Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 23:47, контрольная работа
В современной культурологии при всем многообразии трактовок можно выделись три основных подхода:
1. Позитивно-научный подход, который своими корнями уходит к учениям Э.Б. Тайлора и Л. Уайта. Здесь анализ культуры не противопоставляется анализу природы, и культурология воспринимается как вполне точная наука, изучающая законы и механизмы существования культуры. При этом свобода воли человека и его творческая деятельность как источники культуры по большому счету выносятся за скобки научного анализа.
1. Классификация культурологических подходов
3
2. Культурология во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.
6
2.1. Новые направления развития западной культуры конца XIX века
6
2.2. ХХ век и новые формы искусства
17
2.3. Русская культура на рубеже XIX-XX веков.
20
3. Проблемы художественной культуры XIX-XX веков.
30
Список литературы
Министерство образования и науки РФ
АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Культурология»
на тему: «Культурологические знания во второй половине XIX - начале XX века. Основные научные подходы»
Выполнила:
Научный руководитель:
Йошкар-Ола
2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Классификация культурологических подходов |
3 |
2. Культурология во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. |
6 |
2.1. Новые направления развития западной культуры конца XIX века |
6 |
2.2. ХХ век и новые формы искусства |
17 |
2.3. Русская культура на рубеже XIX-XX веков. |
20 |
3. Проблемы художественной культуры XIX-XX веков. |
30 |
Список литературы |
34 |
В современной культурологии при всем многообразии трактовок можно выделись три основных подхода:
1. Позитивно-научный подход,
который своими корнями уходит к учениям
Э.Б. Тайлора и Л. Уайта. Здесь анализ культуры
не противопоставляется анализу природы,
и культурология воспринимается как вполне
точная наука, изучающая законы и механизмы
существования культуры. При этом свобода
воли человека и его творческая деятельность
как источники культуры по большому счету
выносятся за скобки научного анализа.
2. Классический подход,
уходящий своими истоками к учениям И.
Гердера. И Канта, Г.В.Гегеля, с определенными
оговорками, К. Маркса. Здесь анализ культуры
признается научным. Но культурно-исторической
теория, вышедшая из недр философской
классики, является особого рода наукой,
отличной от позитивных наук о природе.
Ее главное отличие в том, что объективные
закономерности культуры не противопоставляются
субъективным творческим действиям людей,
вне анализа которых научный анализ культуры
безнадежно упрощается.
3. Неклассический подход, истоки которого связаны с именами А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. К формированию этого подхода к культуре имели отношение В.Дильтей, О.Шпенглер, во многом З.Фрейд. Суть этого подхода в том, что культура признается недоступной объективному научному анализу. В ее субъективную суть предлагается проникать, используя возможности мифа и искусства. Тупики этой методологии обнаруживает теория и практика постмодернизма. Здесь неклассический подход оборачивается "раскультуриванием" человека, в результате чего исчезает сам предмет культурологического анализа.
В самом общем плане по предмету исследования в современной культурологии также можно выделить три направления:
- изучение первобытной культуры, которой на протяжении ХХ века занимались так называемая этнология, а также "культурная" и "структурная" антропология;
- изучение европейской культуры классического типа, которую часто соотносят со своеобразием древних восточных культур;
- изучение культуры современного массового общества, связанной с новыми постиндустриальными технологиями.
Культурологические концепции ХХ века сложны для классификации именно потому, что они чаще всего находятся на стыке разных подходов, на границе ясно выраженных трактовок культуры.
Возьмем точку зрения известного антрополога, исследователя культуры племен Новой Гвинеи Бронислава Каспера Малиновского (1884-1942), который ввел в культурологию принцип функционализма. В трактовке Б. Малиновского любая культура - это целостная система, состоящая из набора элементов, которые, в свою очередь, связаны отношениями функциональной взаимозависимости. Указанный принцип функционализма, безусловно, уходит своими истоками к позитивно-научному мышлению. Ведь как раз у позитивно мыслящих ученых устройство культуры подобно организации всякого живого организма, и даже технической системе.
