Лекции по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 05:43, курс лекций

Краткое описание

Целью изучения дисциплины является формирование целостного видения мирового культурологического процесса в единстве всех его составляющих. Задачи курса состоят в изучении студентами возникновения и развития общемировых культурных (материальных и духовных) ценностей, в овладении навыками анализа событий и явлений мировой культуры. Особенностью современного обучения в вузе является проблема духовно-нравственного воспитания молодежи, формирование высокопрофессиональной и интеллектуально развитой личности.

Прикрепленные файлы: 9 файлов

КУЛЬТУРОЛОГИЯ Горощенова ОА.doc

— 488.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

Конспект лекций по культурологии.doc

— 330.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать документ)

ЛЕКЦИЯ~2.DOC

— 118.00 Кб (Скачать документ)

Одной из попыток вырваться из всеобщего  хаоса "смутного времени" было обращение некоторых ученых, писателей, философов к весьма своеобразному литературному жанру - социальной утопии. Последователем Кампанеллы был французский писатель-волнодумец Сирано де Бержерак (1619-1655). В романе "Иной Свет,или Государства и империи Луны" автор повествует о полетах на Луну и нравах ее обитателей. В этом же ряду можно упомянуть "Историю севарамбов" Дени Вераса (1630- около 1700), роман, соединивший в себе утопии эпохи Возрождения и социальные идеи просвещения.

Для многих писателей, мыслителей, художников спасением от "смутных времен" стало обращение к наследию Античности. Там, в далеком прошлом, они пытались найти ответы на вопросы, поставленные новой эпохой. Ярким примером здесь является творчество французского художника Никола Пуссена (1594-1655), которого привлекала в античности гармония природы и человека - то, чего так недостовало "смутным временам".

Становление капитализма и абсолютной монархии - два крупнейших культурных явления XVII в. Первое связано прежде всего с Голландией и Англий, образовавшими ареал третьего этапа становления культуры нового времени.

В начале  XVII века образцовой капиталистической  страной стала Голландия. Одновременно она - и важнейший центр европейской культуры. В стране победил протестантизм в форме кальвинизма, полностью вытеснивший влияние католической церкви. Лейденский университет был европейски признанным центром свободомыслия. Духовная атмосфера благоприятствовала развитию философии, естественных наук, математики. Отсуствие  богатого патрициата и католического духовенства имело огромные последствия для развития голландского искусства: оно было тесно связано с рынком, обслуживало бюргеров, зажиточных крестьян. Именно поэтому здесь получила развитие станковая живопись небольших размеров. Уже к 1620-м годам местные художники овладели реалистическими тенденциями, сложился определенный круг тем, произошла дифференциация жанров. На 1640-60-ы годы приходится расцвет живописи, прославляющей спокойный бюргерский быт. История голландской живописи XVII в. ярче всего проявилась в творчестве Франса Хальса (1580-1666), Яна Вермера (1632-1657). Вершиной голландского реализма, итогом живописных достижений голландской культуры XVII века явилось творчество Харменса ван Рейна Рембрандта (1606-1669).

Ведущим регионом становления капитализма  к  середине XVII века становится Англия.

Еще в 1215 г. рыцари, горожане и свободные  крестьяне заставили короля Иоанна Безземельного подписать Великую  Хартию Вольностей (“Magna Carta Liberorum”). С этого времени охрана законных прав и гражанских свобод (т.е. тех личных свобод, которыми нраждане владели независимо от сословной принадлежности) стала одной из важнейших политических традиций английского народа. Короли более 30 раз подтверждали Великую Хартию Вольностей.

Уже в XVI веке Англия далеко продвинулась по пути буржуазного развития. Феодальные бароны, старое дворянство в значительной степени истребили друг друга в войне Алой и Белой розы (1455-1485). Пришло новое дворянство, которое через диффузию стало взаимодействовать с новой буржуазией. Возникает интереснейший культурный феномен нового времени: джентльмен - рыцарь, смягченный образованием.

При короле Генрихе VII создается англиканская церковь, главой которой становится король. Это был не только разрыв с Римом, но и знак того, что Англия заявила о себе как о мировой державе и открыто противопоставила себя Испании, считавшей себя тогдашним мировым лидером.

Победа Англии над испанской  Непобедимой армадой в 1588 г. привела к величайшему национальному подъему. Победа была воспринята как торжество правды и духа английского народа, отпала опасность католической реставрации. Радостное настроение в стране поддерживалось успехами торговли и ремесел. На гребне великого национального подъема и торжества "английских вольностей" возник английский гуманизм, наиболее ярко представленный именами Томаса Моора

Это время стало позже называться "старой веселой Англией" потому, что страна в ту пору славилась  многочисленностью и веселием своих праздников. Духовным выражением этого подъема стал английский театр. Его влияние на умы современников было настолько велико, что в XVII веке взявшие верх пуритане попытались уничтожить театр.

