Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 05:43, курс лекций
Целью изучения дисциплины является формирование целостного видения мирового культурологического процесса в единстве всех его составляющих. Задачи курса состоят в изучении студентами возникновения и развития общемировых культурных (материальных и духовных) ценностей, в овладении навыками анализа событий и явлений мировой культуры. Особенностью современного обучения в вузе является проблема духовно-нравственного воспитания молодежи, формирование высокопрофессиональной и интеллектуально развитой личности.
Быстро сложилась особая культурная среда - группы гуманистов. Их состав по-началу был очень пестр: чиновники и государи, профессора и переписчики, дипломаты и духовенство. По сути, это было зарождение европейской интеллигенции - сознательного носителя образованности и духовности. Наиболее весомыми результатами ученых занятий гуманистов стали теоретическое обоснование утверждения человеческой индивидуальности, открытие внутреннего мира человека и разработка оригинальной концепции, в которой был найден синтез античных и христианских идеалов - христианский пантеизм, где Природа и Бог были слиты воедино.
Философией Возрождения явился неоплатонизм. Центральное место в нем заняла мысль о том, что мир идей определяет собой, осмысляет и организует всючеловеческую личность. В эпоху Возрождения учение о мире идей приобретает форму учения о Мировом Уме и Мировой Душе.
На период 1470-1480 гг. приходится расцвет под покровительством Лоренцо Медичи Флорентийской академии, известной также как Платоновская академия. Она была чем-то средним между клубом, ученым семинаром и религиозной сектой. Члены Академии проводили время в ученых диспутах, различного рода привольных занятиях, прогулках, пирушках, изучении и переводах античных авторов. В стенах Академии процветало возрожденческое привольное отношение к жизни, к природе, к искусству и к религии.
Наряду со вспем этим все возрожденческое общество сверху до низу охватывала бытовая практика алхимии, астрологии и всякой магии. Это было отнюдь не результатом только лишь невежества, а следствием индивидуалистической жажды овладеть таинственными силами природы. Астрологами были уже многие папы. Даже известный папа-гуманист Лев X считал, что астрология придает дополнительный блеск его двору. Города в борьбе друг с другом прибегали к помощи астрологов. Кондотьеры, как правило, согласовывали свои походы с ними. Ренессанс весьма богат бесконечными суевериями,которыми были охвачены решительно все слои общества, включая ученых и философов, не говоря уже о правителях и политиках.
Наиболее ярким
бытовым типом Раннего
В трактате Бальдассаре Кастильоне "Придворный" рисуются все необходимые качества тогдашнего благовоспитанного человека: умение красиво драться на шпагах, изящно ездить на лошади, изысканно танцевать, всегда приятно и вежливо говорить и даже изощренно ораторствовать, владеть музыкальными инстументами, никогда не быть искусственным, но всегда только простым и естественным, до мозга костей светским и в глубинах души верующим. А кончается этот трактат панегириком Амуру, подателю всех благ и всего довольства.
Один из интереснейших бытовых типов Ренессанса - приключенчество и даже прямой авантюризм.Эти бытовые формы оправдывались и не считались нарушением нравственности.Городской тип культуры Раннего Возрождения изобилует натуралистическими зарисовками предприимчивого и пробивного героя восходящих плебейских низов.
Индивидуализм Ренессанса был под влиянием гуманизма во многом секуляризированным - освобожденным от влияния церкви. Однако назвать возрожденцев атеистами у нас нет никаких оснований. Атеизм не был возрожденческой идеей, но антицерковность была самой настоящей возрожденческой идеей. Возрожденческий человек все же еще хотел оставаться духовным существом, пусть вне всякого культа и вне всякой конфессии,но все-таки не вне того духовного благородства, которое раньше человек черпал из своего сознания о Боге.