Но в то же время Б. Малиновский
стремился доказать, что различные
культуры никак не связаны между
собой, а потому бессмысленно, подобно
этнографам, располагать их в качестве
ступеней в культурно-историческом
развитии. Таким образом, отрицая
единство культур и культурно-
Своеобразный синтез позитивно-научной
и неклассической позиций в культурологии
предложил французский
Леви-Строс считал, что объективная точка зрения науки, предполагающая изучение культуры извне, и точка зрения той философии, которая стремится изучать культуру только субъективно и изнутри, вовсе не противостоят друг другу. В отличие от того, что утверждал, к примеру, В. Дильтей, Леви-Строс считал, что возможно реально совместить точку зрения внешнего наблюдателя и внутреннего "вживания" в культуру. Указанную методологию исследования культуры он практиковал, изучая мифы американских индейцев. Трактовка первобытного мифа, предложенная Леви-Стросом, считается значимой в соответствующей области науки. Что касается метода исследования культуры, то здесь Леви-Строс не добился серьёзной поддержки у своих коллег.
Необходимо уточнить характеристику методологического многообразия в современной культурологии. Это многообразие до определенного времени было скрыто от отечественной науки в силу известных идеологических причин. Но не будет преувеличением сказать, что в 70-е годы XX века в советской науке наступил культурологический бум, связанный с освоением новейших западных разработок в этой области. Второй культурологический бум в нашей стране наступил в начале 90-х годов и определялся уже не внутринаучными, а политическими причинами. С падением Советской власти утратила былой авторитет и её идеологическая основа - марксистское обществоведение. И вместо истории КПСС, марксистско-ленинской философии и научного коммунизма у нас появились культурология, политология, социология и другие новые науки, которые давно преподавались в западных учебных заведениях.
2. Культурология во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.
2.1. Новые направления развития западной культуры конца XIX века
Во второй половине XIX в. в Западной Европе культурным центром становится Франция, происходит утверждение буржуазной демократии, проявляются первые черты формирующегося массового сознания. Концентрация жителей в городах сопровождается динамизацией жизни, связанной с развитием промышленности, транспорта, средств связи, ускорением темпов общественной эволюции и научного прогресса.
Резко возрос поток информации, что вызывает попытки создания глобальной информационной системы. Еще не было ни радио, ни телевидения, но электротелеграф уже приблизил удаленные точки земного шара, а растущие тиражи газет способствовали более широкому распространению информации.
Социальные и гуманитарные
науки вынуждены были учитывать
фактор массовости. Распределение и
потребление искусства с
Уже в предыдущую эпоху наметилось разграничение функций в творческой деятельности: помимо художников возник особый корпус посредников — издателей, торговцев художественными произведениями, антрепренеров и т. д. Главной пружиной распространения произведений искусства стал коммерческий интерес. Предприниматель старался угождать любым вкусам, поэтому поощрялось создание низкопробной и псевдохудожественной продукции. Именно в XIX в. начинается массовая культура со всеми ее противоречиями и пороками.
Отталкиваясь от реализма и романтизма, возникают новые художественно-эстетические теории, получившие большую или меньшую популярность. Преемником некоторых романтических традиций стало возникшее в Англии в 1842 г. «Братство прерафаэлитов» — общество поэтов и художников: поэт и живописец Д. П. Россети (1828—1882), поэтесса К. Россети (1830—1879), живописцы Дж. Э. Миллес (1842—1896) и Э. Берн-Джонс (1821—1878), художник, дизайнер, писатель У. Моррис (1834—1896). Неприятие современной цивилизации сочеталось у прерафаэлитов с идеализацией Средневековья и Раннего Возрождения, требованиями эстетизации жизни. Они стремились к возрождению «наивной религиозности» в искусстве. Идеи прерафаэлитов в дальнейшем во многом повлияли на развитие символизма в английской литературе (О. Уайльд), стиля модерн в изобразительном и декоративном искусстве.
