства, первоначаьно – с любви к матери, близким людям. Кажется, кто же не любит свою мать? Но какова эта любовь? Потребительская, как и источнику всяких радостей и благ? Или как к существу, нуждающемуся тоже в ласке, внимания и заботе? Если человек не любил сестру, мать, других людей – не сможет он в полной мере любить свою жену и даже детей. Ведь и в любви между мужчиной и женщиной чувства деликатности, терпимости, сострадания, которые развиваются в повседневных отношения с близкими, друзьями, товарищами, составляют основное содержание, а ласки, поцелуи, любовные утехи – лишь малую долю времени и душевных сил.
Конечно, нормальная земная любовь невозможна без чувственного влечения. А вот влечение может быть и без любви. И настолько сильным, что может обернуться безудержной страстью, легко принимаемой за любовь и заслонившей на какое – то время все остальные чувства. Предощущения любви бывает впечатляющим и ярким. Чувства восторга, радости, удивления, новизны настолько велики и могучи, что заглушают голос разума. А слышать его просто необходимо, чтобы не испортить жизни – своей и чужой.
Влюблённость – это предчувствие, пробуждение любви, её первые позывные. Это горение чувств, пылкое, страстное, но проходящее. Любовь – их развитие, поэтому она долговечнее, стабильнее. Влюблённость безрассудна. Влюблённый смотрит сквозь розовые очки на предмет своих волнений, щедро одаривает его совершенствами, которых в действительности может и не быть. Любовь – мудра. Она открывает в любимом достоинства, порой неведомые ему самому, но видит и его недостатки. У влюблённого восторг и восхищение могут вызвать глаза, волосы, руки, фигура избранника, и при этом он может оставаться равнодушным к личности человека, его внутренним интересам, желаниям. Любовь, напротив, предполагает прежде всего духовную близость людей, так называемое родство душ. А потому любить способны лишь натуры богатые, эмоционально развитые, цельные и глубокие. Можно сказать, что влюблённость – это состояние человека, а любовь – его отношение к другому человеку. Тот первый толчок сердца, который потом может оказаться началом любви, каждый человек испытывает не один раз. А настоящая любовь не повторяется многократно: это слишком большая душевная работа, чтобы повторяться бесконечно. В любви центром всех жизненных помыслов становится любимый человек. Его радости, его боль отодвигают на второй план собственные настроения, желания, стремления. Значит ли всё сказанное, что любовь – это хорошо, а быть влюблённым хуже. Нет, конечно. Надо только знать, что эмоциональное состояние в обоих случаях разное: влюблённость кружит голову – и это обязывает не терять почвы под ногами; любовь захватывает человека целиком, она обычно трезвее, реалистичнее – это предостерегает, обязывает не терять поэзии в отношениях. Потому что без приподнятости, восторженности отношений и чувств – это уже не любовь. Влюблённость может исчезнуть, но при благополучных обстоятельствах, при непосредственном участии влюблённых способна перерасти в любовь, преобразуя постепенно всего человека.
Первая любовь приходит вместе с юностью в школьные годы, чтобы остаться в душе одним из самых светлых и дорогих воспоминаний. В первой любви чувства, эмоции так же незрелы, как и сама юность. В ней много неясного, даже таинственного, мечты и помыслы чисты, и человек стремится навстречу прекрасному. И эта первая любовь даёт ростки высоким нравственным чувством. Поэтому позже, к тому времени, когда юношу или девушку охватывает уже большая, настоящая любовь, она вырастает из первой. Можно сказать: кто испытал бессонные ночи первой любви, переживёт непременно и более позднюю.
Но вспыхнувшая первая любовь не всегда встречает тепло взаимности. Нередко ответом на неё может быть холодность, безразличие, а порой и насмешка. Молчание и тоска в таком случае плохие помощники. Чтобы добиться взаимности чувств, влюблённый должен прежде всего проявлять больше инициативы. Юноша, не теряя своей мужской гордости, а девушка – очарования женственности, должны постоянно искать способы выразить свои чувства. Это требует от них глубокой эмоциональности, задушевности, искренности, нежности и чувства меры. Необходимо помнить, что появления верной и преданной любви не должны быть навязчивы. Довольно часто глубокое и бескорыстное чувство любви, хотя бы и безответной в первый момент, может в процессе общения совершить волшебство. Оно обладает способностью покорить сердце другого человека. Для этого влюблённый должен стремиться стать необходимым для другого человека, понять его духовный мир, его волнения, его интересы. Так постепенно исчезает пропасть между двумя людьми. Человек имеет больше шансов добиться успехов в любви, если он будет умнее, добрее, изобретательнее, нравственно чище, ярче, своеобразнее других.
Но случается, конечно, в жизни человека и такое, когда, несмотря ни на что, любовь остаётся безответной. Мечты о взаимности не воплощаются в жизнь. Что же делать? Страдать? Непонятый, непринятый должен с достоинством перенести это, какими бы болезненными ни были его переживания. Неразделённая любовь не может дать чувства радости, но и она – школа воспитания души, воспитания её мужества и доброты. Ничто не проходит бесследно, и даже тратя, человек приобретает.
...Шестого апреля 1327 года в церкви святой Клары глаза молодой женщины Лауры полонили сердце двадцатитрёхлетнего Франческо Петрарки:
Благословен ты, вечер, месяц, год,
То время, место, та стрела благая,
Двух милых глаз стал пленник в свой черёд.
Петрарка благословил даже боль, даруемую этой любовью. Да, любовь Петрарки осталась неразделённой, безответной. И поэт воспевает не радости, а скорее страдания любви. Но именно любовь заставила заглянуть в своё сердце, заглянуть свою душу. И он увидел, он понял, что стал после встречи с Лаурой несметно богат.