Эпоха Раннего Ренессанса - время стремительного сокращения дистанции между Богом и личностью человека. Все недоступные предметы религиозного почитания, которые в средневековом христианстве требовали к себе абсолютного целомудренного отношения становятся в эпоху Ренессанса чем-то очень доступным и психологически чрезвычайно близким. Приведем, например, такие слова Христа, с которыми он, по замыслу автора одного литературного произведения той времени, обращается к одной тогдашней монахине: "Присаживайся, моя любимая, я хочу с тобой понежиться. Моя обожаемая, моя прекрасная, мое золотко, под твоим языком мед...Твой рот благоухает, как роза, твое тело благоухает, как фиалка...Ты мною завладела подобно молодой даме, поймавшей в комнате юного кавалера...Если бы мои страдания и моя смерть искупили лишь одни твои грехи, я не сожалел бы о тех мучениях, которые мне пришлось испытать".
Процесс становления новой культуры находил свое отражение в изобразительном искусстве. Для живописи и пластики Раннего Возрождения крайне характерно непрерывное нарастание реалистических тенденций, религиозные образы становятся все более эмоциональными и человечными, фигуры приобретают объем.., плоскостная трактовка постепенно вытесняется рельефной, основанной на светотеневой моделировке.
В Раннем Ренессансе на первый план выдвигается свободная человеческая индивидуальность. Она мыслится физически, телесно, объемно и трехмерно. В те времена в изобразительном искустве происходило прямо какое-то обожествление человека, абсолютизация человеческой личности со всей ее материальной телесностью.
Зачинателями Раннего
Мазаччо подхватил угасавшую традицию
Джотто, довел доконца завоевание
живописью трехмерного
Скульптором, которому выпало в искусстве на целое столетие вперед решить многие проблемы европейской пластики - круглой скульптуры, монумента, конного монумента - был Донато ди Никколо ди Бетто Барди, известный в истории искусств как Донателло (1386?-1466). Среди множества работ мастера особенно выделяется его бронзовый Давид. Уже только то, что Давид у Донателло стоит обнаженным: говорит о том, что для скульптора меньше всего значения ветхозаветная легенда само по себе. А то, что Давид изображен в виде возбужденного молодого человека с огромным мечом в руках, свидетельсвует не об абстрактной античной телесности, но о теле человека, только что одержавшего великую победу. В творчестве Донателло отчетливо виден исходный республиканский пафос: его Христос выглядит как крестьянин, в качестве евангелистов и пророков выступают флорентийские граждане.
Брунелески прославился
Венецианская школа в лице своего главного представителя Джованни Беллини (1430-1516) дала образцы созерцательно-самодавлеющего покоя. У Беллини на первый план выступает эстетическое любование произведением искусства, считавшееся грехом и немыслимое в средние века.
Характерной чертой возрожденческой культуры был ярко выраженный математический уклон возрожденческого мировоззрения. Это очень ярко проявилось в изобразительных искусствах. Самым первым учителем художника должна быть математика. Математика в руках возрожденческого ухдожника направляется на тщательное измерение обнаженного человеческого тела; если античность делила рост человека на какие-то шесть или семь частей, то Альберти в целях достижения точности в живописи и скульптуре делит его теперь на 600, а Дюрер впоследствии - и на 1800 частей. Возрожденческий художник является не только знатоком всех наук, но прежде всего математики и анатомии.
Раннее Возрождение - время эксперементирующей живописи. По-новому ощущать мир - значило прежде всего по-новому его видеть. Восприятие действительности проверяется опытом, контролируется разумом. Исходное стремление художников того времени - изображать так, как мы видим, как "изображает" поверхность зеркало. Для того времени это было подлинными революционным переворотом.
Геометрия, математика, анатомия, учение о пропорциях человеческого тела имеют для художников этого времени огромное значение. Художник Раннего Возрождения числил и мерил, вооружался циркулем и отвесом, чертит перспективные линии и точку схода, трезвым взглядом анатома изучает механизм движений тела, классифицирует движения страсть.
Ренессанс в живописи и пластике впервые открыл на Западе весь драматизм жестикуляции и всю ее насыщенность внутренними переживаниями человеческой личности. Человеческое лицо уже перестало быть отражением потустронних идеалов, а стало упоительной и бесконечно усладительной сферой личностных выражений о всей бесконечной гаммой всякого рода чувств, настроений, состояний.