Победоносная буржуазная революция  в Англии середины XVII века сделала  весь процесс перехода от феодализма к капитализму в общеевропейском  масштабе необратимым. В результате на северо-западе Европы сформировался регион новой, капиталистической цивилизации и новый гравитационный центр европейской экономики и политики. Исходившие от него импульсы лучами распространялись на остальную Европу, прибывавшую в основном еще во власти старого порядка.

К середине XVII века страны Европы были уже настолько  тесно связаны между собой экономически, политически и общей традицией культуры, что многие фундаментальные процессы носили в своей подоснове подлинно общеевропейский, континентальный характер. Универсальный характер сложившейся в Европе цивилизации стал зримым фактом.

Столь же общеевропейский  характер носили и сдвиги в ментальности европейских народов. С рождением капитализма приходит новый тип личности. В искусстве происходит определенная переоценка некоторых традиционных гуманистических ценностей Ренессанса, прежде всего о всемогуществе человека. Деятелям культуры становится очевидным, что они не выдержали испытания времени. К началу XVII века в этом уже никто не сомневался. Глубже всего это понял великий английский драматург Вильям Шекспир (1564-1616), один из последних представителей культуры Ренессанса. В главных своих произведениях “Гамлет”, “Отелло”, “Макбет” он дает потрясающую картину трагедии титанического характера человека Возрождения применительно к новой стихии жизни - стихии растущего буржуазного общества. Отчего погибает Гамлет? Гамлет у Шекспира - это прежде всего вера в свободного и разумного человека, тип вполне возрожденческий. Но он оказывается бессильным перед стихией датского двора, наиболее полно проявившейся в царящих там нравах. Отелло погибает в результате бури своих собственных страстей, вызванных новыми общественными и личными порядками, к которым возрожденческий Отелло не привык. Гениальность Шекспира, однако, показом трагедии возрожденческого человека не исчерпывается. Он смог увидеть и ограниченность, обреченность буржуазного индивидуализма. Его Макбет - уже герой нового, антивозрожденческого общества, искушен в его правилах, воспитан на зверином эгоизме нового типа. Однако и он погибает в столкновение с индивидуализмом других, не в силах преодолеть свой собственный эгоизм.

На смену  герою Средневековья - Благородному Доблестному рыцарю в литературе, поэзии, изобразительном искустве идет герой Нового времени - банкир, предприниматель, торгаш. Дон Кихот, Рыцарь Печального образа - символ уходящей эпохи, с которой одни расставались легко, другие оплакивали, третьи пытались, кто как мог, приспособиться к новой жизни. Героями в "смутные времена" становились путешественники, дельцы, авантюристы, пираты, торговцы, банкиры, наемники и грабители, возвратившиеся с войны с солидной добычей. Место Чести, Долга, Благородства, Доблести и Достоинства прочно занимали другие ценности: личный успех, деловая хватка, добывание денег любыми путями, труд в поте лица, независимость от корпорации (цеха, гильдии), полная личная ответственность за свое дело.

Человек нового времени более мобилен. Он уже  ярко выраженный индивидуалист, активный, относящийся к природе как мастер к материалу. Отношения "мастер-материал" доходят в XVII в. до абсолюта. Бог также начинает восприниматься как гениальный инженер. Чем он лучше, тем меньше нужно его вмешательство. Отсюда вытекает концепция "первого импульса"(деизм).

В XVIIв. Европа благодаря  успехам географии получила широкую  и яркую картину большого мира. Большую заслугу в этом имели  католические миссионеры, которые дошли до Японии и Китая.

XVII век стал  временем крушения вековых представлений  людей о мире земном и мире небесном в результате колоссальных успехов наук, прежде всего астрономии, географии, математики.

Для человека, узнавшего о том, что Земля - не центр мироздания, а всего лишь один из небольших спутников Солнца, а сама Вселенная бесконечна,было трудно, а иногда просто невозможно осознать это. Для многих отказ от старого мировосприятия означал катастрофу.

Девизом людей  науки в XVI-XVII вв.становится: "Я сомневаюсь!". Познавать мир в то время нельзя было иначе, чем поставив под сомнение общепринятые истины. Многие ученые того времени были буквально одержимы идеей Рене Декарта (1596-1650) "сделаться хозяевами жизни" и красивым лозунгом Фрэнсиса Бэкона "Знание - сила". XVII в. Стал временем возникновения экспериментальной науки.

События XVII века подвели  католиков, и протестантов к выводу о том, что нужна сильная  власть. Каливинисты, правда, шли дальше: это должна быть такая власть, которая обеспечит гражданам их "природные" права - на жизнь, свободу, собственность, удачу в делах. Голландский ученый Гуго Гроций (1583-1645) одним из первых в новой Европе заявил, что государство - это союз свободных людей, которые заключили между собой договор для защиты их прав и интересов.