Как новое направление в искусстве символизм сложился Символизм в Европе в конце XIX— начале XX вв. Наиболее крупными представителями французского символизма были поэты Поль Верлен (1844—1896), Стефан Малларме (1842—1898), Артюр Рембо (1854—1891) и др.
П. Верлен (сборники стихов «Галантные празднества», «Романсы без слов», «Мудрость») ввел в лирическую поэзию сложный мир чувств и переживаний, придал стиху тонкую музыкальность.
Для творчества О. Малларме характерен усложненный синтаксис, инверсии, стремление к передаче «сверхчувственного». Это отчетливо прослеживается в драматических фрагментах «Иродиада» и сборнике «Стихотворения».
Одна из основных фигур французкой поэзии — А. Рембо, автор книг стихов и прозы «Сквозь ад» и «Озарения», проникнутых алогичностью, «разорванностью» мыслей, антибуржуазностью и пророческим пафосом:
Поэт сам делает себя восприимчивым — путем длительного, изнуряющего и тщательно продуманного расстройства всех чувств.
Символизм получил распространение и в других странах: в Германии — в творчестве Стефана Георге (1868—1933), в Австрии — Гуго Гофмансталя (1874— 1923) и Райнера Марии Рильке (1875—1926), в Бельгии — Мориса Метерлинка 1862—1949), Жоржа Роденбаха (1855-1898).
С. Георге отстаивал культ «чистого искусства» и его мессианской роли в сборниках «Седьмое кольцо», «Звезда союза». Он испытал влияние Ф. Ницше (сборник «Новое царство»).
Символизмом проникнуты лирика и драматургия Г. Гофмансталя («Каждый человек»).
Ведущая тема творчества Рильке — стремление преодолеть одиночество через любовь к людям и слияние с природой. В его произведениях («Книга образов», «Часослов») сочетаются философская символика, музыкальность и пластичность. Роман-дневник «Заметки Мальте Лауридса Бригге» предвосхищает экзистенциалистическую прозу.
Протест против приземленности натурализма выражал М. Метерлинк в своей символистической поэтике. Он автор пьес «Сестра Беатриса», «Монна Ванна», «Синяя птица». Метерлинк — лауреат Нобелевской премии 1911 г.
Творчество крупнейшего поэта-символиста Ж. Роденбаха, автора символистических романов «Мертвый Брюгге», «Звонарь», носит религиозно-мистический характер.
Символисты, сосредоточив свое внимание на художественном выражении посредством символов «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека, стремились прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», сверхвременной идеальной сущности мира, его «нетленной» красоте. Здесь уже со всей определенностью проявились ведущие тенденции современного искусства — тоска по духовной свободе, трагическое предчувствие социальных катастроф, недоверие к вековым культурным и духовным ценностям, мистицизм.
Болезненный упадок цивилизации — очевидность, бесспорная для выдающегося французского поэта Шарля Бодлера (1821—1867). Он предвестник французского символизма. Его главная книга получила название, вызывающее, но точно соответствующее сгущенно-трагическому видению мира, — «Цветы зла». Это ненависть к буржуазному миру, анархическое бунтарство, тоска по гармонии. Поэт сочетает эти чувства с признанием непреодолимости зла:
Настоящие путники те, кто пускается в путь, оставляя прошлое.
Трансформация, специфическая для конца XIX в., пронатурализм исходит с реалистической традицией — перерождение реализма в натурализм.
Сторонники этого направления исходили из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. В 80-е годы XIX в. натурализм становится влиятельным направлением во французской литературе. Наиболее крупный представитель и теоретик этого течения — Эмиль Золя (1840—1902). В своем главном труде — двадцатитомной серии романов «Ругон-Маккары» Золя нарисовал широкую панораму Французского общества, охватив в ней жизнь всех слоев населения страны. В своих лучших романах «Чрево Парижа», «Западня», «Жерминаль», «Деньги», «Разгром» писатель с большой реалистической силой изобразил социальные противоречия. Однако представление о законах общества как биологических законах ограничивало его реализм.