Большинство сюжетов художественных произведений Ренессанса взято из Библии и даже из Нового Завета. Эти сюжеты обычно отличаются весьма возвышенным характером - и религиозным, и моральным, и психологическим, и вообще жизненным. Ренессанс обычно трактует эти сюжеты в плоскости самой обыкновенной психологии, самой общепонятной физиологии, даже в плоскости бытовой и обывательской. Так, излюбленным сюжетом произведений Возрождения является Богородица с младенцем. Эти возррожденческие мадонны уже не имеют ничего общего с прежними иконами, на которые молились, к которым прикладывались и от которых ждали чудесной помощи. Эти мадонны уже давно стали самыми обыкновенными портретами, иной раз со всеми реалистическими и даже натуралистическими подробностями. Даже вполне благочестивые живописцы, как бывший монах Филиппо Липпи или кроткий Перуджино, учитель Рафаэля, писали богоматерь со своих жен, любовниц, сохраняя портретность; иногда мадоннами оказывались известные всем в городе красивые куртизанки.
Живопись Раннего Возрождения отразила изощренную итальянскую чувственность тех времен, широкое рапространение культа чувственной красоты и грации. Блестящие образцы художественного осмысления этого явления дал Сандро Ботичелли(1444-1510). В его творчестве воплотились представления гуманистов о отождествлении души и тела, наиболее основательно разработанные у Лоренцо Валлы.
В период Раннего Возрождения
Надо прямо сказать, что энергия нового человека служила в то время и добру, и злу - и то и другое в крупных масшатабах, с размахом. Характерной особенностью культуры Раннего Возрождения стал небывалый разгул страстей. Широкое распространение получает порнографическая литература и живопись. Художники наперебой изображают Леду, Ганимеда, Приапа, вакханалии. Заметное место в истории итальянского Возрождения занимает автор трактата “О наслаждениях” Лоренцо Валла (1407-1457). Со свойственной для своего времени двойственностью подхода он дает апологетическое изложение учения эпикурейцев. При этом избранная им форма изложения, по сути, явилась проповедью самого разнузданного и безудержного физического наслаждения, восхваления винопития, женских прелестей.
Внутренние раздоры и борьба партий в различных городах Италии, не прекращавшаяся в течении всего Ренессанса, выдвигала сильных личностей, которые утверждали в той или иной форме свою неограниченную власть, отличались беспощадной жестокостью и какой-то неистовой яростью. Казни, убийства, погромы, пытки, заговоры, поджоги, грабежи непрерывно следуют друг за другом. Победители раправляются с побежденными, стем чтобы через нескоько лет самим стать жертвой новых победителей.
Уже с XIII в. в Италии появились кондотьеры, предводители наемных отрядов, за деньги служившие тем или иным городам. Эти наемные шайки вмешивались в междоусобные раздоры и отличались особо наглой и зверской жестокостью. В середине XIV в. громкой и кровавой славой пользуется "Великая компания"немецкого кондотьера Вернера фон Урслингена, написавшего на своем знамени: "Враг бога, правосудия, милосердия", облагавшая данью такие крупные города как Болонья и Сиена. Еще более знаменит был своим коварством и корыстолюбием англичанин Джон Гауквуд, окруженный всеобщим страхом и преклонением и захороненный с большими почестями во флорентийском соборе. Многие кондотьеры захватывают себе города и становятся родоначальниками итальянских династий. Таковы Висконти и Сфорца в Милане.
Важно понимать историческую необходимость обратной стороны блестящего титанизма. Для первоначального капиталистического накопления требовалась ломка всех коренных основ феодализма в том числе морали и строжайших правил общественноо поведения человека .Для такой ломки нужны были весьма сильные люди - титаны земного самоутверждения человека, часто со знаком минус. При феодализме люди грешили против своей совести и после совершения греха каялись в нем.В эпоху Ренессанса наступили другие времена. Люди совершали самые дикие преступления и ни в какой мере в них не каялись, и поступали они так потому, что последним критерием для человеческого поведения считалась тогда сама же изолированно чувствующая себя личность.