Ярче всего  процесс становления абсолютизма  проявился в этот период во Франции. Эсхатологическое напряжение там стало спадать в начале 90-х гг. Начал меняться и психологический климат. Прежде всего - в силу усталости страны, загнаной в тупик социально-политическим радикализмом. К тому же, превосходной оказалась пропагандистская машина короля, вокруг которой сплотились лучшие умы Франции. Побеждал новый тип общественных настроений, если угодно, иная идеология, - рациональная. Идеология государственного интереса меняла цель, стоящую перед "общественным телом".   Вместо лихорадочной заботы о спасении душ перед неминуемым "Днем гнева", предлагалась спокойная забота об общественном благе, понимаемом как строительство царства порядка, Золотого века на земле. Менялась и роль короля, тип представлений о священном характере его власти. Теперь он все более представляется как глава разумно организованного и потому - богоугодного миропорядка..

Король стал гарантом единства страны, хранителем мира и процветания, арбитром в спорах сословий. Таков был общий рефрен многочисленных посмертных восхвалений короля как со стороны иезуитов, так и со стороны гугенотов. Абсолютизм победил. И не только в силу объективных условий - они созрели гораздо раньше. Просто уставшее общество теперь приняло навязанные абсолютизмом правила игры в "Разум на троне". Абсолютизм во Франции победил.

Александр Дюма не выдумал д'Артаньяна. Он просто создал собирательный образ нищих, лекгкомысленных, бесшабашных и отчаянно храбрых молодых дворян. Гонимые нуждой, они собирались под королевское знамя.

В поисках путей  прекращения смуты королевская  власть все чаще стала задумываться о полном подчинении своему влиянию духовной жизни страны. Отсюда вытекало ее стремление привлечь в союзники писателей, художников, поэтов, композиторов. Власть справедливо полагала, что талантливые люди могут создать славу и блеск государству. И нередко это ей удавалось. Так, Пьер Корнель (1606-1684) первым во Франции превратил трагедию в средство осмысления больших проблем борьбы между чувством и долгом, личным интересом и государственным благом. Он подверг критике родовые, сословные предствления о "долге" и противопоставил им принцип служения всех - Государству.

В зависимости  от различных исторических условий сильная власть в различных странах принимала различные формы. Там, где в сфере религии безраздельно господствовал кальвинизм, власть была либо республиканская (как в Голландии и Швейцарии), либо монархическая, но с сильными представительными учреждениями (как в Англии, страны Скандинавии). В странах, которые оставались католическими или где реформация приняла форму лютеранства, правители получили несравненно большую власть. К тому же эти страны в наибольшей степени пострадали от "смуты". В странах континентальной Европы, как правило утвердился абсолютизм.

Средневековый европеец ощущал себя прежде всего  христанином, а затем уже крестьянином или ремесленником, франком или провансальцем. В XVI-XVII вв. религиозная принадлежность уже не могла служить объединяющим началом: отношения между людьми на религиозной почве нередко доходили до крайней враждебности. Все чаще на вопрос, кто же они, люди называли свою государственную принадлежность: подданые короля Франции или Испании, граждане Голландской или Швейцарской республики. Осознание людьми своей государственной принадлежности было в конечном счете следствием тех процессов, которые проходили в XVI-XVII вв.: изменений в представлениях о мире, постепенное разрушение традиционного общества, освобождения государства из-под церковной опеки. Приблизительно с середины XVII-XVIII в. интересы абсолютных монархов большинства стран Европы в сущности совпадали с интересами подавляющего большинства населения этих стран. Усиление королевской власти привествовалось большинством населения. Этот период нередко называют "золотым веком" абсолютизма. Образцом для многих стран был французский абсолютизм. Ему старалась подражать вся континентальная Европа. Его вершиной было правление Людовика XIV.

Абсолютизму в  литературе и искусстве соответствовало направление вошедшее в историю европейской культуры как классицизм. Избрав образцом для подражания античное искусство ("классику"), классицизм оставил миру немало выдающихся произведений живописи, литературы, музыки, архитектуры. Классицизм оказался удобным абсолютизму тем, что в нем, как и в абсолютизме, утвреждалоись незыблимость и всесилие правил и авторитетов. Его можно было использовать как средство укрепления королевской власти. При этом третировалась трогательная средневековая литература трубадуров, осмеивались рыцарские романы.

В искусстве, как  и в жизни, все должно было находиться в рамках предписанных норм и правил, каждому человеку и каждой вещи было отведено свое место. Так, устанавливалась иерархия жанров - "высоких" (трагедия, эпопея) и "низких" (комедия, сатира, басня). Персонажами "высоких" жанров были герои Античности, знатные люди с изысканными манерами, напыщенными позами, рассуждавшие о философских и нравственных проблемах. Артистам предписывалось изображать чувства радости, горя, удивления определенными художественными приемами и жестами. В "низком" жанре изображались люди из простонародья с их естественными манерами, смехом, юмором, живой народной речью, остроумными репликами и запутанными, как сама жизнь, ситуациями.

Образцом "высокого" жанра в архитектуре стал Версальский  дворец. Его внешний вид - олицетворение  эпохи Абсолютизма и Классицизма. Все так симметрично правильно и геометрически точно в планировке парков ансамбля, что напомнимает скорее не живую, а талантливо сконцентрированную человеком искусственную природу. Человек в ней чувствует себя скованным абсолютной размумностью, правильностью, вынужден подчиниться силе непререкаемого порядка.

Информация о работе Лекции по "Культурологии"